Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха. Тема. Звуки [М,Мь]. Буквы М м
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ронкина Наталья Викторовна

Цель: осуществлять работу по закреплению звуков [М, Мь] в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

1) Обучающие:

- закреплять знания обучающихся о звуках [М,Мь] и буквах М,м;

- закреплять понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;

- закреплять артикуляционный уклад звуков [М,Мь].

2) Развивающие:

- совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление);

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать мелкую и общую моторику;

- развивать навыки работы с деформированными предложениями;

- развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление;

- уточнять и обогащать активный словарный запас путём формирования семантических полей;

3) Воспитательные:

-  воспитывать активность и самостоятельность учащегося на занятии;

- формировать положительную учебную мотивацию;

- воспитывать культуру коммуникации.

4) Коррекционные:

· устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука: изолированно, на материале слогов, слов, предложений, текстов;

 · преодоление речевого негативизма.

Оборудование: зеркало, карточки с заданиями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_mm._bukvy_m_m-.doc385.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха.

Тема. Звуки [М,Мь]. Буквы М м

Цель: осуществлять работу по закреплению звуков [М, Мь] в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

1) Обучающие:

- закреплять знания обучающихся о звуках [М,Мь] и буквах М,м;

- закреплять понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;

- закреплять артикуляционный уклад звуков [М,Мь].

2) Развивающие:

- совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление);

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать мелкую и общую моторику;

- развивать навыки работы с деформированными предложениями;

- развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление;

- уточнять и обогащать активный словарный запас путём формирования семантических полей;

3) Воспитательные:

-  воспитывать активность и самостоятельность учащегося на занятии;

- формировать положительную учебную мотивацию;

- воспитывать культуру коммуникации.

4) Коррекционные:

 устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука: изолированно, на материале слогов, слов, предложений, текстов;

  преодоление речевого негативизма.

Оборудование: зеркало, карточки с заданиями.

Ход занятия

  1. Организационный момент.  

Игра с мячом «Назови первый звук в слове»

Повторение раннее изученных гласных звуков. Логопед называет слово и кидает мяч ребёнку. Дети называют первый звук, кидают мяч обратно. Кто правильно назвал садится за стол.

Слова: аист, улица, эму, индюк, укроп, экскаватор, игла, апельсин, абрикос, эскимо, индеец. (число слов должно быть по количеству детей).

Закрепление пройденного материала:

Мы сегодня продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились, перечислите АУИОЭ– они какие? (гласные)

Послушайте и отгадайте загадки.

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко

Возит грузы и людей

Ты знаком, конечно, с ней (машина)

Прыг-скок, прыг-скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш веселый ….(мячик)

Логопед выставляет на доску картинки: машина, мячик.  Дети должны выделить первый звук в словах. Правильно, первый звук в слове машина [М], а в слове мячик Мь.

  II.   Основная часть.  

Сегодня мы познакомимся с новыми звуками [М,Мь].

Характеристика звуков [М, Мь]: 

Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашел путь: воздух идет через нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.
Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда и таблицу 
«Характеристика звуков»:
- Звук «М» - согласный или гласный? Почему? (Согласный есть преграда – губы)
- Звук «М» - звонкий или глухой? Почему? (Звонкий – есть голос)
- Звук «М» - твердый или мягкий? (Твердый)
- Какого цвета «кружочек» звука «М»? (Синий)
- Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему? (Согласный)
- Звук «Мь» - звонкий или глухой? Почему? (Звонкий)
- Звук «Мь» - твердый или мягкий? (Мягкий)
- Какого цвета «кружочек» звука «Мь»? (Зеленый)

Знакомство с буквой М.

- Ребята, у каждого звука есть своя буква. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем).

- Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы. Звуки «М» и «Мь» мы будем обозначать буквой ЭМ. (На доске демонстрационная буква М).

- Посмотрите на нее. На что она похожа? (Рассматривание демонстрационных картинок «На что похожа буква М» - на горы, на горбы верблюда, на молнию, на качели).

Взявшись за руки, мы встали.
И на «М» похожи стали.

Вот качели – буква «М»,
Здесь качаться можно всем.

Палочка и палочка,
Межу ними галочка.
И понятно сразу всем,
Получилась буква «М»!

- Из каких элементов состоит буква М? (из 4-х палочек).

- Напишите букву М в воздухе.

- Выложите букву М из счетных палочек.

Развитие артикуляционной моторики

-Давай возьмем зеркало, выполним гимнастику для языка и губ

Формирование целенаправленного ротового выдоха

Катись, карандаш! Ребенку предлагается подуть на карандаш.

Работа по развитию фонематического слуха. Игра «Поймай звук М»

- Поиграем со звуком «М». Я буду называть слоги и слова, если в слове есть звук «М» вы должны его поймать в ладошки.
МА – МЫ- НО- ЛО- МУ- АМ-УМ-ОН-УН Мак – дом- сон—майка- стол- мох- пар- …

 Дифференциация звуков М-Мь на слух (с использованием сигнальных карточек). Игра «Твердый – мягкий» (флажочки)

-Ребята, напомните, какого цвета рубашку носит твердый звук М (синюю), а мягкий Мь? (зеленую). У вас на столах лежат «рубашки «звуков М и Мь, возьмите их. Сейчас мы поиграем в игру «Твердый –мягкий».

Задание: Я буду называть слова, а вы внимательно слушаете, какой звук в слове М или Мь и показываете соответствующую «рубашку» - карточку.
Месяц, мыло, миска, мир, мак, сом, ком, мюсли.

Музыкальная физминутка «Двигайся! Замри!»

Развитие звукового анализа на уровне слова

- Послушайте слова. Какой первый звук в этих словах?

 Определите какое слово лишнее.  (Машина, молоко, мячик, мак)

Развитие ручной и мелкой моторики

Смять и расправить листочки бумаги двумя руками одновременно.

Закрепление звуков М, Мь в словах

- Что изображено на картинке?

Звук М, Мь стоит в начале слова, в середине или в конце?

Посчитайте, сколько слогов в этих словах.

Закрепление буквы занятия на уровне предложения

- Вот и последнее задание. Составьте предложение из любого слова, которые мы с вами только что разбирали.

III.   Заключительная часть.

- Молодицы! Вы справились со всеми заданиями. С какими звуками были связаны все задания?

- Что вы можете сказать про эти звуки?

- Какое задание больше всего понравилось?

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.

Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Б-БЬ] – [П-ПЬ]. Буквы Б, б, П, п.

Цель: обучение дифференциации звуков [Б-БЬ] – [П-ПЬ]  и букв Б, б, П, п в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи1) Обучающие: - закреплять знания об...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха. Тема. Звук [А]. Буквы А,а.

Цель: осуществлять работу по закреплению звука [А] в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие:- закреплять знания обучающихся о звуке [А] и буквах А...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха. Тема. Звуки [Д.Дь]. Буквы К.

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха.Тема. Звуки [Д.Дь]. Буквы К.Цель: осуществлять работу по закреплению звуков [Д-Дь] в изолированном виде, в слога...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха. Тема. Звуки [Г,К]. Буквы К,Г.

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха.Тема. Звуки [Г,К]. Буквы К,Г.Цель:Учить детей дифференцировать звуки [К], [Г].Задачи:- Правильное произношение и...

27.04.23. Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха. Тема. Звук [В]. Буквы В,в.

Цели: Познакомить детей со звуком буквой В.Задачи: Учить давать характеристику звуку по его артикуляционным и акустическим данным. Закрепить навыки четкого произношения звука. Развивать фонематический...

23.05.23. Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха. Тема. Звук [Сь].

Тема. Звук [Сь].Цель: осуществлять работу по закреплению звука [Сь]Задачи:1) Обучающие:- закреплять знания обучающихся о звуке;- закреплять артикуляционный уклад звука.2) Развивающие:- совершенствоват...