Логопедич. занятие "Дикие животные наших лесов"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Янушко Анна Александровна

Коррекционно – образовательные цели. Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенствование синтаксической стороны речи. Автоматизация правильного произношения звуков в игровой деятельности.

Коррекционно – развивающие цели. Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики, развитие зрительного восприятия.

Коррекционно – воспитательные цели. Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе.

Оборудование. Мольберт, мелодия «Звуки леса», зашумленная картинка с изображением диких животных, звуковые схемы слов с названием животных и их «домами» и маленькие картинки животных, зеркала по количеству детей для артикуляционной гимнастики, «светофорчики» и фишки, паровозик с тремя вагончиками, маленькие картинки диких животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_logopedicheskogo_zanyatiya._2_2014.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

"Дикие животные наших лесов"

Коррекционно – образовательные цели. Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенствование синтаксической стороны речи. Автоматизация правильного произношения звуков в игровой деятельности.

Коррекционно – развивающие цели. Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики, развитие зрительного восприятия.

Коррекционно – воспитательные цели. Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе.

Оборудование. Мольберт, мелодия «Звуки леса», зашумленная картинка с изображением диких животных, звуковые схемы слов с названием животных и их «домами» и маленькие картинки животных, зеркала по количеству детей для артикуляционной гимнастики, «светофорчики» и фишки, паровозик с тремя вагончиками, маленькие картинки диких животных.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Логопед. «Здравствуйте ребята. Вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте:
Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движением полна, зовут меня… (Весна)».
Логопед. «Правильно Молодцы, а путешествовать вы любите? Сегодня мы с вами совершим путешествие в весенний лес».
Логопед. «Путешествие будет весёлым, но не лёгким. Закройте глазки и представьте, что вы оказались в весеннем лесу».
Звучит музыка (лес).
Логопед. «Откройте глазки и посмотрите как здесь красиво».
Логопед. «Но что это? Это зима нас не пускает, засыпала тропинку снежинками. Давайте соберём снежинки и придумаем красивые слова о весне и о лесе».
Дети. «Весна: солнечная, ласковая, весёлая».
Дети. «Лес: весенний, таинственный, красивый, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный».
(Каждый берет снежинку).

Дыхательная гимнастика

Логопед: «Снежинки лежали у нас на ладошке, но совсем не растаяли. Давайте подуем на ладошки, чтоб все снежинки улетели».
Логопед. «А что нам еще может помочь, чтобы снежинки растаяли?»
Дети. «Солнышко».
Логопед. «Посмотрите ребята, какое солнышко ласковое, но чего тут не хватает?»
Дети. «Лучиков».
Логопед. «Давайте поможем солнышку лучики вернуть. Прикрепить прищепки к солнышку».

  1. Основная часть


Логопед: «Ребята раз мы с вами оказались в лесу,  давайте присядем на полянку. На этой полянке у лесных зверей школа. А какие звери здесь учатся, вы должны отгадать:

 Садятся на свои места.

Логопед помещает на доску зашумленное изображение с изображением диких животных.

Логопед: «Посмотрите внимательно на картинку и скажите, какие животные спрятались на этой картинке?» (белка, лиса, волк, лось, медведь, заяц).

Логопед: «Какие это животные?» (Дикие).

Логопед: «Молодцы!

Логопед: «Посмотрите, нам лесные жители оставили волшебную коробочку. Давайте узнаем, что там… картинки».

Логопед: «Звери решили с вами поиграть в игру:

А) Игра «Один - много». Вы достаете картинки из конверта, называете ее в единственном и множественном числе.

Логопед: «Отлично».

Б) Игра «Веселый счет». А считать вы умеете. Посчитайте, сколько животных у вас нарисовано на картинках».

Логопед: «Мы с вами сказали, что звери живут в лесу, но у них есть свои домики. Давайте скажем, где они живут?».

В)  Игра «Найди дом для животного». 

На мольберте выставляется изображение «домиков» для животных, а под ними выложена маленькие картинки диких животных (лиса, белка, волк, еж, медведь).

Логопед: «Ребята, животные заблудились. Надо правильно их расселить в домики.

(Нора лисы или лисья нора, дупло белки или беличье дупло, логово волка или волчье логово, нора ежа или ежиная нора.).

Г) Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом                             (Дети загибают пальцы на обеих

Есть нора – надежный дом                     руках по одному пальцу на

Не страшны зимой метели                      каждое двустишие.)

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,                      (Удары ладонями и кулачками

Всем тепло, уютно в нем.                       поочередно.)

Логопед: «Молодцы! Присаживаемся на свои места».

Логопед: «Ребята, мы с вами выяснили, что наступила весна. Животные, которые были в спячке,  проснулись. Скажите, а какие изменения происходят в жизни животных весной? Шерсть их меняет свою окраску и становится боле легкой, а еще у диких животных появляется потомство. А вы знаете, как называются детеныши у медведицы?».

Д) Игра «Кто у кого?».

У медведицы – медвежата – медвежонок.

У лисы – лисята – лисенок.

У ежихи – ежата -  ежонок.

У белки – бельчата – бельчонок.

У зайчихи – зайчата – зайчонок.

Е) «Четвертый лишний». (Развитие мышления).

Логопед: «Давайте посмотрим на картинки (картинки животных)».

Логопед: «Кто здесь изображен?»

Логопед: «Какое животное лишнее и почему?»

Лиса – белка – корова – лось.
Кабан – волк – жираф – медведь.
Еж – лиса – петух – заяц.
Белый медведь – белка – заяц – лиса.

Логопед: «Молодцы! Продолжаем наше путешествие».

Ж) Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики).

Логопед: «Сейчас послушаем сказку о веселой белочке. Слушайте внимательно и выполняйте артикуляционные упражнения вместе с белочкой».

Маленькая веселая белка

Широко открыт рот, язык расслаблен.

Спала в теплом дупле

«Лопатка»

Потом она проснулась

Коснуться кончиком языка альвеол.

Радостно улыбнулась

«Улыбка»

Белка выглянула из дупла

«Лопатка»

Быстро поглядела по сторонам

«Болтушка»

Белка была очень аккуратная, она умылась

Круговые движения языка по губам

Почистила зубки

Круговые движения языка за сомкнутыми губами

Потом белка пошла гулять. Она прыгала по веткам вверх – вниз.

Движения языка вверх – вниз с упором на верхние, потом на нижние зубы, поочередно.

Язычком белка цокала

«Цоканье» в сомкнутые зубы

Грибы собирала

«Грибок»

После прогулки белочка вернулась в дупло и уснула крепким сном.

Широко открыт рот, язык расслаблен.

 

З) Игра «Кого, чем угостим».

Логопед: «Ребята, знаете ли вы, чем любят полакомиться дикие животные?». Посмотрите, художник допустил некоторые ошибки, давайте их исправим».

И) Игра «Светофорчики». (Развитие фонематических представлений, фонематического слуха).

На мольберте выставляется «светофорчик» и фишки – магниты.

Логопед: «Сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадаете,  и в слове-отгадке определите, какой звук слышится в начале. Вам необходимо определить какой это звук гласный или согласный, твердый или мягкий и взять соответствующий светофорчик  (если гласный звук – красный, если согласный твердый – синий, если согласный мягкий – зеленый.).  

 

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (лису). 

 

 

 

На ветке не птичка -
Зверек невеличка,
Мех теплый как грелка.
Кто же это?... (белка).

И в лесу мы, и в болоте,
Нас везде всегда найдете -
На поляне, на опушке.
Мы зеленые… (лягушки).

 

 

 

Стройный, быстрый,
Рога ветвистые.
Пасется весь день.
Кто это?... (олень).

 

 

Заяц зайцу говорит:
- Нам бы волчий аппетит!
- В аппетите мало толку,
Нам бы зубы как у …(волка).

 Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета (Заяц)

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Еж)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой... (Медведь)

Логопед: «Очень хорошо, вы справились и с этим заданием, продолжаем путешествие дальше».

К) Пальчиковая игра «Апельсин». (Развитие мелкой моторики).

Мы делили апельсин

Дети разламывают апельсин на дольки

Много нас,

Показывают 10 пальцев

А он один

Показывают 1 палец

Эта долька для ежа,

Загибают большой палец левой руки

Эта долька для стрижа,

Загибают указательный палец левой руки

Эта долька для утят,

Загибают средний палец левой руки

Эта долька для котят,

Загибают безымянный палец левой руки

Эта долька для бобра,

Загибают мизинец левой руки

А для волка – кожура.

Бросательное движение правой рукой

Он сердит на нас – беда!!!

Сжимают кулаки и прижимают к груди

Разбегайтесь кто куда.

«Бегут» пальцами по столу.

 

Л) Игра «Покатаем животных». (Развитие умения делить слова на слоги).

Выставляется паровозик с двумя вагончиками и маленькие картинки диких животных.

Слово делится на слоги,

Как на дольки апельсин.

Если слоги встанут рядом –

Получаются слова:

Ты - и – ква -, а вместе тыква,

Со – и – ва – итак, сова.

Логопед: «Посмотрите, как я делю слова на слоги и хлопаю на каждый слог; «укладываю» слово на ладошку:

Па – па

Ре – бя – та

Лес.

Логопед: «Сколько слогов в слове, столько и хлопков. Их можно посчитать. В слове может быть один слог, два слога, три и т.д.

Логопед: «Наши лесные животные любят кататься на паровозике. Давайте мы их прокатим. В первом вагончике поедут животные, в названии которых 1 слог, во втором вагончике поедут животные, в названии которых 2 слога.

Волк, медведь, еж, лиса, заяц, лось.

3. Окончание занятия. (Подведение итогов занятия. Оценка работы детей).

Логопед: «Вот и закончилось наше путешествие по лесу.

Логопед: «Кого мы встретили в лесу?»

Логопед: «Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Животные наших лесов. Загадки о животных"

Вариантов применения презентации много....

Итоговое занятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»

Итоговое мероприятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»...

Дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста (по предметным картинкам с изображением домашних животных, животных наших лесов, их детёнышей)

Дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста(по предметным картинкам с изображением домашних животных, животных наших лесов,их детенышей)...

Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР, 3 уровнем речевого развития в подготовительной группе детского сада. Лексическая тема: Дикие животные наших лесов. «Чудеса в волшебном лесу».

Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе детского сада. Лексическая тема: Дикие животнвые наших лесов....