Конспект подгруппового занятия для детей старшегол дошкольного возраста по теме "дифференциация с-з"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы c применением ИКТ: «Дифференциация звуков [c] и [з] в словах».
Цель: учить детей различать звуки [c] и [з] в словах.
Задачи;
Образовательные
1. Обучение детей соотношению понятий «звук» и «буква».
2. Закрепление знаний характеристик звуков.
Коррекционные:
1. Закрепление знаний артикуляторных характеристик звуков [с], [з].
2. Закрепление звуков [с], [з] в устной и письменной речи.
3. Развитие подвижности артикуляторного аппарата.
4. Развитие фонематического восприятия.
5. Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений.
6. Активизация словаря.
7. Развитие памяти, внимания, мышления.
Воспитательные:
1. Воспитание умения организованно работать в коллективе.
Оборудование: картинки, цветные карточки, интерактивная доска.
План и ход урока:
Деятельность логопеда | Предполагаемые ответы детей |
I. Орг. момент -- Здравствуйте дети, садитесь.
II. Вводная часть. Развитие подвижности артикуляторного аппарата. -- Давайте вместе выполним несколько упражнений. Я буду вам говорить, а вы выполняйте. -- Первое упражнение: сделайте улыбку и держите, пока я не скажу «стоп» (говорит «стоп» через 8 секунд). -- Теперь выполните «хоботок» (останавливает через 8 секунд). -- Молодцы, все правильно сделали. А теперь сделайте попеременно улыбку и «хоботок» под мой счёт, на 1— улыбка, на 2 – «хоботок» (н6а первое выполнение оба упражнения по 7 раз, через перерыв – 8 раз, через перерыв – 9 раз). -- Теперь давайте немного побудем все маленькими обезьянками. Положим свой язычок на нижнюю губу и несильно его пожуем, не делайте сильно, чтобы не прикусить язык (жуют 10 секунд). -- Молодцы, а теперь давайте просто положим язычок на нижнюю губку и подержим (первый раз держат 7 секунд, через перерыв—9 секунд, через перерыв – 11 секунд). -- Хорошо, а теперь давайте сделаем «иголочку» (первый раз держат 7 секунд, через перерыв – 8 секунд, через перерыв – 9 секунд). -- Молодцы, а теперь сделаем попеременно «обезьянку» и «иголочку» под мой счёт (первый раз – по 7 раз каждое упражнение, через перерыв—по 8, через перерыв – по 9). -- Хорошо, а теперь давайте вместе поиграем в ветер. Сначала представьте, что ветер дунул сильно и быстро и покажите мне, как он дунул. -- А теперь представьте, что ветер подул сильно, но теперь он дул долго, покажите мне, как теперь дует ветер. -- Теперь ветер будет дуть попеременно, когда я скажу 1, вы показываете как дует короткий ветер, на счёт 2 -- длинный (на первое выполнение -- по 7 раз каждое упражнение, через перерыв – по 8 раз, через перерыв – по 9 раз). -- Молодцы, дети, все упражнения вы выполнили верно. Теперь поднимите руку и назовите мне первый звук в слове т «сом». -- Правильно, а теперь назовите мне первый звук в слове «заяц».
-- Верно. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, чем же различаются звуки [c] и [з]. III. Основная часть. Изучение нового материала Закрепление знаний артикуляторных характеристик звуков -- Кто-нибудь мне напомнит, в каком положении у нас губки язык и зубы, когда мы произносим звук [c]? -- А когда звук [з]? -- Странно, если у этих звуков в одинаковом положении губки, зубки, язычок, при этом у нас и тут и там выходит тёплый воздух, чем же тогда эти звуки у нас отличаются? -- Верно, звук [з] звонкий, а звук [с] глухой. А работа каких органов различна при произнесении этих звуков? -- Правильно, различается работа голосовых складок. Расскажите мне, какие это звуки? Развитие памяти. -- Вы помните, что мы обозначаем все звонкие звуки жёлтым цветом, а глухие – оранжевым. Сейчас мы с вами поиграем: когда я буду показывать вам жёлтую карточку, вы произносите звук [з], а когда оранжевую – звук [с] (показывает в разном порядке). Развитие фонематического восприятия. -- Все были внимательны, молодцы. Сейчас я буду говорить каждому из вас по несколько слогов, а вы их будете повторять (называет каждому по очереди ряд слогов, сначала открытые, потом закрытые, далее со стечением). -- Хорошо, а теперь скажите, какими буквами мы на письме обозначаем эти звуки? После ответа записывает их на доске мелками жёлтого и оранжевого цвета соответственно. Развитие фонематического анализа -- Перед вами на доске слова, но в них пропущен или звук [с], или звук [з]. Каждый по очереди сейчас выйдет и вставит нужную букву в одном слове. Развитие мышления, памяти, фонематического анализа. -- Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы должны будете её отгадать. В слове – отгадке мы услышим звук [с] или [з], вам нужно не только отгадать загадку, но и определить, какой звук вы слышите, и в какой части слова он стоит. (читает загадки). IV. Физкультминутка. -- Встаньте все возле своих мест. Мы с вами немного отдохнём. Я вам буду читать стих и показывать движ6ения, а вы повторяйте эти движения за мной (читает стих и выполняет движения). Развитие внимания, памяти, фонематического анализа. -- Я буду вам показывать картинки, а вы смотрите внимательно и поднимите мне карточку нужного цвета, когда услышите звуки [с] или [з] (показывает предметные картинки, в некоторых не встречается этих звуков). Развитие фонематического анализа, представлений, мышления, памяти. -- Теперь внимание: вы сидите за тремя столами, те, кто сидит за правым от меня столом, слушайте, пожалуйста, слова, в которых звук [c] стоит в начале слова. Те ребята, которые сидят за средним столом: вам нужно услышать слова со звуком [c] в середине слова, ну а те, кто сидит за левым столом, как вы догадались, слушайте слова со звуком [c] в конце слова. Я говорю слова, как только вы услышали слово, которое подходит вам, вы поднимаете руку. За каждую правильно поднятую руку я даю вашей команде фишку. Если рука поднята неправильно – вы возвращаете мне одну фишку. В конце мы посмотрим, какая команда победила. (логопед говорит слова, раздает фишки, следит, чтобы в конце игры количество фишек у команд было одинаковое). -- Молодцы, а теперь давайте поиграем так же и со звуком [з].
-- (Логопед включает планшетную доску) Посмотрите, ребята, к нам пришли в гости Зоя и Соня. Они просят вас им помочь собрать сумки. Зое нужно класть в сумку картинки, в названиях которых есть звук [з], а Соне – картинки со звуком [c]. (Если выполнено неправильно – компьютер об этом говорит).
V. Закрепление изученного. Развитие фонематического анализа, представлений, памяти. -- Ну и самое сложное задание. Вам нужно постараться придумать слово, в котором встречаются оба звука,. VI. Подведение итогов. -- Итак, ребята, кто скажет, чем мы сегодня занимались с вами? VII. Оценка деятельности. -- Вы сегодня все хорошо поработали, все молодцы. VIII. Организация окончания. -- Сложите все вещи со столов, ничего не забывайте. Встаньте и спокойно выйдите. До свидания.
| Стоят, потом садятся. Выполняют. Выполняют. Выполняют. Выполняют. Выполняют. Выполняют. Выполняют. Показывают. Показывают. Выполняют. Называют, подняв руку. Называют, подняв руку. -- Губки растянуты в улыбку, между зубками небольшая щель, язычок становится мостиком. -- У него происходит всё то же самое. -- Тем, что звук [з] звонкий, а звук [c] глухой. -- Работа голосовых складок. Произносят. Каждый повторяет. Называют. Подходят по очереди и вставляют. Отгадывают и называют место. Встают и повторяют движения за учителем. Поднимают карточки. Поднимают руки, получают фишки. Считают в конце. По очереди выходят и «кладут» картинки в сумки. Думают, называют слова. Рассказывают, чем занимались. -- прощаются и уходят. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевым диагнозом НПОЗ.
цель данного занятия: обогащение словаря детей, закрепление умения различать и правильно произносить гласные звуки А, О, У, И, формирование фонематических представлений, вопроизведение заданного ритма...
Подгрупповое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР "Три поросенка"
Занятие с использованием элементов сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста в форме мини квест-игры «По следам звука Р»
Подгрупповое занятие с использованием песочных технологий в виде квест-игры, где дети нацелены на выполнение заданий. В завершении игры участники должны выполнить правильно и быстр...
План-конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по лексической теме "Дикие животные".
План - конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Автоматизация звука [Р]»
На данном занятии закрепляется навык правильного произношения звука [Р] в слогах, словах и предложениях.Дети упражняются в определении наличия звука [Р] в словах, ...
Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с камешками "Марблс"
Материал полезен для педагогов-психологов и воспитателей ДОУ...
Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста с использование «Игровизора» В.В. Воскобовича
Маериал полезен специалистам сопровождения в дошкольном учреждении...