Логопедическое занятие с детьми 5-6 лет с ОНР по формированию фонетического строя языка «Звуки Л-ЛЬ».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
В данном конспекте можно проследить интеграцию различных направлений коррекции речи детей с ОНР на занятии по формированию произношения звуков Л-ЛЬ. Играя со звуками Л-Ль дети закрпеляют словарь по изучаемой лексической теме "Мебель", учатся описывать объект мебели, звуки Л-Ль, букву Л.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие с детьми 5-6 лет с ОНР
по формированию фонетического строя языка «Звуки Л-ЛЬ».
Составила: учитель-логопед Денисова О.В.
г. Саров Нижегородской области
Изучаемая лексическая тема «Мебель».
Задачи:
Образовательные: Познакомить со звуками «Л-ЛЬ» и буквой «Л». Закрепить название предметов мебели. Продолжать учить узнавать объект и звук по описанию.
Коррекционные: Активизировать номинативный словарь по изучаемой лексической теме, закрепить обобщающее понятие «мебель» и его правильное произнесение. Упражнять в умении вести диалог, отвечать на вопросы, составлять и отгадывать загадки описательного характера. Развивать фонематический слух. Продолжать учить выделять первый и последний звуки в слове, находить изучаемый звук «Л» в слове. Упражнять в умении давать элементарное описание артикуляции звуков Л-ЛЬ, в их правильном произнесении изолированно, в прямых и обратных слогах и словах, придумывать слова с заданным звуком. Проводить звуко-буквенный анализ слов: стол-столик. Развивать умения давать характеристику звуков родного языка, используя слова: согласный-гласный, твёрдый-мягкий.
Развивающие: Развивать правильное физиологическое дыхание: вдох через нос, выдох через рот. Развивать мыслительные операции: обобщение, анализ, синтез.
Воспитательные: Поддерживать устойчивый интерес к усвоению звукового фонда. Воспитывать умение выслушивать ответы других детей и не выкрикивать.
Материал: теремок, картинки с предметами мебели: стул, шкаф, полка, табурет, кресло, стол; индивидуальные зеркала, символы звуков Л-ЛЬ – маленький и большой самолёты; мольберт, кассы букв на каждого ребёнка.
Ход занятия: | Индивидуально-дифференцированный подход |
1ч. Организационный момент. Упражнение «Я беру с собой». Л: -Я собираюсь в гости в теремок и беру с собой диван, кто со мной? (Дети относят заданный объект к определённой группе и предлагают свой объект из этой же группы). Д (по очереди): -Я пойду в теремок и возьму с собой стол ( шкаф, табурет, полку, кресло). (По ходу ответов логопед даёт детям изображённые на картинках названные объекты, и они садятся за свой стол) Л:-Что мы взяли с собой в теремок? (Дети производят обобщение). Д:-Мебель. (хоровой и индивидуальные ответы) | Первыми спросить детей с бедным словарём – Яну Б, Артёма И. (предоставить больше выбор объектов) |
2ч. Задание «Узнай по описанию». Л:-А вот и терем-теремок. Он не низок, не высок-не высок. Ну-ка, Денис, в терем загляни, кто живёт там - посмотри. Логопед предлагает ребёнку загадать детям загадку о жителе теремка (о стуле). Ребёнок загадывает описательную загадку: У него есть сиденье, спинка, 4 ножки, на нём сидят, живёт он в комнате. Кто это? Д:-Это стул. | Предложить составить загадку детям (Денису О, Даше К, Илье Г.), умеющим составлять короткое описание объекта. |
3ч. Упражнение «Назови первый (последний) звук в слове». Л:- Да, в теремке стул живёт и гостей к себе ждёт. Вот по полю - по полю шкаф и стол спешат, у дверей остановились и стучат. Дети с картинкой шкафа и стола подходят к теремку и говорят: - Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт? Л. от имени стула:- Я- стул. А вы кто? Д:- Я- шкаф, а я-стол. Пусти нас к себе жить. Стул: - Пущу, только скажите, какой первый звук в вашем названии? Дети: - У меня первый звук «Ш». У меня первый звук «С». Стул: -Заходите. Логопед продолжает игру: Вот по полю- по полю полка и кресло спешат, у дверей остановились и стучат. Дети с картинкой полки и кресла подходят к теремку и говорят: - Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт? Стул:- Я- стул. Шкаф: - Я – шкаф. Стол: - А я – стол. Вместе: А вы кто? Дети:- Я- полка, а я-кресло. Пустите нас к себе жить. Стул: - Пустим, только скажите, какой первый звук в вашем названии? Дети: - У меня первый звук «П». У меня первый звук «К». Стул: -Заходите. (Так заходят по очереди все предметы мебели) | Выделение первого звука Даниилу К, Яне Б, Артёму И., выделение последнего звука Илье Г, Максиму Д. (испытывают трудности) |
4ч. Задание «Назови последний звук в слове». Стул: -Быстро вы находите звуки, а найдите в моём названии последний звук? Дети: -Это звук «Л». Стул: - Верно. | Предложить Артёму И. (трудности) |
5ч. Уточнение артикуляции звука Л. Правильное его произнесение. Стул: -Интересный звук, что-то я о нём ничего не знаю. Л (предлагает дежурному быстро раздать зеркала):-Возьмите зеркала и посмотрите на свой рот, что происходит, когда вы произносите звук Л? (Дети дают элементарное описание артикуляции звука «Л»: при «Л» губы улыбаются, язычок поднимаем к бугоркам за верхними зубами. Логопед предлагает всем произнести звук правильно, чётко работая языком: «Самолёт гудит»: л-л-л-л (показ символа звука Л-большой самолёт). «Самолётик гудит: ль-ль-ль (показ символа звука ЛЬ-маленький самолёт). Какой звук получился у большого самолёта? (твёрдый) Какой звук получился у маленького самолёта? (мягкий) Упражнение на дыхание: «Заправимся бензином»: вдох через нос, выдох через рот (3- 4 раза) Взаимопроверка: дети поворачиваются друг к другу, показывают, как «Гудит самолёт (самолётик) какой это звук: гласный или согласный? Дети: - Согласный, потому что есть преграда. Стул: Ой, а я знаю вот такие песенки, попробуйте, повторите и какой там звук живёт Л или ЛЬ определите: ла-ла, ла-ла-ла; (Повтор детьми и определение звука) ли-ли-ли, ли-ли. (Повтор детьми и определение звука) Дети задают стулу песенки: Ол-ол-ол – я сажусь за стол (Стул повторяет с ошибкой: ол-ол-ол-я сажусь на стол) Ул-ул-ул – сяду я на стул. (Стул повторяет с ошибкой: - ул-ул-ул-я сажусь за стул. Ли-ли-ли – нет за шкафом Юли. Где же она? | Контроль за произнесением звуков – Яна Б, Аня С, Даниил К (на этапе автоматизации) |
6ч. Задание «Пойдёт искать Юлю тот, кто придумает слово со звуком «Л» или «ЛЬ». Дети придумывают слова на звуки «Л-ЛЬ», поднимают символ-большой или маленький самолётик и встают у стульев около своего стола. | Предложить первым придумать Яне Б, Артёму и (бедность словаря) |
7 ч. Физпауза «Прятки». Юленька играет в прятки. Спрятать лицо за ладонями рук. Где искать её, ребятки? Ритмичное поднимание плеч Заглянули под кровать, 2 наклона вперёд Под кроватью не видать. Повороты головы вправо-влево И за шкафом Юли нету, Наклоны вправо и влево И не видно за буфетом, И на кухне под столом Приседания Юлю тоже не найдём. Юля прячется за креслом. Разведение рук в стороны и заведение их за спину. Ищут, ищут, не найдут. Ритмичная ходьба на месте -Где ты, Юленька? Имитация удивления с разведением рук в стороны - Я тут! Показаться из-за ладоней | Согласование речи и движений у Ани С, Артёма И, Даниила К.
|
8ч. Задание стульчика «4-лишний». (Выставляются картинки: шкаф, стол, полка, кресло). Л:- Найдите лишний предмет, в нём звука «Л» нет. | Спросить Дениса О – плохо слышит звук в слове. |
9.Задание стульчика «Да-нет». (На мольберте размещаются картинки символы звуков: бегемот-А, слон-У, самолёт –Л, корова-М) Л:- Я загадала звук, задавайте мне вопросы. Д: -Это гласный? Это согласный? Когда мы его произносим, язычок прикусываем? Это «Л». | Спросить Дашу К – в качестве образца для других детей. |
10ч. Знакомство с буквой «Л». Л: -Кто знает, на что похожа буква «Л»? (На «П» с хвостиком) Л: - Она похожа на слона, хобот есть, нога видна. (пишет на доске) Позовём букву «Л» (показ буквы в кассе). | Спросить Аню С, Илью Г. |
11 ч. Выкладывание слова «Стол» из кассы букв. Л: - Назовите по порядку звуки в слове «стол». Д: - С, Т, О, Л. ( затем каждый выкладывает из кассы букв слово «стол») Л: - Найдите гласный, согласные. «Зажгите фонарики». Л: - Назовите слово стол ласково (столик). Превратим слово стол в слово столик». Как это сделать? Поменяйте фонарики. Почему вы зажгли зелёный «Л». | Помощь при выкладывании слова Милене Б, Максиму Д – много занятий пропустили. |
12ч. Рефлексия: -Какие звуки мы изучали? На что похожа буква? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
Открытое фронтально-групповое занятие для детей с ФФНР по формированию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности "Звуки Н, НЬ"
Занятие по формированию фонетических средств языка для детей старшей группы ДОУ. Проводится в форме сказки "Три поросенка"...
ООД по формированию фонетических средств языка "Звук Ж"
ООД по формированию фонетических средств языка...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста на тему: "Знакомство со звуком [c]".
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Знакомство со звуком [c]"....
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
План предназначен для создания особых образовательных условий для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) старшего дошкольного возраста .Отвечает требованиям ФГОС ДО, учи...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы (6-7 года жизни) «В зоопарке». Дифференциация звуков [с]-[ш]»
Цель: Дифференциация звуков С, Ш. Развитие связной речи.Задачи:Образовательные:- Закрепить произношение звуков С – Ш;- закрепить навыки звукобуквенного анализа и синтеза на основе...
Конспект фонетического логопедического занятия с детьми с ОВЗ в подготовительной группе Тема: «Дифференциация звуков [д] – [т]»
Фонетическое логопедическое занятие включает в себя игры на развитие фонематического слуха у детей с ОВЗ, фонетическую и фонематическую работу со слогами, словами, предложениями по теме, работу с &quo...