Воспитание речевой культуры дошкольников, через знакомство с художественными произведениями.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Иванова Жанна Михайловна

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_rechevoy_kultury_doshkolnikov.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание речевой культуры дошкольников,

через знакомство с художественными произведениями.

Учитель-логопед: Иванова Ж.М.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

В поэтических образах художественная литература открывает ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию:

  • В рассказах дети познают лаконичность и точность слова;
  • В стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи;
  • Народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Перед педагогом стоит сложная задача – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или лирическим переживаниям автора, т.е. интонационно передать своё отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому педагогу, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос.)

Только при условии выразительного донесения до ребёнка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии.

В летний период целесообразно повторять с детьми материал, пройденный в течение года. Особое внимание необходимо уделять индивидуальной работе с детьми, имеющими дефекты речи, а также с воспитанниками, плохо владеющими навыками рассказывания. Для работы с ними могут быть использованы цветные таблицы, картины.

В работе по развитию речи и ознакомлению с окружающим следует активизировать представления детей о лете. Целесообразно использовать при этом игровые приёмы. Обогатить и конкретизировать знания детей о лете помогут следующие произведения:

  • «Синичкин календарь» (главы о лете) В.Бианки;
  • «Маленькие сказки про Мышонка и других лесных малышей» (отдельные главы) Ю.Дмитриева;
  • «Топ» Г.Снегирёва;
  • «Поле вокруг зелёное» Н.Сладкова;
  • «Первый гром» С.Дрожжина;
  • «С добрым утром» С.Есенина;
  • «Лето» Я.Акима;
  • «Птичья песенка» Н.Байрамова.

         Что читают наши дети или что они смотрят на телевизионных экранах? В основном – это боевики, где пропагандируется насилие и чуждый нашему российскому менталитету западный образ жизни (например, в сфере полового воспитания детей и т.д.)

Все это явилось главной причиной нервно-психического состояния наших детей. Обрушившийся поток негативной информации явился запредельным раздражителем, вызвавшим перевозбуждение и срыв нервной системы у наших детей. На фоне неправильного питания и гиповитаминозов у детей развилось необычное поведение, получившее название девиантного.

        Так, детям с гиперактивным поведением (эмоционально возбужденным, агрессивным) рекомендована успокаивающая литература; в то время как гипоактивным детям (фрустрированным, эмоционально зажатым, с признаками аутизма и депрессии) необходимы совершенно другие, стимулирующие эмоциональное переживание книги.

Художественные тексты воздействуют как на литературное, так и на общее развитие ребенка. Поэтому для решения каждой педагогической задачи подбираются определенные тексты. Например:

  • Для создания веселого настроения можно использовать стихотворение М.Яснова «Громкое утро»; для лирического – стихотворение  А.Белого «Снега белей…»;
  • Чтобы побудить детей к сопереживанию, состраданию, сочувствию, читаем сказки В.Берестова «Больная кукла», К.Чуковского «Айболит и воробей»;
  • Для звукоподражания слушаем и повторяем фольклорную песенку «Кисонька-Мурысонька», рассказ Ю.Казакова «Жадный Чик и кот Васька»;
  • Для разыгрывания диалогов разучиваем сказку В.Бианки «Лис и мышонок»;
  • Для игры в перевоплощения читаем стихотворения В.Маяковского «Кем быть» (изображаем самолет), В Берестова «Честное гусеничное» (изображаем бабочек);
  • Для определения ощущений, – например вкусовых – обращаемся к образу домовенка Кузи из сказки Т.Александровой (Кузька любит «олелюшечки» - ватрушки, пирожки); для оформления представлений об осязательных ощущениях читаем стихотворение Б.Заходера «Что ты, еж, такой колючий»;
  • Для усвоения противоположных понятий учим стихи Н.Заболоцкого «Как мыши с котом воевали» (тихо – громко); В.Татаринова «Кошка с собакой» (добрый – злой).

Художественная литература  для малыша – важная звено в освоении окружающего мира: она позволяет по-новому взглянуть на природу, на животных, на игрушки, на отношения между людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры дошкольников через музыкальную деятельность

Воспитание ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В нашем детском саду экологическое направление является  приоритетным, поэтому формирование экологической культ...

Воспитание личностной культуры дошкольника через сказку.

Воздействие сказок на личностную культуру дошкольников....

Воспитание экологической культуры дошкольников через воздействие русского народного творчества.

Правильное взаимодействие с природой и традиции жизни русского человека - основа формирования экологической культуры каждого из участников образовательного процесса в ДОУ....

Выступление на районном методическом объединении. «Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

«Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»           Каждый дошкольник - маленький исследователь, с ...

Консультация для педагогов «Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы».

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их реализации. В этих усло...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

В данной статье рассматриваются аспекты художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, автор обращается к поиску эффективных педагогических условий, методо...