Главные вкладки
Климина Тамара Геннадьевна
сайт логопеда
Профессия: учитель-логопед
Профессиональные интересы: коррекция ОНР, заикания, логопедическая ритмика
Увлечения: путешествия, психология, экстрасенсорика
Регион: Ставропольский край
Населенный пункт: город Ставрополь
Место работы: МБДОУ детский сад №50
Звание, ученая степень: почетный работник народного образования
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/klimina-tamara-gennadevna"Я хочу быть проблемой тем проблемам, которые встают передо мной", "День пережит и, слава Богу!"
Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетным направлением деятельности дошкольных учреждений. В последние годы наблюдается негативная тенденция ухудшения состояния здоровья детей, снижения уровня психического и физического развития.
У детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями отмечается общая моторная неловкость, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость и соматическая ослабленность.
В МБДОУ детском саду № 50 в системе общепринятых лечебно-профилактических мероприятий особое место занимают занятия логопедической ритмикой.
Значение ритмического и логоритмического воздействия на людей подчеркивали многие исследователи. Еще В.М. Бехтерев выделял такие направления ритмического воспитания, как выявление ритмических рефлексов, приспособление организма ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные), установление равновесия в деятельности ЦНС ребенка (умерить слишком возбужденных и растормозить заторможенных).
В.А. Гиляровский писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение. Она способствует тренировке подвижности нервных процессов ЦНС, активированию коры головного мозга. В.А.Гринер и немецкие исследователи К. Колер (Crista Kohler) и К. Швабе (Chr.Schwabe) указывали, что логопедическая ритмика может быть использована как психотерапевтический метод (коллективно- психологический, музыкотера-пия).
Занятия логопедической ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, то есть оздоровлению всего детского организма в целом.
Мы используем логопедическую ритмику как одно из самостоятельных средств коррекционного – оздоровительного воздействия. В штатное расписание детского сада введена ставка воспитателя по логопедической ритмике. Педагог имеет высшее дефектологическое и музыкальное образование. Ею разработана система занятий по логоритмике для детей с речевой патологией, начиная с четырехлетнего возраста.
Накопленный опыт работы с детьми позволил выработать следующую модель использования логопедической ритмики в коррекционно-оздоровительном процессе:
Первичная |
| Планирование |
| Логоритми- |
| Консульти-рование родителей |
| Контрольное обсдедование |
диагностика |
|
|
| ческие занятия |
|
|
|
|
Раскроем основные пункты модели на примере работы с заикающимися детьми:
I. Диагностика психомоторных и сенсорных функций у детей, страдающих заиканием
Обследование проводим по следующим параметрам: двигательная память, произвольное торможение движений, статическая координация движений, динамическая координация движений, моторика пальцев рук, оральный праксис, объем и качество движений мышц языка (щек, лба, глаз), формирование мимических поз, слуховое внимание, музыкальный слух, восприятие музыки, ритмическое чувство, продолжительность и сила выдоха.
Результаты обследования показывают, что моторные функции у заикающихся детей развиты в разной степени: у одних наблюдается опережение моторного развития, у других – отставание. Нарушения касаются не только общей, но и мимической моторики, и орального праксиса.
У детей с заиканием имеет свои особенности и просодическая сторона речи: нарушен тот или иной, а иногда и все факторы музыкальности языка, речь монотонна, ее темп замедлен или, наоборот, слишком быстр. Для заикающихся характерны такие особенности психических процессов, как неустойчивое внимание, реакция даже на незначительные раздражители, узкие рамки воображения, зацикливание на одном образе, кратковременная память.
II. Планирование и подбор музыкально- ритмического и речевого материала осуществляется по результатам обследования с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, степени тяжести заикания, его клинической формы, структуры речевых и двигательных нарушений, сложности задания и периода обучения. Так в период ограничения речи («режим молчания») на занятиях логоритмикой используются только невербальные приемы:
- упражнения на развитие основных свойств внимания (Звук А- поднять руки вверх, звук У- в стороны, О- присесть);
- упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса («Деревянные и тряпичные куклы»);
- упражнения, развивающие чувство темпа и ритма (прохлопать ритмический рисунок);
- развитие координации движений;
- совершенствование мелкой моторики;
- развитие мимических движений;
- слушание музыки;
- игра;
- релаксационные упражнения.
Материал логоритмических занятий тесно взаимосвязан с перспективным планом логопеда. Тематика занятий подбирается с учетом лексических тем и отрабатываемых на логопедических занятиях звуков.
Логопедические занятия | Логоритмические занятия |
«Ранняя осень», Звук У | «Путешествие в осенний лес», разучивание песни «Уж и удод» |
«Зима. Обобщение », Звук Ш | «Как звери зимуют», упр. «Мишутка» |
«Наше тело. Умывальные принадлежности», Согласные звуки | «Чистота- залог здоровья», упр. «Умы-валочка» |
III. Логоритмические занятия.
При построении занятий необходимо соблюдать некоторые условия:
- занятия проводятся не реже 2-х раз в неделю;
- каждый новый этап должен быть сложнее предыдущего;
-методы работы подбираются в соответствии со сложностью дефекта и возрастными возможностями детей;
- на занятиях необходимо чередовать нагрузку на разные группы мышц;
- на каждом занятии проводить релаксационные упражнения.
Предлагаем примерную структуру логоритмического занятия:
1.Организационный момент. Включаются игры и упражнения, нацеленные на создание положительной мотивации и сосредоточение внимания детей.
2. Основная часть. Артикуляционные упражнения под музыку и без нее; упражнения на развитие мышечного тонуса; слушание музыки; упражнения на развитие дыхания; упражнения на развитие слухового внимания, музыкального слуха, ритмического чувства, тонкой моторики; игры, развивающие психические процессы.
3. Заключительная часть. Мимические и пантомимические этюды, игры на развитие творческого воображения, упражнения на восстановление дыхания, релаксационные упражнения.
Основой занятий по логопедической ритмике является ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося. Для закрепления навыков правильной речи в психотерапевтических целях используем способность детей к творческому перевоплощению в пении- драматизации. В инсценировках дети- «артисты» учатся непринужденно говорить и действовать, что оказывает большое влияние на устранение логофобии. Большой интерес у заикающихся детей вызывает использование в проведении лого-ритмических занятий не только фортепиано, но и гитары.
IV. Консультирование родителей заикающихся детей и педагогов.
Основная цель консультационной работы – своевременное информирование
их об особенностях развития ребенка и необходимости проведения логоритмических занятий; формирование у близких взрослых активной позиции в вопросах воспитания и адекватных форм взаимодействия со своими детьми.
Особенно актуальны и востребованы следующие темы: «Игры и упражнения в период ограничения речи», «Значение развития ритмического чувства в коррекции заикания дошкольников», «Учимся правильно дышать» и др. Как правило, консультации проводятся с практическим обучением родителей и педагогов необходимым навыкам. Например:
- для овладения правильным нижнедиафрагмальным дыханием – имитация дыхания собаки, которой жарко;
- для снятия напряжения с голосовых связок – после вдоха на плавном выдохе потянуть звук М, при этом зубы не смыкать и голос не форсировать, 5-7 раз;
- артикуляционная гимнастика;
- для развития чувства ритма – отхлопать или отстучать ритм по показу педагога; шагистика под счет: сначала учим ребенка ходить под счет в среднем темпе, шаг начинать с левой ноги на счет «раз», упражнение проводится синхронно (шаг – цифра).
Семинары-практикумы для родителей проводятся 1 раз в квартал.
V. Контрольное обследование.
Проводится в конце каждого периода обучения. Данные диагностики указывают на устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом.
В. на базе МБДОУ детского сада № 50 проходила научно-практическая конференция по проблемам логопедии с участием профессора МГПУ им. Шолохова Г.В. Чиркиной. Она отметила профессионализм и компетентность педагогов, эффективность занятий по логопедической ритмике в общей системе коррекции речевых нарушений и оздоровлении детей.
Положительная динамика развития психомоторных умений и навыков, а также результаты медицинского мониторинга за последние пять лет позволяют сделать вывод о том, что занятия логопедической ритмикой являются важной неотъемлемой частью комплексного оздоровительно-коррекционного воздействия на дошкольников с нарушениями речи и способствуют социальной адаптации детей.
О себе
Стаж - 21 год, воспитываю сына - 14 лет. Люблю путешествия, серьезно занималась горным туризмом, играю на фортепиано, гитаре.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
"Четвертая высота"
Мои достижения
Победитель городского конкурса "Воспитатель года 2006", кандидат в мастера спотра по горному туризму.
Моё портфолио
Занятия логопедической ритмикой отличаются разнообразием приемов, широким использованием инновационных технологий, позволяющим дошкольникам самостоятельно регулировать темп и ритм своей речи, 90% выпускников владеют навыками речи без заикания. В 2008 году в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции мною опубликована статья «Роль логопедической ритмики в комплексе мер по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями». В 2011 году стала лауреатом I Всероссийского конкурса «Я — педагог» в номинации «Инновации в логопедической практике». Имею возможность поделиться опытом своей работы и перенять опыт коллег.