Методическая разработка «Развитие фонематических функций на примере знакомства со звуком Р»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Фомина Татьяна Геннадьевна

Методическая разработка содержит игры и задания на развитие фонематических функций. В ней целенапрвлено подобраны речевые образцы, начиная с изолированных фонем, слогов, слов, словосочетаний и заканчивая фразами и текстами. Содержание разработки имеет теоретическое и практическое значение, поэтому может быть использована при обучении студентов логопедического отделения института. Также этот материал может быть полезен родителям при домашнем обучении детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx484.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

детский сад № 53 компенсирующего вида

Калининского района г. Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Развитие фонематических функций на примере знакомства со звуком Р»

                                                                           Составила:  учитель-логопед

                                                                           Фомина Татьяна Геннадьевна

                                 

                                         

                                        Санкт Петербург  2014

Звук [Р].

Игра: «Четвёртый лишний».         

Цель:  Развитие вербально-логического мышления.

Инструкция: «Послушай слова. Назови лишнее слово. Объясни  почему? »

              Воробей, рысь, ворона, сорока.

              Персик, абрикос, морковь, виноград.

              Помидор, персик, огурец, картофель.

Повтори слова (рысь, морковь, персик).  

Какой звук чаще других слышится во всех этих словах?  (Р)

Как ты думаешь,  этот звук гласный или согласный. (Согласный)

Звук [Р]  назовем согласным звуком. При произнесении звука [Р] кончик языка находится у бугорков за верхними зубами и вибрирует при сильном выдохе.  

Обозначим его кружком синего цвета.          

             

I. Развитие фонематического слуха.

Выделение сонорного вибранта [Р] из ряда звуков, слогов,

контрастных по артикуляции и в словах с контрастными звуками.

  1. Выделение сонорного вибранта [Р] из ряда звуков,  контрастных по артикуляции.

Инструкция: «Я назову ряд звуков, если ты услышишь звук [Р] – хлопни в ладоши»:  

  • Выделение сонорного вибранта [Р] из ряда гласных звуков.              

Р  И  У  О  Р А  О  Ы  Э  Р  И  Р

               А  У  Р  И  Э  Р  О  У  Р  Ы  Э  Р

  • Выделение сонорного вибранта [Р]  из ряда согласных звуков, контрастных  по артикуляции:  

                                  Р   Ш  К  Р  С  Г  З  Р  В  Р  Ф.                            

  1. Выделение сонорного вибранта [Р] из ряда слогов.

Инструкция: «Я назову ряд слогов, если ты услышишь слог со звуком  [Р] – хлопни в ладоши»:  

                                       ГУ   РЫ   ИС   РА   УР   БА   РО   ПО   РУ   ЫР   ДО      

  1.  Выделение сонорного вибранта [Р] в словах с контрастными звуками.     Сумка, рыба, туча, рак, пакет, рот.

Выделение сонорного вибранта [Р] из ряда звуков, слогов,

сходных  по артикуляции и в словах со сходными звуками.

  1. Выделение сонорного вибранта [Р] из ряда звуков сходных по    артикуляции.

Инструкция: «Я назову ряд звуков, если ты услышишь звук [Р] – хлопни в ладоши»:  

                                 Р – РЬ – Л – Ль Р – ЛЬ – Рь – Л – Р – Р – Л - Р;       

  1.  Выделение сонорного вибранта [Р] из ряда слогов со сходными по артикуляции  звуками. 

Инструкция: «Я назову ряд слогов, если ты услышишь слог со звуком  [Р] – хлопни в ладоши»:  

                                       АЛ  РУ   ОЛЬ   РА   ЛУ   РИ   РЫ   ОЛ   РО  

  1. Выделение сонорного вибранта [Р] в словах со сходными по звуками.

                                      Дорога, лодка, журавль, крыльцо, крыло, луга, рыболов, булка.

II. Развитие простых форм фонематического анализа.

  1. Выделение звука [Р] на фоне слова.

Инструкция: «Слышишь ли ты звук  [Р] в слове…?»

Слова: чашка, работа, катер, книга, ковёр.

  1. Выделение звука [Р] из слова.     

Инструкция: Какой звук ты слышишь в слове «рыба»?

Слова: ролики, репа, кролик, кларнет, рельсы.

Игра: «Транспорт».

Инструкция: Назови картинки. Как можно одним словом назвать все эти предметы.

Р.: Транспорт.

Л.: Обведи в кружок транспорт, в названии которого слышится звук [Р].

й13й14

  1. Выделение слов со звуком [Р] из предложений.

Инструкция: «Послушай предложения и назови слова, в названии которых есть звук [Р]».

             В  вазе  стоят  розы.      У  папы  есть  топор.      Петух сел на забор.

                                 

III. Развитие сложных  форм  фонематического анализа.

  1. Определение места звука [Р] в слове.

Игра: «Найди место звука». (С  опорой на вспомогательные средства).

Инструкция: «Назови картинку. Определи место звука [Р] в слове и укажи синим кружком его на схеме (начало, середина)».

Игра: «Найди место звука». (В речевом плане без предъявления картинки)

  • Инструкция: В слове «рай» звук [Р] ты слышишь в начале или в конце слова?

      Слова:  рак, рыба, рота, Рома, рука.

  • Инструкция: В слове «корка» звук [Р] ты слышишь в начале  или  середине слова?

     Слова:  дырка, норка, карта, Марта, жираф.

  • Инструкция: В слове «сор» звук [Р] ты слышишь в начале или в конце слова?

     Слова:  мир, жир, тир, командир, пир.  

  1. Определение последовательности звуков в слогах и словах с опорой на картинку:     

Игра: «Занятия с логопедом». 

Инструкция:

Л.: Посмотри на картинку. Это Рома.

Он сидит у зеркала и логопед учит произносить

звук [Р] в слогах.

Логопед говорит: «Рома, скажи [РА]».

Рома отвечает: «РА».

Л.: Повтори, какой слог произнес Рома.

Р.: РА.

Л.:  Какой первый звук в слоге РА?  

(Логопед выделяет голосом звук [Р]).    

Р.: Р.

Л.: Звук [Р] гласный или согласный?    

Р.: Согласный.

Л.: Как звучит звук [Р] в слоге РА твёрдо или мягко?    

Р.: Твёрдо.

Л.: Какого цвета  нарисуешь кружок?   Р.: Синий.

 Л.: Какой второй звук в слоге РА?  

(Логопед выделяет голосом звук [А]).   Р.: А.

Л.: Звук [А] гласный или согласный?   Р.: Гласный.

Л.: Какого цвета  нарисуешь кружок?   Р.:  Красный.

Игра: «Веселые человечки». 

Инструкция:

Л.: Посмотри на картинку. Это веселые человечки. Они держат шар. Повтори ещё раз слово ШАР. Р.: ШАР.

Л.:  Какой первый звук в слове ШАР?  

(Логопед выделяет голосом  звук [Ш]).   Р.: Ш.

Л.: Звук [Ш] гласный или согласный?     Р.: Согласный.

Л.: Какого цвета кружок  нарисуешь?   Р.: Синий.

Л.: Почему?  Р.: Потому что он всегда твёрдый.

Л.: Какой второй звук в слове ШАР?  

(Логопед выделяет голосом звук [А]).   Р.: А.

Л.: Звук [А] гласный или согласный?     Р.: Гласный.

Л.: Какого цвета  нарисуешь кружок?   Р.:  Красный.

Л.:  Какой третий  звук в слове ШАР?  

(Логопед выделяет голосом звук [Р]).    Р.: Р.

Л.: Звук [Р] гласный или согласный?    Р.: Согласный.

Л.: Как звучит звук [Р] в слове ШАР твёрдо или мягко?.

Л.: Какого цвета нарисуешь кружок?     Р.: Синий.

Игра: «Кто что любит?»

Инструкция:

Л.: Посмотри на картинку. Собака любит косточку, а  кошка …?    Р.: Рыбу.

Л.: Повтори слово РЫБА.    Р.: РЫБА.

Л.:  Какой первый звук в слове РЫБА?  

(Логопед выделяет голосом звук [Р]).    Р.: Р.

Л.: Звук [Р] гласный или согласный?   Р.: Согласный.

Л.: Как звучит звук [Р] в слове РЫБА твёрдо или мягко?    

Р.: Твёрдо.

Л.: Какого цвета нарисуешь кружок?   Р.: Синий.

Л.: Какой второй звук в слове РЫБА?  

(Логопед выделяет голосом звук [Ы]).    Р.: Ы.

Л.: Звук [Ы] гласный или согласный?

Р.: Гласный.

Л.: Какого цвета  нарисуешь кружок?  

Р.:  Красный.

Л.:  Какой третий  звук в слове РЫБА?  

(Логопед выделяет голосом звук [Б]).    

Р.: Б.        

Л.: Звук [Б] гласный или согласный?

Р.: Согласный.

Л.: Как звучит звук [Б] в слове РЫБА твёрдо или мягко?

Р.: Твёрдо.

Л.: Какого цвета нарисуешь кружок?

Р.: Синий.

Л.: Какой четвёртый  звук в слове РЫБА?  

(Логопед выделяет голосом звук [А]).   Р.: А.

Л.: Звук [А] гласный или согласный?

Р.: Гласный.

Л.: Какого цвета  нарисуешь кружок?   Р.:  Красный.

Игра: «Зимние забавы». 

Инструкция:

Л.: Посмотри на картинку. Какое время года изображено. Расскажи, что делают дети? (Дети катаются на санках с горки.)

Л.: Произнеси ещё раз слово ГОРКА.     Р.: ГОРКА.

Л.:  Какой первый звук в слове ГОРКА?  

(Логопед выделяет голосом звук [Г]).      Р.: Г.

Л.: Звук [Г] гласный или согласный?   Р.: Согласный.

Л.: Как звучит звук [Г] в слове ГОРКА твёрдо или мягко?    

Р.: Твёрдо.

Л.: Какого цвета нарисуешь кружок?

Р.: Синий.

Л.: Какой второй звук в слове ГОРКА?  

(Логопед выделяет голосом звук [О]).  Р: О  

Л.: Звук [О] гласный или согласный? Р: Гласный.

Л.: Какого цвета  нарисуешь кружок? Р: Красный.  

Л.:  Какой третий  звук в слове ГОРКА?  

(Логопед выделяет голосом звук [Р]).    Р.: Р.        

Л.: Звук [Р] гласный или согласный?    Р.: Согласный.

Л.: Как звучит звук [Р] в слове ГОРКА твёрдо или мягко?    

Р.: Твёрдо.

Л.: Какого цвета нарисуешь кружок?   Р.: Синий.

Л.: Какой четвёртый  звук в слове ГОРКА?  

(Логопед выделяет голосом звук [К]).     Р.: К.

Л.: Звук [К] гласный или согласный?       Р.: Согласный.

Л.: Как звучит звук [К] в слове ГОРКА твёрдо или мягко?   Р.: Твёрдо.

Л.: Какого цвета нарисуешь кружок?   Р.: Синий.

Л.: Какой пятый звук в слове ГОРКА?  

(Логопед выделяет голосом звук [А]).   Р.: А.

Л.: Звук [А] гласный или согласный?    Р.: Гласный.

Л.: Какого цвета  нарисуешь кружок?    Р.:  Красный.

  1. Определение положения звука [Р] по отношению к другим звукам.

Инструкция:

Л.: Послушай слово: РЫСЬ. Повтори его.     Р.: РЫСЬ.

Л.:  Какой  звук  после  звука [Ы] в слове РЫСЬ?      Р.: СЬ.

Л.: Какой  звук  перед звуком [Ы] в слове РЫСЬ?     Р.: Р.

Л.: Какой  звук  после   звука [Р]   в слове РЫСЬ?     Р.: Ы.

4.   Определение  количества звуков в словах:

Игра: «Сколько звуков?»

Инструкция:

Л.: Назови, сколько звуков в слове РЫСЬ?    Р.: Три.

Слоги и слова: тир, мир, жар, жир, кар; корт, торт, крот, бобр; грозы, груша, фрукт.

IV. Развитие фонематического синтеза.

  1. Составление слов из заданной последовательности  звуков.

Игра: «Составь слово из данных звуков».

Инструкция:

Л.:  У меня рассыпались звуки, послушай их и собери слово:  [р]….. [о]….. [т]  (логопед в должной последовательности раздельно  произносит звуки)      Р.: РОТ.  

Слова:  рысь, дар, рак, жар.

Вариант 1: Сначала логопед произносит звуки с минимальной паузой.

Вариант 2: Затем паузы между подаваемыми звуками продолжительные.

Вариант 3: Подаваемые звуки перемежаются индифферентными   словами – раздражителями (например: «сначала [Р], потом  [О], затем [Т]»)

Игра: «Составь слово».

Инструкция: Посмотри на картинки и назови их.  Выдели  первый звук  из названия каждой картинки, соедини эти звуки и назови слово.

Слова: ракета, осы, забор, аист.

  1. Составление слов из нарушенной  последовательности  звуков.

Игра: «Собери слово».

Инструкция:

Л.: Звуки поссорились, а ты их помири так, чтобы   получилось слово: [м’]….. [и]….. [р] (логопед  раздельно  произносит звуки)             Р.: МИР.        

Слова: жир, тир, дар, кар.

V. Развитие фонематических представлений.

Игра: «Придумай слова» - игра проводится с подгруппой детей.

Инструкция: Придумайте слова со звуком [Р] и за каждое слово получите  жетон. Кто больше жетонов получит, тот и выиграл.

Игра: «Гусеница Звукоедик».

Инструкция: Жила-была гусеница Звукоедик. Её назвали так неспроста – она питалась первыми звуками в словах. И сейчас она откусила в словах первый звук [Р]. Послушай слово без первого звука. Назови слово полностью – картинки тебе помогут.

Слова:  …ысь,  …акета,   …от,   …ак,   …ыба,   …омашка,   …оза.

Игра: «Назови новое слово».

Цель: Развитие фонематических представлений.

Инструкция: Замени первый звук в слове, которое я произнесу, на звук  [Р]. Какое новое слово получится?

ХОБОТ – РОБОТ,          ТАНЕЦ – РАНЕЦ,              ЗАБОТА – РАБОТА,     НОГА – РОГА,               МЫЧАТЬ – РЫЧАТЬ,        МАКЕТЫ – РАКЕТЫ,     ПЫЖИК – РЫЖИК,      ДОМ – РОМ,                       КОЗЫ – РОЗЫ,              МУКА – РУКА,              МАК – РАК,                       КОТ – РОТ.  

Игра: «Расшифруй  слово».

Цель: Развитие звукового анализа и синтеза.

Инструкция: Назови каждую картинку и выдели первый звук из названия. Соедини первые звуки вместе,  и ты получишь слово.

Слова: рыба, аквариум, кот.

Игра: «Соедини ниточкой».

Цель: Развитие звукового анализа.

Инструкция: «Соедини картинку с нужной схемой».

         

Дифференциация твердых и мягких звуков [Р] - [Р’] в слогах и словах.

Игра: «Запомни и повтори».

Цель: Развитие речевого слуха.

Инструкция: «Послушай пары слогов, запомни и повтори».

              ры – ри                       ра – ру – ры            

              рэ – ре                        ры – ру – ра                          

              ра - ря                         ри – ро – ру

              ро – рё                        рё – рю - ри

              ру – рю                       ро – ри – ря                            

Послушай  слова: дар, вар, кар.

Как звучит звук [Р] в этих словах – твердо или мягко? (Твердо).

Все твёрдые согласные звуки, обозначаем синим кружком!

А теперь послушай новые слова:  гарь, жарь, парь

 Как звучал звук [Р’] в этих словах твердо или мягко?  (Мягко).

Все мягкие согласные звуки, обозначаем зеленым кружком!

Запомни:   Звук [Р] – согласный, бывает твердым и мягким.

Игра: «Звуковые бусы».

Цель: Дифференциация звуков [Р], [Р'] в словах.

Инструкция: «Я произнесу слова, а ты внимательно послушай. Если звук [Р] в слове прозвучит твердо, ты нарисуй синюю бусинку, а если звук [Р’] прозвучит мягко, ты нарисуй зеленую бусинку».

Слова: река, рынок, рюкзак, рюмка, радость, редкий, ружьё, ремень, Рита.  

img118

Игра: «Светофор».

Цель: Дифференциация звуков [Р], [Р'] в словах.

Инструкция: Послушай слова. Если в слове звук [Р] звучит твердо, подними сигнал

с синим кружком, если звук [Р’] звучит мягко, подними сигнал  с зеленым.

Слова: (логопед произносит слова, четко голосом выделяет звуки [Р], [Р’]) кормить, Борис, горький, гроздь, марка, строгий, жарить.

Игра: «Собери слово из звуков».

Цель: Развитие фонематического анализа и синтеза.

Инструкция: «Послушай звуки, они разбежались. Если ты поставишь их рядом, то сможешь  отгадать слово»: [р], [а], [к];   [р], [а], [к’], [и].    

Выполни фонематический анализ  слов.

Игра: «Сбор овощей».

Цель: Цель: Дифференциация звуков [Р], [Р'] в словах.

Инструкция: «Помоги Рае разложить овощи по корзинкам. В синюю корзинку положишь овощи, в названии которых звук [Р] слышится твердо, а в зеленую – где звук [Р’] слышится мягко.

Игра: «Оживи картинку».

Цель: Дифференциация звуков [Р], [Р'] в словах.

Цель: Развитие простых форм фонематического анализа (выделение звуков [Р] и [Р’]).

Инструкция: Посмотри на картинку и найди предметы в названии которых слышатся звуки [Р] и [Р’]. Предметы, в названии которых  слышится твердый звук [Р] раскрась синим цветом, а  если слышится мягкий звук [Р’], то картинку раскрась зелёным цветом.

й1

Игра: «Выбери для Ромы игрушки».

Цель: Выделение сонорного звука [Р] из слова.

Инструкция: «Вот мальчик Рома. У него много игрушек. Выбери для него игрушки  со звуком [Р] и [Р’]  . Раскрась эти картинки».

Игра: «Зашифруй слово».  (Без опоры на картинку.)

Цель: Развитие звукового анализа.

Инструкция: «Я назову слово, а ты выдели каждый звук из этого слова и нарисуй кружки  нужного цвета».

Слова: гарь, хорь, жар, вор, жар, бра, рис; Рита, лира, руки, риск, крик, брат; жарить, варить, парить, карась.

Игра: «Какие гласные звуки спрятались в слове?»

Цель: Развитие звукового анализа.

Инструкция: Я назову слово, а ты выдели гласные звуки из слова и выложи на стол соответствующие символы.        

Слова: Русь, мурка, норка, Рита, роза.

Дифференциация  согласных  звуков  [Р] - [Л]  в слогах и словах.

Игра: «Речевая зарядка».

Цель: Развитие речевого слуха.

Инструкция: «Послушай, повтори слоги».  

               ра-ла-ра                      ло-ро-ло                         ру-лу-ру                        

Игра: «Будь внимателен, не зевай, все слова повторяй».

Цель: Развитие речевого внимания и слуховой памяти.  

Инструкция: «Запомни и повтори слова».

    Рак-лак-кар                  лавка-лодка-ротик                     дыра-гора-Лора

    Юла-Юра-Ира              уголок-урок-шнурок                мир-пир-лир

Игра: «Помоги Роме и Ладе».

Цель: Дифференциация звуков [Р] и [Л] в словах.

Инструкция: Рома и Лада плачут. Они не знают, какую одежду им нужно положить в свой шкаф. Помоги Роме выбрать одежду со звуком [Р], а Ладе со звуком [Л].

Игра: «Светофор».

Цель: Дифференциация звуков [Р], [Л] в словах.

Инструкция: «Я назову слова, если в словах первый звук звучит твёрдо, подними синий   светофор (кружок), а ели звучит мягко - зелёный»:

Слова: лицо, река, родина, ребята, лодка, работа, ручеёк, лейка, листик, рынок, лентяй, ребенок.

Игра с мячом: «Мяч бросай, слова называй».

Цель: Развитие звукового представления. (Придумывание слов со звуком [Р] и [Л]).

Инструкция: «Придумай слова со звуками [Р] и [Л]. При произнесении слова со звуком [Р]мяч бросай вверх, а со звуком [Л] мяч бросай о пол».

Игра: «Назови новое слово».

Инструкция: Замени  в слове звук [Р], на звук  [Л]. Какое новое слово   получится?  

Рад – лад;    дар – …;   рак – …;   жар – …;   ров – …;   пир – …; рис – … .

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка: "Развитие фонематических процессов, как фактор профилактики дислексии у дошкольников с ТНР"

Актуальность данной темы очевидна так, как коррекционное развитие включает в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку к школе, а детей с речевой патологией становитс...

Методическая разработка "Развитие компенсаторных функций слепого ребенка"

Развитие компенсаторных функций слепого ребенка...

методическая разработка «Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам использования элементов мнемотехники»

laquo;Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка...

Методическая разработка. Развитие фонематических процессов. Дидактическая игра " Узнай слово по первым звукам"

Развитие фонематических процессов. Дидактическая игра " Узнай слово по первым звукам"...

Методическая разработка «Особенности фонематических функций дошкольников со стертой дизартрией и пути их формирования в логопедической работе»

       Хорошая речь - главное условие всестороннего полноценного развития детей, чем шире активный словарный запас и грамотнее речь у него, тем проще  выразить свои мыс...

Методическая разработка "Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия»

методическая разработкаРазвитие фонематического слуха ифонематического восприятия»...