Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Галимова Лилия Равхатовна

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_-_narodnye_promysly.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:         НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Задачи: 

Коррекционно – образовательные:

- расширять  словарь по теме «Народные промыслы»;

- способствовать формированию грамматического строя речи;

Коррекционно – развивающие:

- развивать  интерес детей к разнообразию русских традиций и промыслов  через знакомство  с матрешкой.

- способствовать развитию познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия;

- способствовать развитию  диалогической  речи – самостоятельных полных ответов на поисковые вопросы.

Коррекционно – воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к народному искусству,

- воспитывать доброжелательность, взаимопонимание, навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Оборудование:  иллюстрации по теме «Матрёшки», матрёшки деревянные, электронная презентация по данной теме.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент

На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочке игрец.

И блоху он подкует,

Дом добротный возведет,

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет.

*****

Богата и привольна Родина моя

И промыслом народным славится она.

Есть Тула, Гжель и Суздаль

И Павловский Посад,

Загорская матрешка,

И хохломской наряд.

По всей России-матушке,

Куда не бросишь взгляд,

Народные умельцы

С любовью мастерят.

- О ком эти стихотворения?  (о мастерах-ремесленниках) 

- Сегодня мы познакомимся

2. Основная часть

Ребята, не случайно матрёшка сегодня пришла в гости к нам.

Матрёшка – это уникальная народная русская игрушка, наряду с русской берёзкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. А скажите,  у кого дома есть матрёшка?

- А сейчас попробуйте ответить на «Матрёшкины вопросы»:

1. Сколько лет матрёшке? (Больше ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трёх тысяч лет).

2. А как появилась матрёшка  в России? (Купец Анатолий Мамонтов, в селе Абрамцеве, под Москвой открыл магазин-мастерскую «Детское воспитание» по изготовлению и продаже детских игрушек. Здесь работали настоящие умельцы и художники. Однажды с острова Хонсю из Японии была привезена японская традиционная деревянная кукла. Это был добродушный, узкоглазый старичок Фукуруму- японское божество долголетия и счастья (показать иллюстрацию). Фукуруму раскрывался, и в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую, - это были тоже божества, но рангом пониже. И наши кукольные мастера решили выточить такую же, но русскую куклу и расписать её. Токарь Василий Звёздочкин выточил на токарном станке маленькую, нераскрывающуюся фигурку, потом побольше, раскрывающуюся, потом ещё – всего 8. А художник Сергей Малютин готовые фигурки расписал.

3. Назовите главный секрет матрёшки?  (Это кукла с сюрпризом: внутри находятся ещё  несколько матрёшек)

4. Из какого материала сделана матрёшка? (Из дерева).

5. Какие породы деревьев годятся для изготовления матрёшки и почему? (Это берёза  и липа, древесина у них мягкая и лёгкая)

Физкультминутка «Буратино»

- Сегодня мы познакомимся с декоративно-прикладным искусством.

- Произведения декоративно-прикладного искусства различаются:

по тому, какое изделие создают (мебель, кружево, ювелирные украшения, игрушки и т.д.);

по материалу, из которого изделие создано (металл, дерево, стекло, ткани и т.д.);

по технике обработки материала (художественная резьба, роспись, чеканка, литье, лоскутное шитье и т.д.)

Основные  народные промыслы

 Основными народными промыслами России являются:

Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;

Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;

Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;

Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;

Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская, Хотьковская

Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра

Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;

Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;

Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,

Роспись по ткани - Павловские платки и шали

Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.

Игра «Назови, какой? Какая?»

Матрешка (какая?) - (деревянная, расписная, красивая, яркая, нарядная…)

Барыня (какая?) – глиняная

Медведь (какой?) – деревянный

Игра «Подбирай, называй, запоминай». 

Закончи предложения, подобрав как можно больше слов-действий.

- В магазине матрешку можно (что делать?) - рассматривать, трогать, выбирать, покупать.

- Дома, в детском саду, на улице с матрешкой можно (что делать?) - играть, отдавать, терять, дарить, ремонтировать, расписывать, раскрашивать, разбирать.


Игра «Сосчитай до 5»

Согласование числительного с прилагательным и существительным.

Одна разноцветная матрешка, две … пять …

Одна деревянная матрешка, две … пять …. и т. д.

Игра «Кто скажет иначе» (подбор синонимов)

Большие – (крупные, огромные, громоздкие, объемные)

Маленькие – (небольшие, мелкие, крошечные)

3. Заключительная часть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...

Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Конспект занятия по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста. Автор:воспитатель Русакова А.Н.

Цель:  формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение следующих задач:формирование представлений об опасных для ребенка ситуациях и спосо...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»

Итоговое логопедическое занятие по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Логопедическое занятие "Здравствуй, гостья-зима!"по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Открытое логопедическое занятиепо формированию лексико-грамматических категорийу детей старшей группы с ОНР«Здравствуй, гостья - зима»...

Конспект занятия по речевому развитию "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством техники сторителлинг"

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством техники сторителлинг".Проводя с детьм...