Экспериментальное исследование особенностей формирования основ диалогической речи у детей четвертого года жизни в условиях учреждения закрытого типа
статья по логопедии (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnoe_issledovanie_osnov_formirovaniya_dialogicheskoy_rechi.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальное исследование особенностей формирования основ диалогической речи у детей четвертого года жизни в условиях учреждения закрытого типа.
Проблема
Дети с проблемами в развитии и здоровья, воспитывающиеся в условиях депривации, испытывают значительные трудности в формировании коммуникативной и социальной компетенции.
Актуальность
Несмотря на рост числа исследований, посвященных проблеме диалогического общения, до сих пор недостаточно исследованы особенности его развития у детей, находящихся в специфических условиях, в условиях закрытого учреждения. Изучение особенностей развития диалогической речи у детей позволит нам наметить основные направления логопедической работы по данной проблеме.
Цель исследования – выявление особенностей диалогической речи детей четвертого года жизни, путем специального моделирования игровых ситуаций взрослым.
Задачи:
Создание коммуникативных игровых ситуаций; выделение аспектов изучения, критериев развития диалога; определение уровней развития диалога; обобщение результатов исследования.
В исследовании использовались следующие методы: наблюдение, игра, комментированное рисование, статистическая обработка данных.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГКУЗ «Новокузнецкий дом ребенка специализированный №2» . В исследовании участвовало 15 детей четвертого года жизни.
Нами были разработаны следующие игровые ситуации:
«Знакомство с куклой Катей. Кукла Катя приглашает поиграть…»
Цель: Исследование использования ребенком речевых штампов, согласно ситуации общения (здороваться, знакомиться, приглашать к совместным играм, используя обращения, проявляя доброжелательность.).
«Кукла Катя заболела»
Цель: Выявление умений ребенка осуществлять запрос информации, проявлять сочувствие.
«Нарисуем подарок кукле Кате» (комментированное рисование)
Цель: Выявление разнообразия детских реплик, а также особенность речевых высказываний в процессе рисования.
«У куклы Кати день рождения»
Цель: Выявление навыка реплецирования, использование речевых штапмов
«Кукла звонит малышу»
Цель: Выявление возможностей малыша делиться своими впечатлениями, переживаниями.
Игра – инсценировка «Кошка и собачка поссорились»
Цель: Исследование реакции ребенка на конфликт в игре, осмысление проблемной ситуации, умения ребенка дать совет.
Игра – инсценировка «Как курочка и петушок иголку просили»
Цель: Употребление ребенком вежливой формы просьбы.
С целью объективности оценки экспериментальных данных ситуации общения проигрывались с каждым ребенком индивидуально.
В основе определения критериев развития диалогической речи рассматривались методики Р.Е. Левиной по оценке средств общения, методы обследования критериев оценки диалогической речи О.А. Бизиковой. Аспекты изучения и критерии развития диалога нами адаптированы с учетом умственного и речевого развития обследуемых детей и представлены в таблице.
На основе выделенных критериев были определены уровни развития диалогической речи: достаточный уровень 3 - 4 балла, средний уровень (ниже достаточного) 2,5 - 3 балла, низкий уровень (критический) 2- 2,5 балла. В ходе эксперимента по обследованию особенностей диалогической речи детей оценивался каждый критерий диалогической речи на основе проявления показателей, а также определялся общий уровень развития диалога по совокупности оценок всех ее критериев у каждого испытуемого. Результаты исследования в обследуемой группе, состоящей из 15 детей, показали, что достаточный уровень развития диалогической речи выявлен у трех детей (что составляет 21,4 % от общего числа обследуемых), средний уровень – у 11 детей (что составляет 78, 5%), низкий уровень выявлен у 1 ребенка (что соответствует 7,1 %). Проанализировав, результаты обследования, мы пришли к выводу: несмотря на то, что сформированность критериев основ диалога у большинства детей соответствует достаточному и среднему уровню, малыши испытывают определенные трудности в усвоении и употреблении речевого этикета, использовании разнообразия реплик – побуждений, запроса информации. Остановимся более подробно на их особенностях у детей, воспитывающихся в условиях закрытого учреждения.
1. Трудности усвоения речевого этикета
Итак, на основе полученных данных можно выделить следующие особенности усвоения речевого этикета. Дети затрудняются в применении знакомых фраз речевого этикета, которыми были обучены ранее и в которых упражняются ежедневно (приветствие, прощание, просьба). Используя чаще всего лишь одну привычную общеупотребительную форму, в практической речи не испытывают потребности в использовании и других известных им форм. Самостоятельно из речи взрослых речевые штампы не выделяют. Чаще пользуются ими под контролем взрослого, при напоминании. На побуждение взрослого в игре с ребенком, иногда отмечаются требовательные нотки, недоброжелательный тон.
Из протокола обследования:
Настя: « Обойдется она. Не буду я ей песенку петь! Я стих расскажу. «Улонили миску на пол». «И подалок я хочу»!
Играя с куклой, дети редко используют обращение по имени, обращаясь к ней – куколка, кукла, кук, а кук.
2.Трудности в использовании разнообразных реплик – побуждений
В игре дети охотно разговаривают со взрослым, делятся своими чувствами, переживаниями опосредованно через куклу, игрушку.
Из протокола обследования:
«Алле, мам, куколка заболела. Ты ее полечить? Ну, я ее укол делаю. Мам, да мам, у нее живот болит».
«Мама, Женька пласет. Домой хосет».
В игровом общении инициатором чаще всего выступает взрослый, но и ребенок может брать на себя инициативу. Малыш часто употребляет реплики – сообщения, обращаясь к кукле, рассказывает, что делает, будет делать.
Из протокола обследования:
Артем лечит куколку, обращаясь к ней:
- А где укольчик?
- Снимай станы, сесас укол буду ставить.
Сам снимает штаны приговаривая: «Не понимает она слова и все». Ставит укол кукле, себе, мне. А потом, осматривая комнату, замечает в углу пылесос, спрашивает: «А у пылесоса попкаф есть»? Часто дети отвлекались от темы разговора, теряя линию сюжета, заканчивают игру и диалог укладыванием куклы спать или ее кормлением. Структура макродиалогов довольно проста, но были интересные реплики, содержащие в себе, например, предложение:
Из протокола обследования:
«Я сейчас тебя укрою, ты маленько отдохни. А то они мои конфеты съедят (бросает беспокойный взгляд на дверь). Не хочешь, посиди на коленочках, а потом пойдешь со мной в группу. Кукла, ты хочешь со мной с игрушками играть?»; просьбу чаще выражают, как приказ или сообщение: «Принеси стульчик мне»! Дай мне бысто укол больсой»! «Хочу лисовать куколку»!
3. Трудности при формулировании вопросов
На основе полученных результатов можно сделать вывод: дети способны задавать простые вопросы самостоятельно, вопросы личностно – коммуникативного, познавательного характера в большей степени с помощью педагога. Разработанные в начале нашего эксперимента беседы не вызвали эмоционального оклика у детей. Во время расспроса дети часто отвлекались, оставляли вопрос взрослого без внимания, сами инициативу в расспросе не проявляли. Переосмыслив содержание эксперимента, мы пришли к выводу, что только игра поможет раскрыть ребенка и выявить истинные его коммуникативные возможности, в том числе и при формулировании вопросов. Взрослый, чтобы привлечь внимание ребенка, брал на себя инициативу расспроса опосредовано через куклу. Только в игре ребенок раскрепощался, становился приятным собеседником взрослого и мог обратиться пусть и с простыми вопросами, но с вопросами к персонажу игры, к кукле. Нередко вопросительная интонация заменялась на утвердительную.
Содержание диалогических реплик, разнообразие их использования, употребление речевого этикета детьми, воспитывающимися в учреждении закрытого типа, в режимных моментах, в свободной деятельности и на занятиях, во многом определены взрослыми, являющимися носителями коммуникативной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"План-конспект НОД по ФЭМП у детей четвертого года жизни в экспериментальной группе"
В данном конспекте представлена работа с детьми на развитие у воспитанников познавательных процессов, опираясь на методические разработки А. В. Белошистой...
Методическая разработка по теме: «Организация коррекционно-развивающей работы по формированию предпосылок речевой деятельности у детей первого года жизни (в условиях ЦССВ)». Разработали: Борисова Н.А. Клименко Н.В.
Развитие детей первого года жизни по основным линиям развития для формирования предпосылок речевой деятельности....
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЯВЛЕНИЯМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности....
КОНСПЕКТ непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи для детей четвертого года жизни Тема: «Описание предметов посуды»
laquo;Описание предметов посуды»...
Консультация для родителей "Особенности развития речи детей четвертого года жизни".
Формирование у родителей понимания особенностей развития речи детей 4-5 лет...
Использование дидактических игр и упражнений для формирования морфологической стороны речи у детей шестого года жизни
Дидактические игры и упражнения являются одним из эффективных средств формирования морфологической стороны речи у детей шестого года жизни. Способствует согласованному развитию у ребёнка психических п...
Выпускная квалификационная работа на тему «Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи у детей шестого года жизни».
Цель исследования: Теоретическое и практическое обоснование успешности применения сюжетно-ролевых игр как средства развития диалогической речи у детей шестого года жизни.Объект исследовани...