Волшебный мир звуков
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Перспективным направлением совершенствования коррекционо-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР, является использование наглядного моделирования. Можно с успехом моделировать в песочнице, фантазируя, создавая и проживая. Такие игры помогают развивать импрессивную речь детей, обогащать их словарь, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. А это поможет при обучении анализу и синтезу состава слова, обеспечит готовность к усвоению грамоты, будет способствовать предупреждению дисграфии в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Волшебный         мир звуков»

Подготовила воспитатель

Колпакова И.К.

МДОУ д/с «Сказка»

Г.Кимры Тверская область

2009 г.

Перспективным направлением совершенствования коррекционо-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР, является использование наглядного моделирования. Можно с успехом моделировать в песочнице, фантазируя, создавая и проживая. Такие игры помогают развиватьимпрессивную речь детей, обогощать их словарь, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. А это поможет при обучении анализу и синтезу состава слова, обеспечит готовность к усвоению грамоты, будет способствовать предупреждению дисграфии в школе.

Цель занятия

Образовательные:

  1. Закрепление понятия гласный – согласный звук, твердый – мягкий согласный звук.
  2. Обогощение лексики словами признаками, родственнымии словами, образованные с помощью вопросов.
  3. Составление схем предложений.
  4. Развитие диалогической речи.

Коррекционные:

  1. Развитие орбщей и мелкой моторики.
  2. Формирование продолжительного выдоха.
  3. Тренировка мимической мускулатуры лица.
  4. Развитие тактильных ощущений.
  5. Становление фонематического и фогнетического слуха и восприятия.
  6. Закрепление умений дифференцировать звуки по месту образования (с-ш), по твердости – мягкости (л-ль).
  7. Развите зрительного восприятия.

Воспитательные:

  1. Воспитание чувства коллективизма, сопереживания героям и своим товрищам.

Оборудование:

Игрушки, сундучок, дерево с яблоками (с символами гласных и согласных звуков), ящик с песком, емкость с водой, набор игрушек, предметные картинки (оса, пчела), шапочки для гномиков с  символами звуков С и Ш, золотой ключик;

Коробочки с символами звуков на всех детей, литсы бумаги, фломастеры.

Организационный момент

Воспитатель – Сегодня к нам в гости пришел домовенок Кузя и принес сундучок со сказками. Стоит только произнести волшебное слово и открыть сундучок, как сказки оживут.

Вы хотите в скзочную страну?

Дети – Чок-чок-чок

Открывается сундучок

Ди-ди-ди

Сказка в гости приходи.

Воспитатель – мы попали не лесную поляну, а вот и руд рядом. Посмотрите сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков.

Понюхайте их (дети делают глубокий носом и медлено выдыхают через «трубочку»).

А вот мимо пролетела бабочка, проползла сороконожка, пробежал зайчишка (дети показывают  пальчиками).

Вы удивились? Покажите как вы удивились. А теперь улыбнитесь.

Молодцы! Сегодня мы с вами вспомним какие бывают звуки, будем находить звуки в словах, придумывать слова-признаки.

Воспитатель – На поляне выросло волшебное дерево с необычными яблоками. Кто в яблочках живет?

Дети – звуки

Воспитатель – а какие бываю звуки?

Дети – гласные и согласные

Воспитатель – сегодня мы будем повторять знакомые нам гласные и согласные звуки. Снимите яблочки и назовите гласные звуки.

Дети – А, О, И, У, Ы, Э

Воспитатель – почему эти звуки называются гласными?

Дети – они поют, тянутся, воздуху ничего не мешает выходить изо рта, ни зубы, ни губы, ни  язычок.

Воспитатель – какие звуки остались?

Дети – твердые и мягкие согласные

Воспитатель – назовите согласные твердые звуки

Дети – М, Н, П…

Воспитатель  - назовите согласные мягкие звуки

Дети – МЬ, ТЬ, НЬ……..

Воспитатель – почему эти звуки называются согласными?

Дети – для воздуха есть преграда во рту

Воспитатель – твердый, мягкий, согласный, гласный. Какие это слова?

Дети – это слова-признаки

Воспитатель – для чего нужны слова-признаки?

Дети – чтобы рассказать о том, какой предмет.

Воспитатель- путешествуя по сказочной стране, мы будем подбирать слова – признаки к разным сказочным героям.

Игра «Оса – полосатая краса»

(звучит «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова)

Воспитатель – что вам напоминает музыка?

Дети – полет шмеля, осы, пчелы

Воспитатель – мы знаем веселую историю про осу – полосатую красу.

Давайте ее вспомним (картинки осы и пчелы с буквами А и У).

На опушке у прудка

Стоял домик из цветка

В нем жила одна оса

Полосатая краса

Ее звали А-А-А

Решила оса навестить пчелу

По имени У-У-У

Взмахнула крыльями оса

И взлетела под небеса

А у прудика на брюшке

Загорали две лягушки

Увидели они осу

И решили съесть красу

Но вдруг летит изо угла

И жалом им грозит пчела

И лягушки испугались

Задрожали, заизжали

И от пчелки прямо в воду

Очень быстро убежали

Только пятки засверкали

Оса и пчелка засмеялись

Оса и пчелка подружились

Над цветками закружились

Зажжужали вместе сначала А-А-А, потом У-У-У (ставим рядом осу и пчелу).

Получилось АУ! И наоборот – УА!

Физкультминутка:

Игра «Буренка»

Воспитатель – гласные звуки могут подружиться не только между собой, но и с согласными.

Плачет девочка Аленка

- Где же ты моя буренка?

Потерялась, не пришла..

Что за страные дела?

Мы найдем твою Буренку,

Говорит ей гномик М (эм)

Станет радостнее всем

- Буренка ваша на лугу,

Отозвался гномик У

(гномики встают рядом)

Аленка прочитала МУ!

Побежала, закричала: МУ!

И буренка отвечала: Му-му-му!

Помогли ей гномик М и У, дружным слогом стали МУ.

А если первый звук будет У, а второй М? что получается?

Дети – слово УМ

Воспитатель – а что такое ум?

Дети – это то, с помощью чего можно думать, понимать.

Воспитатель – а теперь подберите к этому слову похожие слова, с общей частью. Их называют родственными. Как можно назвать девочку, которая хорошо учится?

Дети – умница

Воспитатель – а мальчика?

Дети – умник

Воспитатель – девочка-умница, значит какая?

Дети – умная

Воспитатель – а ласково?

Дети – умненькая

Воспитатель – если человек учится, что с ним происходит?

Дети – умнеет

Воспитател – как можно сказать ум, а еще больше?

Дети – умище

Воспитатель – а меньше

Дети – умишко

Игра «Золотой ключик» (фонограмма песни черепахи Тортилы)

Воспитатель – вы знаете, кто поет эту песенку?

Дети – Черепаха тортила

Воспитатель – а какая это музыка?

Дети – медленная, задумчивая, спокойная, мечтательная, тихая

Воспитатель – из какой сказки черепаха?

Дети – Приключение Буратино или золотой ключик

Воспитатель – какая она

Дети – добрая, мудрая, хорошая

Воспитатель – почему старые люди мудрые?

Дети – они долго живут, много знают, много видели

Воспитатель – как Тортила помогла Буратино?

Дети – она подарила ему золотой ключик

Воспитатель – у меня есть тоже золотой ключик. Какой он?

Дети – красивый, золотой, блестящий

Воспитатель – давайте откроем эту золотую дверь

Игра «В Африке»

Случилось это в африке

А может и не в африке

Но выросли там пальмы

Огромной высоты

И на одной бананы

Ужасно были сладкие

(дети определяют первый звук С и ставят букву под пальмой)

А на второй кокосы

Чудесно шоколадные

Лохматые росли

(дети ставят звук Ш под второй пальмой)

И вот однажды мимо шли

Слон, крокодил, мартышка

Увидели деревья и спорить принялись…

А спорили они о том, кто среди них лишний. Помогите им ребята.

Дети – лишний крокодил, потому что в слове нет звуков С и Ш.

Воспитатель –

А под пальмою сидит

Добрый доктор Айболит

Для слона и для мартышки

Он привез в подарок шишки

А еще машинку, самокат и шарик

Маску и фломастеры он друзьям подарит.

(игрушки выкладывают на песок)

Только вот не занет он

Что возьмет в подарок слон?

(дети отбирают игрушки со звуком С)

Что останется мартышке

Неужели только шишки?

Дети – мартышке достанутся шишки, шарик и машинка

Воспитатель – превильно ребята, но наша сказка еще не кончилась.

Игра «Крокодил»

(дети встают парами и делают массаж)

Крокодил, крокодил

Ты немножко поспешил

Уходи скорей домой

Не хотим играть с тобой

Гладят спинку

Стучат пальчиками

Стучат кулачками

Гладят ладошками

Чем похожи звуки С и Ш?

Дети – они согласные, твердые, глухие.

Игра «Лисья школа»

Воспитатель – какие еще герои встречаются в сказке о буратино?

Дети – Карабас-Барабас, Кот Базилио и лиса Алиса

Воспитатель – какая лиса в сказке

Дети – хитрая, жадная, коварная

Воспитатель – а я знаю добрую, хорошую лису. Она в лесной школе учит лисят читать. Отгадайте, какие звукиучат лисята в школе?

(высталить картинки со звуками Л и ЛЬ)

Какие одинаковые звуки повторяются в этих названиях?дети – звуки Л и ЛЬ

Воспитатель – чем похожи и чем отличаются эти звуки

Дети – оба звука согласные, звонкие, Л – твердый, ЛЬ – мягкий

Игра «Спасите котенка»

В каких еще сказкахвстречается лиса? (ответы детей)

Однажды лиса из сказки «Лисичка со скалочкой» отправилась в деревню за уточкой. Встретился с ней котенок Филя, испугался и залез на дерево. Как помочь котенку?

Я предлагаю отремонтировать лестницу. На ней всего одна перекладина. Назовите пять слов-признаков, ответив на вопрос. Какой котенок? И гна каждое слово нарисуйте перекладину.

Дети – маленький, пушистый, беззащитный, игривый, белый

Воспитатель – кто у котенка мама? Папа?

Дети – коша и кот

Дети выполняют звукослоговой анализ слов кот, кошечка.

Итог занятия

Воспитатель – вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. Пора закрывать сундучок. Что мы делали на занятиях?

Дети – повторяли звуки, учились находить их в названиях, подбирали слова-признаки

Воспитатель  - какое было занятие?

Дети – интресное, веселое, увлекательное

Воспитатель – Домовенок Кузя приготовил для вас подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в волшебный лес. Звук и буква У.

Занятие для детей старшей логопедической группы "Путешествие в волшебный лес. Звук и буква У"В работе представлен конспект логопедического занятия по развитию фонематических представлений, на ко...

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ» (ЗВУК «К»)

Конспект образовательной деятельности по звуковой стороне речи в старшей логопедической группе...

Программа занятий кружка "Волшебный мир звуков".

Программа "Волшебный мир звуков" для детей 5 - 7 лет с ОНР. За основу составления программы использовали программу Н.В. Нищевой. Данная программа может быть использована учителем - логопедом, учителем...

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность с детьми воспитателя и музыкального руководителя «На лунном облаке в волшебный мир звуков».

Игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, познавательно-исследовательская совместная деятельность....

"Волшебный мир звуков. Знакомство со звуком Ж, буквами Ж, ж."

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе...

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Волшебный мир звуков» (звуки «г», «к»)

. дифференциация звуков «к», «г»; развитие пси­хомоторики на данном звуке;2. закрепить навык произношения звуков «к», «г» в слогах, словах, фразах;3. работать над предложением;4. развивать фонематичес...