Формирование монологической речи детей с общим недоразвитием речи
картотека по логопедии по теме

Вагина Елена Александровна

Картотека заданий по лексическим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_razvitie_monolog.rechi_.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игрушки. Детский сад.

* Составить предложения по картинке, по демонстрируемому действию, используя конструкцию предложения:

подлежащее + сказуемое + дополнение.

* Пересказать рассказ Т. Ткаченко «Дети играют» с опорой на сюжетную картинку.

* Описать любимую игрушку с опорой на схему.

* Пересказать рассказ Т. Ткаченко «Про девочку Машу и куклу Наташу».

Овощи

* Составить предложения по демонстрируемому действию, сюжетной картинке, использую конструкцию предложения: подлежащее + сказуемое + дополнение.

* Пересказать сказку «Репка» с опорой на схематическое изображение персонажей, расположенных на магнитной доске или на фланелеграфе.

* Описать овощи с опорой на схему или без нее.

Фрукты

* Составить предложения по образцу, добавив слово-признак.

Маша ест яблоко. Какое? Маша ест вкусное яблоко.

* Описать фрукты с опорой на схему или без нее.

* Пересказать рассказ «Яблоко», рассказ К. Ушинского «История одной яблоньки».

Сад. Огород. Ягоды

* Придумать предложения с союзом а по образцу логопеда.

* Составить предложения по картинкам с изображением одного и более действующих лиц, объектов действия.

Девочка собирает ягоды: землянику, ежевику, клубнику, малину. Мальчик и девочка собирают ягоды.

Осень. Деревья осенью

* Рассказать о деревьях с опорой на схему.

* Описать данное время года с опорой на схему, серию сюжетных картинок «Осень».

* Пересказать рассказ об осени.

Перелетные птицы

* Составить небольшие описательные рассказы о птицах с опорой на схему.

* Пересказать рассказ Л. Ефименковой «дрозд».

* Нарисовать в тетрадях картинный план и пересказать рассказ К Ушинского «Ласточка».

Зима

* Составить рассказ о начале зимы с опорой на схему.

* Пересказать рассказ Л. Ефименковой «Зима».

* Описать данное время года с опорой на схему или без нее.

Дикие животные

* Описать животных с опорой на схему или без нее.

* Пересказать рассказ «Белка и зайчик» с опорой на сюжетные картинки или схемы, представленные на фланелеграфе.

* Пересказать сказку «Маша и медведь» с опорой на иллюстрации.

* Пересказать рассказы Н. Сладкова «Как животные готовятся к зиме», «Как медведь сам себя напугал».

* Пересказать рассказ В. Бианки «Хвосты» или принять участие в инсценировке.

Одежда

* Пересказать рассказ Т. Ткаченко «В раздевалке» с опорой на картинку.

* Составить рассказ о том, как дети одеваются на прогулку.

* Пересказать по памяти рассказ «Кукла Маша».

* Придумать описательные загадки об одежде с опорой на предметные картинки.

Обувь

* Пересказать рассказ «Как Алеша потерял галошу» с использованием наглядных опор на фланелеграфе.

* Поиграть в игру «Магазин обуви». Узнать по описанию обувь.

Зимние забавы

* Пересказать рассказ Т. Ткаченко «Про девочку Машу и куклу Наташу».

* Пересказать рассказ Н. Носова «на горке».

* Пересказать рассказ Н. Калининой «Снежный колобок», придумав его продолжение и конец.

* Составить простые и сложные предложения, а затем рассказ по фрагментам или основному содержанию сюжетной картины «Зимние забавы».

Зимующие птицы

* Пересказать рассказы «Помощь птицам», «Птица» с опорой на план (в форме вопросов), предложенный логопедом.

* Пересказать рассказ «Кормушка».

* Описать любую птицу, прилетевшую к кормушке, с опорой на схему или без нее.

* Составить рассказ по серии картинок «Синичка».

Новогодний праздник

* Пересказать рассказ Т. Ткаченко «Незнайкин подарок» с опорой на сюжетную картинку.

* Придумать небольшие рассказы из личного опыта на тему «Как я готовлюсь к встрече Нового года» (по плану логопеда).

* Составить рассказ по сюжетной картинке «Дети вокруг елки».

Домашние животные

* Описать четвероногого друга с опорой на схему и без нее.

* Пересказать рассказ «Пушок».

* Пересказать рассказ Е. Чарушина «Собака».

Домашние птицы

* Инсценировать рассказ В. Сутеева «Утенок и цыпленок».

* Пересказать рассказ Т. Ткаченко «Попугай Петруша».

* Пересказать сказку «Курочка Ряба» с опорой на картинки или схемы, помещенные на фланелеграфе.

* Зарисовать картинный план к рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок» и пересказать этот рассказ.

* Пересказать рассказ К. Ушинского «Петушок с семьей».

Посуда

* Пересказать рассказ Н. Калининой «помощники» с опорой на картинки или схемы, представленные на фланелеграфе.

* Инсценировать сказку «Лиса и журавль».

* Пересказать рассказ «Мама и Таня» с опорой на схематическое изображение.

Продукты питания

* Составить рассказ из личного опыта «Как мама (папа) варит суп (кашу), жарит котлеты» и т.д.

* Пересказать рассказ Т. Ткаченко «Это я виноват».

* Пересказать рассказ Л. Толстого «Три калача и одна баранка». Дать собственную оценку произошедшему.

Дом и его части

* Составить рассказ на тему «В каком доме я живу».

* Инсценировать сказку «Лиса и заяц».

* Зарисовать картинный план к рассказу в тетрадях и пересказать рассказ «Наш дом».

День защитника Отечества

* Составить рассказ из личного опыта «Как мы готовимся поздравить папу, дедушку».

* Ответь на вопросы по рассказам А. Барто «На заставе», А. Митяева «Мешок овсянки», «Почему армия родная?».

Мебель

* Зарисовать и описать свою комнату по схеме (плану).

* Описать предметы мебели и бытовые приборы в квартире.

* Рассказать о мебели в квартире с опорой на схему и вопросы логопеда.

Ранняя весна

* Составить рассказ по сюжетной картинке «Приход весны».

* Рассказать о весне с опорой на схему.

Мамин праздник

* Составить рассказ по серии картинок «Мы для милой мамочки…».

* Составить рассказ по теме «Какой подарок я готовлю маме».

* Составить рассказ, используя коллективный план «Как мы поздравляем мам, бабушек, сестер, девочек группы».

Семья

* Пересказать рассказы Т. Ткаченко «Вечер», «Два брата» с опорой на серию сюжетных картин.

* Пересказать рассказ Т. Ткаченко «Семья». Придумать по аналогии рассказ о своей семье.

Профессии. Инструменты

* Придумать мини-рассказы о роде деятельности людей с опорой на картинки.

* Составить рассказ с элементами творчества «Кем я хочу быть?».

Город. Улица. Дома

* Составить рассказ по плану (схеме, вопросному плану) о родном городе (собственном доме, квартире).

* Рассказать об улице города с опорой на сюжетные картинки.

Транспорт

* Описать разные машины с опорой на схему или картинный план.

* Пересказать рассказ К. Нефедовой «Как выглядит троллейбус?» и придумать его продолжение и окончание.

* Пересказать рассказ «Транспорт» по вопросам.

* Нарисовать рисунки и придумать рассказ «Путешествие на…».

Лес. Деревья. Кустарники

* Придумать загадки-описания о деревьях и кустарниках.

* Пересказать рассказ Л. Ефименковой «Добрая береза» с опорой на картинный план.

* Пересказать рассказ «Березка».

Растения луга и сада

(травы, цветы)

* Придумать загадки-описания о цветах и травах.

* Выучить стихи о цветах.

* Составить рассказ по серии сюжетных картинок «Подсолнух».

* Ответить на вопросы по рассказу «Почему ландыш белый».

* Пересказать рассказ «На лугу».

Насекомые

* Составить рассказ по серии картинок «О муравье».

* Зарисовать в тетради картинный план и пересказать рассказ «Интересный жучок».

* Описать и сравнить насекомых.

* Пересказать рассказ «Пчелки на разведках». Нарисовать рисунки к тексту.

Весна. Изменения в природе

* Рассказать о весне с опорой на цветовые обозначения.

* Солнце – желтый цвет, трава – зеленая, земля – коричневый и т.д.

* Составить рассказ по сюжетной картинке «лодочка».

* Пересказать рассказ «Как Саша первый раз увидел самолет».

* Составить рассказ по сюжетной картине о весне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей с элементами тренинга “Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи”

Консультация для родителей с элементами тренингапо реализации образовательной области "Коммуникация"(связная речь)для детей с общим недоразвитием речиТема “Формирование словаря у детей с общим н...

Особенности формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи.

В настоящее время формированию лексики у детей с общим недоразвитием речи придается большое значение. Овладение словарным составом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения его гр...

Формирование словообразования у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

Актуальность исследования.Работа посвящена одной из важнейших и до сих пор практически не изученных проблем логопедии – формированию процессов словообразования у детей дошкольного возраста с общ...

Использование пиктограмм для развития монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский...

Использование пиктограмм для развития монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушински...