Календарно -тематический план по развитию координации речи сдвижением пальцев рук
методическая разработка (логопедия, старшая группа) на тему
Пальчиковые игры и упражнения по развитию тонких координированных пальчиковых движений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematich_-y_plan_razvitiya_u_detey_tonkikh_palch_dvizheniy_na_god.docx | 32.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Месяц | Тема недели | Пальчиковые игры и упражнения |
Сентябрь | 1. | Обследование : см. точность движений, подвижность, переключаемость с одной позиции на другую. |
2. | ||
3.Детский сад. Игрушки. | *Сжимание пальцев в кулак и разжимание.(по 10 раз) -правой и левой рукой по очереди. –одновременно двумя руками. - поочерёдно * П/и «Сколько у меня игрушек» (Л.Н.Арефьева стр.14) Там , в углу, лежат игрушки, отдыхают в тишине Пять игрушек в день рожденья подарили гости мне. Раз – ушастый серый зайка Два – есть дудка у меня Три – сейчас я покажу вам белогривого коня Бурый мишка мой - четыре Белка рыженькая пять… Только всех моих игрушек мне никак не сосчитать. *Мишка лапы простудил. Без галош гулять ходил. Я сама его лечу, не хочу идти к врачу. Дам ему таблетку, дам ему конфетку, Чаю с мёдом, сухарей – выздоравливай скорей! | |
4.Огород. Овощи. | *Вращение кистями рук ( по 10 раз) - вместе двумя руками и поочерёдно - вправо и влево * Тянут, тянут бабка с дедкой из земли большую репку. Вот пришла бы наша внучка, помогла б собачка Жучка Где же кошка, Мышка крошка? Хоть держалась крепко, вытянута репка! *Что за скрип, что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, если я капуста! Мы капусту рубим, рубим, мы морковку трём, трём. Мы капусту солим, солим, мы капусту жмём, жмём. Размешаем не спеша - А-ах, капустка хороша! | |
Октябрь | 1.Сад.Фрукты.Ягоды. | *Выгибание и прогибание кистей рук плюс Повторение предыдущих упражнений – вращение и сжимание *Будем мы варить компот, фруктов нужно много – вот Будем яблоки крошить, груши будем мы рубить. Отожмём лимонный сок, слив положим и песок. Варим , варим мы компот, угостим честной народ. |
2.Лес.Грибы. | *Соприкосновение подушечек пальцев – « Пальчики здороваются» Каждой рукой отдельно и обеими руками одновременно ( сила надавливания пальчиков и темп выполнения увеличиваются) *Лес гостям сердечно рад! Угощает он ребят: Ваню – земляникой, Танечку – черникой, Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой! *Сел мышонок на маслёнок, а маслёнок липкий гриб, Сел мышонок на маслёнок и прилип. ой-ой-ой, ай – ай-ай- мама, мама, выручай! | |
3.Осень. Деревья | *-Вращение, сжимание, выгибание, прогибание . «Щелчки» – левой и правой рукой отдельно и обеими руками одновременно. * Непоседа ветерок с дерева сорвал листок. Долго листиком осенним над деревьями кружил, А потом мне на колени этот листик положил. Тронул ласково лицо: - Получите письмецо. *Если мы идём гулять, зонт с собою нужно брать. Осенью от дождика спрячемся под зонтиком ! | |
4.Домашние животные и птицы и их детёныши. | * «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев по 10-20 раз Левой и правой рукой по очереди и обеими руками одновременно * Прижимающий массаж «Кусается сильно котёнок – глупыш . Он думает: это не палец, а мышь. Но я же играю с тобою малыш, А будешь кусаться, скажу тебе – «Кыш!» *Повстречались два котёнка, два щенка, два жеребёнка, два телёнка, два быка – вот такие вот рога! *Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, Аза ней ребятки – жёлтые цыплятки. Ко-ко-ко, ко-ко-ко – не ходите далеко, Лапками гребите, зёрнышки ищите. *Раз –два – шли утята, Три – четыре – шли домой, Вслед за ними плёлся пятый, позади бежал шестой. А седьмой от всех отстал, а восьмой уже устал А девятый всех догнал, а десятый запищал –пи-пи-пи - Не пищи, мы тут рядом, поищи. | |
Ноябрь | 1.Перелётные птицы. | *Сгибание и разгибание пальцев в кулак поочерёдно правой и левой рукой и обеими руками одновременно. *Пой-ка, подпевай –ка, прилетела стайка. Эта птичка соловей, эта птичка - воробей. Эта птичка скворушка – серенькое пёрышко, Ну, а эта – коршун злой. Птички, птички- все домой |
2.Дикие животные наших лесов. | *» Ножницы» - разведение пальцев в стороны -каждой рукой отдельно и обеими руками одновременно -соединив ладони вместе. *Сидит белка на тележке, продаёт она орешки: Лисичке – сестричке, воробью, синичке, Мишке толстопятому, заиньке усатому. Кому в зубок, кому в платок, кому в лапочку. *Прижимающий массаж: Шёл медведь к свое берлоге, да споткнулся по дороге- Видно очень мало сил я за лето накопил, так подумал И пошёл он на поиск диких пчёл. Все медведи – сладкоежки, Любят есть медок без спешки, а наевшись, без тревоги, До весны сопят в берлоге. | |
3.Дом. Его части. | * « Замок» - ладони вместе, пальцы переплетены. - сдавливании е ладоней с силой - вращение , повороты, наклоны - разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону не расцепляя ладоней *Молотком мы стучим, строить новый дом хотим. А кто в доме будет жить, с нами кто будет дружить? Девочки и мальчики – маленькие пальчики! *Туки –ток, туки –ток – застучал молоток. Туки –туки-туки-точки –застучали молоточки. *На двери висит замок. Кто открыть его бы смог? Постучали, покрутили, потянули и открыли! | |
4.Мебель. | * Руки на столе - свободное постукивание по столу подушечками пальцев обеих рук и каждой рукой отдельно. Имитация игры на пианино. Отстукивание определённого ритма по показу воспитателя. *-Сиденье, ножки, спинка – стульчик для Полинки -Мы поставили кровать, чтобы мягко было спать. - В комнате стоит диван, а на нём сидит Иван. | |
декабрь | 1.Зима.Признаки зимы. | *Бегают человечки» - указательный и средний пальцы каждой рукой отдельно и обеими руками одновременно *1,2,3,4 мы с тобой снежок лепили – Круглый, крепкий, очень гладкий и совсем, совсем не сладкий. Раз – подбросим, два – поймаем, три –уроним и сломаем. |
2 . Зимующие птицы. |
*Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами руки на основание большого пальца – 10 раз, затем на середину ладони – 1- раз То же другой рукой и обеими руками одновременно. *Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли. В гости в первый день недели к нам синицы прилетели, А во вторник посмотри, прилетели снегири. Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду, А в четверг со всех краёв стая жадных воробьёв. В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей, А в субботу на пирог налетело 7 сорок. В воскресенье, в воскресенье было общее веселье. | |
3.Зимние забавы. Развлечения. | *- Растирание ладоней движениями вверх – вниз -растирание боковых поверхностей сплетённых пальцев. * 1,2.3,4,5 Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную лепили, птичек крошками кормили, С горки мы потом катались, а потом в снегу валялись. Все в снегу домой пришли, съели суп и спать легли. | |
4. Новый год. Ёлка. | * « Фонарики» - вращение свободными кистями рук каждой рукой отдельно и обеими руками одновременно. *Перед нами ёлочка – шишечки , иголочки, Шарики, фонарики, зайчики и свечки, Звёзды, человечки! | |
Январь | 1.У детей каникулы | |
2.Одежда. Обувь. Головные уборы | *Разминание и растирание каждого пальца вдоль и поперёк. - Надеваем – снимаем тугие колечки с пальцев ( имитация) *Иголка, иголка, шей быстрей - мы шьём одежду для друзей Матрёшку, мишку, куклу Ладу оденем в новые наряды.! * «Есть у пальцев Домик шерстяной, каждый пальчик в комнатке одной, Сколько пальцев на руках твоих, столько же и комнаток у них.» *Целый день сегодня шью, я одела всю семью Погоди немного ,кошка, будет и тебе одёжка. *Посчитаем в первый раз , сколько обуви у нас? Туфли, тапочки, сапожки, для Наташки и Серёжки. Да ещё ботинки для нашей Валентинки, А вот эти валенки для маленькой Галеньки. | |
3.Посуда. | *Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий * Вот с кашей зелёная миска, Пришла пушистая киска – ушла пушистая киска, Пуста зелёная миска! *Чайничек с крышечкой, крышечка с шишечкой Шишечка с дырочкой, в дырочку пар идёт. | |
4.Магазин. Продукты | *Мы нальём воды, и насыплем соль –оль – оль – оль - оль И немножечко песку –у-у –у-у, и муку –у-у –у-у, и дрожжей –ей-ей-ей-ей. Размешаем, размешаем и месить , месить начнём. Месим, месим, месим, месим, мнём, мнём, мнём, мнём И немножко отдохнём. Тесто поднимается И пыхтит –пых –пых – пых – пых. Пирожок мы украшаем и в духовку отправляем - Ш-ш-ш-ш. *Мы пришли в магазин и купили торт - один, Плюшек – две, ватрушек – три, а киви купили сразу четыре! *Точим нож, точим нож –будет очень он хорош. Будет резать он припасы – масло, сало хлеб, колбасы, Помидоры, огурцы – угощайтесь молодцы. | |
Февраль | 1 Бытовые приборы .ОБЖ | *Комканье платка – собрать носовой платок в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другой рукой не помогать. *Прижимающий массаж |
2.Животные севера и жарких стран. | *Щелчки – ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другой рукой приподнимаем пальцы по одному , преодолевая сопротивление. Затем палец отпускаем и он стучит об стол. * У жирафа пятна ….(муз игра на координацию речи с движением ) | |
3.Наша Армия. | *Чередуем напряжение и расслабление « Кулачок – ладошка» *Наша Армия родная и отважна и сильна. Никому не угрожая охраняет мир она. | |
4.Профессии. Инструменты. | *Пусть не сердятся родители, что измажутся строители, Потому что тот кто строит, тот чего – нибудь, да стоит. И не важно, что пока этот домик из песка. *Раз, два – помнят дети –много дел на белом свете. Вот швея иглу берёт и одежду людям шьёт. Доктор лечит, повар варит, Дворник улицу метёт, а строитель строит дом, Мы с тобой жить будем в нём! | |
Март | 1.Мамин праздник. | * Вот красивые цветы раскрывают лепестки. Вечером мои цветы закрывают лепестки. *Мамины руки – добрые руки В будни и в праздник не ведают скуки. Варят борщи, пеленают детей, В час неурочный встречают гостей. *Мамочка –мама, милая моя, мамочка-мама, я люблю тебя |
2.Семья. | *Этот пальчик - дедушка, этот пальчик – бабушка, Этот пальчик папочка, этот пальчик - мамочка, Этот пальчик -я, вот и вся моя семья! * - Братец, принеси дрова, - Заболела голова. - Средний, ты на колешь дров? – Я сегодня не здоров. - Ну, а ты затопишь печку? – Ой болит моё сердечко. - Ты меньшой свари обед. – У меня силёнок нет. - Что же, сделаю всё сам, но обеда вам не дам, голодать готовы? - Мы уже здоровы! | |
3. Весна. Приметы весны. Прилёт птиц. | * « Солнечные лучи» -руки в « Замке» подняты вверх, ладони крепко сжаты, пальцы с силой разжимаются и сжимаются вновь. *Ушла зима, пришла весна, нас очень радует она! Небо синеет и солнышко греет. Подснежник цветёт и трава зеленеет. *Хорошо весной – я знаю. Я с друзьями птиц встречаю. Лодочки в ручье пускаю. С папой грядки я копаю. С мамочкой цветы сажаю. | |
4.У детей каникулы | ||
Апрель | 1 Транспорт. ПДД. | *Впереди силён –красив тянет всех локомотив. Мы сцепились, как вагоны, дайте нам скорей зелёный. Мы вагончики трамвая тоже вместе быть желаем, Мы -машина и прицеп –очень крепок этот сцеп. * Правила движения - все без исключения Знать должны зверята, мамы и ребята: волки и волчата ,лисы и лисята, зайцы и зайчата, кошки и котята, мышки и мышата. |
2.Космос. Спорт. | *Чтоб ракетой управлять нужно смелым, сильным стать. Слабых в космос не берут, ведь полёт нелёгкий труд! Рано утром я проснусь - на зарядку становлюсь. Приседаю и скачу – космонавтом стать хочу. *Каждый день я по утрам делаю зарядку! Очень нравится мне делать всё по порядку: С дедом весело шагать – 1, 2, 3,4, 5! С бабой руки поднимать -1,2,3,4,5! С мамой – приседать – вставать – 1,2.3,4,5! С папой - прыгать и скакать – 1,2,3,4,5! | |
3.Весна.Первоцветы. | *Упражнение с сомкнутыми ладонями(10 раз) -сомкнутые ладони поднять вверх - развести кисти рук , не размыкая запястий. *Утром рано он закрыт, но к полудню ближе Раскрывает лепестки, красоту их вижу. К вечеру цветок опять закрывает венчик И теперь он будет спать до утра , как птенчик. *Наши первые цветы раскрывают лепестки, Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши первые цветы закрывают лепестки, Головой качают, тихо засыпают. | |
4.Я человек. ЗОЖ | * Есть на пальцах наших ногти, на руках запястья, локти, Темя, шея, плечи, грудь и животик не забудь, Бёдра, пятки, двое стоп, голень и голеностоп. Есть колени и спина, но она всего одна. Есть у нас на голове уха – два и мочки две. Брови, скулы и виски, и глаза, что так близки, Щёки, нос и две ноздри, губы, зубы – посмотри! Подбородок под губой – вот что знаем мы с тобой!
Они в ладоши могут бить – правая и левая Они мне могут нос зажать – правая и левая. А могут ласковыми быть – правая и левая! *Стало солнце припекать, стали капельки стучать. Капля –раз, капля – два – очень медленно сперва. А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом.(2раза) Побежали ручейки, их попробуй догони, (2раза) | |
Май | 1.Труд людей весной | *Зайчики – рожки - колечки» « Кулачок – ладошка»- упражнения на переключение позиций. *Капля – раз, капля - два - очень медленно сперва, А потом, потом, потом всё бегом , бегом, бегом – Мы зонты свои раскрыли, от дождя себя укрыли. |
2.Насекомые . | *Цветочек на клумбе растёт и цветёт. На солнышке греясь гостей к себе ждёт. К нему прибежал покачаться жучок, качает, качает его ветерок. Попить сладкий сок прилетел мотылёк, качает, качает его ветерок. За мёдом к цветку прилетела пчела, чуть-чуть покачалась и мёд собрала. Но вот улетели пчела, мотылёк, жучок убежал и остался цветок. На солнышке греясь он будет стоять, А солнце зайдёт наш цветок будет спать. | |
3.Вода и её обитатели | *Отхлопывание ритма по показу воспитателя -правой и левой рукой поочерёдно -обеими руками одновременно
Может лазить по горам, может плавать по волнам. Поплывёт и схватит рыбку – съест с довольною улыбкой. Отдохнёт она немножко - на обед поёмает мошку. Если ужинать пора -а -ам – и схватит комара, Но еды её не хватило – цап! – меня за нолс схватила. | |
4. Наш город. Улицы. | « Пила» - «пилим» ребром ладони пальчики вдоль и поперёк Правой рукой левую руку, а левой – правую. *Пальцы – дружная семья, друг без друга им нельзя. Вот большой, а это средний, безымянный и последний. Указательный забыли! Чтобы пальцы дружно жили Будем их соединять и движенья выполнять. Мы рога козы покажем и рога оленя даже. И про зайку не забудем – ушками водить мы будем. Чтобы чисто говорить будем с пальцами дружить! |
Календарно – тематический план
по развитию координации речи
с движением пальцев рук
Составила
учитель- логопед
МБДОУ « Детский сад №11»
Богданова Н.В.
2014 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование "Развитие речи" 5-7 лет
Я работаю в МОУ ЦДТ "Горизонт" в студии "Дошколята", веду кружок "Развитие речи".Из расчета 1 час в неделю, 36 часов в год....
календарно-тематическое планирование развитие речи первая младшая группа
календарно-тематическое планирование развитие речи первая младшая группа...
Календарно-тематический план развития русской речи как неродной
Календарно-тематический план развития русской речи как неродной...
Картотека упражнений координации речи сдвижениями по лексическим темам
Предлагаемый материал адресован для воспитателей логопедических групп и учителей-логопедов....
Календарно-тематическое планирование "Развитие речи" (средняя группа)
Содержание непрерывно образовательного процесса на учебный год с указанием учебно-методического комплекта....
Календарно-тематическое планирование развитие речи
Календарно-тематическое планирование в старшей группе по развитию речи...
Методическая разработка на тему "Развитие координации речи с движением и мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста"
laquo;На самолете» (р/у)Раз, два, три, четыре, пять(хлопки в ладоши 5 раз)Будем острова искать(посмотреть из-под ладони)В самолете мы летим, острова найти хотим(руки расставить в стороны)Полети...