Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха. Тема. Звуки [М,Мь]. Буквы М м
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель: осуществлять работу по закреплению звуков [М, Мь] в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.
Задачи:
1) Обучающие:
- закреплять знания обучающихся о звуках [М,Мь] и буквах М,м;
- закреплять понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- закреплять артикуляционный уклад звуков [М,Мь].
2) Развивающие:
- совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление);
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать мелкую и общую моторику;
- развивать навыки работы с деформированными предложениями;
- развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление;
- уточнять и обогащать активный словарный запас путём формирования семантических полей;
3) Воспитательные:
- воспитывать активность и самостоятельность учащегося на занятии;
- формировать положительную учебную мотивацию;
- воспитывать культуру коммуникации.
4) Коррекционные:
· устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука: изолированно, на материале слогов, слов, предложений, текстов;
· преодоление речевого негативизма.
Оборудование: зеркало, карточки с заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_mm._bukvy_m_m-.doc | 385.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха.
Тема. Звуки [М,Мь]. Буквы М м
Цель: осуществлять работу по закреплению звуков [М, Мь] в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.
Задачи:
1) Обучающие:
- закреплять знания обучающихся о звуках [М,Мь] и буквах М,м;
- закреплять понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- закреплять артикуляционный уклад звуков [М,Мь].
2) Развивающие:
- совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление);
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать мелкую и общую моторику;
- развивать навыки работы с деформированными предложениями;
- развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление;
- уточнять и обогащать активный словарный запас путём формирования семантических полей;
3) Воспитательные:
- воспитывать активность и самостоятельность учащегося на занятии;
- формировать положительную учебную мотивацию;
- воспитывать культуру коммуникации.
4) Коррекционные:
∙ устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука: изолированно, на материале слогов, слов, предложений, текстов;
∙ преодоление речевого негативизма.
Оборудование: зеркало, карточки с заданиями.
Ход занятия
- Организационный момент.
Игра с мячом «Назови первый звук в слове»
Повторение раннее изученных гласных звуков. Логопед называет слово и кидает мяч ребёнку. Дети называют первый звук, кидают мяч обратно. Кто правильно назвал садится за стол.
Слова: аист, улица, эму, индюк, укроп, экскаватор, игла, апельсин, абрикос, эскимо, индеец. (число слов должно быть по количеству детей).
Закрепление пройденного материала:
Мы сегодня продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились, перечислите АУИОЭ– они какие? (гласные)
Послушайте и отгадайте загадки.
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко
Возит грузы и людей
Ты знаком, конечно, с ней (машина)
Прыг-скок, прыг-скок,
Разыгрался колобок,
Выше Ани скачет
Наш веселый ….(мячик)
Логопед выставляет на доску картинки: машина, мячик. Дети должны выделить первый звук в словах. Правильно, первый звук в слове машина [М], а в слове мячик Мь.
II. Основная часть.
Сегодня мы познакомимся с новыми звуками [М,Мь].
Характеристика звуков [М, Мь]:
Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.
Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда и таблицу «Характеристика звуков»:
- Звук «М» - согласный или гласный? Почему? (Согласный есть преграда – губы)
- Звук «М» - звонкий или глухой? Почему? (Звонкий – есть голос)
- Звук «М» - твердый или мягкий? (Твердый)
- Какого цвета «кружочек» звука «М»? (Синий)
- Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему? (Согласный)
- Звук «Мь» - звонкий или глухой? Почему? (Звонкий)
- Звук «Мь» - твердый или мягкий? (Мягкий)
- Какого цвета «кружочек» звука «Мь»? (Зеленый)
Знакомство с буквой М.
- Ребята, у каждого звука есть своя буква. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем).
- Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы. Звуки «М» и «Мь» мы будем обозначать буквой ЭМ. (На доске демонстрационная буква М).
- Посмотрите на нее. На что она похожа? (Рассматривание демонстрационных картинок «На что похожа буква М» - на горы, на горбы верблюда, на молнию, на качели).
Взявшись за руки, мы встали.
И на «М» похожи стали.
Вот качели – буква «М»,
Здесь качаться можно всем.
Палочка и палочка,
Межу ними галочка.
И понятно сразу всем,
Получилась буква «М»!
- Из каких элементов состоит буква М? (из 4-х палочек).
- Напишите букву М в воздухе.
- Выложите букву М из счетных палочек.
Развитие артикуляционной моторики
-Давай возьмем зеркало, выполним гимнастику для языка и губ
Формирование целенаправленного ротового выдоха
Катись, карандаш! Ребенку предлагается подуть на карандаш.
Работа по развитию фонематического слуха. Игра «Поймай звук М»
- Поиграем со звуком «М». Я буду называть слоги и слова, если в слове есть звук «М» вы должны его поймать в ладошки.
МА – МЫ- НО- ЛО- МУ- АМ-УМ-ОН-УН Мак – дом- сон—майка- стол- мох- пар- …
Дифференциация звуков М-Мь на слух (с использованием сигнальных карточек). Игра «Твердый – мягкий» (флажочки)
-Ребята, напомните, какого цвета рубашку носит твердый звук М (синюю), а мягкий Мь? (зеленую). У вас на столах лежат «рубашки «звуков М и Мь, возьмите их. Сейчас мы поиграем в игру «Твердый –мягкий».
Задание: Я буду называть слова, а вы внимательно слушаете, какой звук в слове М или Мь и показываете соответствующую «рубашку» - карточку.
Месяц, мыло, миска, мир, мак, сом, ком, мюсли.
Музыкальная физминутка «Двигайся! Замри!»
Развитие звукового анализа на уровне слова
- Послушайте слова. Какой первый звук в этих словах?
Определите какое слово лишнее. (Машина, молоко, мячик, мак)
Развитие ручной и мелкой моторики
Смять и расправить листочки бумаги двумя руками одновременно.
Закрепление звуков М, Мь в словах
- Что изображено на картинке?
Звук М, Мь стоит в начале слова, в середине или в конце?
Посчитайте, сколько слогов в этих словах.
Закрепление буквы занятия на уровне предложения
- Вот и последнее задание. Составьте предложение из любого слова, которые мы с вами только что разбирали.
III. Заключительная часть.
- Молодицы! Вы справились со всеми заданиями. С какими звуками были связаны все задания?
- Что вы можете сказать про эти звуки?
- Какое задание больше всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.
Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Б-БЬ] – [П-ПЬ]. Буквы Б, б, П, п.
Цель: обучение дифференциации звуков [Б-БЬ] – [П-ПЬ] и букв Б, б, П, п в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи1) Обучающие: - закреплять знания об...
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха. Тема. Звук [А]. Буквы А,а.
Цель: осуществлять работу по закреплению звука [А] в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие:- закреплять знания обучающихся о звуке [А] и буквах А...
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха. Тема. Звуки [Д.Дь]. Буквы К.
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха.Тема. Звуки [Д.Дь]. Буквы К.Цель: осуществлять работу по закреплению звуков [Д-Дь] в изолированном виде, в слога...
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха. Тема. Звуки [Г,К]. Буквы К,Г.
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха.Тема. Звуки [Г,К]. Буквы К,Г.Цель:Учить детей дифференцировать звуки [К], [Г].Задачи:- Правильное произношение и...
27.04.23. Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха. Тема. Звук [В]. Буквы В,в.
Цели: Познакомить детей со звуком буквой В.Задачи: Учить давать характеристику звуку по его артикуляционным и акустическим данным. Закрепить навыки четкого произношения звука. Развивать фонематический...
23.05.23. Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха. Тема. Звук [Сь].
Тема. Звук [Сь].Цель: осуществлять работу по закреплению звука [Сь]Задачи:1) Обучающие:- закреплять знания обучающихся о звуке;- закреплять артикуляционный уклад звука.2) Развивающие:- совершенствоват...