звук В
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность в старшей
группе для детей с ОНР
Звуки «В», «В*»,
буква В
Учитель- логопед
Демаринского МКДОУ ОРВ
д/с № 18 «Ёлочка»
Зырянова О.Н.
Задачи:
Обучающие:
-Продолжить знакомство со звуками «В» и «В*», учить давать характеристику звуков;
- формировать навыки фонематического восприятия;
- закрепить умение находить место звука в слове;
- учить различать твёрдый и мягкий согласные звуки;
- познакомить с буквой В;
развивающие:
- развивать мышление, произвольное внимание;
- развивать графические навыки.
Образовательная область:
Коммуникация.
Материал: карточки со схемами звуков; модели звуков (карточки): «в, м, п, н, б, д, т, а,о, у, и, ы, э»; карточки «Место звука в слове»; предметные картинки на изучаемый звук; карточки с «наложенными» рисунками (на различение звуков «В», «В*»); карточки- ребусы; бархатная бумага; шерстяная нитка.
Ход образовательной деятельности.
1.Организационный этап.
Логопед: Ребята, сегодня я получила необычное письмо. Адрес указан наш, старшая группа, а вот от кого пришло это письмо - нам предстоит узнать, выполнив все задания.
Сегодня вы, ребята, сами
Пойдёте волшебными путями
По очень необычной стране
И побываете там везде!
Все звуки речи там живут,
Они давно вас ждут.
Вы попадёте в их владенья,
И вам должно хватить уменья
Все испытания пройти,
Не сбившись с верного пути!
2.Повторение пройденного материала.
Логопед:- Когда мы произносим слова, что мы слышим? (звуки).
- чем отличается звук от буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и
пишем).
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
- Почему звуки называются «Гласными». (когда мы их произносим, воздушная струя не встречает преграду).
Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать!
- Назовите гласные звуки.
- Назовите согласные звуки.
- Почему они называются «Согласными»? (когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду).
А согласные согласны
шелестеть, ворчать, свистеть,
даже фыркать и шипеть,
но не хочется им петь!
- Какую преграду встречает воздушная струя, когда мы произносим звуки «М», «П», «Б»? (губы).
- Какую преграду встречает воздушная струя, когда мы произносим звуки «Т», «Д», «Н»? (язычок).
3.Сопоставление звуков по артикуляционно - акустическим признакам.
- Поиграем в игру «Я знаю много имён мальчиков и девочек».
- Я знаю много имён мальчиков и девочек: Ваня, Вася, Валера, Василиса, Влада, Валя.
- Какой чаще всего повторялся звук? («В»)
Логопед: Вика, Вероника, Виктор.
- Какой чаще всего повторялся звук? («В*»)
Логопед: Сегодня мы продолжим знакомство со звуками «В», «В*» и познакомимся с буквой В
.
Зубками мы нижнюю губу прикусим,
Между ними голосок пропустим.
Логопед выкладывает на наборном полотне модель звуков «В» и «В*», произносит звуки.
Вместе с детьми дают характеристику звукам:
«В»- согласный, твёрдый, звонкий.
«В*»- согласный, мягкий, звонкий.
- Чем отличаются звуки? (Звук «В»-твёрдый, звук «В*»- мягкий)
- Что общего? Звуки «В» и «В*» согласные, звонкие)
- Докажите что звуки «В» и «В*» согласные. (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду - нижнюю губу и верхние зубы.)
- Развитие фонематического слуха.
- Давайте поиграем в игру.
* Хлопните в ладоши, когда услышите звук «В».
* Топните правой ногой, когда услышите звук «В*».
(Логопед сначала называет звуки, а затем слоги.)
- Молодцы!
Игра «Сигнальщики».
- Я назову слова на звук «В» или «В*». Когда услышите слово, в котором первый звук «В»- поднимите карточку- модель звука «В». Когда услышите слово, где первый звук «В*»- поднимите карточку- модель звука «В*». (Вилка, воробей, виноград, водопад, Ваня, вагон, вешалка.)
- Определение места звука в слове.
Звуки «В» и «В*» прячутся в словах. Определите, где прячется звук в слове (в начале, середине, конце).
Логопед раздаёт детям предметные картинки:
«В»- самовар, ваза, валенки, волк, вода, сливы, неваляшка;
«В*»- весы, ведро, вертолёт, цветы, телевизор, медведи.
Дети называют изображения на карточках и определяют место звуков «В» и «В*» в словах.
- Развитие навыков фонематического анализа, внимания, памяти.
- Ребята, рассмотрите свои карточки.
- Определите, какой в слове первый звук- «В» или «В*»?
- Какое слово лишнее? Почему?
Детям выдают карточки с рисунками: валенки, вилки, верблюд; веник, воробей, виноград; варежки, веер, вертолёт; ветка, весы, ваза; вата, верблюд, виноград.
В каждой группе ребята находят лишнее слово и объясняют свой выбор.
4.Развитие навыков фонематического анализа.
Игра «Измени слово» (с мячом)
- Замените первый звук слова на звук «В» или «В*», чтобы получилось новое слово:
Полк- Волк Пилка- Вилка
Корона- Ворона Щенок- Венок
Грач- Врач Десна- Весна
Газы- Вазы Митя- Витя
Мыть- Выть Метка- Ветка
Голос- Волос Пеликан- Великан
Развитие навыков фонематического анализа, деление слов на слоги, составление простого распространенного предложения.
Игра «Путаница»
- Посмотрите на эту путаницу, назовите все предметы, которые вы увидели.
- Правильно ли, что все слова начинаются на звук «В*»?
Первый - Какое слово лишнее? (Волк)
- Почему это слово лишнее? (В слове волк первый звук «В»- согласный, твёрдый, звонкий. В остальных словах первый звук «В*»- согласный, мягкий, звонкий.).
- Давайте разделим слово волк на слоги (хлопками). Произнесите слово по слогам. Сколько слогов в этом слове? (В этом слове один слог).
- Составьте предложение с этим словом. (волк- хищное животное.)
- Сколько слов в предложении? (В предложении три слова).
- Назовите первое (второе…) слово. (Ответы детей).
5.Знакомство с буквой.
«В- буква очень важная, воображала страшная
Грудь колесом, живот надут, Как будто нет важнее тут
Логопед выкладывает на наборном полотне букву В.
Дети выкладывают букву В на бархатной бумаге из шерстяных ниток.
6.Итог занятия.
- С какими звуками продолжили знакомство?
- С какой буквой познакомились?
- А какое задание было самым трудным?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Мы с вами выполнили много заданий. А кто прислал нам это письмо мы так и не узнали.
Логопед открывает конверт и достаёт карточку с ребусом.
- Имя зашифровано. По первым буквам слов мы узнаем имя (слова: ваза, облако, волк, аист).
- Вова- выпускник нашего детского сада. Сейчас он учится в школе и решил прислать нам письмо. Вам понравились задания, которые прислал Вова?
- Когда вы пойдёте в школу и научитесь писать и читать, тоже будете присылать нам письма с интересными заданиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]
Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...