Конспект НОД по обучению элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста «Согласный звук [П], [П’].Буква П»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. . Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению. В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_p.docx | 33.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Согласный звук [П], [П’].Буква П».
Цель: Познакомить детей с согласными звуками [[П], [П’], буквами П, п.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [п], [п'].
- познакомить с буквой П, обучение умению различать понятия звук и буква
- упражнение детей в нахождении новых звуков в словах, определении их позиции (начало, середина, конец слова);
- формирование навыка звукобуквенного анализа и синтеза
- Закрепить умение соотносить звуки к букве, определяя твердость и мягкость звуков.
- составления предложений из заданного количества слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание, память, мышление, эмоциональность, воображение, пространственную ориентировку
Коррекционно-воспитательные задачи:
- формировать навык сотрудничества, самостоятельности
- воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Материал: ИКТ, перышки, подарочная коробка, фишки зеленого и синего цветов, цепочки, домики-слова, раб. тетради.
Ход: Встанем рядышком по кругу
Скажем, здравствуйте друг другу
Нам здороваться не лень
Всем привет и добрый день.
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется. Здравствуйте!!!!
К нам в детский сад пришло письмо:
Письмо заказное не ждете такое, получите прямо сейчас,
Письмо для вас, для ребят, откройте, прочтите сейчас.
Нас приглашает попугай Паша на свой день рожденье, будет веселье и много игр. Путь к его дому идет через лес, где растет много деревьев. В путь?
Послушайте, что это за звуки в лесу? (грам. запись пения птиц). Каких знакомых птиц вы видите? Посмотрите, что лежит под деревьями? Какие перышки? (легкие, пушистые, нежные, воздушные…) Поиграем перышками (кладут на ладошку, дуют). Птицы передают эти перышки в подарок попугаю Паше.
Вот и пришли мы к домику Паши на стр 28, а там посмотрите, наши знакомые игрушки. Странно, чем они занимаются? (наводят в квартире порядок, т. к. Паша не успел это сделать).
Что делает ежик? Чем хлопает? Что летит из паласа? Какой первый звук в этих словах? (п)
Палка ударяет по паласу и слышно: п-п-п-п-п. Произнесем звук п-п-п-п-п. Что можно рассказать про этот звук.
Характеристика звука «п».
Паша никак не мог найти метлу, он взлетел на крышу и стал громко говорить:
Пыль на полу подайте метлу.
Но ежонок громко хлопал палас и поэтому никто его не слышал. Поможем ему и скажем вместе (дети повторяют вместе и по одному).
Не успели друзья навести порядок, как с улицы услышали жалобный писк пь-пь-пь-пь. Под крышей, с другой стороны дома, сидел птенчик и жалобно пищал. Как вы думаете из-за чего? (ответы детей)
Он очень хотел научиться летать, но боялся это делать (стр 30). Что придумали игрушки?
И вот наш птенчик расправил крылья и полетел, давайте проследим глазами за ним, не поворачивая головы и будем радостно пищать вместе с птенчиком: вот взвился вверх, а теперь летит в низ, вправо, влево, летает по кругу в одну сторону, в другую. Поморгайте быстро глазами.
Какой звук помогал пищать птенчику? Что можно рассказать про этот звук?
Характеристика звука «пь».
Сколько звуков услышали? Расскажите про них.
Пока мы знакомились с новыми звуками, Паша захотел рассмотреть подарки, которые принесли ему гости, и узнать, слышатся ли в названиях предметов новые звуки «п» и «пь», если да, то обозначить их соответствующими фишками.
Ф\М: Пойдем прогуляемся по лесу и будем слушать разные звуки, как только услышите звук «п» или «пь» нужно остановиться, так же со слогами.
А совенок - принес в подарок букву П. На что похожа буква? Сколько палочек? Буква П на мост похожа, по мосту идет прохожий,
А внизу через проход, проплывает пароход.
Характеристика буквы П
Но вот Паша стал звать всех к праздничному столу:
Я захотел устроить бал и гостей к себе позвал,
Взял муку и взял творог, испек рассыпчатый пирог.
Что испек? Сколько слов в предложении? Выложите это предложение. Какое первое (второе, третье)? Слышатся ли звуки «п» или «пь» в этих словах? Если да, то найдите их и обозначьте буквой П поставив ее в нужное место. Так же разобрать следующие два слова.
Ежонок сидел в уголке и что-то выкладывал, он из цепочки выкладывал букву «П». Поможем ему и выложим тоже эту букву. Что узнали про нее?
Итог занятия.
Памятка:
- Приветствие в кругу
- Чтение письма
- Идем через лес, слушаем птиц, играем с перьями.
- Тетрадь: рассмотреть дом Паши(палас, палка, звук п-п-п. Хар-ка п.
- Чистоговорка: пыль на полу подайте метлу.
- Птенчик, гимнастика для глаз. Хар-ка пь.
- Нахождение звуков в названии предметов, тетрадь.
- Ф/м: гуляем по лесу, слушаем звуки
- Знакомство с буквой П.
- Работа с предложением. (Если в словах слышатся звуки п или пь, обозначьте их буквой и поставьте ее в нужное место в слове)
- Из цепочек буква П
но Лисенок сложил их все в «Волшебный мешочек», поможем Попугаю достать подарки назвать их и найти в названии предметов новые звуки «п» и «пь», обозначив их соответствующими фишками.
«Исправь ошибки».
Ребята, поэт перепутал слова в стихах. Помогите их исправить.
Все уселись мы на песенку…(лесенку),
И поем мы дружно лесенку…(песенку).
Я нажимаю на медали…(педали),
Чтоб первым получить педали…(медали).
Далеко идти мне пень…(лень),
Лучше сяду я на лень…(пень).
Лечит от болезней пекарь…(лекарь),
Хлеб печет умелый лекарь…(пекарь).
Пу – пу – пу, попугай клюёт …(крупу).
Па – па – па, на пол сыплется … (крупа).
Пы – пы – пы, больше нет у нас … (крупы).
Построить из пазлов по схеме на доске букву П
Скороговорка:
- Птица хочет пробудиться, затевает песню птица.
Потому что с птичьей песней, пробуждаться интересней.
- Про пестрых птиц поет петух, про перья пышные про пух.
«Договори словечко»
В саду распустились красивые….пионы
Саша отпустила в почтовый ящик ….письмо
Рано утром закукарекал…..петух
И от ветра, и от зноя, от дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко! Что это?.. (Палатка)
Вперевалку шел со льдин к нам на утренник… (пингвин).
Он круглый и красный, как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней… (помидора)
Я взял муку и взял творог, испек рассыпчатый… (пирог)
Вы ложитесь, и на ушко вам нашепчет сны… (подушка)
На цветы она садится, не устав с утра трудиться.
Людям воск и мед дала беспокойная… (пчела).
«Цветок - разноцветик» (С разными заданиями)
- Скажи наоборот
- 4 лишний
- Назови лаского
- Загадки-отгадки
- Скажи одним словом
- Определите, сколько слогов в слове «печка». и т.д.
Педагог предупреждает, что будет произносить слова, добавив в начало которых звук п мы сможем изменить их значение. Педагог по очереди кидает мяч каждому ребенку. Например: ушки – пушки, палка-галка,
Посмотрите на картинки. Кого вы видите на первой картинке? Пятачок спешит поздравить Ослика с днем рождения, несёт ему в подарок воздушный шарик. Что случилось дальше? Пятачок споткнулся, упал на шарик и шарик лопнул. Вот что осталось от шарика.
- Давайте надуем шарики с помощью щёк:
Надуваем быстро шарик.
Он становится большим.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел -
Стал он тонким и худым.
- Какой услышали звук, когда лопали шарик? (Звук П).
Звуковой анализ слова «Папа»
Дети собираются в круг.
Приветствие:Здравствуй, правая рука.
Здравствуй, левая рука.Здравствуй, друг, здравствуй, друг,
Здравствуй, весь наш дружный Круг.
Послушайте стихотворение и скажите о чем оно.
– Что за звуки, словно песни
Нет преграды на пути,
Голосисты, как артисты
Вы их быстро назовите.
Гласные А,У,О, Э, И,Ы. Молодцы!
Назовите слова, которые начинаются со звука А, У, О, И,Э.
Артикуляция и характеристика звука П:
Губки сжались крепко-крепко! Словно сжала губки скрепка.
Как же звуку здесь пройти? Ведь преграда на пути!
Звук прорвался сквозь преграду и достался нам в награду.
Мы его произнесли, но без голоса, увы!
П – глухой, взрывной, согласный, любит быть он рядом с гласной.
А теперь игра «Придумай слово». Давайте встанем в круг и вспомним, как вы можете придумывать слова на заданный звук. Я покажу вам букву, на шарике. Мы будем передавать шарик с буквой, к кому он попадет, тот должен придумать слово на этот звук и передать шар дальше.
Тема: Согласная буква П п.
Программное содержание: Знакомство с согласной буквой П и её звуками. Закрепить понятие гласные и согласные звуки буквы. Совершенствовать умение детей произносить звуки изолированно и в словах. Развивать умение составлять предложения из трех слов. Развивать фонематический слух.
– – совершенствование навыка деления слов на слоги,
Ссылка на занятие по О.Г.
«Буква П» 5-6 лет
https://www.youtube.com/watch?v=IHWQbOvO2Bo&t=327s
«Буква В» 5-6 лет https://www.youtube.com/watch?v=8ya15fn1kpw
https://www.youtube.com/watch?v=61Ie8JvD5fQ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение основам грамоты детей старшего дошкольного возраста
Отчет-презентация о работе по самообразованию на тему "Обучение основам грамоты детей старшего дошкольного возраста"...
Чем мы можем помочь в обучении элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста.
Организация групповых занятий в МБОУ ЦДК...
Тренинг для родителей. Тема: «Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Повышать компетентность родителей в умении оказывать помощь детям при выполнении заданий по обучению грамоте.Задачи:1. Дать теоретические представления об этапах работы п...
«Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с учетом требований ФГОС»
В данной статье рассматривается опыт работы педагога ДОУ по обучению грамоте детей коррекционной логопедической группы. Автором обосновывается актуальность и раскрывается система работы по данной теме...
Конспект ООД по обучению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Азбука экономики»
Конспект занятия по финансовой грамотности "Азбука экономики"...
«УЧЕНИЕ БЕЗ МУЧЕНИЯ С БУКВАЕЖКОЙ» АВТОРСКИЙ СБОРНИК ИГР КАК СОВРЕМЕННАЯ ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Действительно речь является основанием для...
Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста
для использования в работе...