Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_-_narodnye_promysly.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- расширять словарь по теме «Народные промыслы»;
- способствовать формированию грамматического строя речи;
Коррекционно – развивающие:
- развивать интерес детей к разнообразию русских традиций и промыслов через знакомство с матрешкой.
- способствовать развитию познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия;
- способствовать развитию диалогической речи – самостоятельных полных ответов на поисковые вопросы.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к народному искусству,
- воспитывать доброжелательность, взаимопонимание, навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: иллюстрации по теме «Матрёшки», матрёшки деревянные, электронная презентация по данной теме.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент
На Руси уж так идет,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на дудочке игрец.
И блоху он подкует,
Дом добротный возведет,
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет.
*****
Богата и привольна Родина моя
И промыслом народным славится она.
Есть Тула, Гжель и Суздаль
И Павловский Посад,
Загорская матрешка,
И хохломской наряд.
По всей России-матушке,
Куда не бросишь взгляд,
Народные умельцы
С любовью мастерят.
- О ком эти стихотворения? (о мастерах-ремесленниках)
- Сегодня мы познакомимся
2. Основная часть
Ребята, не случайно матрёшка сегодня пришла в гости к нам.
Матрёшка – это уникальная народная русская игрушка, наряду с русской берёзкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. А скажите, у кого дома есть матрёшка?
- А сейчас попробуйте ответить на «Матрёшкины вопросы»:
1. Сколько лет матрёшке? (Больше ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трёх тысяч лет).
2. А как появилась матрёшка в России? (Купец Анатолий Мамонтов, в селе Абрамцеве, под Москвой открыл магазин-мастерскую «Детское воспитание» по изготовлению и продаже детских игрушек. Здесь работали настоящие умельцы и художники. Однажды с острова Хонсю из Японии была привезена японская традиционная деревянная кукла. Это был добродушный, узкоглазый старичок Фукуруму- японское божество долголетия и счастья (показать иллюстрацию). Фукуруму раскрывался, и в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую, - это были тоже божества, но рангом пониже. И наши кукольные мастера решили выточить такую же, но русскую куклу и расписать её. Токарь Василий Звёздочкин выточил на токарном станке маленькую, нераскрывающуюся фигурку, потом побольше, раскрывающуюся, потом ещё – всего 8. А художник Сергей Малютин готовые фигурки расписал.
3. Назовите главный секрет матрёшки? (Это кукла с сюрпризом: внутри находятся ещё несколько матрёшек)
4. Из какого материала сделана матрёшка? (Из дерева).
5. Какие породы деревьев годятся для изготовления матрёшки и почему? (Это берёза и липа, древесина у них мягкая и лёгкая)
Физкультминутка «Буратино»
- Сегодня мы познакомимся с декоративно-прикладным искусством.
- Произведения декоративно-прикладного искусства различаются:
по тому, какое изделие создают (мебель, кружево, ювелирные украшения, игрушки и т.д.);
по материалу, из которого изделие создано (металл, дерево, стекло, ткани и т.д.);
по технике обработки материала (художественная резьба, роспись, чеканка, литье, лоскутное шитье и т.д.)
Основные народные промыслы
- Основными народными промыслами России являются:
Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;
Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;
Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;
Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;
Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская, Хотьковская
Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра
Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;
Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;
Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,
Роспись по ткани - Павловские платки и шали
Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.
Игра «Назови, какой? Какая?»
Матрешка (какая?) - (деревянная, расписная, красивая, яркая, нарядная…)
Барыня (какая?) – глиняная
Медведь (какой?) – деревянный
Игра «Подбирай, называй, запоминай».
Закончи предложения, подобрав как можно больше слов-действий.
- В магазине матрешку можно (что делать?) - рассматривать, трогать, выбирать, покупать.
- Дома, в детском саду, на улице с матрешкой можно (что делать?) - играть, отдавать, терять, дарить, ремонтировать, расписывать, раскрашивать, разбирать.
Игра «Сосчитай до 5»
Согласование числительного с прилагательным и существительным.
Одна разноцветная матрешка, две … пять …
Одна деревянная матрешка, две … пять …. и т. д.
Игра «Кто скажет иначе» (подбор синонимов)
Большие – (крупные, огромные, громоздкие, объемные)
Маленькие – (небольшие, мелкие, крошечные)
3. Заключительная часть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...
Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Конспект занятия по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста. Автор:воспитатель Русакова А.Н.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение следующих задач:формирование представлений об опасных для ребенка ситуациях и спосо...
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»
Итоговое логопедическое занятие по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Логопедическое занятие "Здравствуй, гостья-зима!"по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Открытое логопедическое занятиепо формированию лексико-грамматических категорийу детей старшей группы с ОНР«Здравствуй, гостья - зима»...
Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Тема подгруппового занятия: «Продукты питания» Сюжетное занятие: «День рождения Мишки»
Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Продукты питания"...
Конспект занятия по речевому развитию "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством техники сторителлинг"
Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством техники сторителлинг".Проводя с детьм...