Воспитание речевой культуры дошкольников, через знакомство с художественными произведениями.
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание речевой культуры дошкольников,
через знакомство с художественными произведениями.
Учитель-логопед: Иванова Ж.М.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
В поэтических образах художественная литература открывает ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию:
- В рассказах дети познают лаконичность и точность слова;
- В стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи;
- Народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.
Перед педагогом стоит сложная задача – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или лирическим переживаниям автора, т.е. интонационно передать своё отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому педагогу, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос.)
Только при условии выразительного донесения до ребёнка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии.
В летний период целесообразно повторять с детьми материал, пройденный в течение года. Особое внимание необходимо уделять индивидуальной работе с детьми, имеющими дефекты речи, а также с воспитанниками, плохо владеющими навыками рассказывания. Для работы с ними могут быть использованы цветные таблицы, картины.
В работе по развитию речи и ознакомлению с окружающим следует активизировать представления детей о лете. Целесообразно использовать при этом игровые приёмы. Обогатить и конкретизировать знания детей о лете помогут следующие произведения:
- «Синичкин календарь» (главы о лете) В.Бианки;
- «Маленькие сказки про Мышонка и других лесных малышей» (отдельные главы) Ю.Дмитриева;
- «Топ» Г.Снегирёва;
- «Поле вокруг зелёное» Н.Сладкова;
- «Первый гром» С.Дрожжина;
- «С добрым утром» С.Есенина;
- «Лето» Я.Акима;
- «Птичья песенка» Н.Байрамова.
Что читают наши дети или что они смотрят на телевизионных экранах? В основном – это боевики, где пропагандируется насилие и чуждый нашему российскому менталитету западный образ жизни (например, в сфере полового воспитания детей и т.д.)
Все это явилось главной причиной нервно-психического состояния наших детей. Обрушившийся поток негативной информации явился запредельным раздражителем, вызвавшим перевозбуждение и срыв нервной системы у наших детей. На фоне неправильного питания и гиповитаминозов у детей развилось необычное поведение, получившее название девиантного.
Так, детям с гиперактивным поведением (эмоционально возбужденным, агрессивным) рекомендована успокаивающая литература; в то время как гипоактивным детям (фрустрированным, эмоционально зажатым, с признаками аутизма и депрессии) необходимы совершенно другие, стимулирующие эмоциональное переживание книги.
Художественные тексты воздействуют как на литературное, так и на общее развитие ребенка. Поэтому для решения каждой педагогической задачи подбираются определенные тексты. Например:
- Для создания веселого настроения можно использовать стихотворение М.Яснова «Громкое утро»; для лирического – стихотворение А.Белого «Снега белей…»;
- Чтобы побудить детей к сопереживанию, состраданию, сочувствию, читаем сказки В.Берестова «Больная кукла», К.Чуковского «Айболит и воробей»;
- Для звукоподражания слушаем и повторяем фольклорную песенку «Кисонька-Мурысонька», рассказ Ю.Казакова «Жадный Чик и кот Васька»;
- Для разыгрывания диалогов разучиваем сказку В.Бианки «Лис и мышонок»;
- Для игры в перевоплощения читаем стихотворения В.Маяковского «Кем быть» (изображаем самолет), В Берестова «Честное гусеничное» (изображаем бабочек);
- Для определения ощущений, – например вкусовых – обращаемся к образу домовенка Кузи из сказки Т.Александровой (Кузька любит «олелюшечки» - ватрушки, пирожки); для оформления представлений об осязательных ощущениях читаем стихотворение Б.Заходера «Что ты, еж, такой колючий»;
- Для усвоения противоположных понятий учим стихи Н.Заболоцкого «Как мыши с котом воевали» (тихо – громко); В.Татаринова «Кошка с собакой» (добрый – злой).
Художественная литература для малыша – важная звено в освоении окружающего мира: она позволяет по-новому взглянуть на природу, на животных, на игрушки, на отношения между людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/29/picture-37971.jpg)
Воспитание экологической культуры дошкольников через музыкальную деятельность
Воспитание ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В нашем детском саду экологическое направление является приоритетным, поэтому формирование экологической культ...
Воспитание личностной культуры дошкольника через сказку.
Воздействие сказок на личностную культуру дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/07/picture-518972-1415373134.jpg)
Воспитание экологической культуры дошкольников через воздействие русского народного творчества.
Правильное взаимодействие с природой и традиции жизни русского человека - основа формирования экологической культуры каждого из участников образовательного процесса в ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/15/picture-439971-1552668426.jpg)
Выступление на районном методическом объединении. «Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
«Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Каждый дошкольник - маленький исследователь, с ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/17/picture-265500-1371451326.jpg)
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ДАРОВ ФРЕБЕЛЯ»
Данный проект представлен в виде презентации....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/12/picture-876482-1484239272.jpg)
Консультация для педагогов «Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы».
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их реализации. В этих усло...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-401517-1391950591.jpg)
Художественно-эстетическое развитие дошкольников через стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
В данной статье рассматриваются аспекты художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, автор обращается к поиску эффективных педагогических условий, методо...