статья: "Использование ИКТ в работе логопеда"
статья по логопедии

 помощь ИКТ в работе логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kompyuter_v_rabote_logopeda.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование  инновационных компьютерных   технологий в работе по  профилактике дисграфии у детей с нарушением речи.

"Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма". Л.С.Выготский

Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные (т.е. речевые), так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому расстройство письма носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс.

А.Р. Лурия определял чтение, как основную форму импрессивной речи, а письмо - как особую форму экспрессивной речи, отмечая, что письмо (в любой его форме начинается с определённого замысла, охранение которого способствует затормаживанию всех посторонних тенденций (забегание вперед, повтор…).

Расстройство процесса письма обозначают термином ДИСГРАФИЯ.

Впервые об этой проблеме в конце XIX - начале XX веков заговорили такие ученые, как А. Куссмауль, В. Морган, О. Беркан, Л. Гинельвунд, Ф. Варбург, П. Рашбург и др.
Среди отечественных авторов, посвятивших свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей следует отметить такие имена: Р.А. Ткачева, С.С. Мухина, М.Е. Хватцева, Р.Е. Левина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева и др.
Учения о нарушениях письма существует уже более 100 лет. Однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.

Работа по профилактике различных видов дисграфий проводится многими специалистами ,такими как логопеды, психологи, дефектологи, уже многие годы. Это позволяет предотвратить в дальнейшем  появление специфических ошибок на письме у школьников.

За эти годы разработано множество    различных профилактических игр и упражнений, направленных на борьбу с этой проблемой. Но хочется отметить,  что дети за это время очень изменились: у детей пропала мотивация к дальнейшему обучению в школе, а обучающие настольные игры всё чаще заменяются компьютерными играми. Детей стало трудно заинтересовать  ярким раздаточным материалом и цветными картинками на ковралине.

В наше время когда компьютер стал для нас основным источником информативной оснащённости, так же он стал для нас некой «палочкой выручалочкой» в работе с детьми. Компьютер позволяет   «оживить»  любимых героев наших детей, вместе с которыми они готовы  выполнять самые сложные и порой монотонные задания. Психологи, использующие на своих занятиях  компьютер, установили, что у детей развиваются память и внимание, ведь  детская память непроизвольна и дети запоминают только  эмоционально яркие  моменты , а компьютер ускоряет запоминание  материала и делает его более  осмысленным . Все мы знаем как тяжело  усадить  ребёнка заниматься, а поиграть на компьютере  ребёнок всегда с готовностью согласиться. Компьютер для ребёнка  привлекателен как большая яркая игрушка.

В связи с этим возникла необходимость  в дальнейшей разработке дидактического материала  для профилактической работы по предупреждению дисграфии с использованием компьютерных  технологий.

  Компьютерные игры и презентации используются при реализации всех направлений коррекционной работы по профилактике дисграфии :

1.Развитие оптико-пространственного восприятия:

Основной целью на данном этапе является формирование таких функциональных предпосылок оптически грамотного письма, как зрительное восприятие, внимание, памяти, лежащих в основе пространственного ориентирования.

2.Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

3.Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).

4.Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи как гласных, так и согласных. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги - в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных

5.Развитие  грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа по овладению всеми грамматическими конструкциями,  работа над пониманием и употреблением предлогов.

6.Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.  

В настоящее время предлагается много различных игр позволяющих логопедам разнообразить свои занятия. На наш взгляд хороши такие игры как «Игры для тигры», где представлены упражнения,  в которых отражаются основные направления коррекционной работы: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение".Так же логопедами создаются многочисленные игры-презентации как по профилактике дисграфии, так и по коррекции других речевых  нарушений,  которые можно найти в сети интернет.

Игры и упражнения с использованием компьютера проводятся как на подгрупповых занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми.

Таким образом можно сказать, что компьютер стал неотъемлемой частью в работе педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование психологических приёмов в работе с учителя-логопеда».

В отечественной психологии накоплен богатый опыт использования игры как эффективного метода коррекции эмоционально-личностного развития ребенка. Это очень важно для ребёнка с нарушениями речи. Коррекц...

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"

Статья посвящена актуальности использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи....

Статья «Использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (выступление на районном семинаре «Здоровьесбережение в детском саду: взгляд воспитателя, психолога, логопеда»).

laquo;Использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (выступление на районном семинаре «Здоровьесбережение в детском саду: взгляд воспитателя, психол...

Логопедия. Статья. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми.

Вопрос использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителя- логопеда стоит достаточно остро. В настоящее время применение ИТ  в коррекционной работе с детьми позволяет...

Статья "Использование мультипликационной технологии в работе учителя – логопеда"

Для достижения максимально успешных результатов в преодолении речевых нарушений  все чаще   применяются нетрадиционные методы коррекционной работы с детьми.  Новизной и о...

Статья "Использование приёмов эдьютеймента в работе учителя-логопеда"

Использование приёмов эдьютеймента в работе учителя-логопеда....

Статья «Использование элементов логоритмики в работе учителя-логопеда»

Что такое логоритмика? Это уникальная, специализированная логопедическая методика,   по развитию речи детей. В этой  методике  сочетаются музыка, движения и слова стихотворени...