Особенности развития связной речи в семье, воспитывающей ребенка дошкольного возраста.
методическая разработка по логопедии
В данной статье рассматриваются основные вопросы изучения связной речи у детей дошкольного возраста. Выделяются рекомендации к организации коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи, имеющими разнообразные по степени выраженности нарушения связной речи. Данная статья будет интересна специалистам в области специальной педагогики и родителям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи через проектную деятельность
КУЗНЕЦОВА Елена Сергеевна
магистрант
ВАСИЛЬЕВА Виктория Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический университет
г. Челябинск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается развитие и коррекция связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Рассмотрена проектная деятельность как метод эффективной работы на связной речью. Приведены примеры проектной деятельности с старшим дошкольным возрастам. Статья будет интересна специалистам в области специальной педагогики и психологии.
Ключевые слова: связная речь, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, проект, проектная деятельность.
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи является актуальным в современном мире, так как она является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе. Связная речь – это изложение развернутого типа, которое имеет определенное содержание.
Это не просто слова в определенной последовательности или предложения. Это мысли, которые располагаются в последовательном порядке и связаны между собой. Они выражаются с помощью точных слов, а предложения выстраиваются в соответствии с правилами русского языка [1].
Формированию навыков связных высказываний у детей, имеющих общее недоразвитие речи необходимо уделять особое внимание. Несформированность связной речи отрицательно сказывается на всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует овладению знаниями [6].
Анализ специальной методической литературы по проблеме формирования навыков связных высказываний у детей с нарушениями речевого развития и коррекционно-логопедическая работа показали, что нужно найти метод, позволяющий ускорить активное развитие всех компонентов речи в целом, своевременное формирование когнитивных процессов, коммуникативных навыков. Мы пришли к выводу, что таким методом может стать метод проектной деятельности.
Проект – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Проектная деятельность – это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат [8].
В настоящее время проектную деятельность считаю как одно из наиболее перспективных и инновационных методов, занимающий особое место в практике использования образовательных учреждений, способствующий решению многих задач обучения, воспитания и развития дошкольника. Иными словами, это такая педагогическая технология, которая ориентирована на применение имеющегося опыта у ребенка и приобретения новых знаний.
Участие в проектной деятельности делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом их саморазвития, является мощным ресурсом для развития способностей и компетенции детей, необходимых для жизни в современном обществе. В проекте принимают участие дети, родители, учитель-логопед, воспитатель. Педагоги, понимая детей, устанавливают контакт с ними, стараются общаться с ними «на равных». Отталкиваясь от детских интересов и возможностей, они расширяют их зону ближайшего развития, поддерживают при этом детскую самостоятельность, инициативу, творчество. Совместный сбор материалов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс. Родители воспитанников убеждаются в том, что развитие ребенка — его интересов, способностей, его самостоятельности, инициативности, творчества в познании и самовыражении — является истинной ценностью. Такое единение детей, педагогов и родителей дает возможность сделать проектно-исследовательскую деятельность более познавательной и яркой [9].
В старшей компенсирующей группе мы проводим краткосрочные проекты длительностью 1 неделя. В ноябре реализовали проект на тему: «Моя малая родина Копейск», в котором участвовали дети, родители, учитель-логопед, воспитатель. Предварительно педагоги дали задание родителям посетить музей и достопримечательности города, а так же подготовить презентацию о родственниках-шахтерах. Дети на виртуальных занятиях посещали интересные места города, отвечали на вопросы. Приветствовались развернутые, полные ответы. Перед завтраком воспитателем проводилась беседа. Беседа является одним из самых действенных приемов развития диалогической речи дошкольников. В беседе постепенно формируются связные логические высказывания, оценочные суждения, активизируется словарь, так как педагог побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова, а вопросы самого педагога являются примером, и подталкивают детей к тому, чтобы они сами задавали вопросы.
В конце недели дети защищали свои проекты, они с удовольствием рассказывали про своих бабушек, дедушек, которые трудились на шахте. Высказывали свои мысли и суждения. Итогом проекта, стала карта интересных мест города Копейск.
Главной практической значимостью данного вида деятельности считаем приобретение и совершенствование опыта работы с детьми над тематическими проектами, предполагающий результат за определенное, небольшое количество времени.
Таким образом, проектная деятельность для детей с общим недоразвитием речи дает положительный результат, так как позволяет более полно учитывать речевые, психофизические, индивидуальные особенности детей.
Литература:
- Бердник,С.А. Развитие связной речи дошкольников логопедической группы в процессе реализации основных образовательных программ дошкольного образования [Электронный ресурс] / С.А.Бердник. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-rechi-doshkolnikov-logopedicheskoy-gruppy-v-protsesse-realizatsii-osnovnyh-obrazovatelnyh-programm-doshkolnogo
- Васильева, В.С Информационные технологии как средство коррекции нарушений речи у старших дошкольников с онр (III уровень) [Текст]/ В.С. Васильева, А.А.Абрамовских //Теоретические и прикладные аспекты современной науки. –2014. –№ 4-3. –С. 119-126.
- Васильева, В.С. Коррекционно-педагогическая работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с зпр [Текст]/ В.С. Васильева, О.А. Бурцева //Современные тенденции развития науки и технологий. –2016. – № 6-7. –С. 35-37.
- Васильева, В.С. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Васильева В.С., Абрамовских А.А. // Коррекционно-педагогическое образование. – 2016. – № 4 (8). – С.18-26
- Гущина, Е.Г. Исследование особенностей состояния речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] /Е.Г.Гущина, В.С.Васильева//Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования: сб.статей по материалам XXXVI международной научно-практической конференции.–М,2020.–С. 9–15.
- Глухов, В.П. Коррекционная работа по формированию навыков связной речи у детей с нарушениями речевого и познавательного развития [Текст] / В.П.Глухов // Среднее профессиональное образование. –2014.– № 10.– С. 19-24.
- Глухов, В.П. Психолингвистический подход к формированию навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: материалы VIII всероссийской научно-практической конференции/ под ред. О.А. Денисова, Л.А. Пепик //Актуальные проблемы коррекционной педагогики – Череповец: Изд-во Череповецкого гос. ун-та, 2014. – С. 181-187.
- Коджаспиров, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М.Коджаспиров.–Akademia, 2000.–171с.
- Курмакаева, Г. З. Проектно-исследовательский метод как средство совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами [Текст] / Г. З. Курмакаева, Т. М. Кобылянская. // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф.— Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 48-51.
- Новикова, Е.А. Развитие неречевых функций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня [Текст] / Е.А.Новикова, В.С.Васильева // Традиции и новации в дошкольном образовании.–2018.–№5(8).–С.13–16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Уйнап, җырлап үсәбез". Непосредственная образовательная деятельность по развитию связной речи через поэзию у детей дошкольного возраста.
Во время этой деятельности дети побывают в гостях у кошки, у зайца, поиграют с ними в разные игры. Они узнают очень многое об этих животных, в том числе, и о том, что кошка - домашнее животное, а заяц...
Развитие связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность детей
Речевое развитие дошкольников, в частности, развитие связной речи – одно из важнейших направлений в работе педагогов ДОУ, во многом определяющее ...
«Программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Предлагаемая программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ТНР является комплексной и позволяет организовать сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возрас...
Оказание методической и диагностической помощи семьям, воспитывающие ребенка дошкольного возраста на дому.
Работа консультативного пункта МБДОУ «Детский сад «Сказка»...
Консультация по оказанию методической диагностической, консультативной помощи семье . воспитывающей ребенка дошкольного возраста, не посещающего детский сад в консультативном пункте МДОУ детский сад «Сказка» г. Николаевска Волгоградской обл
Работа консультативного пункта ДОУ...
Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)
СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...
«Программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
laquo;Программа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»...