Методическая разработка с использованием здоровьесберегающей технологии
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Авторская методическая разработка с применением здоровьесберегающей технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx76.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 73 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект логопедического занятия по теме:

Развитие зрительно-гностических и кинестетических функций у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями как средство предупреждения оптической дисграфии с использованием здоровьесберегающих технологий и с помощью ИКТ

"Веселая Масленица 2014", Структурное подразделение "Детский…

Автор: Забуга Ольга Владимировна

Целью занятия является: профилактика оптической дисграфии дошкольников подготовительного возраста с диагнозом: общее недоразвитие речи.

В соответствии с выбранной целью, мне представляется возможным выделить следующие задачи:

1. Развитие высших психических функций

2. Развитие пространственной ориентировки

3. Развитие зрительно-пространственного восприятия букв

4. Развитие фонематических процессов (анализ, синтез, фонематические представления)

5. Развитие общей и мелкой моторики (тонкие дифференцированные движения пальцев рук)

6. Развитие пространственной ориентировки

7. Развитие зрительно-пространственного восприятия букв

8. Расширение словарного запаса и лексических представлений по заданной теме

9. Развитие речи

10. Формирование положительных качеств личности ребенка

11. Развитие темпо-ритмической организации голоса

12. Развитие кинестетических функций у детей

Подготовительная работа:

  1. Составление конспекта занятия
  2. Определение ролей. Роли исполняют….
  3. Подбор музыкального сопровождения
  4. Подготовка слайд-презентации с использованием ИКТ
  5. Оформление кабинета

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент

Дети входят в комнату, логопед объявляет тему занятия «Масленица». Звучит музыкальное сопровождение, частушки, заводные русские народные песни. Логопед рассказывает о празднике, показывает фотографии, как празднуют Масленицу в России (проектор с использованием ИКТ).

Масленица - разгульный народный праздник, который празднуется перед церковным постом. Пост - это время, когда верующим в Христа людям запрещено есть жирные и мясные продукты. Поэтому в дни празднования Масленицы проводятся богатые пиры. Хозяйки готовят блины, оладьи, разную выпечку и приглашают к себе гостей. Чего только нет на масленичном столе: тут и молоко, и сметана, и сыр, и яйца, и много-много сладостей! Но "гвоздь программы" - это блины. Каких только не было блинов раньше! - были блины с маком, с медом, с салом, с рыбой, с икрой, с брусникой... Считалось дурной приметой на столы в Масленицу не подать блины - значит год будет неурожайный, голодный, солнышко будет припекать слабо, лето выдастся холодным Блин - круглый горячий, масленый - олицетворял весеннее Солнышко. Поэтому с ним в древности проводились обряды. Девушки в масленичных хороводах носит блины на голове, чтоб ближе к Солнцу. Считалось, что Солнце видит это и дарует свою милость. На празднике проводились игрища, соревнования, где призом победителю так же были блины. Была традиция делиться блинами с родными, близкими людьми и соседями. Масленица – образ Зимы, с которой прощаются и ожидают весну. Бывает, что Зима не хочет уходить – она вредит людям морозами – борется с Солнцем – ведь весна уже не за горами. Каждый день на масляничной неделе имеет свое название.

Понедельник — встреча.  В понедельник все выходят на улицы - Масленку встречать. Изготавливали куклу из соломы, садили ее в сани, рядом ставили ветки сосны или ели, украшенные лентами, и так возили ее по всему селу или городу.

Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых.

Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Четверг — широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам.

Пятница — тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Последний день Масленицы — прощёное воскресенье.). Все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит».

Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощалась. Соломенное чучело сжигали. Посмотреть на прощальный костер собиралось все село. В этот момент считалось, что сгорает на костре сама лютая Зима.

Затем Логопед предлагает детям поиграть с Масленкой, которая пришла к ним в гости (выносится чучело Масленицы) – дети начинают водить хоровод вокруг  слышна заводная русская народная музыка) – вдруг  звучит громкая музыка, вбегает Зима и крадет Масленку, из ее кармана выпадают «блины».

Основная часть

Логопед обращает внимание детей на то, что на блинах записаны задания, разгадав которые – зима вернет чучело Масленки и можно будет продолжить праздник!

На доску вывешивается солнышко (без лучиков) – за каждое выполненное задание прикрепляется солнечный луч с определенной буквой.

  1. Угадать зашифрованное слово – на Экране лабиринты букв разного цвета, прикрепленные в разных пространственных плоскостях. С помощью зрительного анализатора дети по очереди угадывают свои буквы, выкладывают их на ковролине. Логопед предлагает составить слово, помогая определить порядок букв с помощью цифр. Дети читают получившееся слово «Мороз».
  2. Шифровки (на проекторе) – каждому ребенку выдается задание, где каждой букве соответствует свой знак – необходимо написать получившееся слово по данной шифровке. Каждое слово – это название дня масляничной недели.

Физкультминутка

Логоритмика – логопед говорит о том, что зима никак не хочет уходить – хоть солнышко часто светит, мороз все равно пощипывает за нос и предлагает вспомнить стихотворение с движениями:

«Рукавички мы надели» (пение под музыкальное сопровождение с бубнами, включается аудиозапись)

Рукавички мы надели,

Поглядите вы на нас:

В наших новых рукавичках

Мы начнём весёлый пляс.

Мы похлопаем в ладоши,

Мы потопаем немножко,

Рукавички отряхнём

И опять плясать пойдём.

Фонарики

Фонарики

Руки на пояс, покружиться

 

Хлопки

Притопы

Встряхнуть кисти рук

пружинки

1-я, 2-я строчки – удары в бубен, 3-я, 4-я – трясти бубен, 5-я – удары в бубен, 6-я – удары бубном по бедру, 7-я, 8-я – трясти бубен.

  1. Найди неправильно написанные буквы. На ковролине прикреплены буквы в разных плоскостях – дети выходят по очереди и выставляют буквы верно.
  2. Выложи буквы из палочек, чтобы они не повторялись – выигрывает тот, кто выложит больше букв.
  3. Выложить буквы слова Масленица из теста (по образцу)
  4. Снежинки – на ковролине прикреплены снежинки – логопед предлагает провести невидимые линии, соединяя снежинки, чтобы получались буквы.
  5. Напиши на спине буквы. Ведущему даются карточки с буквами – он рисует на спине ребенка пальчиком букву – ребенок должен ее угададоске записаны буквы – необходимо – стирая по одному элементу или приписывая по одному, либо и то и другое – изменить на другую букву.

8. Самомассаж.

Вот на улице мороз!

                       

Эй, потри скорее нос,

Подбородок отогрей мороз!.

Улыбнулись все скорей!

И у глаз потрём дружнее,

Веселее, веселее.

 

Ну-ка взялись все за уши,

Ни к чему нам бить баклуши,

Покрутили, повертели –

Вот и уши отогрели.

Каждый палец согреваем,

Сильно-сильно растираем.

Указательным пальцем массировать точку между бровями

В другую сторону

Массаж точки под нижней губой

В другую сторону

Круговые движения на висках

В другую сторону

 

Большие пальцы рук за ушами,

Выполнять круговые вращения

В одну и в другую сторону

 

«снимать кольцо» с каждого пальца на одной и другой руке

 

  1. Игра «волшебный мешочек» - в мешочке находятся различные предметы – детям необходимо ощупывать их ручками, не называя их, определять их свойства

Солнышко засияло лучами – все лучи собраны. Дети читают слово – МАСЛЕНИЦА! Солнышко припекает  все теплее и теплее, постепенно начнет таять снег, сосульки начнут плакать от того, что их срок прошел, потекут ручейки, запоют звонко птицы…скоро весна. Слышна весенняя мелодия и в этот момент заходит Зима и говорит: « Ах, как жарко мне становится, как лучи солнечные греть начинают и как птицы поют… всему свое время… А какие вы, ребята, молодцы, я наблюдала за вами, как лихо вы справлялись с моими заданиями – возвращаю я вам Масленку и ухожу до следующего года!!!»

ИТОГ

Выносятся БЛИНЫ – символ Масленицы, детей благодарят, спрашивают, какие задания им было выполнять интереснее всего, что они запомнили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Артикуляционная гимнастика,  Дыхательная гимнастика, Самомассаж, Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики....

Методическая разработка по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду (из опыта работы)

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду....

Методическая разработка с использованием здоровьесберегающей технологии "Звёздный теремок"

Данный материал разработан для детей разновозрастной группы для детей с ЗПР с использованием здоровьесберегающих технологий: массажные мячики, сенсорные мешочки, массажные стопы, фитболл, дыхательные ...

Методическая разработка по использованию здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога ДОУ.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога. Знакомство педагогов с разнообразными методами и приемами, которые оказывают положительное воздействие на организм ребенка...

Методическая разработка по использованию здоровьесберегающих технологий "Детский фитнес"

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его...