Предупреждение нарушений чтения и письма у дошкольников
методическая разработка по логопедии по теме
В статье говорится о причинах нарушений письменной речи и направлениях работы по их предупреждению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Причины и профилактика дислексий и дисграфий. | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
- Предупреждение нарушений
- чтения и письма у дошкольников.
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звукового анализа и синтеза, сформированности лексико – грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, сукцессивных функций (функций последовательности). Несформированность какой –либо одной из этих функций или нескольких может вызвать нарушение процесса овладения письмом (дисграфию) или чтением (дислексию), или и то и другое.
Дисграфия и дислексия - есть одно из проявлений системного нарушения, затрагивающего, в одних случаях, речевое развитие ребенка, в других – формирование ряда важных неречевых процессов и функций в ходе онтогенетического развития ребенка, либо включающего сочетание тех и других факторов.
Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения, перестановки, пропуски и замены букв, слогов; слитное написание слов, предлогов со словами; аграмматизмы на письме.
Дислексия проявляется в заменах, перестановках, пропусках, искажениях и заменах букв и слогов при чтении; повторении букв, слогов и слов при чтении; вставках лишних букв и слогов в слово, слов в предложение; аграмматизмах, непонимании смысла прочитанного.
Профилактика нарушений письменной речи заключается а) в устранении основных этиологических (причинных) факторов, приводящих к нарушениям письменной речи; б) в раннем выявлении предрасположенности к этим нарушениям и проведении комплекса предупредительных мер.
А) Для устранения основных этиологических факторов, приводящих к нарушениям письменной речи, могут быть рекомендованы следующие мероприятия:
- Меры по предупреждению патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т.п.
- Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.
- Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии (во время беременности, родов, первый месяц после родов).
- Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи детей.
Например, позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес.) или фраз (после
2 лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда. Нарушение звукопроизношения, фонематического восприятия (умение выделить данный звук из ряда других звуков, из слога, слова, фразы на слух), фонематического анализа и синтеза (умение определить место данного звука в слове, определить последовательность звуков в слове, их количество, составить из данных звуков слово и т.п.) является безусловным показанием для проведения курса логопедической коррекции.
- Ранняя диагностика и коррекция выраженной незрелости изобразительных способностей ребенка.
- При наличии билингвизма (двуязычие в семье) у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.
- Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад: организация «школ» для родителей с преподаванием приемов для подготовки ребенка к школе, развития у него пространственно-временной ориентировки и необходимых речевых навыков.
Б) Раннее выявление предрасположенности к нарушениям чтения и письма и проведение комплекса предупредительных мер:
- Своевременное выявление группы риска (дети с поздним и нарушенным развитием устной речи, с задержкой психического развития, с выраженной незрелостью изобразительных способностей и др. (см. пункт А)). Эти дети должны быть выявлены до начала обучения в школе.
С детьми, имеющими повышенный риск возникновения нарушений чтения и письма, проводится коррекционно – профилактическая работа.
- Развитие слухового внимания.
- Исправление фонетико-фонематических нарушений (нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза (умение выделить данный звук из ряда других звуков, из слога, слова, фразы на слух; умение подобрать слово на данный звук; умение определить место данного звука в слове, определить последовательность звуков в слове, их количество, составить из данных звуков слово и т.п.).
- Формирование функционального базиса чтения и письма:
- развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой (см. пункт Б: №2 и 3);
- развитие зрительно–пространственного восприятия и наглядно–образного мышления;
- формирование изобразительно - графических способностей;
- развитие сукцессивных способностей (функции последовательности);
- развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.
- Дети из групы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.
- Развитие речевых навыков и функций,
- необходимых для овладения грамотой:
- Формирование правильного звукопроизношения;
- Развитие грамматических навыков:
- словоизменение (изменение разных частей речи по числам, падежам и т.д., согласование слов друг с другом);
- словообразование (образование слов с помощью приставок и суффиксов: уменьшительно-ласкательные названия (*стол - столик), названия детенышей животных, образование относительных и притяжательных прилагательных (*стол из дерева – деревянный, хвост лисы – лисий), образование превосходной степени (*красивый – красивейший, наикрасивейший, самый красивый) и др.);
- Развитие связной речи – диалогической и монологической
составление рассказов – описаний, повествовательных рассказов (по сюжетной картине, по серии из 2-х, 3-х и т.д. картин), пересказ текстов.
- Стимуляция осознания звуковой стороны слова
С помощью игровых дидактических упражнений ребенка подводят к осознанию того факта, что речевой поток можно членить не только на смысловые фрагменты, но и на отдельные звуковые комплексы: слова, слоги и звуки.
Могут быть использованы игры: «Кто придумает конец фразы, слова?» (см. Фомичеву М.Ф.), «Какое слово (звук) потерялось?» (см. Максакова А.И., Тумакову Г.А.). Подбирая картинки к словам-паронимам («дом-том», «рак-лак» и др.), дети усваивают смыслоразличительную роль отдельных звуков.
- Стимуляция слухового внимания
- Для этого могут быть использованы игры и упражнения типа: «Угадай, кто кричит?», «Угадай, на чем играю?», Угадай, что делают?» (см. Фомичеву М.Ф.) и др. Также детей учат понимать смысловое значение интонации.
6. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений
Детей учат различать на слух близкие по звучанию и по произнесению звуки (изолированно и на фоне слова). Работа проводится со словами, данными в разной грамматической форме. Например, ребенка просят показать на картинках: где нарисован стол, а где столы; где девочка рисует карандаш, а где девочка рисует карандашом и т.п. Можно использовать такие упражнения: «Отбери картинки, в названии которых есть звук С», «Придумай слово, в котором есть звук С» и др. (См. консультацию «Фонематический слух»).
7. Формирование операций фонематического анализа и синтеза
Это формирование умения определить место данного звука в слове, определить последовательность звуков (слогов) в слове, их количество, составить из данных звуков (слогов) слово и т.п.).
Используются следующие упражнения:
- отхлопывание слоговой структуры слова;
- разложить картинки по стопкам: картинки, в названии которых 1 слог, 2 слога, 3 слога;
- «Придумай слово, в котором звук С – первый (второй, третий, последний»
- «Составь из звуков с,к,о слово»
(См. в консультации «Фонематический слух» более подробно).
- Развитие зрительно-пространственного восприятия
и наглядно – образного мышления
Направления работы и примерные задания:
1. Ознакомление с основными геометрическими фигурами, размерами (круг, квадрат, треугольник, овал, ромб, шестиугольник; широкий – узкий, длинный – короткий и т.п.);
2. Ознакомление с пространственными взаимоотношениями и понятиями, их обозначающими (над – под, впереди – сзади, право – лево и т.д.);
Примерные упражнения:
«Угадай, что задумано?» - один из детей описывает задуманный предмет, о другой должен догадаться, что это за предмет.
«Догадайся, что нарисовал художник?» - аналогичная игра. Взрослый описывает детям рисунок следующим образом: «Художник нарисовал большой квадрат. Внутри него - квадрат поменьше, который поделил двумя линиями крест - накрест на четыре части. К большому квадрату сверху пририсовал треугольник остриём вверх. Что это?» (Домик).
Полезны игры на запоминание сочетаний различных геометрических форм, которые предлагаются зрительно. (Примерное сочетание геометрических форм: в центре изображен квадрат, слева и справа от него – по одному овалу, сверху и снизу от него – по одному треугольнику).
- Развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов:
Для этого могут быть использованы такие упражнения, как складывание картинок, разрезанных на несколько частей, задания на дорисовывание (* «Дорисуй полуовал до какого нибудь предмета»).
4. Формирование навыков схематического изображения пространственных отношений:
Детей в игровой форме учат, опираясь на «карту-путь», ориентироваться в лабиринте. Той же цели служит игра «Куда спряталась кукла?», в которой ребенок отыскивает в игрушечной комнате спрятанную куклу с помощью плана этой комнаты, где указано это место. Подобные упражнения облегчают впоследствии усвоение схем фонематического, морфологического и грамматического анализа.
Формирование изобразительно - графических способностей
- Штриховка по контуру, обводка, срисовывание геометрических фигур;
- Дорисовывание незаконченных рисунков (недорисованный круг, треугольник, жук);
- Рисование с натуры с поставленной целью изобразить как можно больше деталей;
- Дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);
- Воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти;
- Письмо букв и слов по шаблонам. Изготавливается шаблон для рукописного шрифта, и по нему ребенок вырабатывает навыковые движения для изображения букв.
- Развитие сукцессивных функций
(функции последовательности)
Используются следующие примерные игры и упражнения:
- Скопировать ряд, состоящий из кружков разного цвета, расположенных в определенной последовательности;
- «Собери бусы» (нанизать, раскрасить), различающиется цветом или формой: по образцу (3 – 6 элементов), по памяти (2 – 6 элементов);
- «Что изменилось?» (по памяти обнаружить изменение последовательности) – 3-6 элементов;
- Отстукивание ритмов на слух или по графической схеме;
- Восстановить порядок фраз в рассказе;
- Восстановить порядок слов во фразе;
- Восстановить порядок звуков в слове.
Развитие внимания
(концентрации, распределения и переключения)
В работе по развитию внимания необходимо предусмотреть упражнения, направленные на формирование как зрительного, так и слухового внимания. Основной акцент следует делать на формировании произвольной регуляции внимания.
Рекомендуются следующие задания:
- Длительная сортировка и нанизывание бусинок;
- Прослеживание взглядом линии от её начала до конца, когда она переплетается с другими линиями (* «Кто с кем говорит по телефону?»);
- «Синхронный счет». Посчитать количество изображений 2-х видов (*бабочки и шарики или кружочки и палочки), не обращая внимания на другие предметы, изображенные на этой же картинке;
- Чтение алфавита, которое перемежается со счетом: а, 1, б, 2, в, 3 и т.д.;
- Отыскивать и называть буквы (которые даны вразброс) в алфавитном порядке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация и видеопрезентация для учителей логопедов "Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи"
Из опыта работы с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте.Консультация содержит игры, упражнения, фотографии....
"Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи "
Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи...
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР в условиях подготовительной группы детского сада
Современные представления о симптоматике и механизмах нарушения чтения и письма Нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия – являются самыми распрос- транённ...
Коррекция и предупреждение нарушений чтения и письма
Дети с дизартрией допускают специфические ошибки, которые осложняют усвоение учебной программы. Русский язык очень сложный по своей структуре, и поэтому чем раньше начать обучение ребенка грамотному ч...
Консультация «Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи»
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главн...
Методическая разработка "Предупреждение нарушений чтения и письма у дошкольников с ОНР"
Методическая разработка включает в себя следуюие разделы: диагностические материалы для раннего выявления предрасположенности к дислексии и дисграфии (А.Н.Корнев), программа коррекционной ...