Формирование монологической речи у детей с ОНР используя мнемосхемы.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Мышление и речь не тождественны, возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_monologicheskoy_rechi_-_kopiya.docx | 27.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование монологической речи у
детей с ОНР используя мнемосхемы.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Мышление и речь не тождественны, возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на овладении профессией.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Поскольку адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной монологической речи.
Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Глухов В.П. и многие другие.
Под связной речью следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита. Выделяют четыре уровня речевого развития детей;
Дети с ОНР любого уровня речевого развития не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям. Коррекция речи для них длительный процесс, одной из главных задач которого является формирование у детей с ОНР связной речи.
У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий [2].
В коррекционной работе с детьми с ОНР наряду с общепринятыми приемами и принципами используются творческие методики, в которых, коррекционное воздействие основывается на максимальном использовании возможностей детей. Одним из эффективных коррекционных средств, при формировании монологической речи дошкольников с ОНР, служат приемы мнемотехники.
Мнемотехника – (в переводе с греческого - «искусство запоминания») это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектах природы, об окружающей мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие связной речи [6].
Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Суть работы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, вся информация (текст) зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком. Главное, наглядную схему нужно изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы [7].
Работа с мнемотаблицами делится на несколько этапов:
этап 1 – рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
этап 2 – перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
этап 3 – после перекодирования осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейшими мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
Данная технология – мнемотехника базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, она открывает широкие возможности для более эффективного запоминания детьми текста, даже детьми с проблемами в речевом развитии. Она формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию; развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память [5].
Логопедическая работа по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием мнемотехники отражена в методических пособиях следующих авторов:
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста;
- Лебедева Л.В., Козина И. В. И др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа;
- Граб Л.М. Творческое рассказывание. Обучение детей 5-7 лет;
- Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных анализов;
- Ильякова Н.Е. Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР;
- Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.
В пособии Лебедевой Л.В., Козиной И.В. и др. представлена система занятий по обучению детей пересказу на основе природоведческой детской литературы с опорой на графические схемы; конспекты занятий по обучению детей рассказываю с использованием мнемотехники представлены в пособии Полянской Т.Б.; мнемотаблицы и мнемодорожки к сказкам отражены в пособии Т.В. Большевой. Схемы к описательным рассказам содержаться в пособии Граб Л.М.; схемы для составления описательных и сравнительных рассказов по различным лексическим темам отражены в пособии Ткаченко Т.А.; пиктограммы к серии сюжетных картин представлены в пособии у Ильяковой Н.Е., которые помогают детям при составлении рассказов по серии сюжетных картин.
Приемы мнемотехники особенно важны для дошкольников, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными воспитательными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов [3].
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученный текст запомнился надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить текст.
Положительным моментом в использовании мнемотехники, является то, что речь педагога сводится к минимуму – он показывает схему, рисунок, таблицу а ребенок образовывает нужное слово, а затем и составляет развернутые высказывания.
Применение мнемотехники в работе над монологической речью детей с ОНР позволяет логопеду впоследствии более успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме, а также сочинению рассказа по замыслу. Интенсификация такой работы приобретает особую значимость в связи с тем что дети с ОНР испытывают большие трудности в ситуациях ,предполагающих использование монологической речи .По сравнению с нормально развивающимися детьми рассказы детей имеющих общее недоразвитие речи отличаются не последовательностью и фрагментарностью, нарушением логичности наличием аграмматизмов и другими особенностями.
Подведя итоги применения мнемотехники можно отметить уровень рассказывания (это относится и к содержательности рассказов и их словесному оформлению, грамматической правильности и точности речи) заметно повысился. Разнообразнее стали типы связей между предложениями, внутри предложений и между словами. Можно отметить, что и плавность изложения, которая также является критерием связности изложения текста, стала намного лучше. При рассказывании у детей зафиксировано мало остановок, пауз, срывов, запинок. Наблюдения показали: введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой текстов, их связностью. Анализ рассказов выявил их улучшение по всем показателям: самостоятельно описать игрушки, животных; описания стали более подробными. При составлении серий сюжетных картинок учитывались особенности восприятия дошкольниками: содержание картинок было близко жизненному опыту детей, персонажи были выразительны, в сюжетах четко прослеживались последовательность и завершенность, содержание картинок было интересно детям не только внешним изображением, но и нравственным смыслом; учитывалось и их эстетическое оформление; работа ребенка с серией картинок имела своей целью не только развитие речи (всех ее сторон — словаря, фонетики, грамматики, умений составлять связный текст), но и решение умственных задач.
Даже на одном занятии с использованием мнемотехники решалось много задач: операции анализа и синтеза (последовательное раскладывание всей серии картинок и составление единого сюжетного рассказа), эстетические задачи (развитие образности речи, подбор синонимов, определений к заданным словам), нравственные задачи (содержание картинок воспитывало у детей чувство заботы и сострадания; кроме того, дети приучались к коллективной деятельности). Что касается решения задач по развитию речи, то здесь проводилась словарная работа, выполнялись грамматические задания (дети составляли предложения разных типов, строя разнообразные синтаксические конструкции. Повысился уровень пересказывания знакомого литературного текста, у некоторых детей отмечено осознание передачи полноты текста, соответствие своего высказывания заданному образцу. В обучении основное внимание уделялось работе над смысловой стороной слова и умению составлять рассказы используя мнемотаблицы.
В результате проведенной работы, успешное формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более эффективно, при проведении занятий и дидактических игр, с применением наглядного моделирования.
Использование наглядного моделирования в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.
Для дошкольников с ОНР мнемотехника имеют особое значение, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц в работе по формированию монологической речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными воспитательными задачами, кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.
Литература
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский цент «Академия», 2000.
- Волкова Л.С. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш.учеб. заведений. – 3 – е изд., перераб. и допол. – М.: Гуманит. изд. Цент ВЛАДОС, 2002.
- Воробьева В.К. методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие – М.:АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004.
- Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. 2008. №4.
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно методическое пособие.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
- Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание», — 1990— №10.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. –– М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данной статье освещаются вопросы формирования монологической речи в соответствии с периодами обучения, задачи подготовительного этапа обучения, методические принципы формирования связной речи. Предс...
Статья "Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием мнемотехники"
В коррекционной работе с детьми с ОНР наряду с общепринятыми приемами и принципами используются творческие методики, в которых, коррекционное воздействие основывается на максимальном использовании воз...
Формирование монологической речи детей с общим недоразвитием речи
Картотека заданий по лексическим темам....
Особенности формирования монологической речи у детей
Учить детей рассказывать — это значит развивать у них монологическую форму речи....
Система работы по формированию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) с использованием новых коррекционных технологий
Представленная в статье система работа позволит решить многие задачи коррекции: активизировать словарь; учить строить предложения разными лексико-синтаксическими средствами, распространять предложение...
Методические рекомендации по организации логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Методические рекомендации родителям, воспитателям и логопедам по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...
«ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ».
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных спос...