Роль логопедической ритмики в коррекции речи детей дошкольного возраста
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Климина Тамара Геннадьевна
Занятие по логопедической ритмике с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: «Поход в горы».

Цели:
- расширить представления о горах, походе, туристическом снаряжении;
- учить координировать движения с музыкой и речью;
- актуализировать накопленный словарь, ввести в активный словарь сложные слова «камнепад», «ледоруб», «водопад»;
- формировать связность и четкость высказываний;
- закрепить навыки правильного произношения звуков «р», «рь», в слогах, словах, фразах, предложениях;
- формировать навыки правильного речевого и нижне-диафрагмального дыхания;
- развитие слухового и фонематического восприятия, чувства ритма;
- развивать оральный праксис, мимику лица;
- продолжать работу над пением и просодической стороной речи;
- развивать двигательную активность, правильную осанку, общую (ходьба в колонне по одному, змейкой, врассыпную, прыжки на двух ногах) и мелкую моторику;
- устранение логофобии;
- развитие внимания, памяти, логического мышления, творческого воображения;
- воспитание чувства любви к природе, бережному отношению к ней;
- воспитывать желание помочь друг другу;
- вызвать эмоциональный отклик у детей.
Оборудование: фортепиано, гитара, папка-передвижка с фотографиями горных походов, туристическое снаряжение (рюкзак, ледоруб, каска, высокогорные ботинки), детские рюкзаки, фонарики по числу детей, рисунок ручья, горных вершин, запись слов ручья, дрова, макет костра, ведро с нарезанной мишурой, картонная корзина воздушного шара, гелевые шары.
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети входят в зал. Звучит музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!» Дети отвечают: «Здравствуйте, Тамара Геннадьевна!»
Основная часть:
Беседа по фотографиям горных походов: «Ребята, я часто рассказывала вам о том, как ходила в горы. Сегодня я покажу фотографии своих горных походов. Посмотрите, как красивы горы. Это – горная река, а здесь мы на вершине горы…Вы узнали меня?»
Обращается внимание детей на туристическое снаряжение: «А эти предметы – настоящие помощники в горах (рюкзак, каска, ледоруб, ботинки). Как вы думаете, для чего каска нужна туристу? (ответы детей). В горах бывает камнепад (закрепление нового слова). Чтобы камни не разбили голову, одевают каску. А это – ледоруб. Для чего ледоруб? (ответы детей). Ледоруб нужен для того, чтобы рубить лед и подниматься в гору (закрепление нового слова). Это – туристические ботинки. Они помогают туристу покорять горные вершины. А вы хотите отправиться в поход?
В горы мы идем, друзья,
Ведь туристы мы не зря!
Рюкзаки все надевайте,
Друг за другом все вставайте! (дети надевают детские рюкзаки, в которых лежат фонарики; построение в колонну по одному).
Мы должны дойти до вершины горы. А чтобы выполнить эту задачу, какими надо быть? (ответы детей – «смелыми», «умными», «дружными», «помогать друг другу» и т.п.). Да, туристы именно такие!
Что ж, ребята, не зевай
И вершины покоряй!
Ходьба в колонне по одному за логопедом, проговаривая рифмовки:
РА-РА-РА! РУ-РУ-РУ!
Нам в поход пора! В гору я иду!
РО-РО-РО! РЫ-РЫ-РЫ!
Горы далеко! Все туристы мы!
Ребята, посмотрите как здесь красиво! Горы какие? (ответы детей).
Предлагаю я присесть.
Много разных звуков здесь!
Звуки эти повтори
И движенья покажи! (дети с логопедом садятся по-турецки).
Солнце светит ярко (зажмурится),
Ручейки бегут (бл-бл-бл),
Песенки поют (руки-волнообразные движения, произносится зв.У),
Появились жуки (ладонь - на грудь, произносится звук Ж),
Мухи (ладонь - на голову, произносится звук Н),
Пчелы (ладони на щеки, произносится звук В),
Комары (ладонь – на шею, произносится звук З).
Рады солнышку ребята,
Все довольны теплым днем,
А в поход мы вновь идем?
РЕ-РЕ-РЕ!
Мы идем к горе!
РЯ-РЯ-РЯ!
Вместе мы друзья!
Ребята, как вы думаете, какие препятствия можно встретить в горах? (ответы детей).
Много трудностей, ребята,
Можно встретить на пути!
Кочку, дерево и гору
Все мы сможем обойти?
(упражнение «Кочка, дерево, гора.» - логопед на фортепиано исполняет марш, дети ходят врассыпную, «по разным дорожкам», при остановке музыки логопед произносит «кочка» - дети приседают, округляя спины; «дерево» - дети поднимают руки вверх, изображая деревья; «гора» - дети встают на колени, соединяют ладони над головой, изображая горные вершины).
Дети, в горах бывает эхо. Поиграем в «Эхо»? Я говорю слоги, а вы повторяете за мной, как эхо, по одному. РА-РО-РУ, РО-РЭ-РЫ, АР-ОР-УР, УР-ОР-АР, РЭ-РЫ-РО, РЫ-РО-РУ, ОР-УР-ЫР, РЫ-РА-РО.
Молодцы вы все, друзья,
Подойдите-ка сюда.
Тише, что-то слышу я!
(дети подходят к плакату с ручьем, в записи звучит «голос ручья»:
Здравствуйте, ребята!
Горный я ручей.
Бегу я по долинам
И нет меня быстрей!
Вам задание я дам –
Если скажете слова все со звуком «Р»-
Перепрыгните меня, пропущу я вас, друзья! (дети перепрыгивают ручей, произнося слова).
Вот мы поднялись еще выше в горы. А чем выше поднимаешься, тем становится холоднее. Как же нам согреться? (ответы детей). Чтобы развести костер, что нужно? (дрова). Напилим дров? (упражнение «Пильщики» О.С.Боромыковой).
Как много дров мы напилили, подкладывайте их в костер. Но что-то наш костер не разгорается, что делать? (ответы детей). Надо на него подуть! (вдох через нос, выдох через рот, губы – «трубочкой»). А сейчас погреем руки у костра (пальчиковая гимнастика):
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики!
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики!
Вместе пальчики-друзья
Друг без друга им нельзя!
Ребята, в походе один из самых замечательных моментов – это пение у костра под гитару. Споем? (исполняется песня о веселом туристе). После песни в зале гаснет свет.
Мы не заметили, как уже стемнело, появились звезды. Вершина горы уже совсем рядом. Как же нам освятить тропу и добраться до цели? (ответы детей). У меня идея – загляните в свои рюкзаки (дети достают фонарики). Перед тем как мы возьмем вершину нужно затушить костер (из ведра на костер высыпаю мишуру). Что же освещаем путь фонариками и берем вершину горы (включается свет). Вот мы и на вершине горы. Посмотрите, как красиво вокруг! Вам понравился поход? Что вам запомнилось? А почему мы достигли вершины? (ответы детей). А как же нам попасть обратно в детский сад? (предложения детей). Я предлагаю спуститься в корзине воздушного шара (дети проходят в корзину).
Заключительная часть:
Мы пролетаем над горами, дышим полной грудью чистым, горным воздухом, закройте глаза (звучит релаксирующая музыка). Вот мы и добрались до детского сада. Спасибо вам за это путешествие!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театральной постановки «Как краски кубанскую радугу спасали» из опыта работы учителя-логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны « Роль театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с ОНР»

Театральная деятельность - палочка -выручалочка для логопеда! Поставьте детей на сцену - результат получите замечательный.  Коррекция речи дошкольников с общим недоразвитием ре...

Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта  работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...

Использование здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи детей дошкольного возраста

Статья "Использование здоровьесберегающих  технологий в системе коррекции речи детей дошкольного возраста" представляет собой описание технологий здоровьесбережения в практике учителя-логопеда....

Проект "Логопедическая радуга"-Создание условий для коррекции речи детей дошкольного возраста посредством реализации мини-проектов.

Создание условий для коррекционной работы с детьми с нарушением речи по нескольким направлениям с помощью реализации мини-проектов....

«Логопедические сказки как средство коррекции речи детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Проблемы:Ø Низкий показатель чтения родителями сказок своим детям.Ø Дети знают мало сказок.Ø Дети не знают персонажей сказок.Ø Неумение детьми связно пересказать сказку.Ø Не развита творческая самосто...

Публикация.Коррекция речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через народное устное творчество.

Аннотация. Статья посвящена возможностям использования материалов устного народного творчества в логопедической коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Ключевые с...