Инклюзия, взгляд изнутри
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Гурьянова Наталия Владимировна

Статья об инклюзивном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuziya_vzglyad_iznutri.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Гурьянова Н.В. «Инклюзия, взгляд изнутри»

            Инклюзия, взгляд изнутри.

 О себе: Я логопед высшей квалификационной категории с 15-и летним стажем работы с детьми, придя на новое место работы в детский сад, неожиданно оказалась в эксперименте, который посвящен инклюзивному образованию.

 Находясь в эксперименте второй год, считаю возможным сделать уже выводы о проделанной работе.

Как начиналось:

 Мне необходимо было выделить из детей, посещающих массовые группы, деток с тяжёлым нарушением речи (далее ТНР) разных возрастов. И таким образом создать группу логопедических детей, которые будут находиться в среде сверстников, но получать ежедневную помощь логопеда. Остальные дети, без речевых нарушений, также должны получать развивающие занятия от логопеда, которые развивает уже воспитатель.

Слож ности:

 Самое первое затруднение возникло с родителями. Родители детей, у которых было выявлено ТНР условно разделились на две группы.

 Первая группа родителей сразу приняла проблему своего ребёнка и начала очень активно, даже порой слишком настойчиво "спасать" своего малыша. Им необходимо было, чтобы проблема ушла быстро и навсегда. Для этого поднимались связи семьи, врачи, учителя и т.д.Но потом родители после неоднократных бесед со специалистами детского сада принимали проблему своего ребёнка спокойно и готовы уже были к чёткой и грамотной коррекции, а главное к не сиюминутным результатам.

 Вторая группа родителей категорически была не согласна с тем, что с их ребёнком что-то не так. Они не слушали и не слышали никого, считали, что на их малыша наговаривают, обижают, что все специалисты детского сада некомпетентны. Даже те моменты, что ребёнок 4-5 лет не знает цвета, не имеет навыков счёта и не говорит, родители считали нормой."Он же ещё маленький",- слышала я такие ответы,- "Научится. У нас мама (папа, бабушка) тоже плохо говорили".

 С другой стороны, у родителей хорошо говорящих детей, тоже были разные мнения. Кто-то считал, что их ребёнок по подражанию начнёт "коверкать язык", а кто-то вообще считал, что его дитя не должно каждый день видеть "дурачков".

 Сложностей было множество, в том числе и в работе с детками с ТНР, но это уже профессиональные вопросы моей компетенции. Я знакомилась с новой литературой по инклюзии (её к сожалению ещё не так много) и старалась повысить свои профессиональные навыки.

Спустя время.

 Прошёл год после того, как я начала работу в инклюзивном образовании.

Хочу сказать, что кардинально изменились родители. Те мамы и папы, которые не соглашались с диагнозами и проблемами своего ребенка, начав с ним заниматься дома, выполнять задания и рекомендации специалистов детского сада, увидели своих детей другими глазами. Родители очень удивлялись, что простые вещи их ребёнок ни сказать, ни сделать не может. Родители приняли это и уже к педагогам стали обращаться с вопросами "Что нужно? Говорите, мы увидели, что наш малыш не справляется, т.е стали готовы к сотрудничеству. Подключилась терапия, которую назначали врачи-неврологи и к концу учебного года детки стали радовать своими первыми успехами. На данный момент, они конечно не стали "маленькими Ломоносовыми", но процесс идет, речь и мыслительные функции улучшаются, а значит главного мы достигли.

 Мамы и папы деток без речевых нарушений тоже стали более лояльными, увидев что никаких ужасов и кошмаров не происходит, а в некоторых случаях даже наоборот. Вот что мне сказала одна мамочка:"Представляете, мы были в гостях на детском дне рождения, а там был мальчик, который очень непонятно говорил и другие дети с ним не играли, т.к не понимали, что он хочет, а моя дочка подошла к нему и стала "переводить" то, что он говорил (У неё же был опыт общения с такими детками).Через некоторое время дети играли все вместе.

Были ещё интересные случаи - например, одна из девочек, отходив целый год в группу с плохо говорящими детьми, не стала сама говорить хуже. Но уехав на лето в деревню и общаясь там с друзьями, которые не выговаривают множество звуков, стала сама говорить заметно хуже. Связано это с тем, что в детском саду были занятия с воспитателями или это из области "не знаешь, где найдешь, где потеряешь",но такой вариант тоже оказался возможным.

 Я соглашусь с тем, что ТНР это не тяжёлая форма ДЦП и не аутизм, но всё же работы с таким видом нарушения в условиях инклюзивного образования достаточно сложна и требует от педагогов и другого персонала детского сада умение развиваться, быть психологически гибкими, лояльными и настойчивыми.

Ирония судьбы.

Так получилось, что работая в инклюзивном образовании, я сама оказалась человеком, который лично, а не профессионально, попал в инклюзию.

Инклюзия означает что "я" -другой, другая". И включение такого "другого" человека в социум. Так получилось и со мной.

Пропущу и оставлю за полями сложности собственной жизни, скажу лишь, что совсем недавно ( 8 месяцев назад) мне был поставлен диагноз целиакия ( это генетическое заболевание, обусловленное непереносимостью глютена ( клейковины), который находится во всех продуктах, содержащих пшеничную муку, злаки, крахмал или их производные ( а это не только хлебобулочные изделия, но и многие молочные, колбасные продукты, сладости и т.д.).В один миг я стала "не такой, как все". Т.е. я сама стала объектом инклюзии.

И я прошла все те же этапы, что прошли родители деток, с которыми я занимаюсь.

Это и отрицание(" нет этого у меня нет","это не про меня"). И следующие за этим попытки что-то срочно сделать, чтобы этих сложностей не стало. Ну и в последнюю очередь принятие проблемы и адекватная реакция на неё.

Любой совершенно человек может оказаться в ситуации, когда он сам лично, окажется вовлеченным в инклюзию и не обязательно в образовательной сфере, а в обычной жизни, окажется вдруг не таким как все.

Вывод:

 Инклюзия-это огромный шаг общества вперед. Это повышение терпимости, отзывчивости и принятие людей такими, какие они есть.

Единственное, не все, к сожалению, дети могут получить инклюзивное образование в России. У нас нет дополнительных специалистов, помощников, специального оборудования для детей с двигательными и другими сложными нарушениями, нет индивидуального сопровождения детей (т.е человека ,который всё время рядом, доп. педагог или помощник),а главное нет финансирования таких ставок в учреждениях.

 Какое-то время назад я принимала участие в семинаре, которое проводил человек из Германии с тяжёлой двигательной патологией, на коляске. Лекции его были очень интересные, это необычайно умный и интересный оратор. Но к большому сожалению в Санкт-Петербурге он пробыл не намеченную неделю, а лишь 4 дня.

 Прощаясь с аудиторией, он извинился и сказал: "Я никогда и нигде не чувствовал себя таким калекой. Только здесь, в России я почувствовал инвалидным колясочником, который без участия других людей ограничен, беспомощен и несчастен. Я уезжаю домой, где я не испытываю никаких сложностей и живу активной жизнью - занимаюсь спортом ,веду бизнес, путешествую".Было очень грустно это слышать, жаль, что раньше времени закончился семинар.

 Всё выше сказанное означает, что нам в России пора вплотную заниматься проблемами такого рода - людям любых профессий, педагогам, а главное, безусловно, тем, кто занимает верховные посты и руководит такой прекрасной страной, как наша.

                                                                                                                 29.09.2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы дошкольного воспитания взгляд изнутри

Автор статьи делится своими наблюдениями, находками и опытом практической работы  в детском саду...

Тематическое планирование по формированию естественно-научных представлений о человеке "Человек. Взгляд изнутри и снаружи"

В материале представлены тематическое планирование  организованной образовательной деятельности в детском саду, варианты опытно-экспериментальной деятельности,  дидактические и подвижные игр...

Рекомендации для родителей «Контактный зоопарк: взгляд изнутри»

Приехал зоопарк в наш городок -Несут афиши радостную весть.И вот веселых зрителей потокУже спешит на узников смотреть.Глядят. А им в ответ - тоска и грустьИз многих пар больших печальных глаз.Зд...

Конспект нетрадиционного тематического занятия по физкультуре «Спорт изнутри» в подготовительной к школе группе

Конспект нетрадиционного тематического занятия по физкультуре «Спорт изнутри»  в подготовительной к школе группе...

Пример наблюдения изнутри.

Формировать умение сопоставлять свои действия с правилами культурного и безопасного поведения в транспорте, осознанно выполнять их, применять освоенные знания, умения....

Семинар-практикум для педагогов «Инклюзия в образовании. Взгляд педагога».

Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме инклюзивного образования....