Развитие связной речи и мышления у ребенка
консультация по логопедии на тему

Речь человека является его визитной карточкой. Естественно, чем правильнее ребёнок будет выражать свои мысли, тем лучше его будут понимать. С  помощью речи ребёнок общается с окружающими его детьми и взрослыми. Овладевая способностью излагать свои мысли связно и понятно для собеседника, ребенок одновременно с помощью вопросов учится получать необходимую ему информацию.Связная  речь отражает богатство представлений, логику суждений, культуру общения человека. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ РЕБЁНКА

Неоспоримый факт, что хорошее владение речью играет весьма важную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной сфере. Более приятное и выигрышное впечатление на окружающих производит тот человек, который является интересным и умелым собеседником, может эффектно и доходчиво изложить свои мысли, идеи, взгляды, деловые соображения. Такие люди оказываются более успешными как в бытовых ситуациях, так и в деловой жизни. В известном смысле каждый из нас имеет свой «речевой образ», который при первом знакомстве формирует то впечатление, которое мы производим на окружающих. В личных и деловых отношениях с людьми не меньшее значение имеет умение достаточно полно понять собеседника, учителя, лектора. А понять — означает не только уяснить смысл произнесенных слов и фраз, но и догадаться о подтексте сказанного. Иногда, как известно, именно подтекст и представляет основной интерес для участников беседы: в нем выражаются истинные намерения и мысли говорящего.

Хорошее владение родным языком, речью — в определенном смысле искусство, которому нужно учиться не один год. От владения этим искусством подчас зависит не только профессиональная карьера, но и социальный статус человека. И чем раньше мы начинаем овладевать им, тем большего совершенства сможем достигнуть.

Взрослые должны помочь детям научиться связно, логично излагать собственные мысли и достаточно полно понимать речь собеседника, то есть вести содержательный диалог. Этот подход к развитию речи достаточно нов, так как акцент сделан не на формирование языковых навыков в контексте учебных заданий, а на развитие связной диалогической речи в естественном общении с партнерами (детьми или взрослыми).

Детям бывает трудно проследить причинно-следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. По этой причине рассказ 4-5 летнего ребенка нередко представляет собой простое нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребенок «перескакивает» на другую, с совершенно новым содержанием и не связанную с первой. Поэтому смысловые связи  между отдельными предложениями в таких «рассказах» выражены слабо или даже полностью отсутствуют, что затрудняет их понимание.

На данном этапе в процессе беседы высказывания детей обычно неполны и фрагментарны. Взрослым нужно терпеливо и последовательно задавать наводящие вопросы, которые помогут малышу излагать свои мысли последовательно и более распространенно.

Детям с общим недоразвитием речи можно давать образцы правильного описания (например, картинки или ситуации). Однако, необходимо поощрять собственное речевое творчество ребенка. Исправлять речевые ошибки ребенка  надо деликатно и тактично, не ущемляя его собственного достоинства (которое развивается очень рано, хотя не все взрослые подозревают об этом).

В этот период ребенок мыслит преимущественно образами. Поэтому, рассказывая о чем-то собеседнику, он как бы представляет перед мысленным взором картину того, что хочет передать, и в речи лишь комментирует некоторые детали этой картины. Создается впечатление, будто он думает, что аналогичный образ представляет и собеседник, и коротких речевых реплик достаточно, чтобы тот понял, о чем идет речь. Такая особенность детской психологии называется эгоцентризмом мышления и речи ребенка. Он еще не может в полной мере встать на позицию собеседника и согласовать подробность своего рассказа со степенью осведомленности собеседника о предмете разговора.

Важно, чтобы ребенок понимал, сумел ли он объяснить то, что хотел, и понял ли его собеседник. Для этого взрослый уточняющими вопросами дает понять, что предмет беседы ему интересен (это очень важно для ребенка!) и он хочет услышать в подробностях то, что рассказывает ребенок. При этом вопросы, которые задает взрослый, должны носить заинтересованный характер.

Если малыш неправильно, аграмматично построил фразу или допустил ошибку в произношении, его можно поправить (только не делая этого слишком часто на протяжении одной беседы) наименее обидным для него способом: «Ты, наверное, хотел сказать... »

Одним из наиболее трудных моментов в процессе освоения ребенком повествовательной речи является необходимость связывать отдельные фрагменты рассказа логически и излагать их в соответствии с временной последовательностью описываемых событий. Проблемы обусловлены не только недостаточным развитием у ребенка навыков программирования речевых высказываний, но и незрелостью его мышления.

Развить необходимые способности помогает составление рассказов по сериям картинок. При этом задачей ребенка является осмысление фрагментов события, представленных на отдельных картинках, и объединение их в целую историю с учетом логической связи отдельных звеньев. Чем больше картинок входит в серию, тем труднее задача. Составляя по сложенной им серии картинок устный рассказ, ребенок учится логически организовывать свое повествование и согласовывать его с изображенным на картинках.

Овладевая способностью излагать свои мысли связно и понятно для собеседника, ребенок одновременно учится получать необходимую ему информацию с помощью вопросов. Как известно, дети начинают задавать вопросы с того момента, как элементарные навыки связной речи позволяют им это делать. Но довольно долго  их вопросы хаотичны и разрозненны. Умение последовательно расспрашивать и уточнять полученные сведения с помощью соответствующих дополняющих вопросов формируется до подросткового возраста. Это не удивительно, поскольку в основе ее лежат не только речевые навыки, но и умение мыслить логически, последовательно, строить из отдельных фактов целостную, обобщенную картину. Иначе говоря, в этом случае многое зависит от способности к дедуктивному мышлению.

И наоборот, обучая ребенка умению расспрашивать, мы одновременно способствуем развитию его мышления.

Дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. То, что ребёнок не усвоит в дошкольном возрасте, в более поздний период восполнится с большим трудом, а то и не восполнится совсем. Именно в дошкольном возрасте необходимо целенаправленно заниматься развитием речи и мышления детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи и основ логического мышления с применением мультимедийного проектора и мнемотаблиц в средней группе ГДОУ.

Задачи:Развитие речи в постановке К.И Чуковского «Муха – Цокотуха» ( театрализованая  деятельность).Праздничная инсценировка, имитация движения животных (игра с названиями насекомых и звуков им п...

Системность развития связной речи и мышления у старших дошкольников

Методическая разработка, позволяющая таким образом организовать занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста, чтобы связная речь и мышление развивались у детей во взаимосвязи и обеспеч...

Конспект занятия по развитию связной речи и логического мышления "Пожар"

Цель занятия: уточнять и обогащать словарный запас: продолжать учить детей выделять основной признак предмета, подбирать предмет к заданному признаку.Продолжать учить делить слова на слоги. Развивать ...

Развитие связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.

1. Коррекционно-образовательные цели.* Закрепление представлений об осени и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»* Совершенствование грамматического строя речи (согл...

«Использование приёмов мнемотехники для развития связной речи и логического мышления у детей с общим недоразвитием речи»

Развитие навыков связного высказывания выступает одной из важнейших задач речевого воспитания детей дошкольного возраста, что обусловлено их социальной  значимостью и ролью в развитии личности ре...

Особенности развития связной речи в семье, воспитывающей ребенка дошкольного возраста.

В данной статье рассматриваются основные вопросы изучения связной речи у детей дошкольного возраста. Выделяются рекомендации к организации коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи, име...

Развитие связной речи у детей 2-3 лет Аннатация к статье: в статье описывается роль связной речи у малышей 2-3 лет. Даны рекомендации родителям, о том, как помочь ребенку научиться правильно освоить речь.

Развитие связной речи у детей 2-3 летАннатация к статье: в статье описывается роль связной речи у малышей 2-3 лет. Даны рекомендации родителям, о том, как помочь ребенку научиться правильно освоить ре...