Статья "Использование мультипликационной технологии в работе учителя – логопеда"
проект по логопедии

Давыдова Вера Васильевна

Для достижения максимально успешных результатов в преодолении речевых нарушений  все чаще   применяются нетрадиционные методы коррекционной работы с детьми.  Новизной и отличительной особенностью является использование мультипликации в коррекции речевых нарушений ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мультипликационной технологии

 в работе учителя – логопеда

В.В. Давыдова, учитель – логопед,

МДОУ «ЦРР «Дубравушка – детский сад №31»,

город Железногорск, Курская область

Актуальность

Особые дети, талантливые познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи ставят перед современной педагогикой задачи о совершенствовании дидактических методов и  приемов в работе с  дошкольниками.[1]   Для достижения максимально успешных результатов в преодолении речевых нарушений  все чаще   применяются нетрадиционные методы коррекционной работы с детьми.  Новизной и отличительной особенностью является использование мультипликации в коррекции речевых нарушений ребенка.  Технология мультипликации доступна, интересна, позволяет разнообразить процесс формирования речи детей.    Коррекционно-развивающие   возможности  применения в логопедической работе средств мультипликации состоят в том, что они умножают наглядность, дают возможность применения потенциальных способностей  каждому  ребенку, с любым уровнем развития, состоянием здоровья.   Техника мультипликации  дает детям  возможность выразить и отреагировать на волнующие их чувства,  развивает  психические и речевые функции ребенка,  помогает  процессу индивидуализации, предоставляет уникальную возможность  для внесения разнообразия воспитательно-образовательного процесса.   Сюжет  мультфильма, образы героев, звуковое сопровождение заставляют детей  воспринимать придуманную историю, вызывая  эмоционально-чувственную реакцию, проявляющуюся в самых разных формах, в том числе в форме речевого высказывания.  Мультипликация является одной из форм естественной деятельности  дошкольника.

Участие в создании мультфильма дает ребенку новую площадку, создает мотив для получения знаний, повышает самооценку, его значимость, вызывает чувство сопричастности к чему-то важному,  новому, интересному

Цель проекта:  

  • Развитие речи детей посредством использования инновационной     технологии мультипликации.

  Задачи проекта:

  • Обогащение активного и пассивного  словаря детей;
  • Автоматизация  звуков  на материале лексики, употребляемой при создании анимационного фильма;
  • Совершенствование  просодической  стороны  речи в процессе озвучивания персонажей;
  • Развитие коммуникативных навыков;  
  • Совершенствование диалогической и монологической  формы речи;
  • Построение  партнёрских взаимоотношений,  умение  работать в команде. Создание  отношения сотрудничества, взаимопомощи и  уважения,  умению договариваться,  слушать другого.
  • Развитие  мелкой  моторики,   координации  движений;
  • Развитие  психологической  базы (восприятия, внимания, мышления, памяти).

Практическая часть

Традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста можно сделать более интересной, увлекательной и продуктивной, используя в работе технологию мультипликации.  Мною разработан проект: «Мультипликация - как средство коррекции речи у старших дошкольников с нарушениями речи».

 Процесс создания мультфильма является совместным творчеством всех участников образовательного процесса и строится на взаимодействии ребенка с педагогом и другими детьми. При этом выстраиваются определенные отношения, вырабатывается умение  объединяться для общего дела, договариваться  о выполнении общей работы, стремлению помочь друг другу. Все это побуждает детей к речевой активности, развитию любопытства и воображения, имеют  большой образовательный и воспитательный  эффект, нежели стандартные формы обучения

С помощью мультипликации легче создаются  благоприятные условия для общения и развития возможностей каждого ребенка, дети становятся доброжелательнее и  внимательнее друг к другу,  у дошкольников формируется самостоятельность, индивидуальность, коммуникативный навык.  Поскольку в речевом партнерстве формируются равные условия между педагогом и ребенком,  то разрушается барьер  и создаются   максимально благоприятные условия для высказывания детьми своих представлений, открывая широкую  дорогу творческим возможностям детей.  

   Создание мультфильма с участием дошкольников  - это увлекательный, творческий  и веселый процесс, включающий в себя несколько этапов.

 Первый шаг  создания мультфильма – это разработка сюжета и его зарисовка.  Главным генератором идей являются дети. Тематика сюжетов будущих мультфильмов берется из жизненного опыта, чтения произведений художественной литературы, просмотра  мультфильмов,  телепередач и других источников.  Дети с помощью взрослого продумывают историю, составляют сюжет, обмениваются впечатлениями, дополняют друг друга и развивают его в плане представлений. Такие творения принимают  вид совместного рассказывания, стремлению  воплотить в сюжет образы своего воображения свои фантазии. Создавая мультфильм,  я убедилась, что детской фантазии не нужны подсказки взрослых, для этого достаточно создать условия для повышения речевой активности и развития творчества.  

 Следующий этап -  это зарисовка будущего  мультфильма.  Постепенно на бумаге возникают тигры, попугаи, фламинго, собаки кошки и т. д.  Это будущие персонажи. Для начала их нужно освободить из бумажного плена – вырезать аккуратно ножницами. Оказалось, что пользоваться этим предметом умеют не все.  Тогда на помощь приходят родители.  При этом очень важно деликатное руководство творческим процессом, поскольку неумеренное вмешательство взрослых может уничтожить главное – наивный взгляд ребенка на мир.  И хотя рисунки выполнены вовсе не профессионально, детям они приносят не меньше радости, чем рисунки настоящих художников. Процесс рисования не только доставляет удовольствие, но и развивает мелкую моторику, точность движения кисти руки. Этот вид работы стимулирует умственную и речевую деятельность детей.  

Герои готовы, история придумана, можно начинать творить новый сказочный мир.  

Съёмка мультфильма  проходит с малыми подгруппами, при этом используется достаточно простая и доступная техника перекладки.  На  столе расстелили полотно, потом на него насыпаем  полоски из риса (облака), оранжевой чечевицы (суша), зеленого гороха (море). Устанавливаем камеру и снимаем. Передвигаем  крупу – снимаем. Еще и еще. Так получается  движение. Потом постепенно добавляем в картинку вырезанных животных, меняем их положение и также снимаем.    

Во время озвучивания придумываются и воплощаются перед микрофоном всевозможные шумы и реплики, подбирается музыка, позволяющая создать более яркие образы, поддерживается  положительный  и эмоциональный настрой,  создается   определенное настроение, благоприятные эмоции  детей. Выбранные сюжеты  обыгрываются  с помощью театральной деятельности, дети знают какую интонацию необходимо подобрать для того или иного героя.  В процессе озвучивания у детей   развивается способность к импровизации, умению комбинировать образы.

В  финале логопед монтирует все части мультфильма,  соединяя их в один сюжет. И вот вам сотворенный мир.  Он получился добрым и сказочным.   Огромную роль играет просмотр  фильма сразу же после его создания. Технологическая цепочка его  творения становится  детям  более понятной и осознанной.  Приятно любоваться состоянием детей, когда они гордятся участием в создании мультфильма,  сообща  его обсуждают и  с удовольствием показывают своим родителям и друзьям.  Именно в такой обстановке,   при таком подходе, когда  нет  «лишних»,   а    все участники и  режиссеры,  я испытываю ощущение  радости  рождения  творческих  личностей.

Таким образом, мультипликация  является неоспоримой инновацией в деятельности  учителя - логопеда, универсальным образовательным пространством, внутри которого, благодаря особой системе взаимоотношений взрослых и детей, происходит целостное развитие ребенка, раскрытие внутреннего мира каждого воспитанника.

Новый подход к развитию речи и речевого общения,  стремление воплотить в мультфильмах образы своего воображения и фантазии,  несомненно, способствует творческому развитию личности ребенка.

 Список литературы:

1. Асенин С.В. Волшебники экрана: Эстетические проблемы современной мультипликации. – М.: Искусство, 1974

2. Нагорная Л.Ф.  Логопедические проблемы детей дошкольного возраста// Издательство «Речь»- Санкт- Петербург. 2009 -  56-60с

3. Сапожникова О.Б,  Гарнова Е.В.    Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: «ТЦ Сфера». -  2018  3с  [1]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"

Статья посвящена актуальности использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи....

Логопедия. Статья. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми.

Вопрос использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителя- логопеда стоит достаточно остро. В настоящее время применение ИТ  в коррекционной работе с детьми позволяет...

Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"

Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"...

Статья «Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда ДОУ»

laquo;Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда ДОУ» Основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с д...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...