Волшебный мир звуков
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Перспективным направлением совершенствования коррекционо-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР, является использование наглядного моделирования. Можно с успехом моделировать в песочнице, фантазируя, создавая и проживая. Такие игры помогают развивать импрессивную речь детей, обогащать их словарь, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. А это поможет при обучении анализу и синтезу состава слова, обеспечит готовность к усвоению грамоты, будет способствовать предупреждению дисграфии в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«Волшебный мир звуков»
Подготовила воспитатель
Колпакова И.К.
МДОУ д/с «Сказка»
Г.Кимры Тверская область
2009 г.
Перспективным направлением совершенствования коррекционо-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР, является использование наглядного моделирования. Можно с успехом моделировать в песочнице, фантазируя, создавая и проживая. Такие игры помогают развиватьимпрессивную речь детей, обогощать их словарь, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. А это поможет при обучении анализу и синтезу состава слова, обеспечит готовность к усвоению грамоты, будет способствовать предупреждению дисграфии в школе.
Цель занятия
Образовательные:
- Закрепление понятия гласный – согласный звук, твердый – мягкий согласный звук.
- Обогощение лексики словами признаками, родственнымии словами, образованные с помощью вопросов.
- Составление схем предложений.
- Развитие диалогической речи.
Коррекционные:
- Развитие орбщей и мелкой моторики.
- Формирование продолжительного выдоха.
- Тренировка мимической мускулатуры лица.
- Развитие тактильных ощущений.
- Становление фонематического и фогнетического слуха и восприятия.
- Закрепление умений дифференцировать звуки по месту образования (с-ш), по твердости – мягкости (л-ль).
- Развите зрительного восприятия.
Воспитательные:
- Воспитание чувства коллективизма, сопереживания героям и своим товрищам.
Оборудование:
Игрушки, сундучок, дерево с яблоками (с символами гласных и согласных звуков), ящик с песком, емкость с водой, набор игрушек, предметные картинки (оса, пчела), шапочки для гномиков с символами звуков С и Ш, золотой ключик;
Коробочки с символами звуков на всех детей, литсы бумаги, фломастеры.
Организационный момент
Воспитатель – Сегодня к нам в гости пришел домовенок Кузя и принес сундучок со сказками. Стоит только произнести волшебное слово и открыть сундучок, как сказки оживут.
Вы хотите в скзочную страну?
Дети – Чок-чок-чок
Открывается сундучок
Ди-ди-ди
Сказка в гости приходи.
Воспитатель – мы попали не лесную поляну, а вот и руд рядом. Посмотрите сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков.
Понюхайте их (дети делают глубокий носом и медлено выдыхают через «трубочку»).
А вот мимо пролетела бабочка, проползла сороконожка, пробежал зайчишка (дети показывают пальчиками).
Вы удивились? Покажите как вы удивились. А теперь улыбнитесь.
Молодцы! Сегодня мы с вами вспомним какие бывают звуки, будем находить звуки в словах, придумывать слова-признаки.
Воспитатель – На поляне выросло волшебное дерево с необычными яблоками. Кто в яблочках живет?
Дети – звуки
Воспитатель – а какие бываю звуки?
Дети – гласные и согласные
Воспитатель – сегодня мы будем повторять знакомые нам гласные и согласные звуки. Снимите яблочки и назовите гласные звуки.
Дети – А, О, И, У, Ы, Э
Воспитатель – почему эти звуки называются гласными?
Дети – они поют, тянутся, воздуху ничего не мешает выходить изо рта, ни зубы, ни губы, ни язычок.
Воспитатель – какие звуки остались?
Дети – твердые и мягкие согласные
Воспитатель – назовите согласные твердые звуки
Дети – М, Н, П…
Воспитатель - назовите согласные мягкие звуки
Дети – МЬ, ТЬ, НЬ……..
Воспитатель – почему эти звуки называются согласными?
Дети – для воздуха есть преграда во рту
Воспитатель – твердый, мягкий, согласный, гласный. Какие это слова?
Дети – это слова-признаки
Воспитатель – для чего нужны слова-признаки?
Дети – чтобы рассказать о том, какой предмет.
Воспитатель- путешествуя по сказочной стране, мы будем подбирать слова – признаки к разным сказочным героям.
Игра «Оса – полосатая краса»
(звучит «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова)
Воспитатель – что вам напоминает музыка?
Дети – полет шмеля, осы, пчелы
Воспитатель – мы знаем веселую историю про осу – полосатую красу.
Давайте ее вспомним (картинки осы и пчелы с буквами А и У).
На опушке у прудка
Стоял домик из цветка
В нем жила одна оса
Полосатая краса
Ее звали А-А-А
Решила оса навестить пчелу
По имени У-У-У
Взмахнула крыльями оса
И взлетела под небеса
А у прудика на брюшке
Загорали две лягушки
Увидели они осу
И решили съесть красу
Но вдруг летит изо угла
И жалом им грозит пчела
И лягушки испугались
Задрожали, заизжали
И от пчелки прямо в воду
Очень быстро убежали
Только пятки засверкали
Оса и пчелка засмеялись
Оса и пчелка подружились
Над цветками закружились
Зажжужали вместе сначала А-А-А, потом У-У-У (ставим рядом осу и пчелу).
Получилось АУ! И наоборот – УА!
Физкультминутка:
Игра «Буренка»
Воспитатель – гласные звуки могут подружиться не только между собой, но и с согласными.
Плачет девочка Аленка
- Где же ты моя буренка?
Потерялась, не пришла..
Что за страные дела?
Мы найдем твою Буренку,
Говорит ей гномик М (эм)
Станет радостнее всем
- Буренка ваша на лугу,
Отозвался гномик У
(гномики встают рядом)
Аленка прочитала МУ!
Побежала, закричала: МУ!
И буренка отвечала: Му-му-му!
Помогли ей гномик М и У, дружным слогом стали МУ.
А если первый звук будет У, а второй М? что получается?
Дети – слово УМ
Воспитатель – а что такое ум?
Дети – это то, с помощью чего можно думать, понимать.
Воспитатель – а теперь подберите к этому слову похожие слова, с общей частью. Их называют родственными. Как можно назвать девочку, которая хорошо учится?
Дети – умница
Воспитатель – а мальчика?
Дети – умник
Воспитатель – девочка-умница, значит какая?
Дети – умная
Воспитатель – а ласково?
Дети – умненькая
Воспитатель – если человек учится, что с ним происходит?
Дети – умнеет
Воспитател – как можно сказать ум, а еще больше?
Дети – умище
Воспитатель – а меньше
Дети – умишко
Игра «Золотой ключик» (фонограмма песни черепахи Тортилы)
Воспитатель – вы знаете, кто поет эту песенку?
Дети – Черепаха тортила
Воспитатель – а какая это музыка?
Дети – медленная, задумчивая, спокойная, мечтательная, тихая
Воспитатель – из какой сказки черепаха?
Дети – Приключение Буратино или золотой ключик
Воспитатель – какая она
Дети – добрая, мудрая, хорошая
Воспитатель – почему старые люди мудрые?
Дети – они долго живут, много знают, много видели
Воспитатель – как Тортила помогла Буратино?
Дети – она подарила ему золотой ключик
Воспитатель – у меня есть тоже золотой ключик. Какой он?
Дети – красивый, золотой, блестящий
Воспитатель – давайте откроем эту золотую дверь
Игра «В Африке»
Случилось это в африке
А может и не в африке
Но выросли там пальмы
Огромной высоты
И на одной бананы
Ужасно были сладкие
(дети определяют первый звук С и ставят букву под пальмой)
А на второй кокосы
Чудесно шоколадные
Лохматые росли
(дети ставят звук Ш под второй пальмой)
И вот однажды мимо шли
Слон, крокодил, мартышка
Увидели деревья и спорить принялись…
А спорили они о том, кто среди них лишний. Помогите им ребята.
Дети – лишний крокодил, потому что в слове нет звуков С и Ш.
Воспитатель –
А под пальмою сидит
Добрый доктор Айболит
Для слона и для мартышки
Он привез в подарок шишки
А еще машинку, самокат и шарик
Маску и фломастеры он друзьям подарит.
(игрушки выкладывают на песок)
Только вот не занет он
Что возьмет в подарок слон?
(дети отбирают игрушки со звуком С)
Что останется мартышке
Неужели только шишки?
Дети – мартышке достанутся шишки, шарик и машинка
Воспитатель – превильно ребята, но наша сказка еще не кончилась.
Игра «Крокодил»
(дети встают парами и делают массаж)
Крокодил, крокодил Ты немножко поспешил Уходи скорей домой Не хотим играть с тобой | Гладят спинку Стучат пальчиками Стучат кулачками Гладят ладошками |
Чем похожи звуки С и Ш?
Дети – они согласные, твердые, глухие.
Игра «Лисья школа»
Воспитатель – какие еще герои встречаются в сказке о буратино?
Дети – Карабас-Барабас, Кот Базилио и лиса Алиса
Воспитатель – какая лиса в сказке
Дети – хитрая, жадная, коварная
Воспитатель – а я знаю добрую, хорошую лису. Она в лесной школе учит лисят читать. Отгадайте, какие звукиучат лисята в школе?
(высталить картинки со звуками Л и ЛЬ)
Какие одинаковые звуки повторяются в этих названиях?дети – звуки Л и ЛЬ
Воспитатель – чем похожи и чем отличаются эти звуки
Дети – оба звука согласные, звонкие, Л – твердый, ЛЬ – мягкий
Игра «Спасите котенка»
В каких еще сказкахвстречается лиса? (ответы детей)
Однажды лиса из сказки «Лисичка со скалочкой» отправилась в деревню за уточкой. Встретился с ней котенок Филя, испугался и залез на дерево. Как помочь котенку?
Я предлагаю отремонтировать лестницу. На ней всего одна перекладина. Назовите пять слов-признаков, ответив на вопрос. Какой котенок? И гна каждое слово нарисуйте перекладину.
Дети – маленький, пушистый, беззащитный, игривый, белый
Воспитатель – кто у котенка мама? Папа?
Дети – коша и кот
Дети выполняют звукослоговой анализ слов кот, кошечка.
Итог занятия
Воспитатель – вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. Пора закрывать сундучок. Что мы делали на занятиях?
Дети – повторяли звуки, учились находить их в названиях, подбирали слова-признаки
Воспитатель - какое было занятие?
Дети – интресное, веселое, увлекательное
Воспитатель – Домовенок Кузя приготовил для вас подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в волшебный лес. Звук и буква У.
Занятие для детей старшей логопедической группы "Путешествие в волшебный лес. Звук и буква У"В работе представлен конспект логопедического занятия по развитию фонематических представлений, на ко...
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ» (ЗВУК «К»)
Конспект образовательной деятельности по звуковой стороне речи в старшей логопедической группе...
Программа занятий кружка "Волшебный мир звуков".
Программа "Волшебный мир звуков" для детей 5 - 7 лет с ОНР. За основу составления программы использовали программу Н.В. Нищевой. Данная программа может быть использована учителем - логопедом, учителем...
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность с детьми воспитателя и музыкального руководителя «На лунном облаке в волшебный мир звуков».
Игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, познавательно-исследовательская совместная деятельность....
"Волшебный мир звуков. Знакомство со звуком Ж, буквами Ж, ж."
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе...
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Волшебный мир звуков» (звуки «г», «к»)
. дифференциация звуков «к», «г»; развитие психомоторики на данном звуке;2. закрепить навык произношения звуков «к», «г» в слогах, словах, фразах;3. работать над предложением;4. развивать фонематичес...