Конспект ООД на тему:"Звуки Ч-Щ"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Бутенко Елена Николаевна

Конспект ООД на тему "Звуки Ч-Щ" разработан для формирования произносительной стороны речи у детей  с ФФНР старшего дошкольного возраста. В конспекте представлены упражнения, направленные на развитие дифференциации звуков Ч и Щ у детей, страдающих недоразвитием фонематического восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_ch-shch.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 25 «Катюша»

Центрального района г.о. Тольятти

     

Конспект ООД по формированию звуковой стороны речи

на тему: «Звуки Ч – Щ»  (старшая группа ФФНР)

                                                     

                                                                                Подготовила:

                                                                     учитель-логопед      Бутенко Е.Н.

             

                                                               

                                                        Тольятти 2014

                  Конспект ООД по формированию звуковой стороны речи

у детей с ФФНР (старшая группа)

Тема: Дифференциация звуков Ч – Щ.

Цели:

- формировать умение дифференцировать звуки Ч – Щ;

- закреплять практическое употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;

- упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов и действенных причастий настоящего времени;

- упражнять в умении преобразования слогов и слов за счет замены одного звука или слога;

- развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: индивидуальные зеркала; картинки с изображением поезда и щетки; куклы – великан, гномик; картинки с изображением людей различных профессий, животных; разрезные кассы букв.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие в страну звуков, а чтобы занять место в вагончике нужно выполнить задание.

Игра с мячом «Один – много»: Я назову один предмет, а вы – много. Береза – много берез; ежик, лист, дерево, ветка, пень, заяц, капля, гнездо, ствол, волк, зверь.

Молодцы, занимайте места, наш поезд отправляется.

II.  Основная часть.

Артикуляционная гимнастика.

Пока мы едем до станции, давайте поиграем с нашими язычками.

Переехали через горку. Покажите язычком горку. Еще раз. Молодцы.  Что мы видим в окошко? Дети качаются на качелях. Как мы умеем язычок качать на качелях? Как дует ветерок в поле? Как стоит солдатик на посту? Молодцы.

 Дифференциация звуков.

1.Выделить часто встречающиеся звуки в словах:

Догадайтесь, с какими звуками будем путешествовать? Какие звуки встречаются в этих словах?

 Щетка, щука, ищу, мощный  ( - Щ)

 Чайка, чудо, дачка, плач  ( - Ч)

2. Звук – Ч  (едет поезд) – согласный, глухой, мягкий; при произношении звука – Ч губы выдвигаются вперед, язык вверху, голосок «спит»;

  Звук – Щ ( щеткой чистим одежду) – согласный, глухой, мягкий; при произношении звука – Щ губы вытягиваются вперед, язык у верхних зубов, голосок «спит». Ребята, путешествие в страну звуков мы с собой возьмем звуки – Ч  - Щ.

 На первой остановке узнаем, кто самый внимательный.

3. Игра «Слушай внимательно»:  

Ребята, у вас на столах картинки с изображением поезда и щетки.

Показываете «поезд», услышав звук – Ч, и щетку, услышав звук – Щ: ч, щ, щ, ч, щ, ч, ч, щ, ач, уч, ощ, ищ, ач, ча, щи, ща, че, ночь, плащ, щука, дочь, щавель, угощение,

 очки, печенье.

4. Игра «Эхо». Послушайте внимательно и скажите как я:  

  Ча – ща –ща                     ща – щу –чи

  Чи – щи –чи                     ащ – ущ - ча

  Ач – ач – щу                     чу – ча – щи.

Ответили правильно, едем дальше.    

5. Вторая остановка  в стране великанов и гномиков.

Каждый предмет, попадая  в эту страну превращается в очень маленький или в очень большой.  Посмотрите на  части тела гномика и великана.  У гномика - ручка, а великана – ручища, нога  - ножища и т.д.

6. Следующая остановка в стране мастеров. Здесь живут люди разных профессий.   Они выполняют разную работу и по разному называются.  Посмотрите на свои карточки.  Подскажите, кто работает на экскаваторе? – экскаваторщик. Работает на подъемном кране? – крановщик. Дрессирует животных? Чистит  обувь? Работает на почте? Играет на скрипке? Ухаживает за птицей?

7. Физминутка «Паровозик» (элемент логоритмики)

- Вставайте в паровозик.                       Дети встают друг за другом

«Чух-чух-чух» -                                     Двигаются вперед,

Мчится поезд во весь дух                     Двигаются быстрее

Паровоз пыхтит, -                                 «Пыхтят»

«Тороплюсь» - кричит

Как кричит паровоз?                             Останавливаются и повторяют хором.

- «У-У-У…».

- Встаньте, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч.    Если в слове есть звук – Щ –руки на плечи, а  – Ч - на пояс.

- На слово со звуком – Ч - наклон вперед, со звуком – Щ – назад.

8.Теперь мы попали в страну зверей. Все они издают разные звуки:

Лев рычит, рычит, рычит. Лев какой? - Рычащий!

Пес ворчит, ворчит, ворчит. Пес какой?-  Ворчащий!

Бык мычит, мычит, мычит. Бык какой? - Мычащий!

А петух кричит, кричит. Он какой? - Кричащий!

9. А теперь конечная станция нашего путешествия - cтрана Буквознаек.

Вы знаете буквы? Сейчас мы проверим.

Давайте будем превращать слова при помощи букв из разрезных касс:

Щит – щи – ищи – пищи

Ач – кач – качка – пачка

Итог занятия.

Вот подошло к концу наше путешествие. Возвращаемся домой.  С какими звуками мы путешествовали сегодня? На каких станциях мы с вами побывали? Вам понравилось наше путешествие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему "Звуки С-Сь" в подготовительной логопедической группе

Занятие по обучению грамоте для детей с ОНР на семинаре для заведующих детских садов города....

Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"

Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"...

Конспект занятия По теме: "Звуки (М) (М*)"

Это занятие способствует развитию фонематических процессов. Его могут использовать в своей работе учителя-логопеды, а также дефектологи для построения коррекционно-развивающего процесса....

Формирование звукопроизношения (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение.

Формирование звукопроизношения и подготовка к школе (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение....

Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -".

Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -"....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»

Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...