Особенности формирования монологической речи у детей
консультация по теме

Харламова Ольга Николаевна

Учить детей рассказывать — это значит развивать у них монологическую форму речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Учить детей рассказывать — это значит развивать у них монологическую форму речи. Монологическую речь характеризуют следующие особенности:

  1. развернутость и полнота фраз, обеспечивающие понимание слушателями предмета речи;
  2. активность и произвольность, выражающаяся в умении говорящего выбрать главное, о чем нужно сказать, и найти для этого соответствующую форму;
  3. организованность, понимаемая как необходимость для говорящего спланировать всю речь, логически связать ее отдельные компоненты.

Педагоги выделяют следующие качества связной речи, которые возможно сформировать у детей дошкольного возраста:

- достоверность — умение отобрать для высказывания или рассказа сведения, правильно отражающие знакомые детям явления объективно существующей действительности, в соответствии с заданной темой;

- точность и полнота содержания — достаточный объем и глубина отобранных сведений, лаконичная передача наиболее характерного и важного без излишней детализации;

- логичность — последовательность изложения мыслей, умение строить несложные суждения, умозаключения, выводы;

- точность отбора лексического материала;

- образность — наличие в речи различных изобразительных средств (эпитетов, сравнений, метафор и т. д.).

В связи с разнообразной речевой деятельностью детей дошкольного возраста в их речи происходят качественные изменения. Они связаны с тем, что ребенок от односложных высказываний о наблюдаемых объектах «постепенно переходит к более сложным формам речевого общения, которые характеризуются связным высказыванием о целой системе фактов окружающей действительности, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом».

В среднем дошкольном возрасте умение детей рассказывать только начинает формироваться. Первые рассказы их состоят из 3—4 предложений, причем часто ребенок соединяет в одном рассказе разнородные, хотя и эмоционально окрашенные, факты, излишне детализирует повествование. Это создает некоторую бессистемность, непоследовательность детских рассказов, что, по выражению А. М. Леушиной, говорит об их аффективной основе.

В речи детей этого возраста преобладают простые нераспространенные, неполные предложения.

В дошкольном возрасте значительно увеличиваются речевые возможности детей, от правильного использования которых существенно зависит своевременное овладение связной монологической речью. Современные условия дошкольного образования определяются многообразием вариативных программ. Анализ реализации образовательных программ в дошкольных учреждениях выявил ряд психолого-педагогических затруднений воспитателей, препятствующих освоению детьми связной монологической речи в сензитивном периоде. Основными из них являются эмоциональные и коммуникативные барьеры в общении, недостаточное осознание закономерностей речевого развития дошкольников, использование репродуктивных приемов обучения.  

При становлении речевой компетенции ребенка взрослый играет роль организатора, энергетического источника и активного участника речевой среды. Развитие речевой социальности личности дошкольника зависит от овладения развернутым, сложноорганизованным высказыванием. С.Л. Рубинштейн определяет речь, понятную на основе собственного предметного содержания, как связную монологическую. То, насколько своевременно дети овладеют ею, зависит от профессиональной компетенции педагога, от качества «педагогического дизайна» партнерских отношений.
Для дошкольного образования характерны вариативность программ воспитания и обучения, многообразие видов дошкольных учреждений, свобода творчества педагога. Для выбора оптимальных технологий педагогу необходимо иметь критическое мышление, чтобы ориентироваться в постоянно изменяющемся потоке научной информации, уметь организовывать психологически обоснованный образовательный процесс, а также осознавать и преодолевать трудности, встречающиеся на пути реализации подходов вариативных программ по речевому развитию. Именно психолого-педагогические затруднения педагогов препятствуют эффективному развитию речевой социальности ребенка.

Основные признаки речевой социальности ребенка:

1. На вербальном уровне:

- структурно оформленное высказывание;

- логическая последовательность изложения;

- умение связывать отдельные предложения и части высказывания;

- грамматически правильное построение простых и сложных предложений;

- использование разных частей речи, средств лексической выразительности;

- оптимальный темп, эмоциональное повествование.

2.На уровне социальных контактов:

- словесное выражение собственных переживаний, настроений, чувств;

- стремление рассказывать о своих впечатлениях;

- стремление к согласованным действиям с партнером, учет позиции, эмоционального состояния слушателя;

- доброжелательная нравственно-оценочная аргументация отношений к окружающим, выраженная в слове.

Поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания детей. Вместе с тем в соответствующей специальной литературе не в полной мере отражено содержание логопедической работы по обучению осознанным навыкам построения связного и цельного высказывания с использованием наглядных средств. По нашему мнению, только несколько исследователей-методистов предлагает использовать вспомогательные средства в обучении связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

Глухов В.П. предлагает систему обучения рассказыванию детей в несколько этапов, предусматривающих  овладение детей навыками монологической речи в следующих формах:

  1. Составление высказываний по наглядному восприятию,
  2. воспроизведение прослушанного текста,
  3. составление рассказа описания,
  4. рассказыванию с элементами творчества.[1]

Ткаченко Т.А. при работе над формированием речи также использует вспомогательные средства, такие как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются  в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием  наглядности и "свертыванием" плана высказывания. 

В результате обозначается следующий порядок работы:

1. Пересказ рассказа по наглядному действию.

2. Рассказ по следам наглядного (демонстрируемого) действия.

3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа.

4. Пересказ  рассказа  по серии сюжетных картин.

5. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

6. Пересказ  рассказа по сюжетной картине.

7. Рассказ  по сюжетной картине. [2]   

Лалаева Р. И. выработала свою систему логопедической работы по формированию монологической связной речи, основываясь на постепенном увеличение самостоятельности  ребенка. Поэтому развитие связной речи проводится в следующей последовательности:       

  1. Пересказ с опорой на серию сюжетных картин;
  2. Пересказ по сюжетной картинке;
  3. Пересказ без опоры на картинки;
  4. Рассказ по серии сюжетных картин;
  5. Рассказ по сюжетной картинке;
  6. Самостоятельный рассказ.[3]

Таким образом, связная монологическая речь определяется как сложноорганизованное и развернутое речевое высказывание, которое имеет мотив и замысел, характеризуется единством структуры, общей логикой содержания, адекватным лексико-грамматическим и звуковым оформлением изложения. Источником становления коммуникативной компетентности ребенка служит речевая среда. Организатором и активным участником речевой среды в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения является воспитатель. Его образ служит для ребенка языковым авторитетом.


[1] Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., 2002

[2] Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений - СПб. 1999

[3] Лалаева Р. И.,  Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у школьников. СПб.: СОЮЗ, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье освещаются вопросы формирования монологической речи в соответствии с периодами обучения, задачи подготовительного этапа обучения, методические принципы формирования связной речи. Предс...

Статья "Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием мнемотехники"

В коррекционной работе с детьми с ОНР наряду с общепринятыми приемами и принципами используются творческие методики, в которых, коррекционное воздействие основывается на максимальном использовании воз...

Формирование монологической речи у детей с ОНР используя мнемосхемы.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значени...

Особенности формирования связной речи у детей.

Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развит...

Методическая разработка «Особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста»

СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………..........…..……………...…. 3Глава 1.1. Теоретические основы речевого развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..........……………………....

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Специальными исследованиями установлено, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи, имеющие третий уровень речевого недоразвития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в ...

Особенности связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение формирования как диалогической, так и монологической связной речи. В этой статье описаны особенности связной монологической речи у детей старшег...