Методические разработки по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
методическая разработка по логопедии по теме

Трухина Любовь Ивановна

Артикуляционная гимнастика,  Дыхательная гимнастика, Самомассаж, Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические разработки: «Использование здоровьесберегающих технологий»

Артикуляционная гимнастика

(упражнения для челюстей)

  1. «Бегемотики» - широко раскрыть рот и подержать его открытым 10 сек.
  2. «Жуём жвачку» - жевательные движения с сомкнутыми губами: сначала в медленном темпе, затем – в быстром.

        (упражнения для губ)        

  1. «Заборчик» - улыбнуться, зубы видны.
  2. «Хоботок» - вытягивание губ вперед, как при произношении звука «У».
  3. «Бублик» - губы округлены и вытянуты чуть вперёд, зубы видны.
  4. «Заборчик – Хоботок» - чередование.
  5. «Кролик» - зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
  6. Вращательные движения губами.
  7. «Обезьянки» - отставление нижней губы от дёсен и зубов и втягивание её внутрь рта.

(упражнения для языка – выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти)

  1. «Блинчик» - улыбнуться, широкий расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 5 -10 сек.
  2. «Непослушный язычок» - улыбнуться, язык лежит на нижней губе, пошлёпать его губами, произнося: пя-пя-пя…
  3. «Часики» - движения языком вправо – влево, зубы видны.
  4. «Змейка» - узкий напряжённый язык высунуть далеко вперед и удержать 5-10 сек.
  5. «Блинчик – Змейка» - чередование.
  6. «Почистим зубки» - показать зубы, кончиком языка почистить нижние зубы:
  1. Делая движения снизу – вверх;
  2. Из стороны в сторону.
  1. «Качели» - движения широким языком вверх – вниз.
  1. К верхней – нижней губе;
  2. К верхним – нижним зубам;
  3. За верхние – нижние зубы.
  1. «Киска сердится» - кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка поднята вверх.
  2. «Пирожок» - рот открыт, боковые края языка загнуты и соединены.
  3. «Катушка» - кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта.
  4. «Оближем губки» - рот приоткрыт, облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу.
  5. «Горка» - высунуть язык наружу до отказа.
  6. «Футбол» - напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щеку.
  7. «Вкусное варенье» - приоткрыть рот, широким краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, нижние зубы видны.
  8. «Желобок» - высунуть широкий язык, боковые края языка загнуты вверх.
  9. «Чашечка» - широкий язык в форме чашечки поднят кверху.
  10. «Чашечка снаружи – внутри» - выдвинуть язык в форме чашечки наружу и задвинуть его вглубь рта (повторить 4-5-раз).
  11. «Лошадка» - пощелкать кончиком языка.
  12. «Плуг» - рот широко открыт, язык с силой загнут к мягкому небу, удержать 2-3 сек.
  13. «Маляр» - кончиком языка, как кисточкой, ведём от резцов до мягкого нёба и обратно
  14. «Грибок» - рот открыт, язык присосать к нёбу, удерживать на счёт 1-10.
  15. «Гармошка» - сделать «Грибок», закрывать и открывать рот, зубы видны.
  16. «Парус» - острый язык поднят за верхние зубы.
  17. «Приклей конфетку» - положение «Парус», открываем и закрываем рот, зубы видны.
  18. «Индюк» - движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, не отрывая от губы, добавить голос пока не послышится: бл-бл-бл…
  19. «Молоточек» - кончик языка стучит за верхними зубами: д-д-д…(сначала медленно, затем темп ускорить).
  20. «Моторчик» - рот широко открыт, язык за верхними зубами ударяется по бугоркам, произнося : дын-дын-дын…(сначала медленно, затем быстрее).
  21. «Заведём моторчик» - движения как при «молоточке», плюс вибрация подъязычной уздечки.

Дыхательная гимнастика.

  1. «Задуй свечку» - вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на свечу, полоску бумаги, щёки не надувать.
  2. «Сдуй снежинку» - улыбнуться, положить широкий край языка на нижнюю губу, дуть на ватный шарик, лежащий на ладони, произнося звук «ф» (щёки не надувать).
  3. «Фокус» - рот приоткрыт, язык «чашечкой» выдвинут вперед и приподнят, плавно дуть на чёлку.

Самомассаж языка.

  1.  С усилием, сквозь сомкнутые зубы, проталкивать язык вперёд, высовывая его изо рта, затем медленно втягивать вглубь рта (4-5 раз).
  2. Рот приоткрыт. Уперев кончик языка в нижние резцы, с усилием выталкивать язык «горкой», а верхними зубами как бы расчёсывать спинку языка (3-4 раза).
  3. Покусывание языка зубами от кончика до середины и обратно.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

  1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 мин.
  2. Выполняется перед зеркалом с обязательным соблюдением осанки.
  3. Вначале выполняется медленно, неторопливо, но постепенно темп увеличивается.
  4. Необходимо добиваться чёткого, точного выполнения движений.
  5. Упражнения для языка выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти.
  6. Зеркало можно убрать, когда ребёнок научится правильно выполнять движения.
  7. Каждое упражнение выполняется до 10 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи»

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих пер...

«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжелыми нарушениями речи»

В статье рассматривается значение  использования метода  игротерапии в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в рамках формирования сенсорных эталонов. Авторами раскрывается а...

Использование традиционных и инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье обобщен материал о традиционных и инновационных технологиях в работе логопеда с детьми с ТНР...

Презентация «Использование ЛЕГО-технологий в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Традиционные формы и методы обучения все в меньшей степени способны откликаться на изменения характеризующие современность. Современные дошкольники часто отдают свое предпочтение лего -конструкто...