Собственная методическая разработка: "Развитие фонематических процессов, как фактор профилактики дислексии у дошкольников с ТНР"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Прокопенко Светлана Геннадьевна

Актуальность данной темы очевидна так, как коррекционное развитие включает в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку к школе, а детей с речевой патологией становится с каждым годом больше. Занимаясь вопросом о развитии фонематического восприятия я пришла к выводу, что готовность ребенка дифференцировать на слух фонемы родного языка должно формироваться задолго до поступления в школу. Для углубленного обследования фонематического слуха я составила таблицу. В основу ее вошло следующее: весь звуко-слоговой материал разделен по трем уровням, в зависимости  от его сложности: А, Б, В.

Предложена  система  поэтапного  формирования фонематических функций. В основу методической разработки легли шесть этапов логопедического воздействия:  1) узнавание неречевых звуков; 2) различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте, силе и тембру голоса; 3) различение слов, близких по звуковому составу; 4) дифференциация слогов; 5)  дифференциация фонем; 6) развитие навыков звукового анализа. К каждому этапу работы я предлагаю систему игр и упражнений по развитию фонематических категорий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Собственная методическая разработка: Развитие фонематических процессов, как фактор профилактики дислексии у дошкольников с ТНР

а проводится его выделение из Нарушение фонематического восприятия у детей с ФФН Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами в следствии дефектов восприятия и произношения фонем. Признаком фонематического недоразвития у детей Каше Г.А., в книге «Исправление недостатков речи у дошкольников», называет незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Сюда чаще всего относятся свистящие и шипящие звуки, Р, Л, реже звонкие и глухие, твердые и мягкие, взрывные и фрикативные. При фонематическом недоразвитии обнаруживается ряд особенностей произношения звуков.

Сложной по составу является группа детей с диагнозом ФФН. Фонематические нарушения могут возникнуть при неправильном речевом воспитании, по подражанию, при задержке развития, вызванной частыми заболеваниями, при двуязычии в семье и т.д. В этих случаях дефект произносительной стороны речи имеет более серьезную основу и должен рассматриваться, как невыраженные проявления алалии и дизартрии. При стертых формах алалии дефект произношения кажется ведущим речевым нарушением. Ряд звуков отсутствует, звуки смешиваются по акустическим и артикуляторным признакам, речь неряшливая, быстрая по темпу. Эти дефекты маскируются в процессе коррекционной работы.

Диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи означает, что при нормальном слухе и интеллекте в картине речи ребенка на первый план выступает не сформированность ее звуковой стороны Характерным для этих детей является незаконченность процесса фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и слуховой дифференциации звуков.

Можно выделить две группы с недоразвитием фонематического восприятия:

Первая группа - дети с грубым недоразвитием фонематического восприятия. Эти дети соотносят с предметом как соответствующие слова, так и асемантические звукосочетания, сходные по звукослоговой структуре.  Степень затруднения определяется характером слоговой структуры слова и асемантичные сочетания различно, то дети их дифференцируют, соотносят с определенной картинкой или предметом только правильно произнесенные слова / окно, а не «коно»/. Наблюдаются затруднения при различении слов и асемантичных сочетаний, сходных по слоговой структуре /стакан-«скатан»/, наибольшие трудности вызывают задания на различение слов и асемантических сочетаний, отличающихся лишь одним звуком /дачка-тачка/. Затруднено выполнение заданий на повторение слогов как со сходными, так и не сходными акустическими звуками /та-ма-на/. При дифференциации слов и слоговых рядов они опираются прежде всего на общую звукослоговую структуру слова.

При значительном недоразвитии фонематического восприятия наблюдаются и системные нарушения устной речи, которые проявляются в полиморфном косноязычии как характера искажения, так и характера замен звуков, искажениях слоговой структурой слова, аграмматизмах, неточном употреблении слов, бедном словаре. Это была группа с грубым недоразвитием фонематического восприятия. Нас же, более интересует вторая группа - с менее выраженными фонематическими недоразвитиями.

У детей второй группы фонематическое недоразвитие проявляется в незаконченности процесса дифференциации тех звуков, которые поздно различаются и при нормальном фонематическом развитии, особенно свистящих и шипящих /с-ш, з-ж, щ-ч, щ-ш/. Дифференциация акустически и артикуляторно близких звуков еще нестойкая, фонематические представления о сходных звуках нечеткие. Они могут правильно повторять ряд слогов с далекими фонетическими звуками /та-ма-са/, но при повторении ряда слогов со сходными акустическими звуками буду] наблюдаться замены звуков и перестановки. Звонкие звуки заменяются глухими, аффрикаты - звуками, представляющими собой их составную часть.

Дифференцировки фонем могут быть затруднены по-разному. В одних случаях отмечаются нарушения слуховой и произносительной дифференциации /Ш, например, смешивается в произношении со звуком С/. Не различаются по слуху слова -квазиомонимы и этими звуками, искажается звуковая структура слогового ряда. В других случаях нарушается только слуховая дифференциация или могут быть нечеткими  

слухопроизносительные образы; фонетические представления об этих звуках. Слова - квазиомонимы различаются, в экспрессивной речи замены близких фонем не отмечаются. Однако при повторении незнакомых слов и слоговых рядов, включающих близкие звуки, наблюдаются замены и перестановки сходных фонетически звуков.

Вопросы взаимных зависимостей восприятия и произношения звуков являются узловыми для раскрытия причин тех нарушений произношения, как звукозамены и звукосмешения. Объяснение природы звукозамен и звукосмешений можно искать в аспекте теории установки. В то же время при указанных видах патологии речи отчетливо выражен низкий уровень фонематического слуха. Поэтому возник вопрос о том, что является причиной речевых ошибок этого вида - недостаточность фонематического слуха или же так называемая речевая установка. Можно предполагать также, что в данном случае важная роль принадлежит обоим указанным факторам.

Было проведено исследование порогов восприятия фонем и изучена роль фиксированной установки при их восприятии и воспроизведении. Двум категориям испытуемых - с правильной речью и недостатками произношения - предъявлялись записанные на магнитофонной пленке свистящие звуки с постепенным превращением в шипящие. В результате исследования был обнаружен высокий порог восприятия фонем у детей, страдающих недостатками произношения и фонематического слуха. Тем самым была установлена определенная корреляция между произношением звуков, состоянием фонематического слуха и восприятия фонем. Проведенные опыты подтверждают также действия фиксированной установки на восприятие фонем у испытуемых с нарушением произношения; у них была отмечена готовность к замене и смешению звуков.

Под диагнозом ФФН, в настоящее время, понимается стертая дизартрия и смешанная /сложная/ дислалия.

Дислалия - нарушение произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

В своей работе Лопатина ДВ., отметила, что «распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является стертая форма дизартрии, которая имеет тенденцию к значительному росту. Выраженные нарушения звукопроизношения при стертой дизартрии с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематической стороны речи», в свою очередь, затрудняет процесс обучения.

Дети со стертой формой дизартрии напоминают дислаликов. Однако при более тщательном обследовании обнаруживается неблагоприятные факторы в анамнезе, органическая микросимптоматика в неврологическом статусе, а также затруднения при проведении логопедических мероприятий. Если при дислалии речевой дефект связан с неправильным произношением отдельных групп или звуков, то при дизартрии страдает не только звукопроизношение, но и голос, темп, плавность, модуляция, дыхание и т.д..

Различия на слух дизартриками несколько хуже. Обращает на себя внимание сравнительно плохое различение ими твердых и мягких согласных /п-пь/. Объясняется это особенностями артикуляции дизартриков: с большими трудностями у них связано произношение палатализованных согласных. Отсутствие в речи палатализации многих звуков отражается на слуховом различении твердых и мягких согласных.

Свистящие и шипящие согласные у всех дизартриков противопоставлены друг другу, хотя звучание их, как таковых отличается от нормы. Как показали результаты исследования, нарушение функции речедвигательного анализатора весьма влияет на слуховое восприятие фонем при дизартрии. При этом не всегда наблюдается прямая зависимость между нарушением произношения звуков и нарушением их восприятия. Так, в ряде случаев наблюдается различение и тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, в других же случаях не различаются и те же фонемы, которые дифференцируются в произношении. Тем не менее здесь наблюдается определенная пропорциональность: чем больше количество звуков дифференцируется в произношении, тем успешнее происходит различение фонем на слух. И чем менее имеется «опор» в произношении, тем хуже условия для формирования фонематических образов.

Развитие самого фонематического слуха находится в прямой связи с развитием всех сторон речи, что, в свою очередь, обусловлено общим развитием ребенка.

Необходимость специального педагогического воздействия на сенсорное развитие дошкольников доказана целым рядом психологических исследований. В работе Эльконина Д.Б. и Журовой Л.Е. отмечается, в частности, возможность и необходимость целеноправленных занятий по развитию фонематического слуха в раннем дошкольном возрасте в связи с подготовкой детей к школе и в связи с тем, что знакомство с зачатками грамоты предусмотрено программой детского сада в подготовительных группах.

Имея в виду изложенное выше, можно представить, что особое значение приобретает специальная работа по развитию, тренировки слухового восприятия речи у детей с тяжелыми органическими нарушениями, и чьи возможности овладения произносительной стороной речи затруднены.

К категории ФФН относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

С развитием логопедической науки и практики, физиологии, психологии речи стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпритации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Левина Р.Е. на основе психологического изучения детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звука, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками.

Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.

Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умении сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным.

Вторичное недоразвитие фонематическое восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезии, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание.

При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.

Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Так, звонкие меняются глухими «р»-«л» звуками «ль» и «йот», «с»-«ш» звуком «ф». Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т.е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками «т», «ть», «д» «дь».

В других случаях процесс дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляционно близких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук, например: мягкий звук «шь» вместо «ш», вместо «с»-«сь», вместо «ч»-«ть», нечто вроде смягченного «ч» и т.п.

Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произношение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация с близкими звуками не страдает.

Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции, создает условие для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.

При смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен. В таких случаях затрудняется различения близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соответствующих букв.

В фонетико-фонематическом развитии детей выделяется несколько состояний:

-   недостаточное различие и затруднение в анализе только

нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;

-   недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;

-  при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, не способен определить их последовательность и состав слова.

Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям: А/ замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки «с» и

«ш» заменяются звуком «ф»;

Б/ наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;

В/ нестабильное использование звуков в различных формах речи;

Г/ искаженное произношение одного или нескольких звуков.

Произносительные ошибки необходимо оценивать с точки зрения их значимости для речевой коммуникации. Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, их не различению.

Последние являются более грубыми, так как нарушают смысл высказывания.

При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных. Подобные отклонения в собственной речи детей также указывают на не достаточную сформированность фонематического восприятия.

Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем: А/ нечеткое различие на слух фонем в собственной и чужой речи /в первую очередь глухих - звонких, свистящих - шипящих, твердых - мягких, свистящих - шипящих - аффрикат/; Б/ неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; В/ затруднения при анализе звукового состава слова, речи. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем больше количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. Так, например, ребенок может искаженно произносить два - четыре звука, а на слух не различать большее количество, причем из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. В таких случаях только применение специализированных заданий вскрывает сложную патологию. Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждение нарушений письма.

Так, при акустико-фонематической дислалии в основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. При этом нарушении система фонем оказывается у ребенка не полностью сформированной по своему составу. Ребенок не опознает тот или иной другой акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. В следствии этого при восприятии речи происходит употребление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. При акустико-фонематической дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем. Ряд авторов отмечает, что в основе некоторых звукопроизносительных расстройств могут лежать отклонения слухового восприятия, которые могут оказаться производными, т.е. носить вторичный характер. Как указывает Левина Р.Е., «Такое явление наблюдается при нарушениях речевых кинестезии, имеющих место при морфологических и двигательных поражениях органов речи». Элементы вторичной недостаточности проявляются у детей с псевдобульбарной дизартрией, причем степень ее выраженности зависит от степени самой дизартрии. Для детей с дизартрией трудно выполнимыми близких по своему звучанию слов, подбор картинок на заданный звук, узнавание слогов. Проблема особенностей восприятия речи у детей со стертой формой дизартрией и до настоящего времени остается недостаточно изученной.

Нарушение слухового восприятия приводит к своеобразным искажениям слоговой структуры слова. Трудности различения на слух окончаний приводит к нарушению согласования и управления, к аграмматизмам в речи. Нечеткость слуховых образов форм слова приводит к тому, что у детей нарушается связь между грамматическим значением и формой слова, т.е. задерживается практическое овладение языковыми обобщениями. Сходстсво звукослогового состава слов приводит к их смешению, к ограничению объема словаря. Недостаточное развитие фонематических процессов у этих детей отражается в письменной речи, обуславливает нарушения чтения и письма. В письменных работах этих детей отмечается большое количество ошибок: замены букв, искажения слоговой структуры слова, неправильное оформление предложения.

Нарушение фонематического слуха ведет к резкой дезорганизации всей речевой системы.

Логопедическая работа по развитию фонематического анализа должна учитывать сложность различных форм фонематического анализа и последовательность формирования этой функции в онтогенезе. В связи с этим развитие функции фонематического анализа проводится в следующей последовательности: 1/ выделение звука на фоне слова / определение наличия или отсутствия звука в слове/. Например, определить, есть ли звук «р» в словах рога, окно, машина, арбуз, комар, собака. 2/ Вычленение звука из начала и конца слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место /начало, середина, конец/. При формировании указанного действия рекомендуются следующие задания: определить в слове первый звук, последний звук, назвать место звука в слове. 3/ Определение последовательности и количества звуков в слове.

4/ Определение места звука в слове по отношению к другим звукам /какой звук слышится в слове перед и после данного звука/. В процессе развития элементарных форм фонематического анализа /выделение звука на фоне слова, вычленение его из слова/ необходимо учитывать, что умение выделить и вычленить звук  зависит от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда. Известно, что ударные гласные выделяются из слова гораздо легче чем безударные. Легче выделяются ударные согласные из начала слова, чем из середины и конца. Щелевые и сонорные звуки, как более длительные, выделяются легче из начала слова. Выделение же взрывных звуков осуществляется успешнее, когда звук находится в конце слова.

С большим трудом дети определяют наличие в слове гласного и выделяют его из конца слова. Это объясняется особенностями восприятия слога детьми, трудностями расчленения его на составляющие звуки, так как основным произносительным стержнем является согласный. Гласный же звук часто воспринимается детьми не как самостоятельный звук, а как оттенок гласного. Звуковой ряд, состоящий из двух-трех согласных, анализируется лучше, чем ряд, включающий согласные и гласные звуки. Это объясняется тем, что каждый  звук  в ряду гласных произносится  почти тождественно изолированному произношению. Кроме того, каждый звук в таком ряду произносится более длительное время. В связи с этими особенностями рекомендуется формировать функцию фонематического анализа первоначально на материале ряда, состоящего из гласных, затем ряда из слогов, состоящих из гласного и согласного или согласного и гласного, на конец, на материале из ряда слов.

Особенности и методы коррекции фонематического восприятия и слухопроизносительных дифференцировок

Нарушение произносительной дифференциации фонем проявляется в не усвоении букв, в заменах фонетически близких звуков.

Логопедическая работа по формированию слухопроизносительной дифференциации звуков осуществляется с опорой на различные анализаторы /речеслуховой, речедвигательной, речезрительной/. Особенности использования тех или иных анализаторов определяются характером нарушения дифференцировок. Работу по формированию дифференциации смешиваемых звуков необходимо начинать с опоры на более сохранные зрительные восприятия, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков.

Использование кинестезии при дифференциации довольно часто требует предварительной работы по уточнению и развитию кинестетических ощущений, которая опирается первоначально на зрительные и тактильные ощущения. Можно предложить следующие упражнения:

1/ Произнести звук «и» перед зеркалом и определить, в каком положении находятся губы при его произношении;

2/ произнести звук «у» перед зеркалом, ответить в каком положении находятся губы при их произношении данного звука;

3/ слитно произнести звуки «иу» определить, одинаково ли положение губ при их произнесении;

4/ после самостоятельного произнесения звука «и» определить, в каком положении находятся губы /без зеркала/;

5/ произнести звук «у», определить положение губ при его произнесении без зеркала;

6/ произнести последовательно звуки «и-у» и определить, при произнесении какого звука губы вытянуты вперед;

7/ произнести звуки «и-у» и сказать, при произнесении какого звука губы растянуты;

8/ определить звук по беззвучной артикуляции, т.е. по положению губ логопеда;

9/ по беззвучной артикуляции определить первый и последний звук из рядов «иу», «уи».

Аналогичным образом отрабатываются различия в положении губ при произнесении гласных звуков «и-а», «у-о», согласных «м» и «л».

Умение кинестетически определять положение кончика языка формируется на звуках: с-т, а-д, А-л, а-т. Умение кинестетически различать узкий или широкий кончик языка вырабатывается на звуках Н - Л. Различие в работе голосовых связок при произнесении звонких и глухих отрабатывается в начале на звуках, не смешиваемых в произношении.

Такая предварительная работа по развитию кинестетических ощущений подготавливает детей к работе по развитию слухопроизносительных дифференцировок.

В логопедической работе о дифференциации звуков необходимо учитывать, что совершенствование слухопроизносительных дифференцировок осуществляется более успешно в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Чем более точно представляет ребенок звуковую структуру слова, место каждого звука в слове, тем более четко определяет он и его характер, тем правильнее дифференцирует звуки речи. Развитие функции фонематического анализа способствует совершенствованию слухопроизносительной дифференциации звуков.

Логопедическая работа по формированию слухопроизносительных дифференцировок конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа:

1/ предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков;

2/ этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

А/ уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Например, при уточнении правильной артикуляции звука «з» необходимо обратить внимание на его произнесение. Слуховой образ звука «з» сравнивается с неречевым звучанием, с гудением комара.

Б/ выделение звука на фоне слова. Для этого необходимо научить детей выделять звук из слога на слух и в произнесении различать слоги с заданным звуком и без него.

В/ формирование умения определять наличие звука в слове. Логопед предлагает слова, включающие данный звук и  не имеющие его. Исключаются слова со сходными акустически и смешиваемыми в произношении звуками.

Для определения наличия звука в слове предлагаются следующие упражнения:

-   поднять соответствующую букву на заданный звук;

-   назвать картинки, отобрать те, в названиях которых имеются заданные звуки;

-   подобрать к заданной букве, не называя ее, картинки, в названии которых имеется соответствующий звук;

-   придумать слова, которые включают звук, соответствующий

предъявленной букве.

Г/ определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце, после каждого звука, перед каждым звуком; Д/ выделение звука из предложения.

По указанному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков проводится в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель этого этапа - различение звуков, поэтому речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками. В качестве примера предлагается описание последовательности логопедической работы по дифференциации звуков «з», «ж».

А/ Дифференциация изолированных звуков «з» и «ж». С опорой на произнесение звуков, на зрительное восприятие артикуляции, на кинестетические ощущения дети уточняют, что при произношении звука «з» губы растянуты как бы в улыбочке, а произнесении звука «ж» губы вытянуты вперед, кончик языка при «з» прижимается к ольвеолам верхних резцов. Оба звука произносятся при участии голоса. В работе используются картинки, на которых изображены комар и жук. Звук «з» соотносится с гудением комара, звук «ж» с жужжанием жука.

Для закрепления предлагаются следующие упражнения:

-  определить звуки по беззвучной артикуляции;

-   определить артикуляцию произнесенного звука. Б/ Дифференциация звуков «з» и «ж» в слогах также проводится в плане слухового произносительного сопоставления.

Упражнения для повторения дифференциации:

1. Повторение слогов со звуками «з» и «ж» сначала с

одинаковой гласной, затем с разными гласными. За - жа    зо - жо    зу - жу    зы - жи Жа-за    жо-зо    жу-зу    жи-зы За-жо    за-жу    за-жи    зо-жа    зу-жа    зы-жа Жа-зо    жа-зу    жа-зы    жо-за    жу-за    жи-за

2. С целью слуховой дифференциации рекомендуются следующие упражнения:

-   поднять соответствующую букву после произнесения слогов со звуками «з» и «ж»;

-   придумать слоги со звуками «з» и «ж»;

-   преобразовать слоги, заменяя звук «з» звуком «ж». В/ Дифференциация звуков «з» и «ж» в словах проводится на фоне уточнения звуковой структуры слова. Используются различные формы звукового анализа: установление наличия или отсутствия звука в слове, выделение первого или последнего звука, определение количества, последовательности и место звука в слове. Рекомендуются следующие упражнения:

-   определить, какой звук в словах;

-   определить место звука «з» или «ж» в слове;

-   подобрать слова со звуком «з» или «ж» в начале слова;

-   подобрать слова со звуком «з» или «ж» в середине слова;

-   разложить картинки под буквами «з» и «ж»;

-   отгадать загадки; определить место звука «з» или «ж» в отгадках. Г/ Дифференциация звуков «з» и «ж» в предложениях.

-   придумать предложения, в котором есть слова с данным звуком, назвать это слово, определить какой звук в словах, место данного звука в слове.

-   Назвать слова из предъявленных предложений в которых есть звуки «з» и «ж».

Дифференциация звуков «з» и «ж» в связной речи представляет собой последний этап работы по различению смешиваемых звуков.

Методика преодоления фонематических нарушений

Логопедическая работа по преодалению фонематических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии осуществляется с учетом современных представлений о многоуровневой структуре процесса восприятия речи, с учетом соотношения элементарных и высших психологических функций в процессе развития ребенка и научных данных об этапах развития фонематических функций в онтогенезе. Основное внимание в методике формирования восприятия устной речи направленной на развитие дифференциации как смыслоразличительных /фонематических/ признаков, так и признаков, не являющихся смыслоразличительными /фонетических/.

А. 1. Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне.

Упражнения по формированию восприятия устной речи на фонетическом уровне.

1/ Формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов:

-   в работе с таблицами, включающими, слоги типа «СГ» согласный - гласный:

пю во ни фе е чо чэ не ке бю ин су гы е ро че те бу ча рю тэ та зы жо гэ цы ма фо фе бя пе вы зу ха хе ки мо ра се пя ди да жа лю ца хы то хи ню бэ ме ры фу зю хю на чю зе га хэ

-   в работе с таблицами, включающими в слоги «ГС» гласный -согласный:

ан  ик        ут  ыц  ор  уф  ин        ам  ол  юс

ал  уч        ош уп  уп  ыр  эт        ац   ач  ин

ют ом        ак эл ус   ал  ок        эт   эх ис

ыл ат        ун  эк ац   ал  оф        иш эт ум

ур   ач        он   эм от   ыц ас        ош ир   оп

лух  иш op an ык  ин  эт   ом  уч  ы

-   в работе с таблицами, включающими слоги типа «СГС», «ССГ», «СГСС»:

per   ниц    зном        рыс        гек    тапь        вуф        треп

зырь  чту    быс        тет        скес  мофь        лям        гоф

фок   щусь  хул        штаи        изм   цват        трюл        нуц

дам   гоом   кац        бек        чинь  щурь        луф        фишь

стар  бань   вюр        нах        бем    сах        десь        жусь

При необходимости из этих таблиц можно создать новые пути изменения порядка слогов в таблице случайных чисел или порядка чтения столбцов и строк.

Работа со слоговыми таблицами включается в структуру логопедических занятий и проводится в игровой форме.

2/  Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука:

-  распознавание дефектного произношения в чужой речи /взрослого и ребенка/, отличающихся от собственного. Логопед читает детям небольшой рассказ, затем задает вопрос «Какой звук вы чаще всего слышали? Послушайте, как он звучит.» Затем, экранизируя лицо и чередуя правильное и дефектное произношение логопед произносит слоги из различной структуры, с различными гласными; слова, в которых нужный звук встречается в разно трудных фонетических условиях. Ребенок, услышав дефектное произношение звука сигнализирует об этом. Затем проводится игра «Капризный телефон».

Распознавание дефектного произношения, аналогичного собственному в чужой речи проводится в той же последовательности и такими же приемами, но при этом логопед имитирует произношение, аналогичное дефектному произношению ребенка.

А. 2. Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне.

Упражнения по формированию восприятия устной речи на фонологическом уровне.

1/ Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения,

При уточнении ратикуляции звука обращается внимание на работу артикуляционных органов при его произнесении. Для закрепления зрительного образа звука детям предлагаются изображения символы.

2/ Выделение звука на фоне слога.

Детям предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить заданный звук. После формирования правильного произношения этого звукслога произношении.

3/ Выделение звука на фоне слова.

Проводится на материале слов, включающих данный звук и не имеющих его;

- подать сигнал при заданном звуке;

- отобрать картинки, в названии которых имеется соответствующий звук.

4/ Вычленение первого и последнего звука в слове,
нахождение        местоположения заданного звука:

а/ назвать в слове первый звук, последний звук;

б/ определить местоположение заданного звука в слове;

в/ разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в        которых звук слышится в начале слова, в другой – в конце, в третий – в середине.

Г/ выбрать из предложенных картинок только те, в названии

которых заданный звук находится в начале слова;

Д/ выбрать из предложенных картинок только те, в названии

которых заданный звук находится в середине слова;

Е/ выбрать из предложенных картинок, только те, в названии

которых заданный звук находится в конце слова;

Ж/ отобрать слова, в которых заданный звук находится в начале

слова;

3/ подобрать слова, в которых заданный звук находится в середине слова;

И/ подобрать слова, в которых заданный звук находится в

середине слова;

К/ игра «Веселый поезд».

Л/ работа с карточками.

5/ Определение последовательности и количества звуков в слове:

а/ посмотреть на картинку, проанализировать слово - название этой картинки и составить его графическую схему; б/ работа со звуковой линейкой: ребенок последовательно называет звуки в слове, показывая их на звуковой линейке, а затем определяет их количество;

в/ отобрать картинки, в названии которых заданное количество звуков;

г/ придумать слово с заданным количеством звуков; д/ распределить картинки по количеству звуков: в один ряд те, в названии которых три звука, в другой - четыре, в третьей - пять; е/ составить схему предложенных слов; ж/ подобрать картинки к предложенным графическим схемам.

6/ Определение места звука в слове по отношению к другим звукам: игра «Найди соседей».

При формировании фонематических функций в процессе выполнения предложенных упражнений рекомендуется следующая последовательность и содержание предъявления речевого материала /на примере звука «с»/:

1. Слоги структуры типа СГ: ТА, СА, МЫ, ЛУ, СО, СЫ, НА, КО.

2. Односложные слова без стечения согласных, состоящие из открытого слога: сад, сок, так, суп, пыль, сыр, мак, дым, сон.

3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: сало, мама, рана, лапа, сани, сода, луна, рука, сыты, сухо, весы.

4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: сахар, дубок, сокол, гамак, сурок, повар, сынок, топор.

5. Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: сани, марка, сумка, утка, сопка, сотня, карман, сундук, сурки.

6. Односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол, стул, крот, сто, сноп, свои, смог, стук, враг, клок.

7. Односложные слова со стечением согласных в конце слова: куст, мост, волк, пост, наст, пласт, лист, полк, тигр.

8. Двусложные слова со стечением согласных в начале слова: слава, столы, стулья, трава, скала, слоны, слово, дрова, стакан.

9. Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова: ставни, спутник, словно, смуглый, стойко, правда.

10.     Трехсложные слова: самолет, полоса, сарафан, посуда, старики.

Работа по развитию более сложных форм фонематического анализа способствует совершенствованию слуха -произносительных дифференцировок. Поэтому после отработки отдельного звука по указанному плану проводится его сопоставление с другими звуками:

1-е артикуляторно близкими, но акустически далекими /с-ш/

2-е артикуляторно и акустически близкими /с-сь, с-з/.

Можно сделать вывод о том, что дети с ФФН обладают рядом особенностей со стороны фонематической системы и нуждаются в коррекции, имеющихся нарушений.

Материал по углубленной диагностике фонематического восприятия

Для углубленного исследования фонематического слуха я предлагаю использовать материал изложенный в таблице № 1. Весь звуко-слоговой материал распределен по трем уровням в зависимости от его сложности: А, Б, В. Инструкция: «Послушай внимательно и повтори все так, как сказала я>: При проведении данного теста необходимо соблюдать ряд условий:

А/ ребенок не должен видеть артикуляцию логопеда;

Б/ ребенок может начинать повторять только после того, как логопед произнесет весь ряд;

В/ ребенок должен повторить весь ряд строго в заданной последовательности.

В случае, если испытуемый ребенок не произносит или неустойчиво произносит один из исследуемых звуков, ему предлагается реагировать на звуки какими-нибудь условными движениями или знаками, например, поднимать правую руку, когда он услышит звук «С» и левую - звук «3». Предварительно логопед должен убедиться, что ребенок задание принял и понял, а также в том, что другие обстоятельства, например, незнание «право-лево» не помешают проведению обследования.

Логопедическую работу по развитию у детей дошкольного возраста с нарушением речи способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

1 - узнавание неречевых звуков;

2 - различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;

3 - различение слов, близких по звуковому составу;

4 - дифференциация слогов;

5 - дифференциация фонем;

6 - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Остановимся подробней на том, как проводится развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.

На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно у них развивается слуховое внимание и слуховая память /без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы/.

На первых занятиях я предлагаю детям послушать звуки за окном и ответить на вопросы: что шумит? /деревья/; что гудит? /машина/; кто кричит? /мальчик/; кто разговаривает? /люди/. Затем он предлагает внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, группы, зала.

Логопед подводит детей к пониманию того, что, слушая и не видя, можно назвать действия детей и взрослых, рассказать, что они делают. Логопед знакомит детей с самим понятием «звук». Звуки бывают тихими и громкими. Чем лучше мы будем вслушиваться, тем больше звуков услышим. Логопед предлагает закрыть глаза и послушать, какие звуки доносятся из коридора, из помещения соседней группы. Сначала дети называли хорошо различимые звуки: зазвонил телефон, голоса детей, музыка в зале, постепенно, когда дети научились вслушиваться, то стали называть еле уловимые звуки: хлопнула входная дверь, течет вода из открытого крана, шум проезжающих машин.

Любимой стала игра «Скажи, что я делаю?» - вслушиваясь, дети называли действия логопеда с предметами: рвет бумагу, хлопает и т.д.

Затем детям предлагается самим действовать с предметами за ширмой и все отгадывают, что делается за ней. Мы старались, чтобы дети как можно меньше сидели за столами.

Путешествия по детскому саду позволяли нам узнать о том, что делалось в детском саду, чем занимались дети и взрослые, не заглядывая за дверь и не открывая ее. - «Нянечка моет посуду» и т.д. Стоя у дверей музыкального зала, дети вслушивались и отгадывали на каких музыкальных инструментах играли дети /бубен, колокольчик, дудочка/.

Детям предлагалось послушать музыкальное произведение и определить, на каких музыкальных инструментах оно исполнялось. Развивая слуховую память, предлагалось назвать последовательность игры на музыкальных инструментах.

На втором этапе  работы учили детей различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова. Этим целям служит целый ряд игр.

Детям предлагается послушать одну и ту же сказку, но рассказывают ее разные люди. После прослушивания предлагается назвать, кто рассказывал сказку, первой? /женщина/, вторым? /мужчина/, третьим? /ребенок/.

Дети правильно назвали и логопед уточняет, как они смогли отгадать, ведь они не видели тех, кто рассказывал сказку? /по голосу/. У каждого человека свой голос и его можно узнать. Попробуем? За дверью взрослые которые произносят одну и ту же фразу: «Светлана Геннадьевна можно войти?» Детям предлагается назвать, кто попросил разрешения войти. -  Елена Александровна? Войдите. А теперь?

Наталья Николаевна заходите, хором говорят дети. А теперь, кто просит разрешения войти? Дети:   «Людмила Александровна». Взрослые входят в группу. Логопед уточняет, кто попросил разрешения войти первым, вторым, третьим. А как вы догадались? /по голосам/. С помощью логопеда дети дают характеристику голоса воспитателей и помощника воспитателей, которые принимали участие в игре. Дети любят игры, в которых участвуют взрослые. Усложнение игры было в том, что за дверь уходили три - четыре ребенка и произносили одну и ту же фразу, а детям предлагалось назвать имена тех, кто назвал первым, вторым и т.д.

Любимой стала игра «Эхо» - дети учились владеть силой голоса, уметь произносить слова то тихо, то громко. «АУ» - кричит логопед. Эхом тихо отзываются дети «АУ».

Интерес у детей вызывает игра : «Далеко-близко». Летит самолет: у...у; едет поезд: чух-чух; проехал поезд, еле виден последний вагон - чух.. .чух...- произносят шепотом дети.

У детей картинки с изображением животных и детей. Детям предлагается путем звукоподражания издать звук взрослого животного и его детеныша. «Му-Му» - корова, «му-му» - теленок. Как вы отличили, где издает звук корова, а где теленок? /по голосу/

«Мяу-мяу» - кошка /меняется сила и тембр голоса/.

Дети стараются точно передать тот или иной звук, учитывая кто его издает, взрослое животное или маленькое, которое едва научилось издавать звук. Дети учились владеть собственным голосом, его силой, тембром.

Позднее мы научились по голосу, по интонации узнавать настроение человека. Как вы догадались, что у Елены Александровны плохое настроение? Дети: «Она поздоровалась тихо, грустно, печально». А какое настроение у нашей Наталии Николаевны? Дети: «Веселое, хорошее, радостное, она улыбнулась и громко с нами поздоровалась». Логопед обращает внимание на мимику лица, на четкость произношения звуков, интонацию, силу голоса, на доброжелательность по отношению друг к другу.

Любимой стала игра: «Кто позвал?». Дети стоят в кругу, в центре внимания круга водящий, логопед дотрагивается до плеча ребенка и тот называет имя водящего, изменив собственный голос, а водящий старается отгадать, кто позвал. В этой игре дети стремятся изменить голос до неузнаваемости.

Все знают игру «Телефон». Детям нужно воспроизвести слово, сказанное шепотом. У детей появилось чувство ответственности, так как в игре присутствовал элемент соревнований: две команды -девочки и мальчики.

Этот этап работы является важным, так как дети учатся дышать и слушать, владеть собственным голосом.

На третьем этапе учили детей различать слова, близкие по звуковому составу. Детям раздаются картинки, предлагается рассмотреть их, запомнить название предмета. Далее логопед предлагает цепочку слов, услышав слово, обозначающее изображенный предмет на картинке, ребенок поднимает, показывая свою карточку. Зайка - сайка, роза - роса, коза - коса. Эту игру как правило, начинает логопед, а дети понимают, что заменяя первый звук в слове, меняется смысл самого слова. Вот почему уточняется смысл каждого нового слова, а непонятные детям слова объясняет логопед, что способствует расширению словарного запаса детей.

На четвертом этапе дети знакомятся с понятием слог, учатся различать их.

Логопед предлагает поиграть снова в уже знакомую игру «Эхо».
Особенность игры в том, что повторять дети будут не слова, а часть
слова, которая называется «слог».
Логопед        Дети

Тихо воспроизводят сказанное логопедом

Па        па
Ва ва
Са са
Ма ма
Ра ра
Ла ла

Логопед хвалит детей за то, что они точно передавали сказанные слоги.

Слушайте:   МА-МА-МА         ПА-ПА-БА
ТА-ТА-КА        СА-СА-ЗА
РА-РА-РА              КО-КО-КО
Заметив ошибку, дети хлопают и называют неправильно
сказанный слог, который нарушил цепочку.

Следующая игра: «Повторите то, что я скажу» /прототип игры «Эхо»/.

Логопед        Дети

Ва        ва

Ра        ра

Па        па

Ко        ко

Ма        мА

Кто из вас услышал слова, когда мы произносили два одинаковых слога, то получилось слово: ВА РА ПА КО МА

ВА РА ПА КО МА Дети: мама и папа.

На пятом этапе учили детей различать фонемы родного языка, познакомили детей с такими понятиями, как гласные и согласные звуки.

Начали работу с различения гласных звуков. Логопед напоминает детям о том, что они учились различать звуки, называть их. Звуки помогали нам отгадывать действия детей и взрослых с предметами. Логопед подводит детей к тому, что есть звуки, которые помогают людям понимать друг друга. Звуки объединяются в слоги, слоги в слова, слова в предложения. Послушайте, какие звуки я произнесу: А - О - У - П. Кто запомнил? /дети воспроизводят/. А сейчас я произнесу звук, но вы его не услышите, но если внимательно будите смотреть на то, как я его произнесу, то сразу отгадаете какой звук я хотела сказать. Логопед широко открывает рот. Дети -А. Губы трубочкой. Дети - У. Логопед уточняет почему, детям так легко было назвать звуки, ведь их не слышно.

Посмотрите! К нам в гости пришел Незнайка. Попробуйте отгадать, какие звуки он произносит? По артикуляции дети быстро отгадывают звуки О.И. Логопед предлагает вместе с Незнайкой спеть песенку, которая состоит из звуков А - О - У - И. Дети поют, усиливая, или ослабляя силу голоса /слева направо и наоборот/.

Логопед знакомит детей с понятием гласные звуки, которые можно долго петь и тянуть и они произносятся голосом. Дети легко и быстро запоминают эти правила.

Логопед знакомит детей со звуковым составом слова. В игре логопед подводит детей к пониманию того, что звуки следуют в строгом порядке друг за другом, объединяясь в слова, но если этот порядок нарушается, то теряется смысл слова и оно становится непонятным для окружающих.

Логопед: «Ребята, представьте, что каждое слово состоит из звуков, которое «рассыпалось» и звуки «рассыпались». Давайте попробуем из «рассыпанных» звуков составить слово. М, К, А. Дети: мак. Логопед: Л, К, У.

Дети: лук.

Постепенно увеличивается количество звуков /до пяти/.

С помощью символов гласных звуков логопед учит детей читать.
Логопед: Сегодня мы с вами научимся читать слова. Посмотрите на
полотно символы каких звуков вы видите?
Дети:   - А        •    - У.
Где можно услышать слово, которое мы прочитали?
Дети: в лесу. Когда заблудишься, то нужно кричать самое
маленькое слово АУ.

Дети упражняются в подаче громкого и тихого голоса. Логопед предлагает детям из символов звуков составить слово АУ. Логопед предлагает назвать первый звук в слове АУ, затем второй. А теперь поменяйте местами символы звуков         - УА. Логопед: прочитайте слово. Дети: УА. Логопед: какое слово необычное. Где мы слышали это слово: уа -уа? Дети: Так плачут маленькие дети.

На следующих занятиях логопед учит детей различать гласные звуки, определять их место в слове, придумывая слова, отбирать картинки с заданным звуком.

Задание № 1. Первый вариант игры.

Логопед: Ребята, я буду называть слова, определите, какой гласный звук встречается в каждом слове и покажите символ этого звука.

МАК, РАК, САД, ЛАК -  - А.
ЛУК, СУК, КУСТ, ПУХ -        - У.
РОТ, МОСТ, ТОРТ, ПОРТ -  О.
МИР, ПИР, ТИР, ТИГР -                        - И.

Второй вариант игры

Логопед: Я покажу символ гласного звука, а вы придумайте слова с этим звуком. Логопед поочередно показывает символы гласных звуков - дети придумывают слова.

Задание № 2.

На полотне символы звуков, у детей картинки.

Логопед предлагает поставить картинки к символу звука А.

     -А             -У                   
И

Альбом        Утка                    Обруч
Игла

Апельсин        Улитка               Ослик
Игрушки

Автобус        Утюг                   Осы
Кит

Рак        Лук                     Кот

Задание № 3.

Детям раздаются карточки, предлагается назвать символ гласной звука, который нарисован в верхнем правом углу. Детям предлагается нарисовать предмет, название которого начинается с того звука, - символ которого находится в верхнем правом углу.

По такой же схеме логопед знакомит детей с согласными звукам! обращать внимание на то, что согласные звуки произносятся отрывисто, их нельзя пропеть. Когда дети научились различать гласные и согласные звуки, подбирать картинки с заданным звуком, логопед знакомит детей со схемой, которая состоит из двух согласных и одного гласного звука:                                                                            Анализ и синтез слова КОТ. Дети называют звуки последовательно: К, О, Т; называют согласные звуки /К, Т/, гласный звук /О/, определяют место звука в слове.

Задание № 1. Первый вариант.

На полотне картинки : кот, рак, дом, лошадка, собака, кукла. Логопед предлагает назвать только те предметы, которые /по своему названию/ подходят к данной схеме,                 Кот, рак, дом.

Второй вариант.

У детей картинки - логопед предлагает поднять вверх ту, которая подходит к данной схеме.                                                                                    Задание № 2.

Дети придумывают слова к данной схеме. Логопед работает с детьми над анализом и синтезом слов.

Затем детей знакомят с новой схемой        -,
сравнивая с первой, устанавливают чем похожи и чем отличаются
схемы. Содержание работы тоже, что и над схемой № 1.

Каждое задание строится по принципу от простого к сложному, учитывая уровень развития - нарисовать три предмета, но так, чтобы звук А был в начале, середине, конце слова.

Задание 1        Задание 2

 

Одному ребенку предлагается придумать слово к одной схеме, а другому к более сложной схеме.

Логопед всегда дает положительную оценку, учитывая старания ребенка, всегда дает шанс на возможность исправить то, что не получилось сегодня - завтра обязательно получится, дает возможность поверить в себя, свои силы.

Задачей последнего, шестого этапа, является формирование у детей навыка звукового анализа и синтеза слов. Этот этап работы предусматривает знакомство с различными схемами.

Дети придумывают слова к данной схеме, отбирают картинки. Логопед учит различать звуки по твердости и мягкости. Логопед предлагает следующее задание: у вас картинки с изображением больших и маленьких игрушек. Подумайте, какие игрушки подарить Маше, а какие - Миле. Логопед дает образец: Маше я подарю матрешку, а Миле - мячик. Дети: Маше я подарю лопатку, а Миле - лейку.

Логопед контролирует не только правильность выполнения задания, но и требует от детей четкой дикции, правильной артикуляции поставленных звуков, силы голоса.

А теперь поиграем:

У вас полоски и кружки: синие и зеленые. Я буду называть слова, а вы, услышав твердый звук, положите на верхнюю полоску синий кружок, а если слово начинается с мягкого согласного -зеленый. Слова: лак, лес, мак, мел, сад, сено, кот, кит, пол, пенал, лик, пена.

У Сони и Симы сегодня день рождения. Давайте подумаем, что мы можем подарить девочкам? /Дети отвечают/. Давайте подарим игрушки, нарисованные вами, но Соне игрушки, названия которых начинаются с мягкого согласного, а Симе - твердого согласного.

Дети рисуют и дарят девочкам «подарки». Симе я подарю лейку, а Соне - лопатку.

Логопед контролирует правильность выполнения задания. Уточняет, почему ребенок подарил - Симе, а не Соне.

На следующем занятии логопед предлагает посмотреть на картинки и подумать, к какой схеме надо отнести картинки:

ВЕСЫ    ПИЛА    СЕНО    ЛЕТО  

ВАЗА     КОЗА     РОЗА    ГОРА  

Постепенно дети знакомятся с разными схемами -придумывают слова, отбирают картинки, самостоятельно справляются с анализом и синтезом слова.

 ЛУК         КИТ         ВАЗА

ВЕСЫ      СТОЛ     ТОРТ

   КОРОВА       ВОРОНА  

Дети очень любят «диктанты», когда каждый ребенок с учетом его возможностей получает задание.

Задание № 1

В верхнем правом углу схемы, нарисуй предмет, название которого подходит к схеме

Дом        Стол
Задание № 2. Первый вариант.
У детей картинки - надо нарисовать схему к названию картинки.

Как заключительный этап, логопед знакомит детей с «ребусами». Предлагает детям «прочитать» слово, которое «спряталось» в названии картинок. Надо запомнить от названия каждой картинки первый звук т назвать звуки в определенной последовательности.

Лопата        Утка                                    Катушка
Дети «читают» слово Лук.

Второй вариант.

Дети «самостоятельно» читают слова на карточках. ШАР

Шапка         Автобус        Рыба
Третий вариант.
Из картинок предлагается самим составить «ребус».

Арбуз        Машина                           Кот

Ребенку предлагается расставить картинки в определенной последовательности, но так, чтобы можно было «прочитать» слово.

Четвертый вариант.

Детям предлагается с помощью рисунков «самостоятельно» составить ребус.

Когда дети научились придумывать слова, отбирать картинки с заданным звуком, составлять слова из отдельных звуков, придумывать слова к схемам, составлять ребусы, логопед знакомит детей с графическим изображением звуков, т.е. дети знакомятся с буквами. Конечный результат работы состоит в том что уже в конце декабря все дети научились читать слова слитно, предложения из двух-трех слов.

Дети самостоятельно выполняли следующие задания:

1 - из букв составить слово - М, К, А - МАК

Л, К, У - ЛУК

2 - игра : «закончи слово» - у детей карточки с написанными слогами, предлагается прочитать и дописать слова: МАК, ВАЗА, КОТ.

3 - допиши нужную букву

К.Т         Л.К         С.К         М.К

4 - из слогов составь слова и напиши их: КО         ЛУ         МА         СО

                                НА         ЗА         МА          ВА

5 - на карточке - согласные и гласные буквы, составь из них слова, зачеркивая буквы.

Д        Т

A          О                  кот, лук, дом, рак

Л        М
И      А                 К

Н

К        Р             У
В                К

6 - «заполни цветочек»

РА-МА                        КО-ЗА

МА-К         КО-Т

МА-МА          КО-РА

7 - закончи цепочку слов: МАК - КОТ - ТОК ...

8 - найди слово в словах:

ЛАК        КОШКА

УТКА        ЛУК                       КРАБ                 ШАР
КОТ                                            ПАР

9 - составь ребус : САД - ОСЫ - КОТ - /СОК/

10 - из букв слова СОЛДАТИК составь новые слова и напиши
КОТ        ОСА                 СТОЛ           КИТ
СОДА           ЛИСА              САЛО          ТАКСИ
ЛОДКА         ТОСКА           СИЛА          ДОСКА

ВЫВОДЫ:

Система игр и упражнений по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи облегчает и ускоряет процесс обучения детей к чтению. Мы помним, что один из главных компонентов чтения - это опознание звукосочетаний. Но этот процесс у детей с нарушением звукопроизношения задерживается \по сравнению с детьми с нормальной речью\.

Дело в том, что он зависит не только от зрительного восприятия узнавания буквы, но и от речедвижения, т.е. закрепление связи между буквой и соответствующим звуком, подготовкой органов артикуляции и произношения звука. У детей с речевыми нарушениями наблюдается несоответствие между зрительным и артикуляторным образами, нарушается связь между буквами и звуками, которые дефектно произносятся и недостаточно точно различаются. Это всегда приводит к нарушению связи между звукосочетанием данного слова и его буквенным обозначением.

В этом случае ребенку помогают различные игры, задания, направленные на развитие фонематического восприятия. Ребенок «незаметно» вводится в процесс обучения чтению, повышается интерес и желание читать. Развитое фонематическое восприятие позволяет детям улавливать один звук с учетом другого звука и в дальнейшем формированный прием чтения позволяет видеть и читать сразу слог и слово.

Игры и упражнения по развитию фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи на разных этапах работы / см. ПРИЛОЖЕНИЕ/.

ИГРЫ ПЕРВОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки! Развивать слуховое внимание и слуховую память.

Игра № 1. «Что за окном?»                            

 Игра № 2. «Путешествие».                                

Игра № 3. «Расскажи, что ты слышишь?»

Игра № 4. «Отгадай, что я делаю?»            

 Игра № 5. «Где звенит колокольчик?»          

  Игра № 6. «Кто живет у Саши в деревне?»

Игра № 7. «Назови животных»                                    

 Игра № 8. «Оркестр»

ИГРЫ ВТОРОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать одинаковые слова, звукосочетания, ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса.

Игра № 1. «Отгадай, кто позвал?»

«Кто сказал мяу?»                                                   Игра № 2. «Большие и маленькие»          

 Игра № 3. «Кто с нами поздоровался?»

Игра № 4. «Как сказать правильно?»

«Слушай и поправляй!»                                        

 Игра № 5. «Какое слово я хотела сказать правильно?»    

Игра № 6. «Письмо от Незнайки».

ИГРЫ ТРЕТЬЕГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать слова, близкие по звуковому состав)

Игра № 1. «Разберем картинки».            

 Игра № 2. «Цепочка слов».                                

 Игра № 3. «Найди парные картинки»                    

  Игра № 4. «Назови лишнее слово»                    

Игра № 5. «Уберите лишнюю картинку»

ИГРЫ ЧЕТВЕРТОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать слоги.

Игра № 1. «Назови, какой слог лишний?»

Игра № 2. «Эхо».

Игра № 3. «Проверяй и выполняй».

Игра № 4. «Повтори».

Игра № 5. «Телефон».

ИГРЫ ПЯТОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать фонемы.

Игра № 1. «Отгадай, какой звук я произнесла».        

  Игра № 2. «Назови звук».

Игра № 3. «Слушай и выполняй».

Игра № 4. «Посмотри и запомни».

Игра № 5. «Я назову слова, а вы покажите символ».

Игра № 6. «Волшебный кубик».

Игра № 7. «Рулетка».

ИГРЫ ШЕСТОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Выработка у детей навыков элементарного звукового анализа.

Игра № 1. «Читаем слово».

Игра № 2. «Составь слово».

Игра № 3. «Закончи слово».

Игра № 4. «Составь схему».

Игра № 5. «Разберем картинки».

Игра № 6. «Кто больше придумает слов».

Игра № 7. «Составь схему к картинке».

Игра № 8. «Ромашка».

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Цель: Учить слушать и слышать, различать и узнавать неречевые звуки.

Игра № 1. «Расскажи, что ты слышишь»

Логопед предлагает закрыть глаза и назвать звуки, которые слышатся в группе и за ней. /Голоса детей, пение птиц, гудок машин.../

Игра № 2. «Путешествие»

Занятие проводится с подгруппой детей. Логопед предлагает послушать и отгадать, что делают взрослые. /Нянечка моет посуду, дети в группе садятся за столы, в музыкальном зале дети танцуют под музыку, повар готовит еду.../ Логопед уточняет, какие звуки помогли отгадать, что делают за закрытой дверью взрослые и дети?/ Стук посуды, струя текущей воды - эти звуки подсказали, что нянечка моет посуду. Дети ставят стульчики и садятся за столы - этот шум подсказывает, что дети будут заниматься и т.д./

Игра № 3. «Что за окном?»

/с подгруппой детей/

Логопед подводит детей к окну, предлагает послушать, что за окном? /лает собака, голоса детей, скрип качающихся качелей, пение птиц.../ Логопед поощряет детей, которые называют еле уловимые звуки.

Игра № 4. «Отгадай, что я делаю?»

Дети сидят полукругом. Логопед за ширмой совершает различные действия с предметами, дети называют эти действия: рвет бумагу, переливает воду, играет на металлофоне, пересыпает крупу, стучит молотком по столу, хлопает в ладоши. /Логопед поощряет детей, если они правильно называют действия логопеда с предметами.

Игра № 5. «Где звенит колокольчик?»

Дети встают в круг, водящий закрывает глаза, дети передают колокольчик, логопед жестом показывает, кто должен позвонить. Ребенок идет на звук и показывает на того, у кого в руке колокольчик.

Игра № 6. «Кто живет у Саши в деревне?»

Логопед рассказывает, как Саша отдыхал летом в деревне у бабушки. Каждое утро Саша помогал бабушке кормить всех животных, которые были у бабушки. Давайте попробуем отгадать, кого кормил Саша каждое утро?

Логопед включает магнитофон. Дети слушают голоса животных: му-му, ку-ка-ре-ку, гав-гав, мяу-мяу, ббэ-э...бэ-э, хрю-хрю. Логопед предлагает назвать животных: корова, петух, собака, кошка, овечки, поросенок. Логопед предлагает еще раз послушать пленку и назвать животных последовательно друг за другом.

Игра № 7. «Назови животных».

Вспомним, какие животные жили у Саши? Послушайте еще раз голоса животных и запомните, кто издавал звук первым, вторым и т.д. После прослушивания предлагается на полотне расставить картинки в той последовательности, как животные издавали звуки.

Игра № 8. «Оркестр».

Логопед предлагает послушать музыкальное произведение. После прослушивания назвать инструмент, на котором исполнялось музыкальное произведение /пианино, колокольчик, металлофон, гитара.../

2 вариант игры «Оркестр»

Логопед предлагает подойти к дверям музыкального зала и послушать «Наш оркестр». После прослушивания назвать инструменты, на которых играли дети / бубен, колокольчик, металлофон, пианино, ложки/.

В группе логопед предлагает детям еще раз назвать инструмента на которых играли дети.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ВТОРОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать одинаковые слова, звукосочетания, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.

Игра № 1. «Отгадай, кто позвал?»

Дети стоят в кругу, водящий в центре, закрыв глаза. Логопед жестом показывает того, кто должен назвать имя водящего. Водящий отгадывает.

Игра № 1-а. «Кто сказал мяу?»

Ребенок называет не имя, а издает звук, подражая котенку. Водящий отгадывает, кто из детей издает звук «мяу».

Игра № 2. «Большие и маленькие».

Логопед предлагает послушать голоса животных. Лай собаки и щенка. Писк котенка и зов кошки. Звук коровы и теленка. Логопед предлагает назвать, какие животные издавали звуки? Как вы узнали, что лаяла собака и щенок?

2 вариант /игры № 2/. «Поможем найти детенышей».

Логопед показывает картинки животных, издавая звук взрослого животного, а ребенок имитирует детеныша этого животного. Корова: му-у-у, му-у-у. Теленок: му-у, му-у. Собака: ав-ав-ав. Щенок: гав-гав-гав. Логопед поощряет, если точно передают звук того или иного животного.

Игра № 3. «Кто с нами поздоровался?»

Логопед уточняет у детей, какие слова говорят друг другу, когда встречаются на улице, приходят в гости? Да, это пожелание друг другу здоровья, поэтому люди говорят самое важное слово: «Здравствуйте!». Послушайте, кто с нами поздоровался. Логопед включает пленку. Дети слушают. Кто поздоровался первым? Дети: Наталья Николаевна. А кто поздоровался вторым? Дети: Людмила Александровна.

Логопед: А кто поздоровался последним? Дети: Елена Александровна. Логопед: Как вам удалось угадать? Дети: По голосам. Логопед предлагает поиграть в игру.

2 вариант игры «Отгадай, кто сказал слово».

Логопед за ширму приглашает 3-х детей, объясняет правила игры Каждый ребенок поочередно громко произносит одно и то же слово: «мама». Дети отгадывают имена детей, сказавших это слове

Игра № 4. «Как сказать правильно?»

Незнайка принес вам новые игрушки и хочет их показать /вносится большая коробка/. Как вы думаете, какие игрушки в коробке?/спросить 5-6 человек/.

Незнайка: Я покажу вам игрушки: это кукла /показывает куклу/. Это тукла, мукла, жукла.

Логопед: Дети, Незнайка запутался, как правильно сказать - это кукла.

Незнайка: Я постараюсь, скажу правильно - это мушка, мошка, мешка /показывает мишку/. Это? Дети: Мишка.

2 вариант игры. «Слушай и поправляй».

Логопед: «Незнайка, ты совсем запутался, потому что торопишься, учишь слушать и думать. Посмотри, как дети умеют слушать. Я буду говорить слова, а дети, если я неправильно назову слово – хлопнут в ладоши и поправят меня.

Вагон - вакон - факон - вагон - факон - вагон - вагон.

Какое слово я старалась сказать правильно?

Дети: «Вагон».

Бумага - пумага - тумага - бумага - пумага - бумака.

Игра № 5. «Какое слово я хотела сказать правильно?»

Логопед раздает картинки детям /шар, чашка, лента, кукла, флаг/. Я буду произносить слова неправильно, догадайтесь, какое слово я хотела сказать и покажите картинку, обозначающую предмет, который я хотела назвать. Логопед: мар, кар, вар, тар, cap... Дети: шар /картинка, выставленная на полотне/. Логопед: ташка, кашка, лашка, вашка... Дети: чашка.

Логопед: пента, мента, кента... Дети: лента.

Игра № 6. «Письмо от Незнайки».

Логопед: «Ребята, к нам пришло письмо. А написал письмо Незнайка. Давайте прочтем, что он нам написал. «Ребята, я научился писать и читать. У меня новая книска. Там много картинок. Тоска и татенок, собака и кенок, метух и турочка». Ребята, вы поняли, какие ошибки в письме? /тоска и татенок -кошка и котенок, собака и кенок - собака и щенок, метух и турочка - петух и курочка/.

Логопед: У нас тоже есть такая книжка. Давайте, посмотрим картинки и назовем правильно животных.

Усложнение подобных игр происходит еще и за счет реакции детей на неверно произнесенное слово.

ИГРЫ ТРЕТЬЕГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать слова, близкие по звуковому составу.

Игра № 1. «Разберем картинки». На полотне картинки

Ком        Лук                     Мак

Логопед предлагает посмотреть на картинки, произнести, что нарисовано и определить, в каком столбике надо поставить картинку. В каждом столбике надо ставить картинки, названия которых близки по звучанию.

Ком        лук                      мак

Дом        сук                      рак

Сом        жук                     лак

Лом

Игра № 2. «Цепочка слов».

Логопед: Я начну слово, а вы, заменяя первый звук на любой другой, назовите свое слово. Майка - сайка - зайка - чайка - лайка - Райка; чашка - кашка - Машка - Сашка.

Игра № 3. «Найди парные картинки».

Логопед: На полотне разные картинки, рассмотрите их. Я покажу картинку и назову, а вы найдите на полотне картинки, которые по своему названию с той, которую я назвала.

Сук - лук        рак - мак

Дом - сом        пар - шар

Игра № 4. «Назовите лишнее слово».

Логопед: Я буду называть слова, которые по своему звучанию очень похожи друг на друга, но одно слово лишнее. Попробуйте его услышать.

Мак - рак - бак - сук        /сук/

Кот-пот-рот- кит        /кит/

Лук - сук - мак - жук        /мак/

Ком - сом - дом - лом - ром - том - лук        /лук/
Логопед: Кто запомнил, какие слова были липшими? Логопед
выставляет картинки, /сук, кит, мак, лук/.

2 Вариант игры. «Уберите лишнюю картинку».

На полотне картинки, по своему звучанию очень похожи, но одна картинка лишняя. Найдите ее и уберите.

Мак - лак - рак - кот        сом - дом - ком - мак

Лук - жук - сук - дом

ИГРЫ ЧЕТВЕРТОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: «Учить детей различать слоги».

Игра № 1. «Назовите, какой слог лишний».

Логопед: Я буду называть слоги, слушайте и скажите, какой слог лишний? «На - но - на», «ка - ка -го- ка», «па - ба - па - па».

Игра № 2. «Эхо».

Логопед: Я буду называть слог, а вы, как «эхо» тихо повторяйте.
Логопед        ПА        Дети             ПА

БА                                             БА

КА        КА
ТА                                                  ТА

Игра № 3. «Проверяй и выполняй».

Логопед: Я буду произносить слоги, если я назову три раза один i тот же слог, то на полоску положите кружок, если я неправильно выполню задание, то черный.

ПА   -    ПА    -      ПА

ПА   -    БА         БА

КА   -    ГА         КА

ТА   -    ТА     -      ТА

По окончании игры логопед анализирует выполнение задания, выясняя ошибки и правильно ли дети расставили фишки.

Игра № 4. «Повтори».

Дети встали в круг, логопед предлагает бросить мяч друг другу и
назвать тот слог, который называет логопед.
Логопед      ПА        Ребенок             ПА

КА        КА

MA        MA

ТА        ТА

Логопед: Мы называли разные слоги, а кто услышал слова?
Па - па        ка - ка                   ма - ма
Та-та

Игра № 5. «Телефон».

Дети сидят на стульчиках в один ряд. Логопед произносит слог н; ухо ребенку и предлагает передать этот слог следующему ребенку и т.д. Логопед уточняет у каждого ребенка, какой слог он услышал? (слоги : ПА КА ГА РА МА).

ИГРЫ ПЯТОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ Цель: Учить различать фонемы.

Игра № 1. «Отгадай, какой звук я произнесла?»

Логопед: Мы с вами учились различать разные звуки, по звукам отгадывали действия детей и взрослых, но есть звуки, которые помогают нам понимать друг друга. Эти звуки соединяются в слоги, а слоги - в слова. Попробуйте отгадать, какой звук я произнесу. Будьте очень внимательными. Звуки, которые я произнесу, вы не услышите, но если внимательно смотреть на положение губ, то сразу отгадаете. Логопед широко открывает рот и беззвучно произносит звук А. Как вы догадались? Логопед: «Какой звук вы бы услышали сейчас?» /логопед вытягивает губы в положение - трубочки/. Дети: звук У.

Логопед: Отгадайте следующий звук. Дети: звук О.

Логопед: Губы в улыбке и мы услышим звук? Дети: И.

Игра № 2. «Назовите звук».

Логопед: «К нам пришел в гости Незнайка. Он хочет поиграть с нами. Отгадайте, какие звуки «произносит» Незнайка. Дети по положению губ отгадывают гласные звуки. Логопед: «Незнайка вам в подарок принес символы гласных звуков, попробуйте отгадать, какие звуки обозначают эти символы?

А   У   И   О

У Незнайки есть очень любимая песенка; когда у него хорошее настроение, он всегда ее поет. Давайте споем ее вместе.

А   О   У    И

Дети вместе с логопедом поют «песню». Усиливая и уменьшая силу голоса       А    О   У     И .

Игра № 3. «Слушай и выполняй».

Логопед: У вас на столе символы гласных звуков. Я буду называть звук, а вы покажите символ этого звука. Логопед произносит гласные звуки /А  О   У  ИУ. Дети показывают символы этих звуков.

Игра № 4. «Посмотри и запомни».

Логопед предлагает посмотреть на полотно и назвать символы гласных звуков.

Предлагается детям запомнить последовательность расположения символов гласных звуков.

Водящий уходит за дверь - логопед убирает один из символов, ребенок называет, какой символ убрали.

2 вариант.

Логопед предлагает посмотреть, запомнить последовательность расположения символов.

Затем на полоске расположить символы гласных звуков в той же последовательности, как на доске, но по памяти.

У        О                    И                А

Игра № 5. «Я назову слова, а вы покажите символ».

Логопед: Я назову слова, а вы подумайте, с какого звука
начинается каждое слово и покажите символ этого звука.
Автобус, альбом, астра -                       - А
Утка, улитка, утюг       -                              - У
Осы, ослик, обруч        -            
                - О
Индюк, икра, иголки   -              
               

2 вариант

Логопед: Я покажу символ гласного звука, а вы придумайте слова, которые начинаются с этого звука.

Логопед показывает символ гласного звука - А. Дети придумываю слова. Логопед контролирует правильность выполнения задания. Поочередно показывая символы гласных звуков /О,У,И/.

Игра № 6. «Волшебный кубик».

Логопед показывает кубик и спрашивает, чем он отличается от
тех кубиков, с которыми играют дети.          Дети: На кубике нарисованы символы звуков.                       Логопед предлагает бросить кубик и придумать слова, которые
начинаются с того звука, символ которого будет на кубике.

Игра № 7. «Рулетка».

Логопед предлагает поиграть в новую игру. На стрелочке цветные кружки - дети выбирают любой цвет и поочередно раскручивают рулетку. Каждый придумывает слово, которое начинается с того звука, символ которого показывает стрелка.

Примечание. Когда дети отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуков, логопед учит детей выделять заданный звук в середине, конце слова. По той же схеме дети учатся различать согласные звуки.

ИГРЫ ШЕСТОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Выработка у детей навыков элементарного звукового анализа.

Игра № 1. «Читаем слова».

Логопед: Я вам расскажу историю одной девочки, которая заблудилась в лесу /логопед рассказывает/. Какое маленькое слово мы кричим в лесу, чтобы найти друг друга? Дети: АУ!

Логопед: Давайте попробуем с помощью символов составить это слово. Логопед: «Прочитаем слово»

А      У

Какой первый звук в слове АУ? Дети: А.

Логопед: Какое слово мы составили с помощью символов? Дети: АУ.

Логопед предлагает «погулять» в лесу. Дети упражняются в подаче голоса /ау.. .ау.. .ау.../.

2 вариант

Логопед: Какое новое слово мы «прочитаем», если поменяем символы местами? Какое «слово» вы прочитали? Дети: уа - уа.

Логопед: Какое странное слово, где мы его могли слышать? Дети: Так плачет малыш.

Логопед: Да, так плачет маленький - уа - уа - уа. Мы научились
«читать» два слова: АУ        УА
Чем похожи эти слова?
Дети: Слова состоят из одинаковых звуков А, У. В словах два звука

Игра № 2. «Составь слово».

Логопед: Я буду называть звука, а вы соедините звуки в слово. К, О, Т. Какое слово получилось?

Дети: КОТ. Логопед: Л, У, К. Дети: Лук.

2 вариант

Я называла звуки по порядку, а сейчас я буду их называть в разной последовательности. Подумайте, в каком порядке должны быть звуки, чтобы получилось слово. Логопед: К, С, О. Дети: Сок. Логопед: О, Д, М. Дети: Дом.

Игра № 3. «Закончи слово».

Логопед: Я начну слово, а вы придумайте конец.
Логопед: МА-ША        ПА-ПА
                  МА-МА               РУ-КА
               КО-ЗА/СА,РА/

Игра № 4. «Составь схему».

Логопед: На полотне картинки. Назовите их - нос, кот, лук. Какая картинка вам нравится больше всего? /Кот/ Сколько звуков в слове кот? Дети: 3 звука.

Логопед: Назовите их по порядку. Дети: К, О, Т. Логопед: Сколько гласных звуков в слове? Дети: Один звук - О. Логопед: Сколько согласных? Дети: Два согласных звука. Логопед: Назовите 1-й согласный звук? Дети: К. Логопед: 2-й согласный звук? Дети: Т. Составьте схему слова КОТ.                                                              Логопед предлагает назвать звуки последовательно друг за другом.

Игра №5. «Разберем картинки».

Логопед: На полотне картинки, посмотрите и назовите их. Подумайте, какие картинки надо убрать, чтобы названия картинок подходили к схеме

Картинки дом, шар, лук, цветок, собака, яблоко.

Логопед: Какие  картинки остались?

Дети: дом, шар, лук.

Логопед: Почему вы оставили эти картинки?

Дети: В слове дом, шар, лук - 3 звука, в схеме тоже три кружка.

Логопед проводит анализ и синтез слова /лук/.

Игра № 6. «Кто больше придумает слов?»

Логопед: Посмотрите на схему. Сколько звуков должно быть в слове, которое вы придумаете к схеме?                                            Дети: 3 звука. Логопед: Сколько гласных звуков должно быть в слове?

Дети: Один гласный звук. Логопед: Сколько согласных звуков? Дети: Два согласных. Логопед предлагает придумать слова к схеме.

Игра № 7. «Составьте схему к картинке».

Логопед предлагает детям подойти к столу и взять любую картинку, которая понравилась больше. Что у тебя на картинке нарисовано? Дети: дом, шар, лук, сыр, кот. Логопед: Составить схему слова дом. Анализ и синтез слова. А теперь каждый придумает слово к этой схеме /сон, сом, бор, сок/.

Игра №8. «Ромашка».

Логопед предлагает выбрать каждому любой цветок /мак, василек, ромашка, роза/. На лепестках картинки из лепестков составляется цветок. Логопед предлагает определить, какой звук встречается в названии каждой картинки.

        

Дети определяют место заданного звука в словах. Логопед предлагает показать тот лепесток, на котором название картинки подходит к схеме

/лук, рак, сыр/.

По мере того, как дети легко справляются с анализом и синтезом односложных слов, вводятся схемы:

Работа проводится по той же схеме. Дети отбирают картинки, придумывают слова к каждой схеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка . Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи. На прогулку в сад фруктовый.

В презентации вы познакомитесь с рекомендациями по проведению упражнений  артикуляционной гимнастики. Используя презентацию, вы сможете в сказочной форме  сделать с детьми артикуляционную ги...

Методическая разработка. Развитие артикуляционного аппарата в рамках изучения лексических тем у дошкольников с общим недоразвитием речи. Приключение Язычка в осеннем лесу.

Артикуляционная гимнастика в игровой, сказочной форме закрепит знания по лексической теме "Дикие животные".  Презентация  может быть  использована не только педагогами, но и родителями....

Собственная методическая разработка. «Развитие математических способностей»

Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д. , не овладев полным знанием в пределах ...

Собственная методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»

Собственна методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»...

Собственная методическая разработка «Развитие детей через нетрадиционные техники рисования» (младший возраст)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района...