Коррекция и предупреждение нарушений чтения и письма
методическая разработка по логопедии на тему

Маркина Елена Владимировна

Дети с дизартрией допускают специфические ошибки, которые осложняют усвоение учебной программы. Русский язык очень сложный по своей структуре, и поэтому чем раньше начать обучение ребенка грамотному чтению и письму, тем легче будет ему учиться в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция и предупреждение нарушений чтения и письма

Дети с дизартрией допускают специфические ошибки, которые осложняют усвоение учебной программы. Русский язык очень сложный по своей структуре, и поэтому чем раньше начать обучение ребенка грамотному чтению и письму, тем легче будет ему учиться в школе.

Наблюдение, диагностика и обучение детей с церебральным параличом показали, что усвоение программы по русскому языку затруднено в связи с речевыми нарушениями, ограниченным опытом их речевого общения и особенностями их психической деятельности. Дети часто не понимают смысл прочитанного, затрудняются в анализе текста, в подбору слов, выборе грамматической конструкции предложений. Кроме того, у многих отсутствует внутреннее побуждение к высказыванию (мотивация).

Также дети с церебральным параличом с трудом усваивают правила грамматики и правописания. Даже если они их усвоили, то не могут применить их на практике. Отмечается несформированность фонематического анализа, что еще больше затрудняет усвоение программы по русскому языку.

Характер нарушений в процессе овладения письменной речью у детей с церебральным параличом находится в зависимости от дефекта.

Как известно нарушение чтения и письма у детей с церебральным параличом чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентом речевой деятельности: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Поэтому работу по предупреждению следует вести по нескольким направлениям:

1.   Развитие мотивации речевого высказывания. Для этого необходимо воспитывать желание  общаться,  стремление  сообщать окружающим о своих впечатлениях и переживаниях.

С этой целью учим детей отвечать по собственному побуждению, которое всячески поддерживается и одобряется.

Начинать работу по предупреждению нарушений письменной речи следует с формирования понятия о предложении и слове. Дети учатся выделять из предложений слова и анализировать их звуковой состав. Из слов выделяют слоги, определяют их количество и порядок в слове, затем проводят звуко-слоговой анализ. Для звукового анализа берем слова, содержащие только правильно произносимые звуки. Затем ребенок учится узнавать данный звук среди других звуков и правильно определять его место в слове.

2.   Формирование звукопроизношения. Отрабатываемый звук сразу соотносят с соответствующей буквой.

-    ребенок показывает букву, соответствующую произносимому звуку;

-   из серии картинок ребенок отбирает такие, в которых есть заданный звук;

-   складывает слоги  из разрезной  азбуки и прочитывает их,  выделяя нужную букву и определяя ее место;

- затем переходят к письменным упражнениям (вставить пропущенную букву, списывание слов, записывание под диктовку с предварительным звуко-слоговым          разбором,          подчеркивание          карандашом соответствующей буквы).

3.   Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

4.   Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

5.   Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

6.   Формирование связной речи. Необходимо учить детей разным видам пересказа и расказывания, составление рассказа по серии сюжетных картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу...

7.   Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию серий различных движений (кулак - ребро - ладонь), рядоговорение (времена года, дни недели)

8.   Развитие тактильных ощущений - дермалексия (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь...

9.   Развитие мелкой моторики рук с использованием самомассажа и массажа   пальцев,   игр   с   пальчиками,   обводки,   штриховки,   работы   с ножницами, пластилином...

10. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв их палочек, природного материала, из элементов букв, реконструирования букв.

11. Развитие     оптико-пространственного     гнозиса.     Дети     смешивают графически сходные буквы. В этих случаях мы учим выделять и тщательно анализировать  смешиваемые  при  письме  буквы.     Рассматривается  их графическая  структура,  отмечается  количество  элементов,  из  которых состоит буква, а также их расположение. В момент произнесения звука ребенок обводит букву из пластилина.

Все эти задачи помогают решить проблему профилактики дисграфии.

Работа по профилактики нарушений письменной речи проводится на каждом занятии, как часть занятия, и индивидуально. Задачи решаются в процессе игровой, практической и учебной деятельности детей с церебральным параличом уже в дошкольный, а затем продолжают и в школьный период.

При составлении единой системы коррекционного и профилактического воздействия выделяют два периода: дошкольный и школьный.

С этой целью используются известные школьные и дошкольные программы для детей с нарушением речи, разработанные НИИ Дефектологии, институтом специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р.Валенберга, И.Н. Садовникова «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников», Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах», Н.А. Корнев «Нарушение чтения и письма у детей». При этом учитывается неоднородность психического развития детей с церебральным параличом, состав дошкольных групп нашего учреждения (смешанные группы), также состав классов, и вносились возможные дополнения, переработки, программы адаптировались к условиям нашего учреждения.

Трудность работы с такими детьми обусловлена их основным заболеванием (наличие насильственных движений в артикуляционной мускулатуре, нарушение координации движения, наличие синкинезий, вегетативные            расстройства,            специфические            нарушения звукопроизношения).   При   овладении   чтением   и   письмом   трудности связаны с нарушениями зрительного восприятия формы, недостаточным развитием   оптико-пространственных   представлений,   фонематического восприятия, с нарушениями мелкой моторики.

Работа по предупреждению нарушений письменной речи включает в себя несколько разделов.

Раздел 1. Предупреждение ошибок письма на уровне предложения. Проводится   систематическая   работа   по   развитию   анализа   структур предложения. С этой целью предлагаются следующие задания:

-    выделение границ предложения в тексте;

-    придумать предложение с определенным количеством слов;

-    увеличить количество слов в предложении;

-    составить предложение из слов, данных в беспорядке;

-    придумать предложение с определенным словом;

составить графическую схему предложения и по графической схеме придумать предложение;

-    определить место слова в предложении.

Раздел 2. Предупреждение ошибок на уровне словосочетания.

-  сочетание существительных с прилагательными (подбор определение к предмету);

-    сочетание существительных с глаголом;

-    сочетание существительных с числительными.

Раздел 3. Предупреждение ошибок письма на уровне слова.

-    понятие "короткие и длинные" слова;

-    составление предложений, используя картинки;

-  для работы с предлогами используются схемы, где предлог - маленький человечек;

-    дифференциация слов, отвечающих на разные вопросы;

-    деление слов на слоги;

-    ударный слог;

-    подбор слов к слоговым схемам;

-    придумывание слов по заданному ритмическому рисунку;

-    составление звуковых схем слов;

-    подбор родственных слов;

-    подбор слов к данной рифме;

-    подбор синонимов, антонимов, омонимов;

-    работа со словарными словами;

-    работа по профилактике ошибок в словах, имеющих приставки;

-    чтение половины слова (по полбуковки);

-    работа с изографами.

Раздел 4 . Предупреждение ошибок письма на уровне слога.

-    придумывание слов на заданным слог в определенной позиции;

-    составление схем слогов.

Раздел 5. Предупреждение ошибок письма на уровне буквы.

-    предупреждение зеркального письма (ориентировка в пространстве, на себе, на листе бумаги);

-    выкладывание букв из палочек;

-    недостающие элементы букв;

  • определение буквы, написанной на спине.
  • Формирование фонематического восприятия:
  1. выделение (узнавание) звука на фоне слова.
  2. Вычленение первого и последнего звука из слова.
  3. Развитие    сложных   форм   фонематического   анализа   (определение количества, последовательности и места звука в слове).

Раздел 6. Развитие пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.

-    ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей;

-    ориентировка в окружающем пространстве.

Раздел 7. Развитие сукцессивных функций.

- на основе автоматизированных рядов (временные последовательности; режим дня; счет; алфавит; названия пальцев руки; звуки, буквы, слоги, слова, фразы; рассказывание сказок);

-    на основе произвольно заданных рядов

1)  двигательный    анализатор    (туловище    -    пальцы    рук    -    органы артикуляции);

2)   слуховой       анализатор       (воспроизведение       звуковых       ритмов, последовательностей; повторение цифровых рядов, фраз);

3)  зрительный  анализатор  (последовательное  выкладывание  элементов слева направо и сверху вниз, в прямом и обратном порядке);

4)  тактильный анализатор (ощупывание материалов, рисование на ладони, на спине).

предложенная система работы, направлена на профилактику нарушений письменной речи, предупреждение возникновения трудностей, связанных с обучением грамоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация и видеопрезентация для учителей логопедов "Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи"

Из опыта работы с дошкольниками  по подготовке к обучению грамоте.Консультация содержит игры, упражнения, фотографии....

"Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи "

Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи...

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР в условиях подготовительной группы детского сада

Современные представления о симптоматике и механизмах нарушения чтения и письма       Нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия – являются самыми распрос- транённ...

Предупреждение нарушений чтения и письма у дошкольников

В статье говорится о причинах нарушений письменной речи и направлениях работы по их предупреждению....

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста

При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по предупреждению у детей дисграфии и дислексии, для подготовки детей к школе перед воспитателями стоят такие задачи, как: развитие слухового внимани...

Консультация «Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи»

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главн...