Методическая разработка «Развитие фонематических функций на примере знакомства со звуком Р»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Методическая разработка содержит игры и задания на развитие фонематических функций. В ней целенапрвлено подобраны речевые образцы, начиная с изолированных фонем, слогов, слов, словосочетаний и заканчивая фразами и текстами. Содержание разработки имеет теоретическое и практическое значение, поэтому может быть использована при обучении студентов логопедического отделения института. Также этот материал может быть полезен родителям при домашнем обучении детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 484.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад № 53 компенсирующего вида
Калининского района г. Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Развитие фонематических функций на примере знакомства со звуком Р»
Фомина Татьяна Геннадьевна
Санкт Петербург 2014
Звук [Р].
Игра: «Четвёртый лишний».
Цель: Развитие вербально-логического мышления.
Инструкция: «Послушай слова. Назови лишнее слово. Объясни почему? »
Воробей, рысь, ворона, сорока.
Персик, абрикос, морковь, виноград.
Помидор, персик, огурец, картофель.
Повтори слова (рысь, морковь, персик).
Какой звук чаще других слышится во всех этих словах? (Р)
Как ты думаешь, этот звук гласный или согласный. (Согласный)
Звук [Р] назовем согласным звуком. При произнесении звука [Р] кончик языка находится у бугорков за верхними зубами и вибрирует при сильном выдохе.
Обозначим его кружком синего цвета.
I. Развитие фонематического слуха.
Выделение сонорного вибранта [Р] из ряда звуков, слогов,
контрастных по артикуляции и в словах с контрастными звуками.
- Выделение сонорного вибранта [Р] из ряда звуков, контрастных по артикуляции.
Инструкция: «Я назову ряд звуков, если ты услышишь звук [Р] – хлопни в ладоши»:
- Выделение сонорного вибранта [Р] из ряда гласных звуков.
Р И У О Р А О Ы Э Р И Р
А У Р И Э Р О У Р Ы Э Р
- Выделение сонорного вибранта [Р] из ряда согласных звуков, контрастных по артикуляции:
Р Ш К Р С Г З Р В Р Ф.
- Выделение сонорного вибранта [Р] из ряда слогов.
Инструкция: «Я назову ряд слогов, если ты услышишь слог со звуком [Р] – хлопни в ладоши»:
ГУ РЫ ИС РА УР БА РО ПО РУ ЫР ДО
- Выделение сонорного вибранта [Р] в словах с контрастными звуками. Сумка, рыба, туча, рак, пакет, рот.
Выделение сонорного вибранта [Р] из ряда звуков, слогов,
сходных по артикуляции и в словах со сходными звуками.
- Выделение сонорного вибранта [Р] из ряда звуков сходных по артикуляции.
Инструкция: «Я назову ряд звуков, если ты услышишь звук [Р] – хлопни в ладоши»:
Р – РЬ – Л – Ль – Р – ЛЬ – Рь – Л – Р – Р – Л - Р;
- Выделение сонорного вибранта [Р] из ряда слогов со сходными по артикуляции звуками.
Инструкция: «Я назову ряд слогов, если ты услышишь слог со звуком [Р] – хлопни в ладоши»:
АЛ РУ ОЛЬ РА ЛУ РИ РЫ ОЛ РО
- Выделение сонорного вибранта [Р] в словах со сходными по звуками.
Дорога, лодка, журавль, крыльцо, крыло, луга, рыболов, булка.
II. Развитие простых форм фонематического анализа.
- Выделение звука [Р] на фоне слова.
Инструкция: «Слышишь ли ты звук [Р] в слове…?»
Слова: чашка, работа, катер, книга, ковёр.
- Выделение звука [Р] из слова.
Инструкция: Какой звук ты слышишь в слове «рыба»?
Слова: ролики, репа, кролик, кларнет, рельсы.
Игра: «Транспорт».
Инструкция: Назови картинки. Как можно одним словом назвать все эти предметы.
Р.: Транспорт.
Л.: Обведи в кружок транспорт, в названии которого слышится звук [Р].
- Выделение слов со звуком [Р] из предложений.
Инструкция: «Послушай предложения и назови слова, в названии которых есть звук [Р]».
В вазе стоят розы. У папы есть топор. Петух сел на забор.
III. Развитие сложных форм фонематического анализа.
- Определение места звука [Р] в слове.
Игра: «Найди место звука». (С опорой на вспомогательные средства).
Инструкция: «Назови картинку. Определи место звука [Р] в слове и укажи синим кружком его на схеме (начало, середина)».
Игра: «Найди место звука». (В речевом плане без предъявления картинки)
- Инструкция: В слове «рай» звук [Р] ты слышишь в начале или в конце слова?
Слова: рак, рыба, рота, Рома, рука.
- Инструкция: В слове «корка» звук [Р] ты слышишь в начале или середине слова?
Слова: дырка, норка, карта, Марта, жираф.
- Инструкция: В слове «сор» звук [Р] ты слышишь в начале или в конце слова?
Слова: мир, жир, тир, командир, пир.
- Определение последовательности звуков в слогах и словах с опорой на картинку:
Игра: «Занятия с логопедом».
Инструкция:
Л.: Посмотри на картинку. Это Рома.
Он сидит у зеркала и логопед учит произносить
звук [Р] в слогах.
Логопед говорит: «Рома, скажи [РА]».
Рома отвечает: «РА».
Л.: Повтори, какой слог произнес Рома.
Р.: РА.
Л.: Какой первый звук в слоге РА?
(Логопед выделяет голосом звук [Р]).
Р.: Р.
Л.: Звук [Р] гласный или согласный?
Р.: Согласный.
Л.: Как звучит звук [Р] в слоге РА твёрдо или мягко?
Р.: Твёрдо.
Л.: Какого цвета нарисуешь кружок? Р.: Синий.
Л.: Какой второй звук в слоге РА?
(Логопед выделяет голосом звук [А]). Р.: А.
Л.: Звук [А] гласный или согласный? Р.: Гласный.
Л.: Какого цвета нарисуешь кружок? Р.: Красный.
Игра: «Веселые человечки».
Инструкция:
Л.: Посмотри на картинку. Это веселые человечки. Они держат шар. Повтори ещё раз слово ШАР. Р.: ШАР.
Л.: Какой первый звук в слове ШАР?
(Логопед выделяет голосом звук [Ш]). Р.: Ш.
Л.: Звук [Ш] гласный или согласный? Р.: Согласный.
Л.: Какого цвета кружок нарисуешь? Р.: Синий.
Л.: Почему? Р.: Потому что он всегда твёрдый.
Л.: Какой второй звук в слове ШАР?
(Логопед выделяет голосом звук [А]). Р.: А.
Л.: Звук [А] гласный или согласный? Р.: Гласный.
Л.: Какого цвета нарисуешь кружок? Р.: Красный.
Л.: Какой третий звук в слове ШАР?
(Логопед выделяет голосом звук [Р]). Р.: Р.
Л.: Звук [Р] гласный или согласный? Р.: Согласный.
Л.: Как звучит звук [Р] в слове ШАР твёрдо или мягко?.
Л.: Какого цвета нарисуешь кружок? Р.: Синий.
Игра: «Кто что любит?»
Инструкция:
Л.: Посмотри на картинку. Собака любит косточку, а кошка …? Р.: Рыбу.
Л.: Повтори слово РЫБА. Р.: РЫБА.
Л.: Какой первый звук в слове РЫБА?
(Логопед выделяет голосом звук [Р]). Р.: Р.
Л.: Звук [Р] гласный или согласный? Р.: Согласный.
Л.: Как звучит звук [Р] в слове РЫБА твёрдо или мягко?
Р.: Твёрдо.
Л.: Какого цвета нарисуешь кружок? Р.: Синий.
Л.: Какой второй звук в слове РЫБА?
(Логопед выделяет голосом звук [Ы]). Р.: Ы.
Л.: Звук [Ы] гласный или согласный?
Р.: Гласный.
Л.: Какого цвета нарисуешь кружок?
Р.: Красный.
Л.: Какой третий звук в слове РЫБА?
(Логопед выделяет голосом звук [Б]).
Р.: Б.
Л.: Звук [Б] гласный или согласный?
Р.: Согласный.
Л.: Как звучит звук [Б] в слове РЫБА твёрдо или мягко?
Р.: Твёрдо.
Л.: Какого цвета нарисуешь кружок?
Р.: Синий.
Л.: Какой четвёртый звук в слове РЫБА?
(Логопед выделяет голосом звук [А]). Р.: А.
Л.: Звук [А] гласный или согласный?
Р.: Гласный.
Л.: Какого цвета нарисуешь кружок? Р.: Красный.
Игра: «Зимние забавы».
Инструкция:
Л.: Посмотри на картинку. Какое время года изображено. Расскажи, что делают дети? (Дети катаются на санках с горки.)
Л.: Произнеси ещё раз слово ГОРКА. Р.: ГОРКА.
Л.: Какой первый звук в слове ГОРКА?
(Логопед выделяет голосом звук [Г]). Р.: Г.
Л.: Звук [Г] гласный или согласный? Р.: Согласный.
Л.: Как звучит звук [Г] в слове ГОРКА твёрдо или мягко?
Р.: Твёрдо.
Л.: Какого цвета нарисуешь кружок?
Р.: Синий.
Л.: Какой второй звук в слове ГОРКА?
(Логопед выделяет голосом звук [О]). Р: О
Л.: Звук [О] гласный или согласный? Р: Гласный.
Л.: Какого цвета нарисуешь кружок? Р: Красный.
Л.: Какой третий звук в слове ГОРКА?
(Логопед выделяет голосом звук [Р]). Р.: Р.
Л.: Звук [Р] гласный или согласный? Р.: Согласный.
Л.: Как звучит звук [Р] в слове ГОРКА твёрдо или мягко?
Р.: Твёрдо.
Л.: Какого цвета нарисуешь кружок? Р.: Синий.
Л.: Какой четвёртый звук в слове ГОРКА?
(Логопед выделяет голосом звук [К]). Р.: К.
Л.: Звук [К] гласный или согласный? Р.: Согласный.
Л.: Как звучит звук [К] в слове ГОРКА твёрдо или мягко? Р.: Твёрдо.
Л.: Какого цвета нарисуешь кружок? Р.: Синий.
Л.: Какой пятый звук в слове ГОРКА?
(Логопед выделяет голосом звук [А]). Р.: А.
Л.: Звук [А] гласный или согласный? Р.: Гласный.
Л.: Какого цвета нарисуешь кружок? Р.: Красный.
- Определение положения звука [Р] по отношению к другим звукам.
Инструкция:
Л.: Послушай слово: РЫСЬ. Повтори его. Р.: РЫСЬ.
Л.: Какой звук после звука [Ы] в слове РЫСЬ? Р.: СЬ.
Л.: Какой звук перед звуком [Ы] в слове РЫСЬ? Р.: Р.
Л.: Какой звук после звука [Р] в слове РЫСЬ? Р.: Ы.
4. Определение количества звуков в словах:
Игра: «Сколько звуков?»
Инструкция:
Л.: Назови, сколько звуков в слове РЫСЬ? Р.: Три.
Слоги и слова: тир, мир, жар, жир, кар; корт, торт, крот, бобр; грозы, груша, фрукт.
IV. Развитие фонематического синтеза.
- Составление слов из заданной последовательности звуков.
Игра: «Составь слово из данных звуков».
Инструкция:
Л.: У меня рассыпались звуки, послушай их и собери слово: [р]….. [о]….. [т] (логопед в должной последовательности раздельно произносит звуки) Р.: РОТ.
Слова: рысь, дар, рак, жар.
Вариант 1: Сначала логопед произносит звуки с минимальной паузой.
Вариант 2: Затем паузы между подаваемыми звуками продолжительные.
Вариант 3: Подаваемые звуки перемежаются индифферентными словами – раздражителями (например: «сначала [Р], потом [О], затем [Т]»)
Игра: «Составь слово».
Инструкция: Посмотри на картинки и назови их. Выдели первый звук из названия каждой картинки, соедини эти звуки и назови слово.
Слова: ракета, осы, забор, аист.
- Составление слов из нарушенной последовательности звуков.
Игра: «Собери слово».
Инструкция:
Л.: Звуки поссорились, а ты их помири так, чтобы получилось слово: [м’]….. [и]….. [р] (логопед раздельно произносит звуки) Р.: МИР.
Слова: жир, тир, дар, кар.
V. Развитие фонематических представлений.
Игра: «Придумай слова» - игра проводится с подгруппой детей.
Инструкция: Придумайте слова со звуком [Р] и за каждое слово получите жетон. Кто больше жетонов получит, тот и выиграл.
Игра: «Гусеница Звукоедик».
Инструкция: Жила-была гусеница Звукоедик. Её назвали так неспроста – она питалась первыми звуками в словах. И сейчас она откусила в словах первый звук [Р]. Послушай слово без первого звука. Назови слово полностью – картинки тебе помогут.
Слова: …ысь, …акета, …от, …ак, …ыба, …омашка, …оза.
Игра: «Назови новое слово».
Цель: Развитие фонематических представлений.
Инструкция: Замени первый звук в слове, которое я произнесу, на звук [Р]. Какое новое слово получится?
ХОБОТ – РОБОТ, ТАНЕЦ – РАНЕЦ, ЗАБОТА – РАБОТА, НОГА – РОГА, МЫЧАТЬ – РЫЧАТЬ, МАКЕТЫ – РАКЕТЫ, ПЫЖИК – РЫЖИК, ДОМ – РОМ, КОЗЫ – РОЗЫ, МУКА – РУКА, МАК – РАК, КОТ – РОТ.
Игра: «Расшифруй слово».
Цель: Развитие звукового анализа и синтеза.
Инструкция: Назови каждую картинку и выдели первый звук из названия. Соедини первые звуки вместе, и ты получишь слово.
Слова: рыба, аквариум, кот.
Игра: «Соедини ниточкой».
Цель: Развитие звукового анализа.
Инструкция: «Соедини картинку с нужной схемой».
Дифференциация твердых и мягких звуков [Р] - [Р’] в слогах и словах.
Игра: «Запомни и повтори».
Цель: Развитие речевого слуха.
Инструкция: «Послушай пары слогов, запомни и повтори».
ры – ри ра – ру – ры
рэ – ре ры – ру – ра
ра - ря ри – ро – ру
ро – рё рё – рю - ри
ру – рю ро – ри – ря
Послушай слова: дар, вар, кар.
Как звучит звук [Р] в этих словах – твердо или мягко? (Твердо).
Все твёрдые согласные звуки, обозначаем синим кружком!
А теперь послушай новые слова: гарь, жарь, парь
Как звучал звук [Р’] в этих словах твердо или мягко? (Мягко).
Все мягкие согласные звуки, обозначаем зеленым кружком!
Запомни: Звук [Р] – согласный, бывает твердым и мягким.
Игра: «Звуковые бусы».
Цель: Дифференциация звуков [Р], [Р'] в словах.
Инструкция: «Я произнесу слова, а ты внимательно послушай. Если звук [Р] в слове прозвучит твердо, ты нарисуй синюю бусинку, а если звук [Р’] прозвучит мягко, ты нарисуй зеленую бусинку».
Слова: река, рынок, рюкзак, рюмка, радость, редкий, ружьё, ремень, Рита.
Игра: «Светофор».
Цель: Дифференциация звуков [Р], [Р'] в словах.
Инструкция: Послушай слова. Если в слове звук [Р] звучит твердо, подними сигнал
с синим кружком, если звук [Р’] звучит мягко, подними сигнал с зеленым.
Слова: (логопед произносит слова, четко голосом выделяет звуки [Р], [Р’]) кормить, Борис, горький, гроздь, марка, строгий, жарить.
Игра: «Собери слово из звуков».
Цель: Развитие фонематического анализа и синтеза.
Инструкция: «Послушай звуки, они разбежались. Если ты поставишь их рядом, то сможешь отгадать слово»: [р], [а], [к]; [р], [а], [к’], [и].
Выполни фонематический анализ слов.
Игра: «Сбор овощей».
Цель: Цель: Дифференциация звуков [Р], [Р'] в словах.
Инструкция: «Помоги Рае разложить овощи по корзинкам. В синюю корзинку положишь овощи, в названии которых звук [Р] слышится твердо, а в зеленую – где звук [Р’] слышится мягко.
Игра: «Оживи картинку».
Цель: Дифференциация звуков [Р], [Р'] в словах.
Цель: Развитие простых форм фонематического анализа (выделение звуков [Р] и [Р’]).
Инструкция: Посмотри на картинку и найди предметы в названии которых слышатся звуки [Р] и [Р’]. Предметы, в названии которых слышится твердый звук [Р] раскрась синим цветом, а если слышится мягкий звук [Р’], то картинку раскрась зелёным цветом.
Игра: «Выбери для Ромы игрушки».
Цель: Выделение сонорного звука [Р] из слова.
Инструкция: «Вот мальчик Рома. У него много игрушек. Выбери для него игрушки со звуком [Р] и [Р’] . Раскрась эти картинки».
Игра: «Зашифруй слово». (Без опоры на картинку.)
Цель: Развитие звукового анализа.
Инструкция: «Я назову слово, а ты выдели каждый звук из этого слова и нарисуй кружки нужного цвета».
Слова: гарь, хорь, жар, вор, жар, бра, рис; Рита, лира, руки, риск, крик, брат; жарить, варить, парить, карась.
Игра: «Какие гласные звуки спрятались в слове?»
Цель: Развитие звукового анализа.
Инструкция: Я назову слово, а ты выдели гласные звуки из слова и выложи на стол соответствующие символы.
Слова: Русь, мурка, норка, Рита, роза.
Дифференциация согласных звуков [Р] - [Л] в слогах и словах.
Игра: «Речевая зарядка».
Цель: Развитие речевого слуха.
Инструкция: «Послушай, повтори слоги».
ра-ла-ра ло-ро-ло ру-лу-ру
Игра: «Будь внимателен, не зевай, все слова повторяй».
Цель: Развитие речевого внимания и слуховой памяти.
Инструкция: «Запомни и повтори слова».
Рак-лак-кар лавка-лодка-ротик дыра-гора-Лора
Юла-Юра-Ира уголок-урок-шнурок мир-пир-лир
Игра: «Помоги Роме и Ладе».
Цель: Дифференциация звуков [Р] и [Л] в словах.
Инструкция: Рома и Лада плачут. Они не знают, какую одежду им нужно положить в свой шкаф. Помоги Роме выбрать одежду со звуком [Р], а Ладе со звуком [Л].
Игра: «Светофор».
Цель: Дифференциация звуков [Р], [Л] в словах.
Инструкция: «Я назову слова, если в словах первый звук звучит твёрдо, подними синий светофор (кружок), а ели звучит мягко - зелёный»:
Слова: лицо, река, родина, ребята, лодка, работа, ручеёк, лейка, листик, рынок, лентяй, ребенок.
Игра с мячом: «Мяч бросай, слова называй».
Цель: Развитие звукового представления. (Придумывание слов со звуком [Р] и [Л]).
Инструкция: «Придумай слова со звуками [Р] и [Л]. При произнесении слова со звуком [Р]мяч бросай вверх, а со звуком [Л] мяч бросай о пол».
Игра: «Назови новое слово».
Инструкция: Замени в слове звук [Р], на звук [Л]. Какое новое слово получится?
Рад – лад; дар – …; рак – …; жар – …; ров – …; пир – …; рис – … .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка: "Развитие фонематических процессов, как фактор профилактики дислексии у дошкольников с ТНР"
Актуальность данной темы очевидна так, как коррекционное развитие включает в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку к школе, а детей с речевой патологией становитс...
Методическая разработка "Развитие компенсаторных функций слепого ребенка"
Развитие компенсаторных функций слепого ребенка...
Методическая разработка: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья".
Игры на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста....
методическая разработка «Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам использования элементов мнемотехники»
laquo;Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка...
Методическая разработка. Развитие фонематических процессов. Дидактическая игра " Узнай слово по первым звукам"
Развитие фонематических процессов. Дидактическая игра " Узнай слово по первым звукам"...
Методическая разработка «Особенности фонематических функций дошкольников со стертой дизартрией и пути их формирования в логопедической работе»
Хорошая речь - главное условие всестороннего полноценного развития детей, чем шире активный словарный запас и грамотнее речь у него, тем проще выразить свои мыс...
Методическая разработка "Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия»
методическая разработкаРазвитие фонематического слуха ифонематического восприятия»...