звук Л
материал по логопедии (старшая группа) на тему

Зырянова Оксана Николаевна

мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovka_zvuka_l.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

№ слайда

текст

2.

Постановка звука «Л» Может оказаться сложной. Во- первых, при его произнесении трудно управлять речевым выдохом.

Во-вторых, требуется совершенно определённое состояние мышц языка. Если язык будет слишком напряжённым, это нарушит речевой выдох (он пойдёт в нос). Если он будет чрезмерно вялым, им невозможно будет совершать отрывистых и лаконичных движений, необходимых для произнесения звука «Л» (звук будет «смазанным»)

3.

Правильная артикуляция звука «Л» заключается в следующем:

- губы раскрыты, занимают нейтральное положение;

- зубы разомкнуты;

- язык- кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы;

- голосовые связки напряжены, сближены, вибрируют, давая голос;

- воздушная струя- при выходе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка, поэтому звук «Л» и называют боковым.

4.

Поскольку артикуляция твёрдого звука «Л» сложнее артикуляции «Л*» мягкого, то и нарушается он наиболее часто. Дефекты звука «Л» многообразны, но здесь мы остановимся на наиболее характерных.  Предрасполагающими  факторами, ведущими к неправильному произношению звука могут быть следующие:

5.

Недостатки произношения звука «Л» называют ЛАМБДАЦИЗМАМИ. К ламбдацизмам относятся отсутствие звука и его искажения (межзубный, носовой, замена звука и др.).  Рассмотрим эти искажения:

-м/з произношение: при этом виде произношения слышится правильный звук, только артикуляция его немного изменена: кончик языка, вместо того, чтобы подниматься за верхние резцы выходит наружу. Поэтому исправление данного дефекта осуществляется так же, как при отсутствии звука «Л».

-носовое произношение: резко отличается от правильного и по артикуляции и на слух. Язык касается задней частью к мягкому нёбу, а не кончиком к верхним резцам. Кроме того воздушная струя проходит частично или полностью через нос, как при звуке «Н». при исправлении носового произношения прежде всего необходимо выработать правильное направление воздушной струи: она должна идти через рот, а не через нос.

-замена звуком «Й»: при этом нарушении кончик языка остаётся внизу, вместо того, чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя спинка языка выгибается вверх дугой, вместо того, чтобы опускаться.

- замена звуком «У»: при этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. Этот недостаток, если его не исправлять, часто остаётся на всю жизнь.

-замена звуком «Ы»: при этом виде неправильного произношения задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук пропускается.

-замена звуком «В»: при такой замене язык не принимает участия и  к верхним резцам двигается нижняя губа. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечёткость произношения звука.

-замена звуком «Г»: в этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое нёбо, вместо того чтобы только подниматься.

6.

Рассмотрим несколько способов постановки звука «Л»:

7.

Способ № 1. Отсутствие звука в речи ребёнка или замена его на «Ы»:

Пусть ребёнок произносит звук «Ы» более четко, так, чтобы он «попадал»  ему на ладонь. Выдох должен быть как можно более горячим. Постепенно нужно отодвигать ладонь подальше ото рта, чтобы ребёнок усиливал ротовой выдох. Дальше во время длительного произнесения этого гласного звука, ребёнок должен прижать язык к передним зубам и продолжать в этом положении произносить свой звук.

8.

Способ № 2. На фоне произнесения гласного «А». Пусть ребёнок негромко и низким голосом тянет звук «А». Во время такого произнесения нужно «стучать» языком в верхние резцы. Выдох (которым звук [А] «ложится» на ладонь) должен быть горячим, ровным, непрерывным. Получится  такое произношение: ЛА-ЛА-ЛА.

9.

Способ № 3. От межзубного звука «Л». Пусть ребёнок произносит очень открытый  звук «Ы»: резцы разомкнуты- верхние находятся над нижними. Губы должны быть раскрыты так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Произносить звук нужно тихо, низким голосом. После этого ребёнок должен просунуть между зубами широкий, распластанный язык  и слегка закусить его. Всё время следить нужно за тем, чтобы верхняя губа не прикасалась к языку.

10.

Способ № 3.нужно поставить верхние резцы на нижние. Язык остаётся на дне ротовой полости. В этом положении ребёнок должен «выдувать» себе на ладонь воздух. Упражнение нужно делать с голосом, будет получаться неясный «жужжащий» звук. Во время произнесения этого

«жужжащий» звука ребёнок должен прижать кончик языка одновременно к верхним и  нижним резцам. Зубы можно слегка приоткрыть, так чтобы язык был виден в образовавшуюся щель.

11.

 И в заключении делаем такой вывод: произношение звука нужно обязательно закрепить в речи ребёнка. Иначе в повседневной жизни он по-прежнему будет произносить свой старый дефектный звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...