Конспект ООД на тему:"Звуки Ч-Щ"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект ООД на тему "Звуки Ч-Щ" разработан для формирования произносительной стороны речи у детей с ФФНР старшего дошкольного возраста. В конспекте представлены упражнения, направленные на развитие дифференциации звуков Ч и Щ у детей, страдающих недоразвитием фонематического восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_ch-shch.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 25 «Катюша»
Центрального района г.о. Тольятти
Конспект ООД по формированию звуковой стороны речи
на тему: «Звуки Ч – Щ» (старшая группа ФФНР)
Подготовила:
учитель-логопед Бутенко Е.Н.
Тольятти 2014
Конспект ООД по формированию звуковой стороны речи
у детей с ФФНР (старшая группа)
Тема: Дифференциация звуков Ч – Щ.
Цели:
- формировать умение дифференцировать звуки Ч – Щ;
- закреплять практическое употребление имен существительных в родительном падеже множественного числа;
- упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов и действенных причастий настоящего времени;
- упражнять в умении преобразования слогов и слов за счет замены одного звука или слога;
- развивать слуховое внимание и память.
Оборудование: индивидуальные зеркала; картинки с изображением поезда и щетки; куклы – великан, гномик; картинки с изображением людей различных профессий, животных; разрезные кассы букв.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие в страну звуков, а чтобы занять место в вагончике нужно выполнить задание.
Игра с мячом «Один – много»: Я назову один предмет, а вы – много. Береза – много берез; ежик, лист, дерево, ветка, пень, заяц, капля, гнездо, ствол, волк, зверь.
Молодцы, занимайте места, наш поезд отправляется.
II. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
Пока мы едем до станции, давайте поиграем с нашими язычками.
Переехали через горку. Покажите язычком горку. Еще раз. Молодцы. Что мы видим в окошко? Дети качаются на качелях. Как мы умеем язычок качать на качелях? Как дует ветерок в поле? Как стоит солдатик на посту? Молодцы.
Дифференциация звуков.
1.Выделить часто встречающиеся звуки в словах:
Догадайтесь, с какими звуками будем путешествовать? Какие звуки встречаются в этих словах?
Щетка, щука, ищу, мощный ( - Щ)
Чайка, чудо, дачка, плач ( - Ч)
2. Звук – Ч (едет поезд) – согласный, глухой, мягкий; при произношении звука – Ч губы выдвигаются вперед, язык вверху, голосок «спит»;
Звук – Щ ( щеткой чистим одежду) – согласный, глухой, мягкий; при произношении звука – Щ губы вытягиваются вперед, язык у верхних зубов, голосок «спит». Ребята, путешествие в страну звуков мы с собой возьмем звуки – Ч - Щ.
На первой остановке узнаем, кто самый внимательный.
3. Игра «Слушай внимательно»:
Ребята, у вас на столах картинки с изображением поезда и щетки.
Показываете «поезд», услышав звук – Ч, и щетку, услышав звук – Щ: ч, щ, щ, ч, щ, ч, ч, щ, ач, уч, ощ, ищ, ач, ча, щи, ща, че, ночь, плащ, щука, дочь, щавель, угощение,
очки, печенье.
4. Игра «Эхо». Послушайте внимательно и скажите как я:
Ча – ща –ща ща – щу –чи
Чи – щи –чи ащ – ущ - ча
Ач – ач – щу чу – ча – щи.
Ответили правильно, едем дальше.
5. Вторая остановка в стране великанов и гномиков.
Каждый предмет, попадая в эту страну превращается в очень маленький или в очень большой. Посмотрите на части тела гномика и великана. У гномика - ручка, а великана – ручища, нога - ножища и т.д.
6. Следующая остановка в стране мастеров. Здесь живут люди разных профессий. Они выполняют разную работу и по разному называются. Посмотрите на свои карточки. Подскажите, кто работает на экскаваторе? – экскаваторщик. Работает на подъемном кране? – крановщик. Дрессирует животных? Чистит обувь? Работает на почте? Играет на скрипке? Ухаживает за птицей?
7. Физминутка «Паровозик» (элемент логоритмики)
- Вставайте в паровозик. Дети встают друг за другом
«Чух-чух-чух» - Двигаются вперед,
Мчится поезд во весь дух Двигаются быстрее
Паровоз пыхтит, - «Пыхтят»
«Тороплюсь» - кричит
Как кричит паровоз? Останавливаются и повторяют хором.
- «У-У-У…».
- Встаньте, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук – Щ –руки на плечи, а – Ч - на пояс.
- На слово со звуком – Ч - наклон вперед, со звуком – Щ – назад.
8.Теперь мы попали в страну зверей. Все они издают разные звуки:
Лев рычит, рычит, рычит. Лев какой? - Рычащий!
Пес ворчит, ворчит, ворчит. Пес какой?- Ворчащий!
Бык мычит, мычит, мычит. Бык какой? - Мычащий!
А петух кричит, кричит. Он какой? - Кричащий!
9. А теперь конечная станция нашего путешествия - cтрана Буквознаек.
Вы знаете буквы? Сейчас мы проверим.
Давайте будем превращать слова при помощи букв из разрезных касс:
Щит – щи – ищи – пищи
Ач – кач – качка – пачка
Итог занятия.
Вот подошло к концу наше путешествие. Возвращаемся домой. С какими звуками мы путешествовали сегодня? На каких станциях мы с вами побывали? Вам понравилось наше путешествие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему "Звуки С-Сь" в подготовительной логопедической группе
Занятие по обучению грамоте для детей с ОНР на семинаре для заведующих детских садов города....
Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"
Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"...
Конспект занятия По теме: "Звуки (М) (М*)"
Это занятие способствует развитию фонематических процессов. Его могут использовать в своей работе учителя-логопеды, а также дефектологи для построения коррекционно-развивающего процесса....
Формирование звукопроизношения (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение.
Формирование звукопроизношения и подготовка к школе (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение....
Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -".
Формирование звукопроизношения и обучение грамоте (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звук и буква - А -"....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»
Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...