Календарно -тематический план по развитию координации речи сдвижением пальцев рук
методическая разработка (логопедия, старшая группа) на тему

Богданова Наталья Васильевна

Пальчиковые игры и упражнения по развитию тонких координированных пальчиковых движений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Месяц

Тема недели

Пальчиковые игры и упражнения

Сентябрь

1.

Обследование : см. точность движений,  подвижность, переключаемость с одной позиции на другую.

2.

3.Детский сад. Игрушки.

*Сжимание пальцев в кулак и разжимание.(по 10 раз)

-правой и левой рукой по очереди.

–одновременно двумя руками.

- поочерёдно

* П/и «Сколько у меня игрушек» (Л.Н.Арефьева стр.14)

Там , в углу, лежат игрушки, отдыхают в тишине

Пять игрушек в день рожденья подарили гости мне.

Раз – ушастый серый зайка

Два – есть дудка у меня

Три – сейчас я покажу вам белогривого коня

Бурый мишка мой  - четыре

Белка рыженькая пять…

Только всех моих игрушек мне никак не сосчитать.

*Мишка лапы простудил.  Без галош  гулять ходил.

Я сама его лечу, не хочу идти к врачу.

Дам ему таблетку, дам ему конфетку,

Чаю  с мёдом, сухарей – выздоравливай скорей!

4.Огород. Овощи.

*Вращение кистями рук ( по 10 раз)

- вместе двумя руками и поочерёдно

- вправо и влево

* Тянут, тянут бабка с дедкой  из земли большую репку.

Вот пришла бы наша внучка, помогла б собачка Жучка

Где же кошка, Мышка крошка?

Хоть держалась крепко, вытянута репка!

*Что за скрип, что за хруст? Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста, если я капуста!

Мы капусту рубим, рубим, мы морковку трём, трём.

Мы капусту солим, солим, мы капусту жмём, жмём.  

Размешаем не  спеша  -   А-ах,  капустка хороша!

Октябрь

1.Сад.Фрукты.Ягоды.

*Выгибание и прогибание кистей  рук  плюс

Повторение предыдущих упражнений – вращение и сжимание

*Будем мы варить компот, фруктов нужно много – вот

Будем яблоки крошить, груши будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок, слив положим и песок.

Варим , варим мы компот, угостим честной народ.

2.Лес.Грибы.

*Соприкосновение подушечек пальцев – « Пальчики здороваются»

Каждой рукой отдельно и обеими руками одновременно ( сила надавливания пальчиков и темп выполнения  увеличиваются)

*Лес гостям сердечно рад! Угощает он ребят:

Ваню – земляникой, Танечку – черникой,

Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой!

*Сел мышонок на маслёнок,  а маслёнок липкий гриб,  

Сел мышонок на маслёнок и прилип.

ой-ой-ой, ай – ай-ай- мама, мама, выручай!

3.Осень. Деревья

*-Вращение, сжимание, выгибание, прогибание  .

«Щелчки» – левой и правой  рукой  отдельно  и  обеими  руками  одновременно.

* Непоседа ветерок с дерева сорвал листок.

Долго листиком осенним над деревьями кружил,

А потом мне на колени этот листик положил.

Тронул ласково лицо:  - Получите письмецо.

*Если мы идём гулять, зонт с собою нужно брать.

Осенью от дождика  спрячемся под зонтиком !

4.Домашние животные и птицы и их детёныши.

*  «Коготки»  -  сильное  полусгибание и разгибание пальцев по 10-20 раз

Левой и правой рукой по очереди и обеими руками одновременно

* Прижимающий массаж

«Кусается сильно котёнок – глупыш . Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою малыш, А будешь кусаться, скажу тебе – «Кыш!»

*Повстречались два котёнка, два щенка, два жеребёнка, два телёнка, два быка – вот  такие  вот рога!

*Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

Аза ней ребятки – жёлтые цыплятки.

Ко-ко-ко,  ко-ко-ко – не ходите далеко,

Лапками гребите, зёрнышки ищите.

*Раз –два – шли утята,

Три – четыре – шли домой,

Вслед за ними плёлся пятый,  позади  бежал  шестой.

А седьмой от всех отстал, а восьмой  уже устал

А девятый всех догнал, а десятый запищал –пи-пи-пи

- Не пищи, мы тут рядом, поищи.

Ноябрь

1.Перелётные птицы.

*Сгибание и разгибание пальцев в кулак  поочерёдно  правой и левой рукой и обеими руками одновременно.

*Пой-ка, подпевай –ка,  прилетела стайка.

Эта птичка соловей,  эта птичка - воробей.

Эта птичка скворушка – серенькое пёрышко,

Ну, а эта – коршун злой. Птички, птички- все   домой

2.Дикие животные наших лесов.

*» Ножницы» - разведение пальцев  в стороны

 -каждой рукой отдельно  и обеими руками одновременно

-соединив ладони вместе.

*Сидит белка на тележке, продаёт она орешки:

Лисичке – сестричке,  воробью, синичке,

Мишке  толстопятому, заиньке усатому.

Кому в зубок, кому в платок, кому в лапочку.

*Прижимающий массаж:

Шёл медведь к свое берлоге, да споткнулся по дороге-

Видно очень мало  сил я за лето накопил, так подумал

И пошёл он на поиск диких пчёл. Все медведи – сладкоежки,

Любят есть медок без спешки, а наевшись, без тревоги,

До весны сопят в берлоге.

3.Дом. Его части.

*  « Замок» - ладони вместе, пальцы переплетены.

- сдавливании е ладоней с силой

- вращение , повороты, наклоны

- разворачивание ладоней наружу и выворачивание  в обратную сторону не расцепляя ладоней

*Молотком мы стучим, строить новый дом хотим.

А кто в доме будет жить,  с нами кто будет дружить?

Девочки и мальчики – маленькие пальчики!

*Туки –ток, туки –ток – застучал молоток.

           Туки –туки-туки-точки –застучали молоточки.

*На двери висит замок. Кто открыть его бы смог?

Постучали, покрутили, потянули и открыли!

4.Мебель.

* Руки на столе -  свободное постукивание  по столу  подушечками пальцев обеих рук и каждой рукой отдельно. Имитация игры на пианино.

Отстукивание определённого ритма по показу воспитателя.

*-Сиденье, ножки, спинка – стульчик для  Полинки

-Мы поставили кровать, чтобы мягко было спать.

- В комнате стоит диван, а на нём сидит Иван.

декабрь

1.Зима.Признаки зимы.

*Бегают человечки» - указательный и средний пальцы  каждой рукой отдельно и обеими руками одновременно

*1,2,3,4 мы с тобой снежок лепили –

Круглый,  крепкий, очень гладкий и совсем, совсем не сладкий.

Раз – подбросим, два – поймаем, три –уроним и сломаем.

2 . Зимующие птицы.

 

 *Надавливание  сильно  сжатыми  четырьмя  пальцами  руки  на основание большого пальца – 10 раз, затем  на середину ладони – 1- раз

То же  другой рукой и обеими руками одновременно.

*Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.

В гости в первый день недели к нам синицы прилетели,

А во вторник посмотри, прилетели снегири.

Три вороны были в среду,  мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог налетело 7 сорок.

В воскресенье, в воскресенье было общее веселье.

3.Зимние забавы. Развлечения.

*- Растирание  ладоней  движениями  вверх – вниз

    -растирание боковых поверхностей сплетённых пальцев.

* 1,2.3,4,5 Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,  птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались, а потом в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли, съели суп и спать легли.

4. Новый год. Ёлка.

* « Фонарики» - вращение свободными кистями рук каждой рукой отдельно и обеими  руками одновременно.

*Перед нами ёлочка – шишечки , иголочки,

Шарики, фонарики, зайчики и свечки,

Звёзды, человечки!

Январь

1.У детей каникулы

2.Одежда. Обувь.  Головные уборы

*Разминание и растирание каждого пальца вдоль и поперёк.

- Надеваем – снимаем  тугие  колечки  с пальцев ( имитация)

*Иголка, иголка, шей быстрей - мы шьём одежду для друзей

Матрёшку, мишку, куклу Ладу оденем в новые наряды.!

*  «Есть у пальцев

Домик шерстяной, каждый пальчик в комнатке одной,

Сколько пальцев на руках твоих, столько же и комнаток у них.»

*Целый день сегодня шью, я одела всю семью

Погоди немного ,кошка, будет и тебе одёжка.

*Посчитаем в первый раз , сколько обуви у нас?

Туфли, тапочки, сапожки, для Наташки и Серёжки.

Да ещё ботинки для  нашей  Валентинки,

А вот эти валенки для маленькой  Галеньки.

3.Посуда.

*Растирание ладоней  шестигранным карандашом  с постепенным увеличением усилий

* Вот с кашей зелёная миска,

Пришла пушистая киска – ушла пушистая киска,

Пуста зелёная миска!

*Чайничек с крышечкой, крышечка с шишечкой

Шишечка с дырочкой, в дырочку пар идёт.

4.Магазин. Продукты

*Мы нальём воды, и насыплем соль –оль – оль – оль - оль

И немножечко песку –у-у –у-у, и муку –у-у –у-у, и дрожжей –ей-ей-ей-ей.

Размешаем, размешаем  и месить , месить начнём.                                        Месим, месим, месим, месим,  мнём, мнём, мнём, мнём

И немножко отдохнём.  Тесто поднимается  

И пыхтит –пых –пых – пых – пых.

Пирожок мы украшаем и в духовку отправляем -  Ш-ш-ш-ш.

*Мы пришли в магазин   и купили торт  -  один,

Плюшек – две, ватрушек – три,  а  киви  купили   сразу  четыре!

*Точим нож, точим нож –будет очень он хорош.

Будет резать он припасы – масло, сало хлеб, колбасы,

Помидоры, огурцы – угощайтесь молодцы.

Февраль

1 Бытовые  приборы .ОБЖ

*Комканье  платка – собрать  носовой  платок в  ладонь, используя пальцы только одной руки. Другой рукой не помогать.

*Прижимающий массаж

2.Животные  севера и жарких стран.

 *Щелчки – ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другой рукой приподнимаем  пальцы по одному , преодолевая сопротивление.  Затем палец отпускаем и он  стучит об стол.

* У жирафа пятна ….(муз игра на координацию речи с движением )

3.Наша Армия.

*Чередуем напряжение и расслабление

« Кулачок – ладошка»

*Наша Армия  родная и отважна и сильна.

Никому не угрожая охраняет мир она.

4.Профессии. Инструменты.

*Пусть не сердятся родители, что измажутся строители,

Потому что тот кто строит, тот чего – нибудь,  да стоит.

И не важно, что пока этот домик из песка.

*Раз, два – помнят дети –много дел на белом свете.

 Вот швея иглу берёт и одежду  людям шьёт.

Доктор  лечит, повар варит,

Дворник улицу метёт, а  строитель строит дом,

Мы с  тобой жить будем в нём!

Март

1.Мамин праздник.

* Вот красивые цветы раскрывают лепестки.

     Вечером  мои цветы закрывают лепестки.

*Мамины руки – добрые руки

В будни и в праздник не ведают скуки.

Варят борщи, пеленают детей,

В час неурочный встречают гостей.

*Мамочка –мама, милая моя,

мамочка-мама, я люблю тебя

2.Семья.

*Этот пальчик  - дедушка, этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик папочка, этот пальчик  -  мамочка,

Этот пальчик  -я, вот и вся моя семья!

* - Братец, принеси  дрова,  -  Заболела голова.

 - Средний, ты на колешь дров?  – Я сегодня не здоров.

- Ну, а ты затопишь печку? – Ой болит моё сердечко.

- Ты меньшой свари обед. – У меня силёнок нет.

- Что же, сделаю всё сам, но обеда вам не дам, голодать готовы?

- Мы уже здоровы!

3. Весна. Приметы весны. Прилёт птиц.

* « Солнечные лучи» -руки в « Замке» подняты вверх, ладони крепко сжаты, пальцы с силой разжимаются и сжимаются вновь.

*Ушла зима, пришла весна, нас очень радует она!

Небо синеет и солнышко греет.

Подснежник цветёт и трава зеленеет.

*Хорошо весной – я знаю.

Я с друзьями птиц встречаю.

Лодочки в ручье пускаю.

С папой грядки я копаю.

С мамочкой цветы сажаю.

4.У детей каникулы

Апрель

1 Транспорт. ПДД.

*Впереди силён –красив тянет всех локомотив.

Мы сцепились, как вагоны, дайте нам скорей зелёный.

Мы вагончики трамвая тоже вместе быть желаем,

Мы  -машина и прицеп –очень крепок этот сцеп.

* Правила движения  - все без исключения

Знать должны  зверята, мамы и  ребята:

волки и волчата ,лисы и лисята, зайцы и зайчата,

кошки и котята, мышки и мышата.

2.Космос. Спорт.

*Чтоб  ракетой  управлять  нужно  смелым, сильным  стать.

Слабых  в  космос не берут, ведь полёт нелёгкий труд!

Рано утром я проснусь - на зарядку становлюсь.

Приседаю и скачу  –  космонавтом стать хочу.

*Каждый день я по утрам делаю зарядку!

Очень нравится мне делать всё по порядку:

С  дедом  весело  шагать – 1, 2, 3,4, 5!

С бабой руки  поднимать -1,2,3,4,5!

С  мамой – приседать – вставать – 1,2.3,4,5!

С  папой  - прыгать и скакать – 1,2,3,4,5!

3.Весна.Первоцветы.

*Упражнение с  сомкнутыми ладонями(10 раз)

-сомкнутые ладони поднять вверх  - развести кисти рук ,                                                          не размыкая запястий.

*Утром рано он закрыт, но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,  красоту их вижу.

К вечеру цветок опять закрывает венчик

И теперь он будет спать до утра , как птенчик.

*Наши первые цветы раскрывают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши первые цветы закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

4.Я человек. ЗОЖ

* Есть на пальцах наших ногти, на руках запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь и животик не забудь,

Бёдра, пятки, двое  стоп,  голень  и  голеностоп.

Есть колени и спина, но она всего одна.

Есть у нас на голове уха – два и мочки две.

Брови, скулы и виски, и глаза, что так близки,

Щёки, нос и две ноздри, губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой – вот что знаем мы с тобой!

  • Посмотрите – две руки – правая и левая.

Они в ладоши могут бить – правая и левая

Они мне могут нос зажать – правая и левая.

А могут ласковыми быть – правая и левая!

*Стало солнце припекать, стали капельки стучать.

Капля –раз, капля – два – очень медленно сперва.

А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом.(2раза)

Побежали ручейки, их попробуй догони, (2раза)

Май

1.Труд людей весной

*Зайчики – рожки  - колечки»

« Кулачок – ладошка»- упражнения на переключение  позиций.

*Капля – раз, капля - два  - очень медленно сперва,

А потом, потом, потом всё бегом , бегом, бегом –

Мы зонты свои раскрыли, от дождя себя укрыли.

2.Насекомые .

*Цветочек на клумбе растёт и цветёт.

На солнышке греясь гостей к себе ждёт.

К нему прибежал покачаться жучок, качает, качает  его  ветерок.

Попить сладкий сок прилетел мотылёк,  качает, качает его ветерок.

За мёдом к цветку прилетела пчела, чуть-чуть покачалась  и мёд собрала.

Но вот улетели пчела, мотылёк, жучок убежал и остался цветок.

На солнышке греясь он будет стоять,

А  солнце зайдёт наш цветок будет спать.

3.Вода  и её  обитатели

*Отхлопывание  ритма   по показу воспитателя

-правой и левой рукой поочерёдно

-обеими руками одновременно

  • Ах, обжора черепашка, панцирь – вот её рубашка.

Может лазить по горам, может плавать по волнам.

Поплывёт и схватит рыбку – съест с довольною улыбкой.

Отдохнёт она немножко -  на обед поёмает мошку.

Если ужинать пора  -а -ам – и схватит комара,

Но еды её не хватило – цап! – меня за нолс схватила.

4. Наш  город. Улицы.

« Пила» - «пилим» ребром ладони пальчики вдоль и поперёк

Правой рукой левую руку, а левой – правую.

*Пальцы – дружная семья, друг без друга им нельзя.

Вот большой,  а это средний, безымянный и последний.

Указательный  забыли! Чтобы пальцы дружно жили

Будем их соединять и движенья выполнять.

Мы рога козы покажем и рога оленя даже.

И про зайку не забудем – ушками водить мы будем.

Чтобы чисто говорить  будем  с пальцами дружить!

Календарно – тематический план

по  развитию координации речи

 с движением пальцев рук

               

Составила

  учитель- логопед

МБДОУ « Детский сад №11»

Богданова Н.В.

2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Развитие речи" 5-7 лет

Я работаю в МОУ ЦДТ "Горизонт" в студии "Дошколята", веду кружок "Развитие речи".Из расчета 1 час в неделю, 36 часов в год....

календарно-тематическое планирование развитие речи первая младшая группа

календарно-тематическое планирование развитие речи первая младшая группа...

Календарно-тематический план развития русской речи как неродной

Календарно-тематический план развития русской речи как неродной...

Картотека упражнений координации речи сдвижениями по лексическим темам

Предлагаемый материал адресован для воспитателей логопедических групп и учителей-логопедов....

Календарно-тематическое планирование "Развитие речи" (средняя группа)

Содержание непрерывно образовательного процесса на учебный год с указанием учебно-методического комплекта....

Календарно-тематическое планирование развитие речи

Календарно-тематическое планирование в старшей группе по развитию речи...

Методическая разработка на тему "Развитие координации речи с движением и мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста"

laquo;На самолете» (р/у)Раз, два, три, четыре, пять(хлопки в ладоши 5 раз)Будем острова искать(посмотреть из-под ладони)В самолете мы летим, острова найти хотим(руки расставить в стороны)Полети...