Конспект интегрированного занятия по коррекции звукопроизношения и театральной деятельности по теме: «Звук Р в словах. Дикие животные»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Королёва  Елена Николаевна

·         Автоматизировать звук Р в словах.

·         Вызвать эмоциональный отклик у детей и желание учувствовать в драматизации сказки «Теремок», создать благоприятную атмосферу для раскрытия индивидуальных творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie_2.docx34.85 КБ

Предварительный просмотр:

              Конспект интегрированного занятия по коррекции звукопроизношения и театральной  деятельности по теме: 

«Звук Р в словах. Дикие животные»

(Итоговое занятие)

(подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста)

             

                Цель:  

  • Автоматизировать звук Р в словах.

  • Вызвать эмоциональный отклик у детей и желание учувствовать в драматизации сказки «Теремок», создать благоприятную атмосферу для раскрытия индивидуальных творческих способностей детей.

              Задачи:

              Коррекционно-развивающие:

  • Корригировать произношение;

  • Корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением, ее интонационную выразительность;

  • Корригировать и развивать слуховое восприятие;

  • Корригировать речевое дыхание;

  • Корригировать и развивать  мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности);

  • Развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;

  • Развивать внимание, память, логическое мышление;

  • Корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).

           Образовательные:

  • Уточнить и расширить словарь по теме «Дикие животные»;

  • Совершенствование грамматического строя речи: согласование существительных с прилагательными;
  • Закреплять знания детей о литературных произведениях и сказках, об их главных персонажах и героях.

          Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к занятиям;

  • Воспитание любви, добра, бережного отношения к окружающему миру через сказку;
  • Воспитывать самостоятельность.

           Здоровьесберегающие:

  • Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;

  • Соблюдать правильную посадку детей;

  • Способствовать созданию благоприятного психологического климата;

  • Соблюдать режим охраны зрения;

  • Чередовать статические и динамические задания.

        Оборудование: Цветок цветик-семицветик , сюжетные картинки для артикуляционной гимнастики, деревянные бусины, теремок, плоскостные фигурки персонажей сказки «Теремок», картинка с ребусом, предметные картинки из пособия Каше Г.А., разрезная картинка с изображением зайца, массажный мячик, стаканы с водой и трубочка на каждого ребенка.

Этапы занятия

Виды работы

на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I.Оргмомент.

Отгадывание загадки.

Логопед задает вопросы.

- Нравятся ли детям сказки? Какие они знают сказки?

Загадывает загадку про теремок.

(Приложение 1.)

Дети отвечают на вопросы и отгадывают загадку.

Организовать

ребенка.

Настроить ребенка на занятие.

Способствовать

созданию благоприятного психологического

климата.

II. Основной этап.

II.1

Проверка домашнего задания.

II.2 Актуализация знаний.

Опрос.

Беседа.

Педагог проверяет домашнее задание по теме «Автоматизация звука Р в словах».

Просит детей рассмотреть теремок и назвать предметы  со звуком Р. За каждое правильное произнесенное слово логопед  дает детям фишку.

Логопед предлагает детям назвать героев сказки «Теремок», назвать какие это животные (медведь, волк, заяц, лиса) и почему  их называют дикими.

Педагог предлагает помочь вернуть героев сказки в теремок с помощью цветика-семицветика, на котором написаны задания.

Дети произносят слова (Труба, крыльцо, рама, крыша, ручка, забор)

Дети отвечают на вопросы.  (Они сами строят себе жилье  и добывают пищу)

Выяснить, насколько скоррегировано произношение звука Р в словах.

Привлечь внимание и вызвать интерес ребенка к занятию.  Актуализировать знания по теме занятия.

Этапы занятия

Виды работы

на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I.Оргмомент.

Отгадывание загадки.

Логопед задает вопросы.

- Нравятся ли детям сказки? Какие они знают сказки?

Загадывает загадку про теремок.

Дети отвечают на вопросы и отгадывают загадку.

Организовать

ребенка.

Настроить ребенка на занятие.

Способствовать

созданию благоприятного психологического

климата.

II. Основной этап.

II.1

Проверка домашнего задания.

Опрос.

Педагог проверяет домашнее задание по теме «Автоматизация звука Р в словах».

Просит детей рассмотреть теремок и назвать предметы  со звуком Р. За каждое правильное произнесенное слово логопед  дает детям фишку.

Дети произносят слова (Труба, крыльцо, рама, крыша, ручка, забор)

Выяснить, насколько скоррегировано произношение звука Р в словах.

II.2 Актуализация знаний.

Беседа.

Логопед предлагает детям назвать героев сказки «Теремок», назвать какие это животные (медведь, волк, заяц, лиса) и почему  их называют дикими.

Педагог предлагает помочь вернуть героев сказки в теремок с помощью цветика-семицветика, на котором написаны задания.

Дети отвечают на вопросы.  (Они сами строят себе жилье  и добывают пищу)

Привлечь внимание и вызвать интерес ребенка к занятию.  Актуализировать знания по теме занятия.

II. 3 Изучение нового материала.

 Сообщение темы занятия.

1 задание на лепестке .

Игра «Собери картинку»

Д/и «Эхо»

Логопед сообщает детям, что выполняя задания,  дети будут продолжать учиться правильно произносить звук Р.

Логопед  предлагает собрать картинку, назвать животное, которое изображено на ней,   и ответить на вопрос: «Какой?»

Педагог просит произнести чистоговорку со звуком Р.

Дети вспоминают, как правильно  произносить

звук Р.

Дети собирают картинку и называют животное, которое изображено на ней.

 Дети подбирают прилагательные к существительному.

(Заяц трусливый,  серый, осторожный и т.д.)

   

Дети повторяют чистоговорку за логопедом.

Определить уровень осведомленности детей о правильном произношении звука Р.

Развитие мелкой моторики, внимания, логического мышления.

Формировать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Закрепить правильное произношение звука Р в чистоговорках.

II.4. Закрепление изученного материала.

2 задание на лепестке.

Отгадывание загадки.

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательное упражнение «Буря»

 

3 задание на лепестке.

Отгадывание ребуса.

4  задание на лепестке.

Логопед загадывает загадку о мышке.

Предлагает вместе с мышкой выполнить  упражнения для язычка.

Предлагает детям взять трубочки и подуть так, чтобы вода в стакане забурлила.

Педагог предлагает  по первым   звукам названий предметов отгадать название третьего героя (Волк)  и ответить на вопрос: «Какой волк?»

 Педагог выясняет особенности жизни дикого животного – волка через наводящие вопросы, 

знакомит и объясняет смысл пословицы «Волка ноги кормят».

Педагог предлагает прочитать стихотворение о еже с разной интонацией (рассерженного, растерянного, удивленного, плачущего от злости ежа).

Дети отгадывают загадку.

Выполняют упражнения.

Ребенок выполняет упражнение

Дети отгадывают ребус.

Подбирают прилагательные к существительному – волк (серый, зубастый, осторожный, страшный, злой и т. д.)

Дети вспоминают особенности жизни дикого животного – волка.

Дети произносят пословицу громко, тихо и шепотом.

Дети выполняют задание.

 

Формирование правильного артикуляционного уклада произношения звука  Р.

Формировать правильный  выдох.

Развитие логического мышления, внимания, памяти.

Закреплять умение согласовывать прилагательное с существительным.

Обогащать словарь по теме занятия. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

Формировать умение произносить фразу с разной силой голоса.

Формировать умение произносить фразу с разной интонацией.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик»

Предлагает выполнить упражнение пальчиковой гимнастики с  массажным мячиком  «Ёжик»

Дети выполняют упражнение.

Развивать мелкую моторику.

5 задание на лепестке.

Загадывание  загадки.

Логопед загадывает загадку о лягушке, предлагает  рассказать, чем питается лягушка и провести звуковой анализ слова КОМАР

Дети отгадывают загадку и выполняют звуковой анализ слова КОМАР.

Формировать навык звукового анализа слова.

Динамическая  пауза.

«Две подружки»

Педагог предлагает выполнить динамическую паузу, обращает внимание на правильное произношение звука Р в словах.

Ребенок выполняет упражнения вместе с педагогом.

Закрепить правильное произнесение звука Р в словах.

Развивать общую моторику, координировать речь с движением.

6  задание лепестка.

Д/и «Четвертый лишний»

Логопед просит  детей назвать лишнее животное (корова, баран, собака, медведь), объяснить, почему  они так решили, и ответить на вопрос «Какой медведь?»

Дети выполняют задание и отвечают на вопрос, подбирая прилагательные к существительному.

(бурый, косолапый, неуклюжий, огромный и т.д.)  

Развивать умение обобщать и выделять лишний объект.

Закреплять умение согласовывать прилагательное с существительным.

Зрительная гимнастика

«Теремок»

Логопед просит детей  выполнить упражнения для глаз.

Дети выполняют упражнения.

Соблюдать режим охраны зрения.

II.5 Контроль знаний и умений.

7 задание лепестка.

Игра «Звуковые бусы»

Театрализация сказки «Теремок»

Логопед  просит ответить на вопрос (О ком так говорят рыжая, хитрая?)  

Педагог предлагает  подарить бусы лисе, но бусы необычные, необходимо отобрать  только те бусины, на которых нарисованы предметы, в названии которых есть  звук Р.

Логопед сообщает, что все задания дети выполнили правильно и все герои сказки вернулись.

Предлагает  выбрать себе любого понравившегося героя  и показать  сказку «Теремок».

 Дети отвечают и подбирают прилагательные  к существительному

(осторожная, красивая, проворная и т.д.)

Дети отбирают бусины, на которых нарисованы предметы, в названии которых есть  звук Р и нанизывают их  на шнурок.

Дети выбирают героя сказки и показывают сказку «Теремок»

Закреплять умение согласовывать прилагательное с существительным.

Проверить  навык сформированности правильного произношения звука Р в словах.

Развивать мелкую моторику.

Побуждать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Развивать диалогическую речь детей.

III.1

Итог занятия

Оценка деятельности детей.

Педагог предлагает детям вспомнить каких героев сказки «Теремок» они вернули  и какой звук они учились произносить сегодня.

Затем оценивает работу детей и дарит картинки с героями сказки «Теремок»

Дети называют героев сказки и звук, уточняют правильную артикуляцию звука.

Обобщить тему урока.

Развивать память.

III.2

Домашнее занятие

Педагог предлагает детям домашнее задание по пройденной теме.

Дети получают домашнее задание.

Закрепить пройденную тему во время домашних занятий.

Приложение

Загадки:

    Эта маленькая крошка 
            Рада даже хлебной крошке, 
Потому что дотемна 
В норке прячется она.

(Мышь)

***

Скачет зверушка,

                                                            не рот, а ловушка.

                                                            Попадут в ловушку

                                                            И комар, и мушка.

                                                           

                                                                   (Лягушка)

                                                                       ***

                                                                         Мышка дом себе нашла.

                                                                         Мышка добрая была.

                                                                         В доме там, в конце концов

                                                                         Стало множество жильцов.

                                         

                                                                                     (Теремок)

                                                                                         

Артикуляционная гимнастика.

         В домике жила мышка. Она проснулась, почистила зубы («Чистим  верхние и нижние зубы»),   умылась  (Облизывают губы по часовой стрелке и против неё), сделала зарядку («Качели»), открыла  окошко («Окошко»). Мышка  выглянула в окошко, посмотрела вправо, влево («Часики»). Пошла мышка  кушать плюшки с вареньем  и пить чай из чашечки («Лопатка», «Чашечка», «Вкусное варенье»). Слышит мышка, что кто-то стучит (т-т-т). Это пришла  ее подруга лошадка и пригласила ее покататься («Лошадка»). Мышка и лошадка пошли гулять. Во время прогулки   поднялась сильная буря («Дыхательное упражнение «Буря») и друзьям пришлось расстаться.

Игра   с массажным мячиком «Ёжики»

Ёжик, спрячь свои иголки – мы же дети, а не волки.

(Сжимаем мяч в руке, перекладываем из руки в руку)

Мы хотим тебя погладить,  мы хотим с тобой поладить.

(Катаем мяч по столу левой, затем правой рукой)

Ёж иголки отряхнул , завернулся и заснул.

(Катаем и сжимаем мяч в обеих руках)

Физкультминутка «Две подружки»

Видим, скачут по опушке
(Повороты в стороны.)
Две зеленые лягушки.
(Полуприседания вправо-влево.)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Переступание с носка на пятку.)
Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
(Руки на поясе, полуприседания вправо-влево.)

Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
(Выполнять движения в соответствии с текстом.)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи по теме: “Автоматизация звуков “Ш”, “Ж” в словах и предложениях на лексическом материале “Весна”.

Конспект интегрированного занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи по теме: “Автоматизация звуков “Ш”, “Ж” в словах и предложениях на лексическом материале “Весна”....

Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения на тему: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях»

Автоматизировать звук [Л] в речи ребенка в слогах, словах и предложениях; развивать фонематический слух; развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание; обогащать и расширять словар...

Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения на тему: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях»

Автоматизация звука «Ш» в речи ребенка в слогах, словах и предложениях. Развитие фонематического слуха. Развитие целостного восприятия, памяти, мелкой моторики, внимания. Обогащение и расш...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха. Тема. Звук [А]. Буквы А,а.

Цель: осуществлять работу по закреплению звука [А] в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие:- закреплять знания обучающихся о звуке [А] и буквах А...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха. Тема. Звуки [М,Мь]. Буквы М м

Цель: осуществлять работу по закреплению звуков [М, Мь] в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие:- закреплять знания обучающихся о звуках [М,Мь] и...

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе по развитию речи на тему «Путешествие к диким животным»

Тема: «Путешествие к диким животным»Цель: Обогащение представлений детей второй младшей группы о диких животных.Педагогические задачи:Обучающие : формировать умения узнавать, наз...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и продуктивной деятельности в средней группе на тему «Дикие животные».

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и продуктивной деятельности в средней группе на тему «Дикие животные»....