Проблемы дошкольного воспитания взгляд изнутри
материал (младшая группа) по теме
Автор статьи делится своими наблюдениями, находками и опытом практической работы в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Автор статьи делится своими наблюдениями, находками и опытом практической работы в детском саду | 110.5 КБ |
дополнение к статье | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. Дистервег
1. Выбирая профессию воспитателя детского сада, человек должен ясно осознавать, что он на долгие годы будет связан с детьми дошкольного возраста, то есть маленькими людьми, которые открывают для себя этот мир, обретают способность к адаптации в коллективе, приобретают первичные навыки общения, новые знания и умения.
Какими же качествами должен обладать претендент на эту благородную роль? Конечно, прежде всего, любовью к детям. Порядочность, моральная чистоплотность, терпение и аккуратность, стремление к самосовершенствованию - это минимальный набор качеств необходимый будущему воспитателю. Претендент должен быть образованным и всесторонне эрудированным человеком. Он должен хорошо знать возрастную психологию, физиологию ребенка, гигиенические требования к организации быта подопечных, методы оказания первичной медицинской помощи. Кроме того он должен быть умелым организатором коллектива, заботиться о гармоничном развитии каждого ребенка, умело взаимодействуя с родителями, педагогами-смежниками, администрацией учреждения дошкольного образования. Педагогу-воспитателю необходимы разносторонние способности в разных областях искусства: рисовании, лепке, музыке, хореографии, сценическом искусстве. Он должен быть спортивно развит и обладать крепким здоровьем, ведь забота о малышах требует недюжинных усилий. Изобретательность, жизнерадостность, доброжелательность, умение находить компромиссы, ладить с людьми- вот человеческие качества, которые необходимы будущему педагогу-воспитателю дошкольного учреждения.
«Дитя мыслит образами, звуками, красками».
К.Д.Ушинский
2. Развиваясь, познавая мир через игру, ребенок вырабатывает в себе необходимые коммуникативные качества: умение определить свою роль в коллективе, стремление к лидерству, к дисциплине и порядку, к коллективной трудовой деятельности(КТД в виде игры).
Он осваивает пространственные навыки, правила игр, учится рассчитывать свои силы, соизмерять свои желания с необходимостью.
Игра - это способ ребенка справиться со своими страхами. Например, девочка, которая боится темноты, может подолгу успокаивать свою куклу, уверяя, что ничего страшного нету. Ребенок как бы берет ситуацию под свой контроль. Чрезвычайно важным аспектом игры является развитие когнитивной сферы дошкольника. Именно игра дает возможность без лишней нагрузки преподать ребенку множество уроков. В процессе игры ребенок запоминает невероятно много и с большим удовольствием. Развиваются буквально все познавательные сферы ребенка – воображение (в первую очередь), мышление, память, представление и т.д. О детях, которые не могут разносторонне рассказать в первом классе о птичке, дереве, которые не достаточно наблюдательны, говорят, что они "не доиграли", рано стали взрослыми. Игра – это важное звено в общении между детьми. Взрослые могут формировать коллектив дошкольников, предлагая играть всем вместе и разрешая конфликты между ребятами. В дальнейшем таким детям будет проще заводить друзей в школе, разрешать свои проблемы при помощи общения.
Игра – это эмоциональный заряд, способ скрыться от страхов и неприятностей. Важно помнить, что такого периода жизни, когда воображение завладевает всей нашей деятельностью, больше никогда не будет. Развитие ребенка в дошкольный период – это очень важно, но еще важнее – не перегрузить ребенка, дать ему эмоциональный багаж и заряд сил идти дальше. Именно поэтому нужно не только позволять, но и учить ребенка играть.
На мой взгляд, наиболее полезны дидактические игры, развивающие ум, память, базовые знания о человеке природе, мире, свойстве предметов. Также нельзя забывать о развитии мелкой моторики, чему способствуют методики педагогики Монтессори.
Очень важны для развития детей подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, плавание…
Необходимо приобщать ребенка к чтению(конечно ,пока читает воспитатель), а для ролевых игр хорошо подойдет участие детей в самодеятельном кукольном театре. Манипуляции с перчаточными куклами и атрибутикой будут способствовать развитию воображения, владению сценодвижением. Словом, игра – это способ существования ребенка и та среда, в которой формируется его личность.
Самая важная часть воспитания — образование характера.
К.Д.Ушинский.
3. Формирование личности в первую очередь, несомненно, зависит от воспитания, но каждый ребенок обладает первичными предпосылками, влияющими на его личность. Состав и обстановка в семье, круг общения во дворе, наследственность и генетические особенности, темперамент, согласованность воспитательного воздействия в семье и в дошкольном учреждении, привитие ценностных ориентиров, традиции, ритуалы…
Я перечислила только часть факторов влияющих на формирование характера.
Трудолюбие, аккуратность, мотивированность к познавательной деятельности, атмосфера творчества, заинтересованность -, на мой взгляд, все это должна привносить семья, а дошкольное учреждение, принимая эстафету воспитания от семьи должно всемерно развивать эти качества и поддерживать атмосферу гармоничного развития ребенка.
Разнообразие характеров детей (если не рассматривать девиантные сценарии) – это вполне естественно и задача педагога-воспитателя, умело корректируя негативные проявления , суметь сохранить личностные особенности каждого ребенка. Для этого и разработаны методики дифференцированного подхода к воспитанию, учитывающие заложенные в каждом воспитаннике предпосылки развития. Я полагаю, что цель воспитания – это не унификация характеров воспитанников, а формирование навыков социализации, коммуникации у каждого из них.
Нашим воспитанникам предстоит жить, учиться, работать в обществе людей, и одна из главных задач педагога- воспитателя научить их этому.
4. «Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека»
К.Д.Ушинский
Вполне естественно, что у городских и сельских детей различные стартовые условия жизни, обучения, воспитания привития трудовых навыков. Если для городской детворы характерен более широкий доступ к учреждениям дополнительного образования(кружкам, секциям, студиям…), то у сельчан –это прежде всего тесный контакт с природой, с земледельческим трудом, животноводством. Своеобразен и быт каждой категории воспитанников, цели и приоритеты в жизни, видение своей будущей профессии, возможности для самореализации. Все это накладывает свой отпечаток и требует различных подходов в трудовом воспитании.
Сфера интересов городских детей -это техническое творчество, музыка, изобразительное искусство, спорт ,
журналистика…
В городах функционируют станции юных техников и натуралистов, с их автомодельными, авиамодельными, фото, кино, телевизионными кружками, музыкальные школы, хореографические студии, театральные студии, многочисленные спортивные секции, помогающие профессиональной ориентации воспитанников. Сама система образования выстроена с делением на профили. В городах есть лицеи, гимназии, кадетские корпуса, профильные интернаты, открывающие возможность широкого выбора для детворы.
Отсюда трудовое воспитание городских детей носит свою специфику, нацеливая их на приобретение трудовых навыков, связанных с городской жизнью.
Если рассматривать особенности трудового воспитания сельских детей, то необходимо отметить, что учреждения дополнительного образования обычно открываются на базах сельских школ и клубов. Вполне естественно, что возможности этих учреждений ограничены. Зато сельские дети имеют преимущество в приобщении к труду с раннего возраста. Я, конечно, имею в виду домашнее хозяйство, где помощь юных домочадцев неоценима. Накормить животных, заготовить корма, убрать помещение для животных, убрать и сохранить урожай , обработать огород, везде нужна помощь детей. Вместе с трудом они накапливают опыт наблюдений за природой , учатся навыкам сельского труда, умению доводить начатое дело до конца, настойчивости и аккуратности.
Необходимо также отметить, что именно на селе бережно относятся к традиционным народным ремеслам: плетению лаптей и корзин, вышивке и вязанию, ковроткачеству, кузнечному и бондарскому делам. Сельские дети в раннем возрасте становятся помощниками при работе на сельхозмашинах. Также дети вместе с взрослыми принимают участие в обустройстве сельских подворий, помогая в строительных работах.
На мой взгляд, хоть возможностей у городских детей больше, но им есть, чему поучиться у сельчан. Это, прежде всего самостоятельности, владению различными инструментами, ориентированию на местности, экологичному поведению, умению заполнить свой досуг полезным делом.
С другой стороны, городские дети более информированы, приобщены к компьютерной технике и другим техническим новинкам, более активны в коммуникативной среде, хотя и более разобщены. У них необходимо воспитывать мотивацию к труду по самообслуживанию в домашних условиях , в учреждениях образования . Если говорить о совсем маленьких детях (дошкольного возраста), то такие занятия как лепка, рисование, склеивание, сбор пазлов, работа с конструкторами и.т.д., тоже способствует развитию первичных трудовых навыков, которые в дальнейшем будут развиваться и совершенствоваться.
Широкого распространения заслуживает организация бюджетных, то есть доступных, для городских и сельских детей, учреждений дошкольного образования, обустройство всевозможных технических кружков, привлечение детей к традиционным народным ремеслам. Экскурсии в лес, на сельские фермы, питомники, политехнические музеи, выставки тоже привнесут свою лепту в расширение кругозора, выбора будущей профессии пробуждение познавательного интереса.
Необходимо отметить, что трудовые навыки, привитые детям в раннем возрасте, станут мощным стимулом их гармоничного развития, социализации и адаптации в современной жизни.
5. Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас,- нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему.
Мишель Монтень.
Формируя детский коллектив, воспитатель сталкивается со многими трудностями. Разные характеры и темпераменты детей, стремление к лидерству, поведенческие установки, выработанные дома и в коллективе, элементарный детский эгоизм и желание привлечь внимание к себе- вот та почва, где могут возникать споры, конфликты и даже потасовки между детьми. Некоторые дети обладают привычкой жаловаться или даже ябедничать, провоцировать одногруппников на непослушание или конфликты.
Воспитатель должен очень внимательно отслеживать ситуации общения детей, умело варьируя их настроением, направляя их поведение. Прежде всего необходимо выявить формальных и неформальных лидеров, детей с конфликтным характером(особенно действующих исподтишка). Но этого, конечно, мало. Нужно выявить интересы и склонности детей, их способности, мотивацию. Необходимо предложить детям содержательную, интересную программу коллективной деятельности. Для детей очень важно ощущение праздника, чувство успешности в коллективе.
В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети:
- Агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают
- Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются
- Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно
- Сверхпокладистые – со всеми соглашаются
- Всезнайки – считают себя выше, умнее других
- Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться
- Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас
- Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика
- Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом
Как же преодолеть некоторые негативные тенденции в воспитании ребенка в коллективе? Ни в коем случае нельзя поощрять ябедничество, привычку жаловаться, добиваться чего-то силой или капризами. Для этого ребенка необходимо приучить к неукоснительному соблюдению правил поведения, общения с одногруппниками. Важно также сформировать в ребенке понятие дисциплины, его обязанностей. Только доброжелательное и миролюбивое отношение к другим детям должно поощряться педагогом. Для каждого у него должны найтись слова одобрения, а свое порицание некорректных проявлений воспитатель должен высказывать ребенку один на один не унижая его чувство собственного достоинства и, конечно, недопустимо никакое психическое и физическое насилие.
Зачастую дети младшего возраста кусаются или толкаются, агрессивно относятся к тому или иному сверстнику, ввиду чего возникают конфликты, в которых в последующем принимают участие и воспитатели, и родители. Это, кстати, может стать причиной конфликтов между родителями, так как свое чадо будут защищать и одна и другая сторона.
Такие конфликты лучше всего решать мирным способом, попытаться поговорить с воспитателем, чтобы тот больше внимания уделял ребенку- кусаке, предупредить родителей о наболевшей проблеме, поговорить с непослушным малышом, указав ему, что так поступать нельзя и что случится с ним беда, друзей у него не будет.
Конфликты между родителями и воспитателями. Если между детьми конфликты быстро и, обычно мирно разрешаются, так как дети не способны долго помнить плохое, они уже назавтра простят своего обидчика, то в случае со взрослыми все намного хуже. Такой вид конфликтов возникает очень часто, ввиду того, что воспитатель где-то недосмотрел, где-то допустил ошибку, где-то поругал.
Для разрешения такого конфликта существует несколько способов – поговорить с воспитателем, указав на то, что вам не нравится в ее отношении к ребенку или же обратиться к заведующей детского сада с просьбой проконтролировать ситуацию. Да, второй способ, как правило, более эффективный, однако не стоит перегибать палку: все мы люди и следует первоначально поставить себя на место воспитателя, понять ее, возможно, она и не хотела того, что получилось. Старайтесь решать все мирным путем – это лучший способ достичь взаимопонимания.
6. Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан.
Честерфилд Ф
Зачастую ребенок невольно становится свидетелем негативных поступков взрослых: грубости и сквернословия, пьянства и курения, ссор и драк в публичных местах… Некоторые взрослые ведут себя не лучшим образом в транспорте, в театре, в кино, во дворах и подъездах. Они позволяют себе выбрасывать мусор в неположенном месте, расталкивать всех локтями в очереди, не уступают место в транспорте пожилым людям и инвалидам и.т.д.
На мой взгляд - это одна из самых серьезных задач в практике воспитания детей. Как же объяснить детям неправильные поступки взрослых, свидетелями которых они становятся? Здесь педагог должен опираться на свой жизненный опыт и знания психологии ребенка. Очень важно на примере из жизни , из литературы, сказок, пословиц, поговорок показать ребенку неприглядность и недопустимость подобных проявлений. Нужно объяснить ему, что в условиях человеческого общежития нельзя ущемлять прав других людей, нарушая общественный порядок. Но, пожалуй, самое важное предотвратить повторение ребенком за подобными взрослыми их негативных поступков. Для этого нужно очень внимательно отслеживать поведение ребенка и его реакции на эти случаи. Конечно, педагог должен владеть психологическими знаниями: уметь снять стресс, беспокойство, раздражение ребенка. Он должен выработать стратегию реабилитации ребенка, попавшего в стрессовую ситуацию, а это процесс длительный.
Конечно, все о чем я говорю – это проблема всего общества, но ведь у педагога – воспитателя особая роль: ему доверена самое ценное – наши дети, и главное его задача – защитить их, воспитать нормальными гражданами.
Важным моментом в воспитании у ребенка неприятия негативных проявлений в поведении взрослых является личный пример. Если вы позволяете себе проявлять грубость по отношению к другим людям на глазах у малыша, он сочтет такое поведение за норму. Поэтому следите за своими эмоциями и действиями при общении с людьми, особенно на глазах у ребенка.
Если малыш, подражая тому, что он обидел вас или кого-то, дайте почувствовать ему, что он поступил плохо. Громкий крик и ремень – это не допустимые меры воздействия, так вы только озлобите ребенка еще больше. Но и спускать все с рук ему нельзя. Спокойно и отчетливо выразите свое негативное отношение к поступку маленького грубияна, доходчиво объясняя всю неправильность такого поведения. Постарайтесь вызвать у малыша чувство раскаяния.
Профилактика девиантных проявлений в поведении ребенка включает в себя позитивную коммуникативную программу. Читайте вместе с ребенком книги, смотрите детские фильмы, носящие воспитательный характер. После прочтения или просмотра обсудите с малышом, кто, по его мнению, является отрицательным героем, а кто положительным, и почему.
Все это лишь часть приемов и методов решения столь многосложной и многотрудной задачи. Но по мере накопления опыта, будет расширяться арсенал средств воспитательного воздействия . Большим подспорьем здесь может выступить знакомство с опытом коллег. Описанным в журнале «Дошкольное воспитание» и других изданиях аналогичной тематики.
7. Кто не умеет уважать стариков, тот никогда не научится уважать себя.
Гарри Симонович
Необходимость воспитания в каждом ребенке чувства уважения к старшим и особенно пожилым людям ветеранам войны и труда – аксиома. Как этого добиться, какие приемы и методы нужно использовать воспитателю, чтобы ребенок не воспринял цинизм и нигилизм, все еще присущий части нашего общества.
О культуре общества можно судить по тому, насколько в нём молодёжь уважает старших. Если уважают старших — это так же значит, что там не распадаются семьи. Семья — это ячейка общества. Разумеется, уважение нельзя требовать, его нужно заслужить. Когда дети видят, с каким уважением их родители относятся к своим отцу и матери, это воспитывает в них уважение и к своим родителям тоже. Если ребёнок видит, как папа ругается с дедушкой и говорит о нём плохо, то, повзрослев, он будет испытывать такое отношение и к своим родителям.
В одной из газет описан такой показательный случай.Пять лет назад в Осетии мне довелось стать свидетелем того, как отец отчитывал своего сорокалетнего сына — директора банка. На меня произвело большое впечатление уважение сына к своему отцу: несмотря на своё высокое положение в обществе, он стоял, опустив голову и не произнося ни слова.
Итак, я считаю, что самые действенные средства выработаны педагогами нашей отечественной школы:
хвалите при ребенке других детей, которые проявляют уважение к старшим. Приводите наглядные примеры - это может быть девочка, уступившая бабушке место в общественном транспорте, или любая другая ситуация.
Четко разграничивайте понятия «хорошо» и «плохо» в общении с ребенком, не допускайте полутонов. Например, не стоит говорить малышу фразы вроде: «Дедушке можно показать язык, потому что он обидел бабушку» и т.п. Разбирайтесь в собственных проблемах сами, не привлекая к этому ребенка.
Расскажите малышу о том, что все люди рано или поздно становятся взрослыми, а потом и пожилыми, и что он тоже не избежит этой участи. Понравится ли ему тогда, если какие-нибудь мальчики или девочки будут ему грубить, показывать язык, корчить гримасы и т.п. Пусть ребенок еще не в полной мере осознает всю серьезность этого вопроса, но что-то из сказанного вами непременно отложится в его сознании.
Воспитателю также необходимо расширять свой кругозор и отбирать самое передовое из различных культур.
В западной культуре родители стараются купить внимание и любовь малыша, делая ему подарки и обещая игрушки за хорошее поведение. Таким образом, они прививают ему материальные ценности жизни и потребительское отношение к себе. Поэтому неудивительно, что, когда этот ребёнок вырастает, и родители уже не могут его обеспечить, он просто сдаёт их в дом престарелых. Это — логичный итог культуры потребительского общества.
На востоке утро начинается с того, что дети кланяются своим родителям, поскольку видят, как папа и мама кланяются бабушке и дедушке. Никто не притрагивается к пище раньше старших членов семьи. Культура служения окружающим учит ценить не вещи, а мудрость, жизненный опыт и возвышенные качества. В этих традициях детей учат уважать старших и служить им, а также прививают любовь к добрым поступкам и красоте души. Такие люди с возрастом обретают богатый внутренний опыт, и действительно заслуживают то уважение, которым они окружены. В ответ на уважение, старшие делятся своей мудростью и любовью.
Если человек ценил материальные блага и учил этому детей, то дети будут его уважать до тех пор, пока он будет превосходить их в своём богатстве и одаривать их. Поскольку он всю жизнь думал только о том, как заработать денег, в старости никто его не будет слушать, потому что он «ничего не понимает в современной жизни». Если человек не смог привить детям высоких нравственных ценностей и сам не обладает возвышенными качествами, ему останется только требовать уважения к своему возрасту, что выглядит очень нелепо.
Поступать нравственно и развиваться духовно необходимо даже просто ради блага своих детей, чтобы заслужить их искреннее уважение.
Поэтому, чтобы воспитать детей в духе добра, — покажите им хороший пример: всегда поступайте и говорите нравственно, научитесь ценить своих родителей, служите им и окружите их уважением и любовью. Учась у родителей, дети будут поступать так же. Каждый человек несёт большую ответственность за связь поколений.
8. Одна из главнейших задач всего образования именно в том и состоит, чтобы вводить постоянно новые поколения в общее дело человечества в его бесконечном стремлении к абсолютному благу.
Отвечая на это вопрос необходимо коснуться фактов истории отечественного общественного дошкольного воспитания, осмыслить их и попробовать спроецировать этот опыт на современную действительность.
Развитие общественного дошкольного воспитания в России
Государственная централизация России, особенно усилившаяся с воцарением Петра I, привела к необходимости придать государственный характер призрению большого числа беспризорных детей. В 1706 г. был открыт первый «домик для подкидышей», или, как их еще называли, зазорнорожденных детей. По указам Петра I при некоторых монастырях были открыты своеобразные воспитательные дома. Во второй половине XVIII в. организуются государственные приюты для подкидышей и беспризорных в Петербурге и Москве. В 1763 г. открывается воспитательный дом в Москве, филиалы которого позднее начинают действовать и в ряде других городов.
В приютах и воспитательных домах была крайне высокая смертность, особенно среди грудных детей. Так, в Московский воспитательный дом в 1764 г. было принято 524 грудных ребенка, из них умерло 424; в 1767 г. принято 1089, умерло 1073. Подобное явление было характерно для закрытых воспитательных учреждений России вплоть до Октябрьской революции. Даже в 1906 г. в Рязанском земском приюте смертность грудных детей составила 77,8% от числа поступивших, в Минском - 77,9%. В Московском воспитательном доме, по официальным отчетам за 1907-1910 гг., смертность грудных детей колебалась от 30 до 40%. По мнению современников, эти данные были явно занижены. Причины подобных явлений коренились в социальном строе, в отсутствии заботы государства о детях трудящихся.
Наиболее полно причину смертности в этих учреждениях - в воспитательных домах, приютах - объясняет использующийся в педиатрии термин «госпитализм». Он включает весь комплекс тех вредных явлений, которым были подвержены дети в закрытых учреждениях, как лечебных, так и предназначенных для призрения. Дети умирали главным образом от инфекционных заболеваний, различных расстройств органов пищеварения, связанных с неполноценным искусственным вскармливанием, скученностью, плохими гигиеническими условиями. А выжившие плохо развивались физически: отставали в росте и весе, отличались пониженным иммунитетом, большой заболеваемостью.
Для этих детей был характерен и так называемый психический госпитализм, выражавшийся в следующих явлениях: общая вялость, малоподвижность, позднее развитие движений (нередко дети начинали ходить только к 2 годам). Очень заметным было резкое отставание в развитии речи - к 3 годам они произносили только некоторые слова. У них преобладало эмоционально подавленное состояние, возникали лишние движения в виде автоматических покачиваний головой, туловищем или рукой. Подчас детям было свойственно устойчивое проявление различных страхов или других навязчивых состояний, которые свидетельствовали не только об отставании психического развития, на и о его нарушении.
Как показали позднейшие исследования, одной из основных причин госпитализма был недостаток условий, необходимых для нормального развития высшей нервной деятельности, ограничение воспитания лишь вскармливанием и примитивным уходом. В закрытых детских учреждениях отсутствовали важные и необходимые естественные воспитательные средства, которые в изобилии окружают ребенка в семье.
Малоэффективной оказалась и система патронирования, т. е. передача детей на воспитание в семью с выплатой небольшого государственного пособия. По данным Московского воспитательного дома, с 1772 г. за 15 лет на патронирование было отдано свыше 9 тыс. детей, к концу же этого срока в живых оставалась лишь 1 тысяча.
С XVIII в. начинает складываться русская дошкольная педагогика. В развитии отечественной науки, в том числе и педагогической, особое место принадлежит выдающемуся ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711-1765). В своей работе «О сохранении и размножении российского народа» он выдвинул программу социальных, медицинских и педагогических мер, необходимых для укрепления и развития нации. Ломоносов считал обязательным улучшить экономическое положение крестьян, уменьшить помещичий произвол, организовать медицинскую помощь роженицам, для чего наладить обучение акушерок, проводить «повивальные бабьи съезды», готовить отечественных лекарей. Резко выступил он против распространенного церковного обычая крестить детей в холодной воде. «Невеждам попам физику толковать нет нужды... Упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодною водою, почитаю я палачами затем, что желают после родин и крестин вскоре и похорон для своей корысти». Для борьбы с народным невежеством и суевериями Ломоносов рекомендовал издавать «книжки о народном здравии» и распространять их среди народа.
Важную роль в развитии русской педагогики сыграл известный государственный деятель второй половины XVIII в. И. И. Бецкой (1704-1795). По его проекту впервые в России были открыты воспитательные дома и созданы для них различные руководства. Большой интерес представлял трактат Н. И. Новикова (1744-1818) «О воспитании и наставлении детей», в котором были глубоко раскрыты вопросы умственного и нравственного воспитания, эмоционального развития.
Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 декабря 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста. В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К. Н. Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением. Важной вехой создания государственной системы подготовки педагогов дошкольного образования стал первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, состоявшийся в Москве в 1919 году. Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств.
С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». К 40-м годам ХХ века сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более двух миллионов воспитанников.
После войны продолжилось развитие системы общественного дошкольного воспитания, которое по мыслям коммунистических идеологов должно было заменить семейное воспитание. В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. В начале 60-х годах была создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны. Над программой работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики. А в 1978 году, после внесения очередных изменений, программа получила название Типовой. Она просуществовала до 1984 года, когда была заменена Типовой программой воспитания и обучения в детском саду.
В связи с реформированием системы образования на пороге 80-х-90х годов возникла «Концепция дошкольного воспитания». В ней обозначены четыре основных принципа, которые являются основополагающими для экспертных оценок дошкольного образования России: гуманизация — воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе; развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; деидеологизация дошкольного образования — приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.
Тенденции развития общественного дошкольного воспитания заданные этими директивными документами диктуют необходимость выработки новых подходов и методик воспитания в ДОУ . Каждый воспитатель, основываясь на этих документах должен провести над собой большую работу в плане расширения профессионального кругозора, перестройки своей работы до достижения уровня современных требований.
Прежде всего, гуманизация воспитания, на мой взгляд, заключается в построении всего воспитательного процесса,в доброжелательном ключе, создании комфортной психологической среды в группе, равное отношение ко всем воспитанникам . Важно получить отклик доброты в сердцах подопечных.
Личностно-ориентированное воспитание, термин не новый, предполагает необходимость учета особенностей воспитанников физических, психических, меры их способностей, характер, темперамент, склонности, обстановку в семье, успехи и трудности в освоении обучающих и развивающих программ.
Дифференциация и индивидуализация воспитания в условиях детского коллектива, пожалуй, одна из самых трудных задач. Но и здесь на помощь воспитателю приходят основные педагогические принципы: посильности обучения, преемственности, наглядности. Главное, создать условия для самореализации и успешности каждого ребенка, а значит, каждому ребенку нужно уделять достаточное внимание и заботы. Я думаю, что количество детей в группах должно быть доведено до оптимального, с точки зрения решения этих задач.
9. «Связь прошлого и настоящего».
Под этим девизом проходит нынешний юбилейный год нашего профессионального журнала «Дошкольное воспитание» . 85 лет- срок по любым меркам немалый, ведь по этому журналу учились работать наши прабабушки! Но и сегодня это издание на самых передовых позициях общественного дошкольного воспитания.
Я с удовольствием знакомлюсь с содержанием каждого нового номера журнала. Аналитические статьи, статистика, материалы в помощь воспитателю, обмен опытом между коллегами, советы профессиональных психологов, конкурсы- всему этому находится место на страницах журнала, и все это предмет неустанной заботы редакционной коллегии. Поздравляю свой журнал с юбилеем и желаю так держать!
10. Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ... Н.А Некрасов
Я задаю своим коллегам вопросы в рамках конкурса «Вопросы времени», заранее зная, что они могут вызвать полемику, надеюсь полезную, а вообще, в спорах рождается истина.
Как сделать процесс воспитания максимально успешным и радостным для детей и их родителей?
Как помочь ребенку организовать самого себя?
Как строить свои отношения с коллегами в педагогическом коллективе ДОУ?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзия, взгляд изнутри
Статья об инклюзивном образовании...
Эссе «В чём необходимость принятия новых требований к организации дошкольного воспитания? Как часто, на Ваш взгляд следует менять содержание образовательных стандартов?"
На мой взгляд, новые требования улучшат качество образования и воспитания малышей в детском саду....
Тематическое планирование по формированию естественно-научных представлений о человеке "Человек. Взгляд изнутри и снаружи"
В материале представлены тематическое планирование организованной образовательной деятельности в детском саду, варианты опытно-экспериментальной деятельности, дидактические и подвижные игр...
Рекомендации для родителей «Контактный зоопарк: взгляд изнутри»
Приехал зоопарк в наш городок -Несут афиши радостную весть.И вот веселых зрителей потокУже спешит на узников смотреть.Глядят. А им в ответ - тоска и грустьИз многих пар больших печальных глаз.Зд...
Проблемы дошкольного воспитания
В чем заключается проблема????...
Актуальные проблемы дошкольного воспитания
Актуальные проблемы дошкольного воспитанияСовременный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проб...