Воспитание экологической культуры дошкольников через воздействие русского народного творчества.
статья на тему
Правильное взаимодействие с природой и традиции жизни русского человека - основа формирования экологической культуры каждого из участников образовательного процесса в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание экологической культуры детей через воздействие русского народного творчества.
Приобщение дошкольников к русской народной культуре и традициям празднования природных праздников в современном обществе – одно из интересных и, главное, актуальных направлений в образовательной работе с детьми. А особенно важно – в экологическом воспитании. Экологический подход в ознакомлении дошкольников с природой – новый, только набирающий популярность. И воспитатель как носитель экологической культуры играет здесь не последнюю роль. Пространство детского сада даёт педагогу возможность в непосредственной образовательной деятельности и в ходе режимных моментов (прогулка, умывание, и т. д.) использовать разные методы и формы организации работы с детьми. Опираясь на экологическое содержание педагогического процесса, знакомство с народной культурой происходит тем полнее, чем больше педагог использует в своей деятельности слово, звуки, эмоции, изображения.
Дошкольное образование – это первая ступень экологического образования человека. Именно на этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает прежде всего эмоциональные впечатления о природе, а затем и представления о разных формах жизни. Но это происходит только при условии, что взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: не только показывают ребенку прекрасный мир природы, но и видят и понимают всеобщие проблемы и беспокоятся по их поводу. При этом выделяется роль воспитателя как носителя экологической культуры, рассматривается соотношение воспитательного и образовательного компонентов. С помощью меткого и яркого народного художественного слова воспитатель может во всей полноте показать участникам образовательного процесса как должны формироваться у детей знания о природе, эмоциональная составляющая преподнесения информации детям, как пробудить в детях понимание вреда, который может нанести человек, если он нарушает связи в природе. Именно таким образом может решаться задача формирования у дошкольников экологической культуры как неотъемлемой части интеллектуального и личностного развития, что может быть отражено в плане работы:
Задачи и направления работы | Непосредст-венно образователь-ная деятельность | Формы совместной деятельности | Предметно- развивающая среда | Работа с семьёй по теме |
Учить правильно-му взаимо-действию с природой: показать прекрасный мир природы и видеть проблемы в ней. Раскрыть исторически сложившие-ся традиции жизни в России. Приобщать дошкольни-ков к русской народной культуре, традициям. Воспитывать бережное отношение к экологии родной страны. | Коммуникатив-ная деятельность. Познавательно-исследователь-ская деятельность. Игровая деятельность. Восприятие художественных произведений. Музыкально-художественная деятельность. Двигательная деятельность. Интегративная деятельность. | Игры-эксперименти-рования. Рассматривание. Наблюдение. Решение проблемных ситуаций. Свободное общение. Коммуникатив-ные игры. Викторины. Ознакомление с фольклором, песнями, сказками, пословицами, поговорками. Организация игр (подвижных, хороводных, спортивных) и развлечений. Художественный труд. Труд в уголке природы и на природе. | Дидактические игры. Иллюстратив-ный материал: брошюры, энциклопедии, книги, периодика. Познаватель-ные мульт- и видеофильмы. Аудиозаписи: логоритмичес-кие и познаватель-ные. Предметы русского быта и культуры: знакомство и пополнение. | Мастер-классы к календарным праздникам для детей и родителей. Совместные досуги. Оформление тематических папок-передвижек для родителей. Выставки детских работ. Информирова-ние родителей о природо-охранных мероприятиях, акциях в городе: маршруты выходного дня. Совместные субботники. |
В воспитательно-образовательной работе педагогом должны целенаправленно организовываться разные виды детской деятельности, которые в то же время наполняются знаниями. Кроме того, разнообразные виды детской деятельности интегрированы: наблюдения и трудовая деятельность, экскурсия и чтение литературы, просмотр видеофильма и творческая деятельность, дидактические игры и самостоятельная деятельность детей, и т. д. Более раннее начало формирования правильного, осознанного, т. е. действенного, бережного, отношения детей к природе – именно такой подход оправдан в педагогической профессиональной деятельности.
Учитывая специфику возраста детей, особенности их личностного развития, должны подбираться содержание и форма работы с детьми. Если для младших дошкольников главное – это открытие для себя мира, получение разных впечатлений, то для старших – это уже исследование окружающей природы. Вот почему применяются и разные жанры: в более младшем возрасте – это сказка, потешка, прибаутка, загадка, а в среднем и старшем возрасте – песни, пословицы, поговорки, скороговорки. Игра же выполняет особую роль – это источник радостных эмоций и у детей, и у взрослых. Именно в ней можно прочувствовать весь колорит русского языка, ощутить своеобразие русской жизни и отношения к природе. Благодаря игре дети в полной мере могут научиться самостоятельно принимать решения, проявить инициативу, быть находчивым. Таким образом, осуществляются и социально-коммуникативное развитие ребенка, и речевое, и познавательное. Экологические представления детей становятся шире, уточняются. Так, например, адаптированные на возраст сведения о природе подаются в первой младшей группе на эмоционально-положительной основе. Это применимо к разнообразным видам деятельности – совместной воспитателя и ребенка, родителя и ребенка, самостоятельной деятельности ребенка. У детей раннего возраста главное при этом – эмоциональные реакции эстетического характера – на цвет и звук. Именно поэтому при знакомстве детей с природными объектами и явлениями делается упор на развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, будь это наблюдение, дидактическая игра или творчество. При этом словесный метод – рассказ и объяснение всегда подкрепляется наблюдением. Так, знакомство с одним из экологических праздников Синичкиным днем прошло в тесном взаимодействии ребенка, родителя и воспитателя. Мастер-класс «Вкусняшки для птичек» был призван настроить родителей на инициативную работу по становлению у детей раннего возраста начал экологической культуры: знаний о живом мире природы, его звуках, формах. Забота о птицах была проявлена в изготовлении открыток-кормушек. Народные музыкальные и стихотворные произведения, яркие изображения, присутствие родного человека – мамы или бабушки – все это содействует эмоционально-положительному отношению взрослых и детей к совместной деятельности. Вообще, на протяжении всего обучения ребенка в детском саду популяризируются положительные моменты совместного семейного досуга.
Экологическая воспитанность детей, начиная с раннего возраста, развивается не только через наблюдения, но и через совместный уход, т. е. через наглядность и практическую деятельность. Ведь в дошкольном детстве преобладают наглядно-образная и наглядно-действенная формы мышления. Ребенок от 2 до 7 лет знакомится с миром природы в том пространстве, в котором протекает его жизнь: в детском саду, дома, городе. Кроме того, опосредованные способы познания природы призваны расширить кругозор и сознание ребенка – книги, картины, телевидение. Воспитатель же призван повлиять на мышление детей, их взгляд на природу, на взаимодействие каждого человека с ней. Ведущие идеи и понятия экологии, взаимосвязь организма и окружающей среды на примере объектов природы ДОУ составляют экологическое мировоззрение воспитателя. Именно поэтому особую роль играет предметно-пространственная среда дошкольного учреждения. Развитие понимания природных объектов через чувства и познавательный интерес реализуются в слушании детьми музыки, звуков природы, в творческой деятельности, особенно с природными материалами. Особенно продуктивным является знакомство детей с миром природы в интеграции разных видов искусств – живописи и музыки, театра и музыки, художественного слова и музыки.
Таким образом, основным итогом всей работы с детьми и, что очень важно, с их родителями должно стать полное раскрытие значения природного экологического праздника, фольклора, народной игры для духовного роста ребенка и формирования его гражданской позиции и его семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание экологической культуры дошкольников через музыкальную деятельность
Воспитание ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В нашем детском саду экологическое направление является приоритетным, поэтому формирование экологической культ...
Выступление на районном методическом объединении. «Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
«Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Каждый дошкольник - маленький исследователь, с ...
Консультация для педагогов «Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы».
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их реализации. В этих усло...
Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы
Выступлление на ТМО...
Воспитание экологической культуры дошкольников через реализацию экспериментально-исследовательского проекта "Охрана природы".
На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формир...
«Воспитание экологической культуры дошкольников через активные формы физкультурно-оздоровительной работы».
Консультация для педагогов....
План по самообразованию "Воспитание экологической культуры дошкольников через проектную деятельность"
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Главная цель экологического воспитания – воспитание гуманной социальной активности, творческой личности.Пр...