Методики диагностики уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника
методическая разработка по психологии (старшая группа)

. Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка на себя или на других людей. Инструкция. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл диагностические методики30.95 КБ

Предварительный просмотр:

Методики диагностики уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника

Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций».

Цель. Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка – на мир вещей или на мир людей. Инструкция. Психолог предлагает детям за 15 минут добавить (дорисовать) к фигурам любые детали, чтобы получились рисунки со смыслом.

Обработка результатов.

0 баллов – дорисовка отсутствует; изображён предмет или животное;

1 балл – изображено человеческое лицо;

2 балла – изображён человек (выражено его эмоциональное состояние или он дан в движении). Уровень развития эмоционального интеллекта:

Низкий: 0 баллов; • Средний: 1 – 2 балла; • Высокий: 3 – 6 баллов

Проективная методика «Три желания».

Цель. Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка на себя или на других людей. Инструкция. Психолог говорит детям: «Представьте, что золотая рыбка может выполнить три желания. Что бы вы пожелали? Нарисуйте!». Обработка результатов.

0 баллов – рисунок отсутствует;

1 балл – рисунок связан с желанием «для себя»;

2 балла – рисунок связан с желанием «для других людей».

Уровень развития эмоционального интеллекта:

Низкий: 0 – 3 балла

Средний: 4 балла

Высокий: 5 – 6 баллов

По окончании рисования с детьми была проведена беседа. Выяснилось, что для детей этого возраста характерны одинаковые желания: «Учиться в школе на одни пятёрки»; «Чтобы мы переехали на новую квартиру». Почти все девочки хотят приобрести вещи лично для себя (серьги, куклу, часы, ролики, котёнка и т.д.). Интересен диалог психолога с мальчиком, который показывает высокий уровень развития эмоционального интеллекта:

Первое моё желание – чтобы у мамы был мешок денег.

Почему? Ей не хватает денег?

Да, и потому что она много работает.

А второе желание? – Чтобы у папы был мешок денег.

Почему? Ему тоже не хватает денег и он тоже много работает?

Да. – И третье желание?

Ну, чтобы у меня тоже был мешок денег.

А зачем тебе деньги?

Я бы хотел купить сотовые телефоны двоюродным сестре и брату.

Для чего им нужны сотовые телефоны?

Они уже взрослые и встречаются со своими любимыми. Я думаю, что им трудно без сотовых телефонов.

Я смотрю, у тебя ничего для себя не осталось, даже своих денег. Ты вообще чего-нибудь желаешь для самого себя?

Да, я бы хотел для себя приобрести компьютер. Но я думаю, что после того, как куплю сестре и брату телефоны, у меня останется мало денег. Не хватит.

Методика «Метаморфозы» в модификации Н. Я. Семаго, М.М.Семаго.

Методика представляет собой системный вариант, который базируется на нескольких проективных техниках, в частности «Тест предпочитаемого животного», описанного испанским психиатром Хосе Пигемом и «Тест метаморфоз» Жаклин Руайер (Франция). В СНГ методика в данной модификации применялась Н.Я. Семаго в работе с детьми г.Москвы и Московской области. За период работы с данной методикой было обследовано более 2000 детей. [119; ]. Ценность данной методики состоит в том, что она очень четко выявляет проблемные зоны и позволяет сформировать представления о скрытых, часто неосознаваемых потребностях, защитах и опасениях, а также стратегиях самопредъявления (Бланк 5)

Процедура проведения:

Проведение методики состоит из следующих этапов:

#1055;озитивный выбор.

Ребенку предлагалось ответить на вопрос: «Если бы тебе предложили на время превратиться в какое-либо животное, позволив выбрать, какое животное ты бы выбрал? Каким животным хотел бы побыть?»

После ответа ребенка, задавался вопрос «Почему именно этим животным?»

Аналогичным образом предлагались вопросы в категориях: растения, мебель, вещь, игрушки.

2. Негативный выбор

На этом этапе ребенку задаются противоположные вопросы: «В какое животное ты бы ни за что не захотел превращаться?»

После выяснялось, почему ребенок дал такой ответ. Процедура охватывает вопросы по всем обсуждаемым на первом этапе категориям.

Процедура оценки и анализа результатов:

Защитные выборы – представляют собой те, в которых объект превращения оказывается максимально защищенным, минимально уязвимым. Характерные ответы (выборы предпочтения): «драконом – он в железном панцире, его не убить», динозавром – он такой огромный, ему никто не страшен», «кактусом –он колючий, его не трогают», «розой – она красивая и колется, ее не сорвать», «ценной вазой – она стоит в музее, ее не трогают и не разобьют».

Среди выборов отвержения: «жабой - ее легко затоптать», «бабочкой – они беззащитные», «зайцем – на него охотятся», «травой- ее топчут», «ромашкой (подснежником) – ее срывают», «стулом (табуреткой) – они ломаются».

Подобные ответы демонстрируют повышенный уровень тревожности, в том числе социальной, неуверенность в своих силах, ощущение незащищенности.

Агрессивные выборы – предполагают, что объект превращения агрессивен и представляет угрозу для окружения. Характерные ответы: «лев(тигр, леопард) – они самые сильные, могу всех победить», «волк – он злой, сильный, его боятся». «Нож – им можно порезать», «топор – он может все разрубить» и.т.п.

Характерные ответы отвержения – «заяц, он слабый, не может дать сдачи», «червяком – на него можно наступить, а он ничего сделать не может, чтобы не наступали».

Данные выборы отчасти, по своей направленности совпадают с защитными выборами. У авторов данной модификации методики, не отражены достаточно четкие критерии их дифференциации. Однако, при более глубоком анализе ответов, можно обнаружить, что часть из них связана с мотивом «не может ответить агрессией на агрессию». Поэтому ответы подобного типа, были включены нами в данную группу.

Демонстративные выборы – выражают потребность находиться в центре внимания, привлекать к себе внимание. Обоснованием выбора становились внешние признаки объекта превращения (красивый, ценный, престижный).

Среди выборов предпочтения наиболее часто встречаются следующие:

«Кошечка (котик) – она красивая», «Роза – это самый лучший цветок», «Брильянт – он самый ценный».

Среди выборов отвержения наиболее часто объекты отвергаются по причине своей внешней непривлекательности, обыденности, также звучит тема старых, заброшенных вещей («жаба – она мерзкая», «трава – ее везде много, ничем не интересна», «старый ботинок на мусорнике – он отвратительный» и т.п.)

Самоутверждающие выборы – ориентированы на подчеркивание и утверждение собственной значимости, самоценности, независимости. В аутентичном варианте методике не производится разделения по принципу самоутверждения в социуме и ценностного самоутверждения. Однако, мы сочли необходимым ввести эти подварианты ответов, так как в процессе работы с детьми, стало очевидно наличие этих двух различных тенденций.

Ценностные самоутверждающие выборы, подчеркивают потребность в самостоятельности, независимости, свободе выбора. В связи с этим, в них часто проявляются мотивы полетов, парения в воздухе, устойчивости (от внешних воздействий).

Наиболее часто среди предпочтительных самоутверждающих выборов в ответах детей встречаются следующие: «птица – летает, где хочет», «дуб – он мощный», «перекати-поле – оно везде катается, не стоит на месте», «марсоходом - он сам решает, куда ему ехать».

Среди выборов отвержения, наиболее часто отмечаются ответы, связанные с темой зависимости, беспомощности, униженности: «глист – противный, сам ничего не может, паразитирует только», «носки(трусы) – грязные, неприятно», «погремушкой – ее бестолковые дети грызут, швыряют».

Социально-иерархические выборы отражают тенденцию к желанию доминировать, управлять, оказывать влияние на других с помощью не столько личных качеств, сколько своего положения. «Лев – это царь зверей», «медведь – он самый главный в лесу», «робот – он всех выше и сильнее», «игрушечный генерал – он командует солдатиками», «часы – они всех подгоняют».

Выборы отвержения, напротив, связаны с низким «социальным положением» – «койотом – над ним все смеются», «крысой – ее все гоняют, по углам прячется», «шапкой бомжа – она такая же, как и ее хозяин».

Социально одобряемые выборы – как правило, отражают альтруистическую направленность мотивов ребенка его ориентацию на социальные нормы. В ответах, как правило, звучат мотивы пользы: «собака – она помогает человеку», «холодильник – он самый важный в хозяйстве», «диван – от него много пользы», «мухоловка – не хочу маленьких насекомых обижать».

Для выборов отвержения характерны ответы: «долгоносик (колорадский жук) – это вредитель», «крапива – это сорняк, от него нет пользы», «сломанная табуретка – не ней нельзя сидеть» и т.п.

Негативистичные выборы характеризуют как протестные, связанные либо с негативным отношением к процедуре тестирования, либо, как своего рода защитную, протестную позицию (к навязываемым социальным нормам и предпочтениям). Основной лейтмотив подобных высказываний звучит как «отстаньте от меня», «не трогайте меня», «а я буду делать наоборот».

Поэтому среди выборов предпочтений, можно отметить такие, наиболее характерные: «розетка – чтобы меньше лезли», «муравей – они работать любят, а я – нет», «какашкой – чтоб от меня все отстали».

Негативистичные выборы отвержения представлены неприятием того, что общепринято считать красивым, полезным, приятным: ««розовым зайчиком – таким гламурным, что аж противно», «чашкой – все лапают постоянно», «стулом – на нем сидят постоянно и давят-давят».

Также встречались ответа, которые сочетали несколько мотивов к тому или иному выбору: «белочка – они хозяйственные, красивенькие, пушистые» - очевидно наличие выбора по критериям «социального одобрения» и «демонстративности».

«Кабан – некультурные, еще их режут» - «социального одобрения» и «защиты», «телевизор – он показывает, всегда интересно, из-за него всегда спорят, что смотреть» - «социального одобрения» и «демонстративности». Учитывая, что именно второй мотив оказывался более значимым (так как первый, всегда отражал социально одобряемые тенденции), он и засчитывался как основной.

Методика «Что – почему – как».

Цель. Выявить степень готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём.

Инструкция. Воспитатель говорит детям: «Сейчас я прочитаю вам рассказ. Ваша задача: слушать внимательно, а потом ответить на мои вопросы».

Текст для девочек: «Меня зовут Аня. Я учусь в первом классе. У меня есть старшая сестра Таня. Однажды мы ехали на машине и попали в аварию. Мы были легко ранены. У Тани была сломана правая рука, но она скоро зажила. А у меня на лице была глубокая царапина, и через месяц остался шрам. Шрам небольшой, но все ребята в школе его замечают, особенно мальчик по имени Вова. Вова – заводила среди ребят. И вы знаете, он и его друзья стали надо мной смеяться. Мне было очень обидно. Я даже не хотела больше ходить в школу. Таня узнала об этом.
На днях я всё-таки как обычно пошла в школу с Таней. Около входа стоял Вова с друзьями. Увидев меня, они начали о чём-то шептаться и смеяться. Моя сестра сразу подошла к ним и что-то сказала Вове. Я стояла далеко от них, поэтому ничего не слышала. Я только знаю, что именно после разговора с Таней Вова и его друзья перестали надо мной смеяться. Я горжусь тем, что я – младшая сестра Тани и тем, что у меня есть старшая сестра, которая всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Таня сказала Вове и ребятам. Как вы думаете, что она им сказала?»

Текст для мальчиков: «Меня зовут Антон. У меня есть старший брат Юра. Недавно я начал учиться кататься на велосипеде. Первое время я часто падал, и соседские мальчики надо мной смеялись. Мне было очень обидно. Я даже хотел забросить велосипед. Но Юра решил мне помочь. В один прекрасный день мы с Юрой вышли во двор с велосипедом. Там нас увидели ребята. Они начали о чём-то шептаться и смеяться. Мой старший брат сразу подошёл к ним и что-то сказал. Я стоял далеко от них, поэтому ничего не слышал. Я только знаю, что именно после разговора с Юрой мальчики перестали надо мной смеяться. Я горжусь тем, что я – младший брат Юры и тем, что у меня есть старший брат, который всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Юра сказал ребятам. Как вы думаете, что он им сказал?»

Обработка результатов. Ребёнок, отвечая на вопросы психолога, должен решить определённую проблему, связанную с отношениями между детьми, их оценкой ситуаций и пониманием эмоциональных состояний других людей.

Ответы оцениваются по трёхбалльной шкале (в соответствии с критериями, используемыми в тесте Д. Векслера). Что Таня (Юра) сказала (сказал) ребятам?

0 баллов – ребёнок не отвечает или даёт такие варианты ответа: «Не смейтесь», «Что вы делаете?», «Как вам не стыдно».

1 балл – «Старшая сестра (старший брат) угрожала (угрожал) ребятам;

2 балла – конструктивное решение проблемы. Варианты конструктивного решения: - старшая сестра (старший брат) просит ребят оставить младшую сестру (младшего брата) в покое, иначе она (он) пожалуется учителям и родителям; - старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам что так делать нельзя, что это плохо; - старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам проблему своей младшей сестры (своего младшего брата) и настаивает на том, чтобы ребята прекратили над ней (над ним) смеяться. «Почему Таня (Юра) так поступила (поступил)?»

0 баллов – ребёнок не понимает вопроса.

1 балл – «Чтобы не смеялись»; «Чтобы не обижали».

2 балла – «Люди чувствуют себя плохо, если над ними смеются» Как бы ты поступил(а) в такой ситуации?

0 баллов – ответ отсутствует.

1 балл – «Надо попросить взрослых поговорить с обидчиками».

  • 2 балла – ребёнок сам принимает решение, опираясь на свои чувства – чувства обиженного человека. Уровни развития эмоционального интеллекта: • Низкий: 0 – 2 балла; • Средний: 3 – 4 балла; • Высокий: 5 – 6 баллов.




Методика – «Страна эмоций (Громова Т.В. «Страна Эмоций» Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. М., УЦ «Перспектива». 2002.)

"Страна эмоций" — психологическая методика, направленная на диагностику и коррекцию эмоционально-волевой сферы ребенка. Данная методика содержит стимульный материал в виде авторских рисунков. Забавные сказочные персонажи помогут ребенку познакомиться со своими эмоциями и подружиться с ними. Методика имеет широкий спектр применения, может быть использована как в индивидуальной, так и групповой работе. Рекомендуется для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Методика «Определение ребенком эмоциональных состояний человека»

Для участия в данном задании произвольно отбираются 6 детей группы. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком.

Для выполнения задания необходимы:

  • набор из 6 фотографий с изображением лиц в двух противоположных эмоциональных состояниях (радость, грусть);
  • набор картинок с изображением ситуаций и персонажей (4 картинки);
  • набор картинок с изображением ситуаций. Вместо персонажей на картинках — белое пятно;
  • набор изображений лиц (веселых и грустных).

Выполнение задания:

1. Ребенку предъявляют набор фотографий с изображением двух эмоциональных состояний (радость, грусть). Взрослый фиксирует положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен нарисовать грустное и веселое лица.

2. Ребенку предъявляют набор картинок с изображением ситуаций:

а) мальчик (девочка) с мамой идут в детский сад, у мальчика (девочки) грустное лицо;

б) мальчик (девочка) с мамой идут в детский суд, у мальчика (девочки) веселое лицо;

в) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) грустное лицо;

г) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) веселое лицо.

Психолог задает ребенку вопросы ребенку: Почему у мальчика (девочки) грустное (веселое) лицо? У тебя такое бывает? Затем фиксируются положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен выбрать, какое лицо у него бывает чаще — грустное или веселое.

3. Ребенку предъявляется набор картинок, иллюстрирующих ситуации, где изображение лица персонажа отсутствует. Ребенку предлагается также набор веселых и грустных лиц, которые можно использовать, чтобы закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид. Ситуации могут быть следующими.

  • Имя ребенка идет с мамой в детский сад.
  • Имя ребенка с детьми на прогулке.
  • Имя ребенка на занятиях.
  • Имя ребенка играет с детьми в группе.
  • Имя ребенка поет в музыкальном зале.
  • Имя ребенка бегает на физкультурных занятиях.
  • Имя ребенка играет дома.

Взрослый объясняет ребенку, что делает персонаж, которого зовут так же, как и ребенка. Взрослый просит ребенка, используя набор лиц, закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид. Фиксируются положительные или отрицательные решения. Взрослый просит рассказать ребенка, почему у персонажа такое лицо.

После проведения обследования психолог определяет индивидуальное и общее количество положительных и отрицательных ответов и решений детей. Если по результатам эксперимента более 60% ответов отрицательные, это принимается как свидетельство негативного эмоционального самочувствия детей в группе.

Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке

Цель: понимание и осознание эмоционального состояния других людей и свое собственное, способ выражения своих эмоций.

Для этого используются картинки из журналов, фотографии с изображением детей и взрослых, на которых ярко выражены эмоциональные состояния, а также сюжетные картинки и графическое изображение эмоций. С их помощью демонстрируются основные эмоции: радость, грусть, удивление, страх, гнев. Исследование проводится индивидуально с детьми 3—7 лет, в два этапа. Сначала ребенку предлагается рассмотреть сюжетные картинки и фотографии с изображением детей и взрослых, затем задаются вопросы:

  1. Кто изображен на картинке?
  2. Что он делает?
  3. Как он себя чувствует?
  4. Как ты догадался об этом?
  5. Опиши картинку.
  6. Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?
  7. Что произойдет с человеком, если он увидит на березе яблоки?
  8. Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?
  9. Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?
  10. Что почувствует мальчик, если ему подарят красивую машинку?
  11. Что почувствует ребенок, если потеряет любимую игрушку?

При обработке результатов подсчитывается число верных ответов по данной серии картинок и выявляется, доступно ли детям понимание эмоционального состояния взрослых и сверстников; на какие признаки они опираются, кого лучше понимают — взрослого или сверстника — и отмечается зависимость этих показателей от возраста детей.

Второй этап: детям предлагаются карточки с графическим изображением на стилизованном лице базовых эмоций: радости, грусти, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «Какое это лицо?». Ответы детей записываются в таблицу.

Что ты любишь?

Что ты не любишь?

  1. З. Когда тебе весело?
  1. Что ты делаешь, когда тебе весело?
  2. Когда тебе грустно?
  3. Что ты делаешь, когда тебе грустно?
  4. Когда тебе страшно?
  5. Что ты делаешь, когда тебе страшно?
  6. Когда ты злишься?
  7. Что ты делаешь, когда злишься?
  8. Когда ты удивляешься?

В беседе необходимо побуждать ребенка отвечать как можно более полно и развернуто. Объяснения детей анализируются по схеме, с определением того, что они понимают под тем или иным эмоциональным переживанием, и насколько полно их осознают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая программа диагностики уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Представленная психолого-педагогическая программа предназначена для диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в рамках введения ФГОС. Программа структурирована в соотве...

Диагностика уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста

Цель: определение уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников. Задачи:1) разработка комплексов вопросов для интервьюирования специалистов, работающих с дошкольниками...

Ассоциированный подход в развитии эмоционального интеллекта старших дошкольников.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через театрализованную деятельностью.Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира, его чувств и переживаний. Маленькие дети...

Лепбук «В мире эмоций» - приемы развития эмоционального интеллекта у дошкольников старшего возраста.

Данное пособие предназначено для развития эмоциональной сферы воспитанников, способность определять и называть свои эмоции и эмоции другого человека, определять возможные причины такого эмоционального...

«Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников через использование методов ТРИЗ»

Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоционального интеллекта.Задачи: 1.Способствовать развитию эмоционального интеллекта дошкольников используя методы ТРИЗ. 2. Познакомить родит...

Развитие эмоционального интеллекта старших дошкольников

Конспект развивающего занятия по развитию эмоционального интеллекта дошкольников...