проект "Кинезиология- как метод предупреждения дисграфии"
проект по логопедии (старшая группа) по теме
Предлагаемый опыт работы по развитию мелкой моторики и предупреждение оптической дисграфии с детьми общего недоразвития речи. В своей работе предлагаю опыт работы с детьмина 2 года обучения. Предлагается план добукварного периода для детей 5-6 лет, букварного периода для детей 6-7 лет. В добукварном периоде предлагаю игровые упражнения и задания по развитию мелкой моторики рук, также игровые задания арт-терапии. В букварном периоде предлагаются игровые упражнения на развитие фономатического слуха и игры с буквами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_proekta.docx | 57.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №109 комбинированного вида »
г. Сыктывкара
Проект
«Кинезиотерапия – как метод
коррекционно-логопедической работы
по предупреждению дисграфии у детей с ОНР»
Автор проекта:
учитель-логопед, дефектолог
Савенкова В.А.
Сыктывкар 2014 г.
Логопедическая группа №13 с общим нарушением речи ДОО №109
г. Сыктывкара
Кинезиотерапия – как метод
коррекционно-логопедической работы по предупреждению дисграфии у детей с ОНР.
Кинезиотерапия – эта наука о развитии головного мозга через движение.
Сухомлинский В.А. утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Цель проекта:
- Кинезологическая коррекция речевых нарушений у детей с ОНР и успешная адаптация детей к условиям школьного обучения;
- Формирование графических навыков письма у дошкольников в букварный период обучения грамоте.
Задачи проекта:
- Коррекция речевых способностей детей и подготовка руки к письму методом кинезиотерапии;
- Развивать мелкую моторику рук, гибкость и координацию;
- Формировать чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
- Развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия;
- Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв;
- Знакомство с основными понятиями (звук, буква, слог, словосочетание, предложение);
- Формирование пространственно-временных представлений;
- Развитие высших психических процессов;
Сроки реализации:
- Добукварный период ( с детьми 5 – 6 лет);
- Букварный период ( с детьми 6 – 7 лет)
Вид проекта: долгосрочный
Участниками реализации проекта являются учитель-логопед, воспитатели групп, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, психолог, старший воспитатель, родители.
Основные направления реализации проекта:
- познавательно-речевое.
Методы осуществления:
- Практические;
- Игровые.
Игровые упражнения и задания реализуются в индивидуальных, подгрупповых занятиях, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей совместно со взрослыми.
- Методы формирования письменной речи:
- Кинетический метод – дети усваивают начертание букв в порядке
возрастной сложности, а не в порядке алфавита;
- Копировальный метод – написание букв по заданному образцу, обводка, работа с прописями;
- Тактильный метод – шаблоны букв: из наждачной бумаги, пуговиц, крупы и другие;
- Метод прописывания букв в воздухе.
Название и форма итогового мероприятия:
- Семинар-тренинг для родителей: «Пальчиками играем – ум развиваем» ноябрь 2013год;
- Открытое занятие по обучению грамоте с учителями СОШ №33 апрель 2014 год.
Актуальность проблемы:
Анализ диагностических данных нейропсихологических обследования детей, поступивших в нашу логопедическую группу, показал значительное количество детей, имеющих нарушение общей и мелкой моторики: движения детей характеризуются неуверенностью, недостаточной четкостью, затруднение удержания позы, суетливость, слабое развитие ритма, низкая переключаемость, истощенность, нарушения координации движений с речью. У всех детей наблюдается несформированность пространственно-временных прендставлений: дети неориентируются в своем теле, не различают «справа-слева». В коррекционных программах вопросу развития моторной сферы уделяется недостаточное внимание, в большей степени разработаны методы коррекции речевой моторики. Такие дети могут пополнить группу риска неуспешности в школе, поэтому мы с воспитателями группы разработали систему игровых занятий по предупреждению кинетической (моторной) дисграфии для детей с общим недоразвитием речи.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающийся у детей. Это нарушение является серьезным препятствием в овладением грамотой в школе. Известно, что затруднения в выполнении пространственных движений могут привести к «зеркальному письму», неправильному расположении буквы в пространстве и неточному ее начертанию. Все это приводит к графическим ошибкам: замены буквы на другую, похожую по графическому сходству. («Зеркальное письмо») Учителя начальных классов отмечают, что нарушения письма является распространенной формой речевой патологии в школе, потому что добукварный период обучения в школе очень короткий (2-3 месяца), что не позволяет, решит поставленные задачи. Исследования Н.С. Жуковой и Е.М. Мастюковой показали распространенность специфических ошибок у учащихся начальных классов – это смешения букв по кинетическому сходству, по оптическому сходству, зеркальному написанию букв, недописыванию элемента буквы, неточность графической передачи букв. Для устранения и предупреждения ошибок чтения и письма необходима единая система коррекционного воздействия Своевременное выявление у дошкольников этих нарушений и организация коррекционного обучения может, предупредит нарушение письма в школе.
Этапы реализации проекта:
Цель: повышение результатов развития тонкой моторики рук, речевого и интеллектуального развития детей с ОНР.
№ | Содержание деятельности | Мероприятия | Сроки. | Ответ-й | ||
Ι этап – подготовительный | ||||||
1 | Диагностика двигательного, речевого, интеллектуального развития детей. | - нейропсихологическое обследование общей и тонкой моторики рук; -обследование пространственно-временных представлений; -обследование зрительного и слухового восприятия»; | Сентябрь. Январь Май. | Педагоги группы, специалисты ДОУ, логопед | ||
2 | Диагностический срез за Ι полугодие | |||||
3 | Диагностика по итогам года. | |||||
4 | Мониторинг мнений родителей | Анализ результатов анкетированияобследования | Май. | Логопед. родители | ||
5 | Разработка плана реализации проекта | - план для детей 5-6 лет; - план для детей 6-7 лет. | Сентябрь Октябрь | Педагоги группы, специалисты ДОУ, логопед, родители | ||
6 | Создание условий для реализации проекта | - пополнить новыми играми по развитию моторики рук. - Обогащение практического материала по обучению грамоте. | В течении года | Учитель-логопед, педагоги группы,родители | ||
7 | Нетрадиционные методы, формы работы с детьми | - использование Арттерапии; - ИКТ- игры по обучению грамоте по предупреждению дисграфии; - ребусы, кроссворды, изографы | В течении года | |||
8 | Работа с родителями | Проведение консультации, анкетирования, дни открытых дверей, родительское собрание., семинар-тренинг. | В течении года | Учитель-логопед, педагоги группы,родители |
ΙΙ этап - Цель: разработать содержание коррекционно-развивающих кинезиологических занятий.
Направление работы | Перечень игр, игровых упражнений, заданий. |
Добукварный период (5 – 6 лет) | |
1 Имитация движений | - Вращение пальцами карандаша; - Закручивание болтика, винтика, волчка; - Кормление рыбок, цыплят…; - Тест – «Кулак-ребро-ладонь» (ритм ладонями); - Поочередное отстукивание каждым пальцем в заданном темпе по поверхности стола; - Отстреливать каждым пальцем теннисный шар; - Тренировка захвата мяча разного диаметра; - Тренировка каждого пальца: сгибание и разгибание в кулак; - Пальчики здороваются (каждый пальчик с большим). |
2 Работа с пуговицами, бусами, мозаика, пазлы. | - Разбор пуговиц по величине, цвету, форме; - Нанизывание пуговиц на проволоку, леску; - Нанизывание шариков, бус, , счетных косточек на шнурок. (бусы, часы, браслет); - Застегивание и расстегивание пуговиц; - Выкладывание рисунка из пуговиц; - Пришивание пуговиц; - Работа с пазлами: составить из частей целый рисунок; |
3 Работа со шнурком, лентой, полосками бумаг, ткани. | - Продевание шнурка с правой и левой стороны: следы на дорожке, капельки дождя…; - Завязывание и развязывание шнурков, узлов, банта, обуви..; - Продевание шнура в отверстия, получая контур предмета: грибок, солнце, листок…; - Плетение коврика из бумаги, ткани…; - Изготовление елочных украшений из фантиков, цветных полосок (бусы, цепочки); - Сложная шнуровка (несколько шнурков)-«Солнышко с лучами», «Туча с дождиком»; - «Кто быстрее намотает шнур?»; - Плетение косичек: из ткани, «Манекен»; |
4 Работа с карандашом. | - Рисование свободное и на заданную тему; - Штриховка; - Дорисовывание; - Обводка предметов по контуру; - «Трудные виражи»; - Продолжи узор дальше; - Работа в тетради с клеточкой. |
5 Оригами, геометрические конструкторы. | - Действие с бумагой: складывание, разворачивание, перелистывание, скатывание, разрывание, разглаживание; - Поделки игрушек: «Кошелек», «Лодочка», «Собака, кот»… - Накручивание ленты в диски (посуда); - «Танграм» , «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора».. - Работа со счетными палочками.; |
6 Развитие тонкокоординированных движений рук. | - лепка, рисование, аппликация, раскраска, работа с ножницами, нанизывание бус, конструирование, трафареты и т.д.; - комплекс упражнений для мелкой моторики рук; |
7 Пространственное восприятие и ориентировка в своем теле.
| - подними свою «главную» руку, подними другую, назови ее; покажи левую бровь; подними правое колено; - Усложнение: закрой правой рукой левый глаз; дотронься левой рукой правого уха, по хлопку логопеда меняем руки; - Стоя в колонне , назвать стоящего впереди, стоящего сзади. Стоя в шеренге, назвать стоящего слева, справа; |
Арттерапия | |
1 Кукольный театр. | - Обыгрывание потешек, считалок, диалогов с использованием мягких игрушек, сказочных «варежек» , масок; - Настольный театр; - Театр «Би-ба-бо», «Теневой театр»; - Драматизация сказок, сценок, веселых стихов; - В лечении заикания; - Во время проведения релаксации; - Постановка кукольных спектаклей, сочинение историй, сказок; - Терапия детских неврозов, разрешение конфликтов; - В домашней обстановке; - |
2 Логоритмика | - Разработаны и собраны стишки с движением рук по всем лексическим темам (см. Приложение). |
3 Психогимнастика | - Разработаны игры на развитие внимания, памяти,мышления (см Приложение). |
4 Изотерапия | - В книге А.В.Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (СПб, КАРО, 2007год) описываются нетрадиционные художественно-графические технологии:
|
5 Пескотерапия | Рисуем: - Плоскими фигурами, формочками; - Пальчиком; - Природным материалом: камешками, ракушками, травинками…; - Одновременно двумя руками; - На мокром песке; - Детскими грабельками; - Печатание ладонями; - Дорисовывание изображения. Игры: - «Песочный дождик», «Волшебные отпечатки», «Необыкновенные следы», «Мы идем в гости к ежику – фигурки зверей», «Забавные ладошки», «Картины на песке», «Дорожки на песке», «Волшебные дюны», «Песочная река». |
6 Музыкотерапия | - развитие ритмопластики; |
-физкультурно-оздоровительные упражнения; | |
7 Физкультурные занятия | |
Букварный период (6 – 7 лет) | |
1 Восприятие и узнавание на материале предметов и геометрических фигур | - название контурные, недорисованные, перечеркнутые, наложенные изображения предметов; - найти ошибку в изображении предмета; - распределить предметы по высоте; - геометрическое и цветовое лото; - матрицы Равена; - сложить простые и сложные предметы из геометрических фигур ( цветок, машина…); -найти среди многих контуров фигур изображения заданной фигуры. |
2 Развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания. | - проследить взглядом за прямой, кривой, ломаной линии; - найти определенное число различий в изображении предметов; - Игра «Счет с помехой» - называть и записывать цифры; -находить и вычеркивать буквы с крупным, мелким шрифтом, фигуры из ряда цифр, букв; - зашумленные картинки; - лабиринты: |
3 Развитие зрительной и зрительно-моторной памяти. | - работа с образцом: из палочек простые фигуры, рассмотреть 2 секунды, ребенок повторяет изображение; - запомнить цифровой ряд из фигур, повторить, постоянно увеличивая ряд; - рассмотреть изображения разных предметов, запомнить и на другом рисунке найти эти предметы; - игра «Найди отличия»; - запомнить парные картинки и восстановить пары; -игра: «Что изменилось». «Что на стало»; - - копировать фигуры с левым-правым поворотом; - дорисовать недостающие детали фигур; - дорисовать вторую половину картинки; - найти в ряде фигур, похожую на образце и обвести контур не отрывая карандаш от бумаги; -обвести контур по точкам, - заштриховать рисунок по заданному направлению; - провести линию от одного предмета к другому; - точно воспроизвести графический ряд; - рисовать в большой фигуры уменьшая и наоборот; - игра «Самолеты за облаками» - дети рисуют облака; - штриховка по образцу: очень сильно, средний нажим, слабый нажим; |
4 Формирование пространственного восприятия,зрительно-пространственного анализа и синтеза. | - ориентировка в собственном теле; - определение расположения предметов по отношению к самому ребенку, сбоку, между двумя предметами - понимание и правильное употребление предлогов; - ориентировка в пространственном расположении частей предметов, изображений, букв, цифр; - назвать предметы, фигуры, цифры, буквы по порядку, слева направо, сверху-вниз; - расположить предметы по указанной схеме; по стрелкам, - найти предмет, букву, цифру по описанию, |
5 Формирование временных ориентировок и представлений. | - части суток дни недели, и их последовательность; - последовательность времен года; месяцы - понимание наречий временного значения и их использования в речи; |
. 7 Знакомство с тетрадью | - знать: обложка, лист, страница, поля, линии: справа-налево, сверху-вниз, клетки-квадраты; - ориентировка на странице; -печатание букв, цифр по клеткам - графический диктант, считая по клеткам |
. | |
8 Развитие букварного гнозиса. | - выделение первого звука из ряда слов, называние буквы, отличие буквы от звука; - подбор зрительного образа к букве; - стихотворное описание буквы; - анализ размеров и расположения элементов буквы; - конструирование элементов буквы; - знакомство с обьемными вариантами буквы, закрепление образа буквы; - развитие тактильного восприятия буквы; - подбор пары для буквы (другой шрифт); - узнавание недописанных букв, наложенных, непривычно расположенных; - нахождение букв, цифр неправильно написанных; - нахождении е букв, цифр и сочетание букв по заданному образцу. |
9 Автоматизация смешиваемых букв. | - знакомство с траекторией движения рук при написании; - написание букв по образцу, словесной инструкции; - изображение буквы (ф – встать, руки в бока); - слуховые и зрительные диктанты; - нахождение буквы по графическому изображению; - автоматизация изучаемой буквы в слогах; словах; - запись букв и составление из них слов. |
10 Дифференциация смешиваемых букв. | - разобрать чем похожи, чем отличаются, уточнить артикуляцию звука; - записать смешиваемые буквы поэлементно и целостно; - реконструкция буквы в другую; - штриховка букв по образцу, символов («о» - круг); - найти и раскрасить буквы по различным цветам; - дифференция букв в слогах ( составить слоги из букв, выделить различным цветом слоги), словах ( слова с пропущенными буквами, составить словосочетание из букв), предложениях ( найти буквы в предложениях и раскрасить разными цветами, вставить в предложение недописанные буквы) |
11 Графический диктант. | - Игровые упражнения: -«Нарисуй как можно больше звезд» - рисуем краткие отрывистые точки; - «Изобрази осадки весной и летом, зимой» - ограничиваем верхние и нижние границы (тучи и земля); -«Нарисуй лучики солнца, стараясь не отрывать карандаш от бумаги» - плавные, медленные движения сверх вниз, снизу вверх. -«Котята собрались в гости к мышке» - выбрать определенный ход; -«Обведи карандашом бабочку, жука…» - ребенок выбирает определенный цвет ( формирование понятия «насекомые») -«Помоги бабушке связать свитер, носки..» - штриховка различными способами (тема «Одежда») -«Помоги котенку размотать и смотать клубки» - обвести клубочки по пунктирам; -«Найди картинку» - рисунки наложены друг на друга;… |
12 ИКТ | -компьюторные игры по обучению грамоте |
Заключительный этап:
- Цель: Сформированость графических навыков письма у дошкольников в букварный период обучения грамоте.
Обследование провожу с помощью игровых заданий:
- «Допиши пропущенную букву и прочитай слова», «зачеркни неправильную букву», « Буквы рассыпались, собери из них слова»
- » Путаница букв», «Помоги буквам встать на свои места», «Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква»,
- «Прочитай слова по первым буквам названий картинок»
- Кроссводы, ребусы, изографы.
Результаты реализации проекта:
Протокол результата оценки готовности детей к школе логопедической группы № 13 за 2012 – 2014 г.г.
Результат. | Сентябрь 2012г. | Май 2014г. |
Высокий | - | 10 – 77% |
Средний | 3 - 25% | 3 – 23% |
Низкий | 9 – 75% | - |
Таким образом, кинезиотерапия имеет коррекционно-развивающее, образовательное и воспитательное значение для детей с ОНР. Их можно рассматривать как эффективное средство предупреждения дисграфии .
Реализация предложенных направлений коррекционно-логопедической работы в ходе обучения детей с ОНР позволит успешно подготовить детей к обучению в школе.
Оценкой результатов работы является:
- Анализ положительных отзывов родителей по данной проблеме;
- Положительный отзыв учителей, которые посещали открытые занятия ДО;
- Обобщение и представление опыта работы, публикация опыта работы;
- При использованию кинезиологической коррекции, у детей улучшилась память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и общая моторика. Снизилась утомляемость детей на занятиях;
- Диагностика готовности детей к обучению в школе, проведенная психологом, показала хорошую положительную динамику .
Приложение 1
Использование технологии арттерапии в работе с
детьми ОНР
Система деятельности по арттерапии предполагает несколько направлений:
«Ручная терапия»
- Массаж пальцев и ладоней
- Самомассаж , сопровождая веселыми стихами, поговорками, чистоговорками на автоматизацию проблемных звуков.
- Материал: камушки, шишки, орешки,пластмассовые шарики, мячи, карандаши, деревянные ложки, музыкальные игрушки и т.д.
«Сказкотерапия» - кукольный театр - Би-ба-бо», куклы марионетки, пальчиковые куклы, теневые, веревочные, плоскостные, куклы костюмы, БИБАБО, перчаточные куклы.
- В формировании мелкой и общей моторики важное место занимает театр би-бо-бо, а также варежковый театр. Совместно с родителями мы сделали своеобразную стойку – теремок. Она вмещает в себя одежду для ряженья и сказочные варежки – зверюшки. Дети имеют возможность самостоятельно надеть варежку любого героя и манипулировать ею при показе сказки, потешки или инсценировки. Сначала варежки с персонажами я надеваю на свои руки и рассказываю сказку, затем я только рассказываю, а дети выполняют движения руками, потом включаю в диалог детей, а уже после этого дети самостоятельно обыгрывают те или иные сказки и ситуации. Это способствует развитию диалогической и монологической речи, интонационной выразительности речи, координации речи, а также развитию моторики.
«Пескотерапия»
У детей с ОНР плохо развита мелкая моторика рук, имеются нарушения в развитии эмоциональной сферы, повышен уровень тревожности, поэтому в работе мы решили использовать песок. Трогая руками песчинки, дети развивают движения пальцев рук, что напрямую влияет на развитие речи. Существует выражение «через руки к речи». Игра с песком – это доступная и естественная для каждого ребенка форма деятельности. Песок обладает медиативными свойствами, снимает возбуждение, полезен гиперактивным детям. Рисуя песком дети фантазируют, развивают свои творческие способности. Результатом коррекционной работы, с использованием игр на песке, становится постепенное развитие творческой активности, расширение ролевого поведения, коммуникативной функции речи.
Психогимнастика.
Это курс специальных занятий ( этюдов, упражнений, игр) Дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям. В психогимнастике придается большое значение общению детей со сверстниками.
«Логоритмика» является частью кинезиотерапии. Это система двигательных упражнений, которые сочетаются с произнесением речевого материала.
Драматерапия (театрализованная деятельность)
Во время обучению постановке инсценировки дети учатся подчинять свои действия определенному образцу, правилу поведения, пытается вникнуть в причины поступков литературных героев. Театрализация способствует развитию фантазии, воображения, концентрации внимания, совершенствованию познавательной деятельности. Подготовка и участие в театрализованных действиях расширяют знания детей об окружающем мире, повышает познавательную активность. Драматизация положительно влияет на сюжетно-ролевую игру, усложняя ее содержание и формы.
Музыкотерапия:
Метод, использующий музыку в качестве коррекции эмоциональных отклонений, двигательных и речевых расстройств, коммуникативных затруднений, отклонений в поведении. Развивает двигательную сферу, мышечную активность, координацию движений, движение рук и мелкой моторики, учить навыкам мимики и пантомимики в передаче игровых образов;
Приложение 2
Содержание работы с родителями.
№ | Формы работы | Содержание | Ответственные | Срок |
1 | Родительские собрания: | «Подготовка руки к письму» Профилактика дисграфии | - учитель-логопед, воспитатели группы | Ноябрь 2013г |
2 | Консультации: | -создание предметно-развивающей среды дома для развития мелкой моторики рук; - Как помочь ребенку, если он забывает, неправильно пишет букву? | В течении года | |
3 | Анкетирование | - В какие игры играет Ваш ребенок дома? | Октябрь | |
4 | Открытые занятия | Занятие – сюрприз работа с буквами | По плану | |
5 | Оформление стендов | «Пальчиками играем-речь развиваем» | ||
6 | Дни открытых дверей. | - общая и мелкая моторика | декабрь | |
7 | Выставки,презентации | -Кинезиотерапия – как метод предупреждения дисграфии. | В течении года | Февраль 2014 |
8 | Родительский клуб, сайт группы. | - знакомство с программами, с определенным опытом; - получить помощь узких специалистов | В течении года | |
9 | «Школа будущего первоклассника» | -семинар - тренинг-- выработка активной родительской позиции; - повышение самооценки, познания, родительского поведения, понимания своего ребенка, методы общения; | В течении года | |
10 | Пропаганда семейного опыта. | Игры, которые можно провести вместе с родителями в домашней обстановке. (Приложение) | По плану | |
11 | Беседы, рекомендации | По просьбам родителей | ||
Приложение 3
Схема использования нейропсихологического тестирования и инновационных методов обследования детей.
Функции | № | Описание |
1 Кинестетический праксис – выполнение по зрительному образцу. | 1 2 | Соединить 1 и 2 пальцы в кольцо (правой, левой рукой) Пальцы сжаты в кулак, 2 и3 пальцы вытянуты . |
2 Пространственный праксис – выполнение по зрительному образцу.. | 1 2 3 4 | «Голосование» - рука согнута в локте и поднята вверх. Рука перед грудью ладонью вниз. Левая рука касается правого уха Правая рука касается левого уха |
3 Динамический праксис – смена трех положений. | 1 | Игра: « Кулак, ребро, ладонь» |
4 Выполнение графических проб – рисование узора в течении 20 секунд. | 1 2 | - рисование по образцу; - дорисовывание. |
5 Слухо-моторные – оценка ритмов. | 1 2 | Определить, сколько раз стучит логопед – 1, 2, 3 Воспроизведение ритмов по слуховому образцу – 1,2,3 |
6 Стереогноз – на ощупь узнать предмет | 1 2 | Ощупывание правой рукой. Ощупывание левой рукой. |
7 Статистическая координация | 1 | Стоять с закрытыми глазами, вытянуть руки вперед, приставив носок к пятке другой ноги. |
8 Зрительная память | 1 | -Узнать изображения на одном листе: Схематичные, наложенные изображения, сюжетная картинка |
9 Слухо-моторная память | 1 2 | - Воспроизведение ритмов по слуховому образцу:11-11-11; 111-111-111; - Акцентированные ритмы: 11-111-11; |
10 Речь | 1 2 3 4 | - назвать изображения на сюжетной картине; - Повторить звуки: «у. б.л.н.д.т»; слоги: «ба-па, да-та» , слова: «точка, дочка, кораблекрушение; фраза: «В саду за высоким забором росли яблони» - запоминание 5 слов в заданном порядке: «дом, кот, лес, ночь, звон» - повторение короткого рассказа |
11 Рисунок | 1 2 3 | - самостоятельно нарисовать: дом, человек; - Срисовать правой, левой рукой; -срисовать 5 фигур, образец убирается и ребенок выполняет по памяти |
12 Чтение , письмо (подготовительная группа) | 1 2 3 | -назвать буквы, прочесть отдельные слова, фразы; - скопировать 5 букв, затем воспроизвести их по памяти; -написать слова: дом, окно – правой и левой рукой. |
Аннотация
Проект «Кинезиология – как метод предупреждения дисграфии» предназначен для детей с тяжелыми нарушениями речи 5 – 7 лет, рассчитана на два года обучения. Проблема нарушений письменной речи не утратила своей актуальности, ежегодно у детей появляются значительные трудности в овладении грамотой.
Данный проект носит чисто практический характер и представляет собой комплект дидактического материала (игровых упражнений и заданий, демонстрационного и раздаточного материала) Игровые упражнения направлены на развитие мелкой моторики рук, фонематического восприятия, зрительного восприятия, предупреждение дисграфии. Предлагаемые упражнения сочетают взаимодействие речевого, речедвигательного, зрительного, слухового анализаторов: хлопки, рисование букв воздухе, на столе пальцами, обведение букв, штриховку. В работе включены технологии арттерапии для развития психических процессов.
Все это служит не только предупреждению нарушений письменной речи у детей с общим нарушением речи, но и для работы с сохранными детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по предупреждению дисграфии у дошкольников
Конспекты занятий по предупреждению дисграфии у дошкольников...
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем – это нарушение письма – ДИСГРАФИЯ. ...
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Автор: Дедушкина Ирина Викторовна...
Эффективные методы и приёмы предупреждения дисграфии у детей с нарушением зрения
Интересные и эффективные методы и приёмы, используемые на логопедических занятиях по предупреждению дисграфии у детей с нарушением зрения...
« Предупреждение дисграфии у детей с ОНР, с помощю кинезиотерапии, как метода корреционно- логопедической работы»
Анализ диагностических данных нейропсихологических обследования детей, поступивших в нашу логопедическую группу, показал значительное количество детей, имеющих нарушение общей и мелкой моторики:...
Предупреждение дисграфии при использовании нетрадиционных методов развития мелкой моторики
Предупреждение дисграфии при использовании нетрадиционных методов развития мелкой моторики....
Доклад из опыта работы на тему: «Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста с использованием методов кинезиологии»
Доклад из опыта работына тему: «Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста с использованием методов кинезиологии»...