Диагностика уровня развития образной речи дошкольников
тест по логопедии на тему

Шилан Татьяна Александровна

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора  (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon диагностика49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора  (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

 1.Отгадай загадку:

Хвост с узорами, сапоги со шпорами,

Песни распевает, время считает. (Петух)_________________________________________________

Почему ты считаешь, что это петух?_____________________________________________________

Какие еще ты знаешь загадки?__________________________________________________________

2.О чем говорится в пословице:

«Волков бояться, в лес не ходить»?______________________________________________________

Что означает слово "лес"? как ты его понимаешь? _________________________________________

3.Подбери пословицу близкую по смыслу:

«Любопытному на днях прищемили нос в дверях». Как сказать по другому?___________________

____________________________________________________________________________________

Составь свое предложение со словом «нос».______________________________________________

4.Подбери к картинке (петух, береза, лиса) слова, отвечающие на вопрос какая? какой?________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Какие ты знаешь пословицы и поговорки о труде? О дружбе?___________________________

____________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Повтори за мной:

«Проворонила ворона вороненка» ______________________________________________________

Какие звуки здесь встречаются чаще всего?_______________________________________________

Какие ты еще знаешь скороговорки?_____________________________________________________

7.Закончи пословицу:

«Человек от лени болеет, а от труда …(здоровеет)»________________________________________

«Февраль мосты строит, а март их …(портит)»____________________________________________

«Труд человека кормит, а что портит? (лень)»_____________________________________________

8.Послушай потешку:

Ай, дуду, дуду, дуду! потерял мужик дугу.________________________________________________

Шарил, шарил – не нашел, сам заплакал и пошел__________________________________________.

И домой он не шел, а … . ______________________________________________________________

Как сказать по - другому? Настроение у него было ________________________________________

А если бы он нашел дугу, то домой бы не шел, а … _______________________________________

И настроение у него было бы … ________________________________________________________

Какие ты знаешь еще потешки?_________________________________________________________

9.Послушай стихотворение:

Чики – чики – чикалочки, едет мужик на палочке,

Жена на тележке – щелкает орешки.

Можно ли так сказать? Как сказать правильно?____________________________________________

Какие ты знаешь небылицы.____________________________________________________________

10.Какие ты знаешь колыбельные песни?

____________________________________________________________________________________

11.Какие ты знаешь считалки?

____________________________________________________________________________________

12.Придумай небольшой рассказ по пословице

«Окончил дело, гуляй смело»__________________________________________________________.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Высокий уровень – 3 балла за ответ,

средний уровень – 2 балла,

уровень ниже среднего – 1 балл,

низкий уровень – 0 баллов.

                                        Анкета для родителей и педагогов.

1. Какие малые формы фольклора Вы знаете?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                

2. Какие формы фольклора используете с детьми? С какой целью?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Загадываете ли детям загадки? Как часто?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие потешки Вы знаете?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни ребенка?_____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слова детям предлагались разные задания, на основе которых была составлена диагностическая карта (таблица 1).

Были продиагностированы следующие речевые умения:

-точно употреблять слова (задания 3, 4, 5) в различных грамматических формах и значениях, выявление знаний детьми пословиц и поговорок;

-понимать разные значения многозначного слова;

-самостоятельно подбирать синонимы и антонимы (задания 3, 7, 8);

-уровень осознания смысловых отношений между словами (задание 9);

-гладкость и плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, запинок, пауз в связной речи (задание 12);

-умение вычленять звуки в словах (задание 6), выявление знаний детьми скороговорок;

-уровень развития навыка речи – доказательства (задание 1);

-уровень ориентировки на смысловую сторону слова (задание 2) и выражения (задание 2, 4, 5);

- употреблять в речи эпитеты (задание 3,4).

Кроме того, диагностика показала, насколько дети разбираются в жанрах малых форм фольклора и владеют ими.

Уровень развития образной речи с использованием малых форм фольклора оценивался по четырехбальной системе (0-1-2-3) по следующим критериям:

- Ребенок правильно выполняет задание – 3 балла за ответ,

- Ребенок выполняет задание не в полном объеме или недостаточно точно – 2 балла,

- Ребенок частично выполняет задание только с помощью педагога – 1 балл,

- Ребенок не выполняет задание даже с помощью взрослого – 0 баллов.

2,6-3 балла - Высокий уровень.

Ребенок составляет предложение из трех (или более) слов.

Правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации (потешка – задание 8)

Подбирает по два – три слова разных частей речи (прилагательных и глаголов).

Замечает неточности в небылице ("Так не говорят", "Неправильно").

Правильно определяет значение слова по функции предмета

("Лес – туда ходят за грибами, ягодами") или по родовому понятию

("Лес – это место, где растет много деревьев, грибов, ягод, где много животных, птиц").

Правильно поясняет значение пословицы и может придумать рассказ.

Умеет доказать отгадку. Кроме того, много знает пословиц, поговорок, считалок.

Использует в речи эпитеты, образные выражения.

1,6-2,5 балла - Средний уровень.

Ребенок составляет предложение или словосочетание из двух слов.

Правильно подбирает синонимы и антонимы по смыслу, но не в требуемой грамматической форме. В речевой ситуации называет по одному слову.

Дает свои варианты, исправляя неточности в небылице.

Вместо определения значения слова дает описание предмета, рассказывает о чем-то конкретном ("Я был в лесу", "А я знаю где лес есть").

Может дать объяснение значению пословицы, но не совсем точно.

Составляет рассказ, используя отдельные слова из пословицы.

Отгадывает правильно загадку, но в доказательстве использует не все признаки.

Называет по одному – два примера на каждый предложенный жанр.

0-1,5 баллов -  Низкий уровень.

Ребенок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово.

Не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы, использует частицу "не" ("Человек от лени болеет, а от труда не болеет").

В речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу "не".

Не замечает неточность в небылице.

Ребенок не может определить значение слова и пословицы.

Загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку.

Составляет рассказ без учета задания.

Практически не знает пословиц, загадок, считалок и т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ» презентация

Презентация - консультация для педагогов групп компенсирующей направленности и массовых групп.Рассмотрены вопросы:Понятие образности речи. Психолого-педагогические исследования по теме. Практичес...

Развитие образной речи дошкольников.

Статья посвящена образной речи дошкольников....

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Образные средства речи.1.  Эпитет — образное, художественное определение предмета, действия (чаще выражается прилагательным; может быть существитель­ным, наречием, глаголом); типы эпитетов: общея...

Развитие образной речи дошкольников.

"Развитие образной речи дошкольников"...

Методика проведения диагностики уровня развития связной речи детей

Для изучения уровня развития связной монологической речи детям предлагают прослушать сказку, небольшую по объему. Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям:1) понимание текста – прав...

Методика выявления уровня развития образной речи

Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры составляет необходимый компонент образо...