Речевая карта ОНР ( на 2 года).
материал (логопедия, старшая группа) по теме
Данная речевая карта предназначена для детей 5 и 6 лет с общим недоразвитием речи в логопедической группе.Очень удобна, т.к. в течение двух лет прослеживается динамика речевого развития детей.Первая страница с общими сведениями и анамнезом ребенка используется два года, остальные страницы делятся пополам и заполняются следующим образом:левая половина заполняется в старшей группе, правая- в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкетные данные
1. Дата поступления ребенка в группу___________________________
2. Фамилия, имя______________________________________________
3.Возраст____________________________________________________
4.Домашний адрес____________________________________________
5.Откуда поступил ребенок_____________________________________
6.Ф.И.О матери_______________________________________________
Возраст__________образование_________________________________
место работы:________________________________________________
Ф.И.О отца___________________________________________________
Возраст__________образование__________________________________
место работы:______________________________________________________
Анамнез
а) От какой беременности по счету?_______________________________
б)Как протекала беременность, роды?_________________________________
______________________________________________________________________
(токсикоз-1пол.,2 пол.беременности, падения, травмы, психозы,хронические,
соматичекие заболевания заболевания, инфекции)
в)Роды________________________________________________________
( досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, стимуляция механическая,
химическая, электростимуляция)
г) Когда закричал__________________________________________
(асфиксия)
д)Как протекало физическое развитие:
стал держать голову____________(норма с 1,5мес.)
Сидеть______________________ ходить___________________________
( норма –с 6мес.) ( норма –с11-12 мес.)
е)Какие заболевания перенес до года?_____________________________
______________________________________________________________
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, травмы, ушибы,
судороги при высокой температуре)
ж)Речевое развитие ребенка:
гуление___________ лепет _________ первые слова _______ речь фразой ________
(норма с 2 мес.) ( нормас 4-8 мес.) ( норма-около года) (норма с 1,5 -2 лет)
з) Не прерывалось ли речевое развитие?______________________________
( если прерывалось, то по какой причине?)
и) Занимались ли с логопедом? С какого возраста, результаты?
____________________________________________________________________________
7. Заключение специалистов
Слух__________________Зрение_______________
Невропатолог___________________________Интеллект______________________
8. Речевая среда и социальные условия
_____________________________________________________________________
Как сам ребенок относится к речевому дефекту?_____________________________________________________________
Общее звучание речи: темп___________________разборчивость_____________________________________
Голос____________________________________________________________
( нормальный, тихий, громкий, с носовым оттенком, глухой, монотонный)
Дыхание____________________________________________________________________
( объем, продолжительность, плавность речевого выдоха)
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губы_________________________________________
б) зубы__________________________________________
( редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)
в) прикус _______________________________________________
( прогнатия, прогения, боковой, открытый, передний прикус)
г)твердое небо____________________________________
( высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина,
субмукозная щель)
д) мягкое небо____________________________________________________
( укороченное, раздвоенное, отсутсвие маленького язычка)
е) язык________________________________________
( массивный, маленький, « географический»)
ж) подъязычная связка_________________________________________________
Речевая моторика
1.Состояние мимической мускулатуры:
5лет
- поднять брови вверх( «удивиться»)______________________________
- нахмурить брови («рассердиться»)_______________________________
- прищурить глаза_______________________________________________
- надуть щеки___________________________________________________
- наморщить нос_________________________________________________
2. Состояние артикуляционной моторики
а) губы :упражнение « Улыбка-Трубочка»
- тонус( нормальный, вялый, напряженный)
- темп движения (нормальный, быстрый, медленный)
- длительность( способность удерживать губы в заданном положении )______________
б) язык: упражнения « Лопатка» , « Качели», « Часики»
- тонус( нормальный, вялый, напряженный)
- темп движения (нормальный, быстрый, медленный)
- длительность( способность удерживать губы в заданном положении )______________
- добавочные и лишние движения( синкинезии)
Неречевые психические функции
1. Слуховое внимание
а)Дифференциация звучащих игрушек_____________________________________
Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка?»
2. Зрительное восприятие
а)подбор картинок к заданному фону
красный | желтый | голубой | белый | ||||
оранжевый | зеленый | синий | розовый |
б)показ основных цветов___________________________________________
в) показ геометрических фигур( круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб)
3. Зрительно-пространственный гнозис и праксис
а)
показать правый глаз | показать левый глаз | ||
показать правое ухо | показать левое ухо |
б) складывание разрезных картинок
из 4-6 частей________________________________________________________
6лет
- закрыть правый, левый глаз_____________________________________
- прищурить глаза_______________________________________________
- поднять, нахмурить брови_______________________________________
- надуть правую щеку, левую щеку_________________________________
- втянуть правую щеку, левую щеку________________________________
а) губы :упражнение « Улыбка-Трубочка»
- тонус( нормальный, вялый, напряженный)
- темп движения (нормальный, быстрый, медленный)
- длительность( способность удерживать губы в заданном положении )______________
б) язык: упражнения « Лопатка» , « Качели», « Часики»
- тонус( нормальный, вялый, напряженный)
- темп движения (нормальный, быстрый, медленный)
- длительность( способность удерживать губы в заданном положении )______________
- добавочные и лишние движения( синкинезии)
____________________________________________________________________
синий | розовый | серый | черный | ||||
фиолетовый | коричневый | белый |
_________________________________________________________________
( круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр)
правой рукой показать левый глаз | |
левой рукой показать правый глаз |
Из 6-8 частей______________________________________________________
4.Способность к логическому мышлению:
а) классификация предметов_______________________________________
б) выделение 4 лишнего___________________________________________
5. Состояние общей моторики
Прыгать на двух ногах без поддержки__________________________________
Прыгнуть в длину с места_____________________________________________
Топать ногами и хлопать руками одновременно__________________________
Прыгать на левой, на правой ноге______________________________________
Перепрыгнуть через небольшую игрушку_______________________________
Бросить мяч из-за головы_____________________________________________
6. Состояние мелкой моторики
Застегнуть и расстегнуть пуговицы______________________________________
Завязать и развязать шнурки ___________________________________________
7. Ведущая рука____________________________________________________
8. Ориентировка во времени
Части суток утро______день_____вечер________ночь_______________ времена года_______________________________________________________
Понимание речи ( импрессивная речь)
1. Выполнение инструкций:
- « возьми куклу со стола»______________________________________
- « положи мяч на стол, возьми тетрадь открой дверь»______________
- « подойди к шкафу возьми пирамидку и поставь её на стол_________
2. Понимание различных грамматических форм словоизменения и словообразования
а) дифференциация ед. и мн. числа существительных:
покажи , где газета-газеты_____ сумка-сумки________ дом-дома____________
б) различение предложно-падежных конструкций:
в________, на______, из________, с________, под________, из-под_________, за_______, из-за_________
3. Понимание словосочетаний и простых предложений:
Покажи ручкой карандаш___________Карандашом ручку__________________
Обследование экспрессивной стороны речи
1. Общее развитие ребенка
Разговорно-описательная беседа | 5 лет |
Как тебя зовут? | |
Сколько тебе лет? | |
Где ты живёшь? | |
Как зовут маму? | |
Есть ли у тебя друзья? |
а) классификация предметов_______________________________________
б) выделение 4 лишнего___________________________________________
Прыгать на двух ногах без поддержки__________________________________
Прыгнуть в длину с места_____________________________________________
Топать ногами и хлопать руками одновременно__________________________
Прыгать на левой, на правой ноге______________________________________
Перепрыгнуть через небольшую игрушку_______________________________
Бросить мяч из-за головы_____________________________________________
Подбросить и поймать мяч____________________________________________
Застегнуть и расстегнуть пуговицы_______ Завязать и развязать шнурки______
Выполнить ножницами прямой и косой разрезы, вырезать фигуру среднего размера__________________________________________________________
Части суток утро______день_____вечер________ночь_______________
времена года___________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_________________________________________________________________
покажи , где газета-газеты_____ сумка-сумки________ дом-дома____________
в________, на______, из________, с________, под________, из-под_________, за_______, из-за_________
Покажи ручкой карандаш__________Карандашом ручку__________________
6 лет |
Счёт прямой _______________________обратный __________________________
Состояние словаря
1. Предметный словарь
а) конкретные существительные:
« Мебель»_______________________________________________________
« Овощи»_______________________________________________________
« Фрукты»_____________________________________________________
« Транспорт»___________________________________________________
б) Обобщающие понятия
5 лет | |
Свитер, платье, шорты, юбка, колготки | |
Блюдце, сковорода, ложка, тарелка | |
Помидор, морковь, репа, капуста | |
Яблоко, груша, персик, лимон | |
Кошка, собака, волк, ёж | |
Голубь, утка, воробей, ласточка | |
Шкаф, стол, кресло, диван | |
Автобус, электричка, трамвай, самолёт |
в) показ и называние частей предметов: | 5 лет | |
чайник: | донышко | |
носик | ||
крышка | ||
стул: | сиденье | |
спинка | ||
ножки |
2. Качественный словарь
а) подбор прилагательных к существительным :
Лимон какой?_________________________________________________
Лиса какая?____________________________________________________
Яблоко какое?__________________________________________________
Счёт прямой _______________________обратный __________________________
« Ягоды»___________________________________________________________
« Дикие животные»__________________________________________________
« Домашние животные» ______________________________________________
« Птицы»___________________________________________________________
6 лет |
6 лет |
Лимон какой?_________________________________________________
Лиса какая?____________________________________________________
Яблоко какое?__________________________________________________
б)подбор антонимов
светлый | больной | ||
сухой | прямой |
3. Глагольный словарь
а) Кто как подает голос?
кошка | петух | ||
утка | лягушка | ||
корова | гусь | ||
собака | мышь |
б) « Кто как передвигается? ( без зрительной опоры)
птицы | |
рыбы | |
змея | |
лягушка | |
человек |
в)подбор глаголов к существительному
повар_____________________________ врач_______________________________
учитель___________________________ швея______________________________
Грамматический строй речи. Состояние словоизменения
а) Образование мн. ч. существительных в родительном падеже и в имен. падеже
глаз | ухо | ||||
рот | кольцо | ||||
река | ведро |
б)согласование прилагательных с существительными:
синий шар | ||
синяя ваза | ||
синее перо |
в) согласование существительных с числительными:
1 | 2 | 5 | |
ухо | |||
кукла | |||
мяч |
горячий | легкий | ||
длинный | широкий |
кукушка | петух | ||
волк | лягушка | ||
лошадь | гусь | ||
овца | мышь |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
маляр____________________________ продавец_________________________
учитель___________________________ швея______________________________
глаз | ухо | ||||
рот | кольцо | ||||
река | ведро |
Фиолетовый колокольчик | ||
Серая ворона | ||
Розовое платье |
1 | 2 | 5 | |
воробей | |||
ведро | |||
пень |
Состояние словообразования:
а)образование уменьшительно-ласкательной формы:
чашка | яблоко | Женя | |||
цветок |
| ведро | Костя |
б)образование прилагательных от имён существительных:
ручка из пластмассы | сумка из кожи | ||
матрёшка из дерева | стакан из стекла | ||
сок из яблок | шапка из меха |
в)образование притяжательных прилагательных:
Хвост кошки | Лапа медведя | ||
Сумка мамы | Кофта бабушки |
Обследование звукопроизношения:
звуки | С | СЬ | З | ЗЬ | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Й | Л | ЛЬ | Р | РЬ |
звуки | Х | Хь | К | Кь | Г | Гь | М | Мь | Н | Н | Б | Бь | П | |
звуки | А | И | Э | Ы | О | У | Т | Ть | Д | Дь | В | Вь | Ф | |
Состояние фонематического восприятия:
Повторение слогов и слов:
ба-па-ба | га-ка-га | ||
па-ба-па | том-дом-ком | ||
да-та-да | кот-год-ход | ||
та-да-та | почка-бочка | ||
ка-га-ка | корка-горка |
Обследование навыков звукового анализа и синтеза
Выделение первого звука в слове:
астра | улей | озеро | |||
осень | иглы | уши |
Выделение последнего звука в слове:
забор | палец | крыльцо | |||
носок | изба | кресло |
Аквариум из стекла | Стена из кирпича | ||
Сапоги из резины | Лопатка из металла | ||
Носки из шерсти | Стол из дерева |
Усы кошки | Берлога медведя | ||
Хвост лисы | Гребень петуха |
звуки | С | СЬ | З | ЗЬ | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Й | Л | ЛЬ | Р | РЬ |
звуки | Х | Хь | К | Кь | Г | Гь | М | Мь | Н | Н | Б | Бь | П | |
звуки | А | И | Э | Ы | О | У | Т | Ть | Д | Дь | В | Вь | Ф | |
Са-ша-са | Пашня-башня | ||
Са-ца-са | Крот-грот | ||
Ча-тя-ча | Сук-жук | ||
Ща-ся-ща | Касса-каша | ||
Ла-ля-ла | Челка-щелка |
мост | банка | чайник | |||
пол | дом | щетка |
сом | лимон | ведро | |||
кот | нос | муха |
Определение последовательности и количества звуков в слове:
Дом______________________ нос________________ бык___________________
Банка_______________________ваза_____________________________________
Звуко-слоговая структура слова
Самолет___________________ скворец_______________________________
Фотограф_________________микстура_______________________________
Погремушка__________________парашютист_________________________
Сестренка развешивает простыни.____________________________________
В универсаме продают продукты._____________________________________
Парашютисты готовятся к прыжку_____________________________________
Обследование связной речи
а) составление рассказа по картинке _________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) составление рассказа по серии картин _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
в) пересказ __________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение __________________________________________________________________________________________________________________________________
План работы
(1 – й год обучения)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Тротуар_________________________градусник____________________________
Экскаватор_______________________регулировщик________________________
Фотоаппарат______________________температура_________________________
Экскурсовод проводит экскурсию._______________________________________
Регулировщик регулирует движение______________________________________
У фотографа фотоаппарат со вспышкой.__________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составление рассказа -описания
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение __________________________________________________________________________________________________________________________________
План работы
(2 – й год обучения)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Динамика развития ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Динамика развития ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/08/picture-787683-1465334313.jpg)
Речевое развитие первого года жизни.
В данном материале описаны условные нормы речевого развития детей до года, часто допускаемые ошибки родителей и советы для активизации речи....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/20/picture-1084432-1542727027.jpg)
Конспект НОД в средней группе по речевому развитию "Времена года"
Открытое занятие «Времена года» для средней группы.Цель:Закрепить основные признаки времени года.Задачи: 1)Учить детей отвечать на поставленные вопросы. Способствовать обогащению знаний де...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-1302283-1609770848.jpg)
Дидактическое пособие своими руками Игровой семинар (ДОУ) по играм Воскобовича и представление пособий по ОО «Речевое развитие»- «Времена года» и «Волшебная сказка» с использованием коврографа
Считаю, что любая разработка должна быть основана на 3 важнейших принципах: интерес-познание-творчество....
Конспект занятия по речевому развитию « Временам года»
Воспитатель. Сегодня у нас занятие по развитию речи. (дети стоят полукругом). Ребята вы любите сказки? Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по сказке. Готовы?Дети. Да.Воспитатель. В некотор...
Игры для развития речевого дыхания Времена года
Цель: формирование речевого дыхания посредством дидактических игр. Задачи:Способствовать увеличению объёма дыхания;Развивать умение выполнять плавный длительный выдох;Активизировать работу м...
Игры для развития речевого дыхания «Времена года»
Цель: формирование речевого дыхания посредством дидактических игр. Задачи:Способствовать увеличению объёма дыхания;Развивать умение выполнять плавный длительный выдох;Активизировать работу ...