Конспект логопедического занятия по автоматизации звука (Ш) в словах и предложениях "В гости к Мишке в осений лес".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель: закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в словах и предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_k_mishke.docx | 638.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях
«В гости к Мишке в осенний лес»
Цель: закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в словах, в предложениях.
Задачи:
- Образовательные:
- уточнить представления детей о звуке (Ш);
- закрепить лексическую тему "Осень";
- Коррекционные:
- развитие артикуляционной и мелкой моторики;
- развитие фонематического слуха;
- развитие речевого дыхания.
- Развивающие:
- закрепить умение определять место звука в слове;
- развивать внимание, память, мышление и воображение;
- упражнять в умении грамматически правильно изменять предложение.
- Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать;
- воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту.
Оборудование: игрушка медвежонок Мишка, домик мишки, лесные деревья, 4 зеркала, прищепки с насекомыми, вырезанные из картона дерево, норка, осенние листья, вырезанные из цветной бумаги, поднос, лесные орехи, 12 пеньков из картона, картинки на звук Ш, лукошко с шишками, предметные картинки со звуком (Ш), проектор, экран, музыкальное сопровождение.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
– Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. (Установление эмоционального контакта).
Дети и логопед встают в круг.
Логопед:
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
– Ответь мне, назови свое имя ласково и 1-й звук в своем имени. (Мишенька – М...)
В гости в лес нас приглашает,
Поиграть там предлагает.
Логопед: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?
Логопед находит письмо и читает его:
«Ребята, пишет вам Медведь Миша. У меня потерялся звук Ш. Теперь я говорю вот так: Сыска, мыска, саик. Помогите мне найти потерявшийся звук».
Собирайтесь скорее,
В необычный поход,
Ждут вас тайны лесные,
В лес тропинка зовет.
Жду вас в домике лесном,
Поиграем, отдохнем.
– Ребята, поможем Мише? (Да!). Давайте отправимся в лес, и поиграем в интересные игры. Но чтобы найти звук Ш необходимо выполнить интересные игры и задания.
По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.
Дети садятся на стулья. Логопед показывает изображение лесного домика.
Логопед: Мишка предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. Это первое задание.
2. Артикуляционная гимнастика
«Лопаточка»
Язык широкий покажи
И лопатку подержи.
Описание: | Методические указания: |
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении. | следить, чтобыгубы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на передние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. |
«Качели»
А сейчас качели вверх,
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт,
И никто не отстаёт.
Описание: | Методические указания: |
Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам. | следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. |
«Вкусное варенье»
Губка верхняя в варенье,
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся,
Будто нету других дел.
Описание: | Методические указания: |
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. | следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). |
«Маляр»
Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
Описание: | Методические указания: |
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба. | следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась. |
«Чашечка»
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
Описание: | Методические указания: |
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10. | следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна. |
Логопед: Молодцы, ребята, справились с первым заданием! Но нас ждет следующее испытание.
3. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять | (загибать пальчики, начиная с большого на одной руке) |
Будем листья собирать | (сжимать и разжимать кулачки) |
Листья берёзы, | (загибать пальчики, начиная с большого на другой руке) |
Маме осенний букет отнесём. | («шагать» по столу средним и указательным пальчиками) |
4. Массаж пальцев лесными орехами
(Дети выполняют движения с орехами по стихотворному тексту.)
– Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.
– Научился я орешек между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
– Я орешек свой возьму, между пальцами зажму.
Раз, два, три, четыре, пять, орешек сложно удержать!
– Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.
Логопед: И с этим заданием справились, молодцы. Дети, посмотрите какие красивые в коробочке прищепки. Кто там сидит на них? (Насекомые и лесные звери). Наступила поздняя осень. Какой месяц осени у нас сейчас? (Ноябрь). А как готовятся к зиме насекомые и ежики?(Насекомые прячутся в кору деревьев, ежики в норку). Давайте мы им поможем. Прицепите прищепки с героями туда, где они будут зимовать (звучит музыка).
5. Массаж лица
– А теперь приготовимся к путешествию и сделаем массаж лица.
Ручки растираем | (дети потирают ладони) |
И разогреваем | (хлопают в ладоши) |
И лицо теплом своим | (проводят по лицу сверху вниз) |
Пальчики сгребают все плохие мысли | (граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам) |
Ушки растираем, | (растирают ушки) |
А потом руками, | (трогают щечки) |
Логопед: Теперь мы готовы идти дальше. Давайте, возьмемся за руки, чтоб не потеряться.
В лес по сказочной тропинке, | Тропинка, тропинка, ты нас проводи |
Здравствуй лес, дремучий лес, | Что за зверь? Какая птица? |
Логопед: В какой лес мы с вами пришли? (Осенний, красивый, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный...). И снова нас ждет испытание.
6. Дыхательное упражнение «Листопад».
Логопед: В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад) Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я положу вам на поднос осенние листики, а вы должны будете их сильно сдуть с подноса, чтобы листики полетели и закружились в танце. Воздух набираем носиком, а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 3 раза).
Звучит музыкальное сопровождение.
Логопед: Молодцы, сядем на пенечки, и поиграем немножко.
7. Развитие фонематического слуха
Игра называется "Поймай звук Ш". Логопед: приготовьте ушки и слушайте внимательно я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышишь звук Ш:
– шиповник, – кепка, – шляпа, – корова,– рубашка,– хлеб,
– шорты, – куртка,– кошка, – собака,– книга, – лягушка,
– шоколадка,– ручка, – карандаш, – пенал.
8. Произношение изолированного звука (Ш)
Логопед: Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят (Ш-ш-ш …).
Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук (Ш).
9. Анализ артикуляции звука (Ш)
Логопед: Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук (Ш)? (Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)
10. Характеристика звука (Ш)
Логопед: Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке (Ш):
- Звук (Ш) – согласный или гласный? (согласный);
- Звонкий или глухой? (глухой);
- Твёрдый или мягкий? (твёрдый);
- Каким цветом обозначаем? (синим).
Логопед: Найдите на экране символ звука (Ш).
Дети показывают цветовое обозначение звука (Ш) (мальчик в синей футболке без колокольчика).
11. Физминутка. (Координация речи с движением)
Логопед: Встанем в круг разомнемся.
Вдруг закрыли небо тучи | (поднимаемся на носочки, поднимаем вверх перекрещенные руки) |
Начал капать дождь колючий | (прыжки на носочках, руки на поясе) |
Долго дождик будет плакать | (прыжки на носочках) |
Разведет повсюду слякоть | (приседаем и держим руки на поясе) |
Грязь и лужи на дороге | (идут по кругу, высоко поднимая колени) |
Поднимай повыше ноги. |
12. Упражнение "К какой схеме относится слово"
Определи место звука Ш в названиях картинок. Звук Ш в начале слова, в середине слова или в конце слова. Например: кошка
Звук Ш находится в середине слова. Начинаем с первой картинки:
(Дети определяют к какой схеме относятся слова).
И вот что у нас получилось:
13. Автоматизация произношения звука «Ш» в словах
Логопед: Поиграли, отдохнули, пора в путь и нас ждет следующее испытание.
Посмотрите сколько пенечков. Они с сюрпризом. Под каждым пенечком притаилась картинка. Каждый из вас должен поднять по три пенечка и произнести слово с картинки правильно три раза.
(Дети выполняют задание)
Логопед: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились!
14. Автоматизация звука Ш в предложениях
Игра «Чьи игрушки?»
Логопед: Посмотрите на экран и познакомьтесь: это Даша, Паша, Маша, Миша и Наташа. Они очень любят играть. Назови их игрушки и расскажи, чьи они. Например. У Светы кувшин. Это Светин кувшин.
У Даши лошадка. Это ...
У Паши машина. Это ...
У Маши мышь. Это ...
У Миши шары. Это ...
У Наташи петушок. Это ...
Итог занятия
Логопед: Вот мы и пришли к домику нашего Мишки. Мишка мы шли к тебе и преодолевали испытания, выполняли задания, но со всем справились наши дети и нашли то, что ты потерял. Ребята, какой звук потерял наш Мишка? (Ш).
– Теперь он будет говорить правильно.
Давайте исправим его (Слайд с картинками слов: шишка, мышка, шарик. Дети называют.)
Логопед: Вам понравилось занятие?
Вы все были молодцы и Мишка приготовил для вас гостинцы. А чтобы вы его не забывали – подарит вам по лесной шишке. Сейчас мы попрощаемся с нашими гостями и тихонько отправимся в нашу группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах .
В конспекте используются различные игровые приёмы помогающие закрепить звук[ Р] в словах....
Конспект фронтального логопедического занятия по автоматизации звука [л] в словах.
Фронтальное логопедическое занятие разработано для старшей группы. Данное занятие направлено не только на закрепление правильного произношения звука в словах, но и развитие фонематического анализа и с...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ж] в словах.
В данном конспекте предложены игры по автоматизации звука [ж] в словах, а также решаются вопросы развития грамматической стороны речи, формирования фонематического восприятия через игровую технологию ...
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях "В гости к Мишке"
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях "В гости к Мишке"...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Л] В СЛОВАХ И В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Л] В СЛОВАХ И В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.ТЕМА: «Что случилось с зоопарком?»Использованные технологии: личностно-ор...
Конспект логопедического занятия «Беспорядок». Автоматизация звука [Л] в словах и словосочетаниях.
Конспект логопедического занятия «Беспорядок». Автоматизация звука [Л] в словах и словосочетаниях. ...
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...