Конспект по речевому развитию "Времена года"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Прокопьева Наталья Валентиновна

Конспект по речевому развитию "Времена года"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Эммаусский детский сад общеразвивающего вида»

Конспект

образовательной деятельности

по речевому развитию

«Времена года»

Подготовительная группа

Воспитатель высшей категории Прокопьева Наталья Валентиновна


Тема: «Времена года»

Возрастная группа: подготовительная группа

Форма совместной деятельности: интегрированная НОД

Форма организации: групповая

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: закрепить знания детей о временах года, развитие всех компонентов устной речи.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • обогащать словарь детей по лексической теме: «Времена года»;
  • закрепить признаки всех времен года;
  • закрепить представления детей о характерных особенностях времён года;
  • активизировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных.

Развивающие задачи:

  • развивать связную устную речь, посредством составления описательного рассказа;
  • развивать логическое мышление посредством отгадывания загадок, составления предложений;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать чувство прекрасного, любовь к окружающей природе;
  • воспитывать взаимопомощь, вежливость, ответственность.

 

Методы и приемы:

  • беседа, объяснение, разъяснение;
  • упражнение;
  • похвала, поощрение;
  • инструктаж, метод контроля.

Оборудование и материалы:

рисунки детей, фонограмма музыки П.И. Чайковского «Времена года», 4 клубка разноцветных ниток, мяч, шарфики, картинки по теме «Весна», бумажные листочки.

Предварительная работа:

знакомство детей с признаками времен года, с перелетными и зимующими птицами; отгадывание загадок; дидактические игры: «Собери букет», «Мяч поймай – игру называй», «Вот какое лето», «Закончи предложение», «Что лишнее», «Когда это бывает?»; составление описательного рассказа по картинам «Времена года».

Технологическая карта ОД

Часть ОД

Ход ОД

Форма организации

Время

(25 минут)

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Вводный этап

Организационный момент

Группа украшена рисунками детей по теме: «Моё любимое время года».

Дети под тихую музыку и словесное сопровождение заходят в зал.

Когда в садик я иду

Утром по дорожке,

Здравствуй всем я говорю

Даже серой кошке.

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй ветер-ветерок,

Встанем дружно все в кружок!

Воспитатель: Поздоровайтесь с гостями ребята.

Дети здороваются.

Дети входят в группу и встают в круг. Дети в кругу выполняют действия совместно с воспитателем

1,5 мин.

2

Мотивация

Принятие цели занятия

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».

Воспитатель: - Ребята, послушайте внимательно стихотворение.

Некогда солнышку

В небе лениться:

Есть у него

Золотистые спицы,

Пряжа цветная –

На дне сундука:

Ровно четыре

Волшебных клубка.

Трудится солнышко

Без остановки,

Каждому времени

Вяжет обновки.

Белым клубком

Начинается год,

Следом зеленая

Пряжа идет.

Красная пряжа –

Для красного лета,

Пряжа для осени –

Желтого цвета.

Воспитатель: как вы думаете, о чём это стихотворение?

Дети: о разных временах года.

Воспитатель: а сколько всего времён года?

Дети: Четыре: зима, весна, лето, осень.

Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели побывать в гостях у времён года?

Дети: Да, хотели бы.

Воспитатель: Тогда давайте возьмёмся за руки,  закроем глаза и произнесём волшебные слова: «Крекс, фекс, пекс».

Дети принимают решение побывать в гостях у времён года.

3,5 мин.

3

Основной этап

В гостях у времён года

Дети открывают глаза, перед ними 4 клубка ниток (белый, зелёный, красный, жёлтый).

Воспитатель: ребята, смотрите!  Похоже это приглашение в гости от каждого времени года.

Воспитатель берёт белый клубок и прокатывает его вперёд, дети идут друг за другом по белой нитке.

Воспитатель: ребята, как вы думаете куда нас приведёт белый клубок, к какому времени года?

Дети: думаем, что к зиме.

Воспитатель: правильно. А здесь очень холодно, давайте оденем шарфики.

Воспитатель с детьми одевают шарфики.

Воспитатель: зима приготовила для нас разные задания. Давайте попробуем их выполнить.

Дети: давайте.

Воспитатель: зима просит составить небольшой рассказ о себе. Я начну, а вы продолжайте.

Упражнение «Составляем рассказ о зиме»

Воспитатель: наступила …

Дети: холодная зима.

Воспитатель: выпал…

Дети: белый, пушистый снег.

Воспитатель: снег покрыл…

Дети: землю, деревья, дома.

Воспитатель: перелетные птицы давно …

Дети: улетели в теплые края.

Воспитатель: остались зимующие птицы…

Дети: воробьи, синицы, голуби…

Воспитатель: люди беспокоятся о них…

Дети: мастерят кормушки, насыпают в них зерно, семечки, крошки хлеба.

Воспитатель: зима любимое…

Дети: время года.

Воспитатель: зима предлагает вам сыграть в игру «Мяч поймай – игру называй». Будьте внимательны, ловите мяч и называйте зимнюю игру.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями. Нам нужно идти дальше, нас ждет в гости другое время года. Давайте скажем Зиме: «До свидания!».

Дети: до свидания Зима!

Воспитатель прокатывает вперёд зелёный клубок.

Дети идут по нитке под музыку змейкой.

Воспитатель:

Идёт красавица,

Земли касается,

Где снег был, лёд,

Трава цветёт.

Воспитатель: что это за время года?

Дети: весна.

Воспитатель: дети, вы заметили, что здесь теплее, чем у зимы – снимайте шарфики.

Дети снимают шарфики.

Воспитатель: весна нам приготовила зашифрованное послание, вместо некоторых слов в послании картинки. Я буду читать послание, а вы будете смотреть на картинки и вставлять правильные слова.

Дети: хорошо.

Воспитатель: На улице греет весеннее солнышко. Тает снег. Возвращаются из теплых стран перелетные птицы. Бегут ручьи. Дети пускают кораблики.

Воспитатель: посмотрите, ребята, что-то ещё нам Весна приготовила. Игра «Собери букет» из первых весенних цветов. Поиграем?

Дети: Да.

Воспитатель: Какие первые весенние цветы вы знаете?

Дети: тюльпаны, подснежники, ландыши, одуванчики, первоцветы и т.д.

Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте немного отдохнём.

Совместная деятельность, самостоятельное выполнение заданий, рассуждения детей о результатах.

10,5 мин.

Динамическая пауза

Солнце, солнце высоко

(На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло

(Лёгкие поглаживания руками по лицу)

Тает снег от лучей

(Приседание)

Звонко побежал ручей

(Бег по кругу)

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните.

(Ходьба по кругу широким шагом).

Выполняют движения вместе с воспитателем

1,5 мин.

4

В гостях у времён года

Воспитатель прокатывает вперёд красный клубок. Дети идут по нитке под музыку змейкой.

Воспитатель:

Всегда за Весною к нам в гости идет,

С собой приносит немало забот.

Горячие, долгие дарит деньки,

Чтоб зрели скорей на полях колоски.

Что это за время года?

Дети: лето.

Воспитатель: лето просит поиграть в игру и составить краткий описательный рассказ. Поиграем?

Дети: да, поиграем.

Игра «Вот какое лето»

Воспитатель: если на улице светит солнце, то погода, какая?

Дети: солнечная.

Воспитатель: если ветер…

Дети: ветреная.

Воспитатель: если дождь…

Дети: дождливая.

Воспитатель: если пасмурно…

Дети: пасмурная.

Воспитатель: если ясно…

Дети: ясная.

Воспитатель: если туман…

Дети: туманная.

Воспитатель: если тепло…

Дети: теплая.

Воспитатель: если жарко…

Дети: жаркая.

Воспитатель: если сыро…

Дети: сырая.

Воспитатель: молодцы, ребята, нам пора прощаться с Летом и идти дальше. До свидания Лето!

Дети: До свидания Лето!

Воспитатель прокатывает вперёд жёлтый клубок. Дети идут по нитке под музыку змейкой.

Воспитатель:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…»

Дети: осень.

Воспитатель: осень тоже очень хочет с вами поиграть, поиграем?

Дети: поиграем.

Игра на дыхание «Сильный и слабый ветерок». 

Воспитатель: ветерок подхватил листочки и закружил в воздухе.

Дети под музыку дуют на листочки, стараются чтобы они не упали на пол. Затем садятся на стульчики.

Игра «Что лишнее?».

Воспитатель: каждый раз я буду называть четыре слова, вы должны определить какое слово лишнее и объяснить почему.

  1. Листопад, дождь, снег, лужи.
  2. Сапоги, ботинки, галоши, валенки.
  3. Октябрь, ноябрь, январь, сентябрь.
  4. Жёлтый, голубой, красный, оранжевый.

Молодцы, ребята!

Коллективная работа.

Выполнение заданий.

Отгадывание загадок.

8,5 мин.

Заключительный этап

Выход из игровой ситуации

Воспитатель: наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и скажем волшебные слова «Крекс, фекс, пекс».

Звучит музыка.

Воспитатель: мы снова в детском саду. У кого мы были в гостях?

Дети: у времён года.

Воспитатель: для каждого времени года характерны свои особенности. Хорошо ли вы их знаете?

Дети: да.

Воспитатель: давайте, проверим? Поиграем в игру «Когда это бывает?»

Солнце светит, но не греет (Зимой)

В какое время года собирают землянику? (Летом)

Когда птицы улетают в тёплые края? (Осенью)

Когда люди вывешивают скворечники? (Весной)

Когда можно увидеть снегирей? (Зимой)

Когда природа оживает? (Весной)

Когда люди собирают урожай? (Осенью)

Когда заяц серый? (Летом)

Воспитатель: молодцы ребята!  Вам было сегодня интересно? У какого времени года вы бы хотели побывать снова?

Ответы детей.

Воспитатель: Какое ваше самое любимое время года?

Ответы детей.

Воспитатель: Выберите себе смайлики белого, зелёного, красного или жёлтого цвета, по цвету вашего любимого времени года, это подарок от времён года!

Речевое

взаимодействие всех

участников занятия.

4,5 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Четыре времени года"

Тема занятия:   «Четыре времени года». 1.воспитательная задачи:-воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю;-учить заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологичес...

Конспект по теме "Времена года" П.И.Чайковского

Рабочее занятие, на котором даю высказаться всем желающим. Все мои дети к подготовительной группе легко узнают музыку Чайковского и любят рассуждать. Этот конспект-рыба, чаще всего добавляю ...

Конспект нтегрировного НОД "Времена года"

Развернутый конспект интегрированного НОД "Времена года"...

Конспект открытого занятия " Времена года"

Конспект открытого занятия для старшей группы по экологии...

Конспект по речевому развитию детей четвертого года жизни. Тема: «Лесные животные»

Конспект по речевому развитию детей четвертого года жизни.Тема: «Лесные животные»...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...