Конспект комплексного занятия-игры в старшей логопедической группе "Мы гуляем по городу"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Материал включает вариант совместной образовательной деятельности детей и взрослых с целью использования различных методик развития навыков коммуникации, развития социального познания и социализации детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР, как важного фактора подготовки ребёнка к жизни в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_zanyatie_v_st._log._gr._tsvetkova_a.n.doc | 956 КБ |
Предварительный просмотр:
Составлен в ГБДОУ № 116
учителем-логопедом Цветковой А.Н.
Санкт - Петербург
2012 год
В
и д ы детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы.
Ц
е л и:
-активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
-развитие общей моторики: мышечно-двигательных и зрительно-моторных координаций;
-развитие тонких движений пальцев рук;
-стимулирующее воздействие на функциональное состояние коры головного мозга, усиление ее регулирующих и координирующих функций с помощью самомассажа ладоней и лица;
-укрепление мышц органов артикуляционного аппарата;
-развитие мимики, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
-формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.
П
л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы:
-проявляет положительные эмоции при прослушивании и заучивании небольшого стихотворения, сопровождая заучивание выполнением рисунка; -составляет графический план на листе в клетку;
-активно занимается словотворчеством, использует синонимы;
-активно двигается и выражает радость при выполнении логоритмических упражнений.
М
атериалы и оборудование:
-CD-диск, DVD-диск;
-иллюстрации, изображающие мальчика, девочку, женщину, мужчину, бабушку, дедушку;
-изображение «смайлик» с эмоцией радости и грусти;
-заготовки для мнемотехнической таблички,
-листы в клетку для графического плана, простые карандаши.
-зеркала для артикуляционного упражнения.
С о д е р ж а н и е о р г а н и з о в а н н о й д е я т е л ь н о с т и д е т е й
1. Организационный момент.
-Ребята, к нам сегодня в садик пришло сообщение, что дети из Англии очень хотят приехать к нам в город на экскурсию. Давайте сегодня вспомним, как же вежливо надо встречать гостей , вспомним правила общения и поведения. Согласны?
2. Самомассаж лица и шеи « Сам себе я массажист»
(Улучшение ощущений от мышц лица и шеи, умение управлять ими, стимуляция микроциркуляции крови в области лица и шеи, мимическая выразительность, позитивные самоощущения)
-А чтобы наши личики были улыбчивыми и приветливыми давайте подготовим их и сделаем самомассаж:
Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)
И лицо теплом своим мы умываем ( разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз),
Грабельки сгребают все плохие мысли ( движение пальцами от середины лба к вискам).
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).
Их вперед сгибаем (нагибание ушных раковин кпереди).
Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки).
А потом уходим пальцами на щечки (пальцы перебегают на щеки).
Щечки разминаем, чтобы надувались (пальцами разминаем щеки круговыми движениями)
Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный палец разминает губы)
Как утята к утке, клювики потянем (вытягивание пальцами губ вперед).
Разомнем их мягко, не задев ногтями (большие и указательные пальцы разминают губы).
Уголками губ мы щечки поднимаем (средними пальцами по очереди поднимать уголки губ),
А потом от носа мы к губам стекаем (спиралевидные движения по носогубной складке)
Губки пожуем мы (покусывание зубами губ)
Шарики надуем (надувание щек)
И губами вправо-влево потанцуем (указательные пальцы укладываются параллельно на губы и двигаются туда-сюда в горизонтальной плоскости)
Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит (поколачивание по верхней губе)
Под другой губой лежит, кулачок другой стучит (язык под нижней губой, поколачивание по нижней губе)
Тянем подбородок и его щипаем, (оттягивание вниз подбородка, пощипывание нижней челюсти)
А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам).
3. Гимнастика для шеи и плеч «Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее»
(Снятие мышечного напряжения шеи и плеч, координация ритма движений с речью)
-Теперь вспомним упражнение для нашей шейки и осанки:
Вверх – вниз, вверх – вниз (движения головой вверх и вниз)
Мама, это не каприз!
Вправо – влево, вправо – влево (повороты головы направо и налево)
Посмотри, как королева!
Покивать по сторонам (наклоны головы к плечам)
Нужно нам, так нужно нам.
Головою покрутить (вращение головой)
Не забыть, не забыть.
И Незнайками побыть (пожимание плечами)
Плечи вверх и опустить.
И плечами повращать, (вращение плечами вперед и назад)
Нужно плечики размять.
Вперед-назад, вперед-назад (плечи вперед и назад)
И все дела пойдут на лад!
4. Упражнение под музыку «Часы с маятником»
(артикуляционное упражнение «Часики», развитие тонкой моторики,
чувства ритма)
Качнулся маятник часов старинных на стене, (рот открыт, губы в улыбке, напряженный язычок ритмично выполняет касания уголков губ)
Бим – бом – бум! ( пропевание слогов с одновременным показом руками
гласных : И – прямые ладони около рта;
О – большой и указательный пальчики соединены, остальные выпрямлены вверх;
У – сжатые кулачки похожи на сжатые трубочкой губки)
И перезвон поплыл в округе нашей по весне, («тик-так»)
Бим – бом – бум! (движения руками)
Исправил сложный механизм наш мастер часовой! («тик-так»)
Бим – бом – бум! (движения руками)
Теперь работают часы на башне городской! («тик –так»)
Бим – бом – бум! (движения руками)
Теперь работают часы на башне городской! (пропевание слов)
Бим – бом – бум! (движения руками)
5. Графический диктант «План-карта для прогулки»
(Ориентировка на листе в клетку с помощью слов «налево», «направо», «вверх», развитие фонематического анализа и синтеза)
- Ребята, вы знаете, что наш город очень большой и в нем много достопримечательностей. Чтобы не заблудиться и увидеть всю красоту нашего города гости пользуются планами, картами. Давайте и мы с вами составим план-карту на бумаге в клеточку для гостей из Англии.
Мы с вами пройдемся по центру нашего города и вспомним, какие достопримечательности можно там увидеть.
- Сначала мы пойдем по главному проспекту нашего города. (фото демонстрируется на экране телевизора)
Как он называется? (Невский проспект)
- Поставьте карандаш на букву Н.
Мы пойдем прямо вверх на 5 клеточек. Поставьте точку. Дойдем до реки Фонтанки. Вспомните, как называется мост через Фонтанку? (фото на экране- Аничков мост) Какой первый звук в слове Аничков? (А) Напишите рядом с точкой букву А.
-От точки А мы пойдем прямо вверх на 6 клеточек, поставьте точку. От этой точки 4 клеточки влево. Мы подойдем к собору (фото). Как называется этот собор? (Казанский собор) Какой первый звук мы слышим в слове Казанский? (К).Напишите рядом с точкой - К.
- От буквы К мы пойдем вправо на 8 клеточек. Мы увидим храм (фото). Как называется этот храм? (Спас на крови или Храм Воскресения Христова) Какой первый звук в слове Спас? (С) Поставьте рядом с точкой букву С.
- От этой буквы мы пойдем прямо вверх на 7 клеточек, повернем направо, пойдем 4 клеточки и окажемся на главной площади нашего города (фото). Как называется эта площадь? (Дворцовая площадь) Какой первый звук в слове Дворцовая? (Д).
А какие достопримечательности есть на этой площади? (фото- Александровская колонна и Эрмитаж)Какие первые звуки в этих словах: Александровская (А), Эрмитаж (Э)?
- Закончим мы нашу прогулку у реки, на берегу которой начиналось когда-то строительство нашего города (фото на экране TV) Как она называется? (Нева)
- Молодцы, ребята! Когда гости приедут, вы дадите им свой план, они не заблудятся и увидят много красивых мест в центре нашего Санкт - Петербурга.
6. Двигательное упражнение под музыку «Высоко – глубоко»
(Снятие мышечного напряжения, релаксация, развитие общей моторики)
Облака над землей высоко, ( дети встают на носочки и тянутся
руками вверх)
Распростерлись моря широко, ( растягивают руки в стороны)
Глубоко дно морское лежит, (плавный наклон вниз)
Ветер странствий далеко спешит, (покачивание руками с постепенным
подъемом туловища вертикально)
Льдины медленно гордо плывут,
(ногу на носочек, тянуться в
противоположную сторону)
По весне расцветают цветы, (тыльные стороны ладоней прижаты
к друг другу пальцами вниз
с постепенным раскрытием «цветка»)
Солнце светит на всех с высоты! (напряженные растопыренные пальцы
с усилием опускать сверху вниз до
пола)
- Упражнение « Скажи правильно»
(Отработка слоговой структуры многосложных слов мужского и женского рода единственного и множественного числа методом «прохлопывания»)
Педагог, выставляя картинки «девочка, женщина, бабушка» и «мальчик, мужчина, дедушка», предлагает детям назвать их одним общим словом – петербурженка, петербуржец, петербурженки, петербуржцы.
8. Игра «Смайлики»
(Расширение словаря прилагательных, подбор синонимов к веселому и грустному «смайлику»)
С опорой на изображение эмоций, спросить детей, какие люди им больше нравятся, с каким выражением лица. Дети подбирают синонимы к слову «улыбчивый» и «неприветливый»
Педагог подытоживает ответы детей:
-Чтобы нас окружали такие приятные люди, надо и самим стараться быть такими.
9. Рисование мнемотехнической таблички по стихотворению
(развитие ассоциативного мышления, схематичное рисование простым карандашом «таблички - помогалочки»)
Педагог рисует на доске свой вариант таблицы к стихотворению:
Я привык улыбаться людям, как знакомым своим.
Счастье - это как торт на блюде –
одному не справиться с ним.
Я привык улыбаться людям, и быть может вполне…
В час, когда я несчастлив буду, кто-то улыбнется мне!
10.Рефлексия
(Развитие координации речи с движением под музыку, эмоциональности, выразительности, позитивного самоощущения и веселого настроения)
Пропевание детьми под музыку выученного по табличке стихотворения, с одновременным выполнением предлагаемых педагогом простых и выразительных движений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного тематического занятия в старшей логопедической группе "Пасха. Великий день. Светлый день"
В статье представлено тематическое занятие для детей старшей группы с общим недоразвитием речи. Основная цель занятия сос...
Конспект комплексного занятия «Игра-соревнование» (с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, развивающих игр)
Конспект комплексного занятия «Игра-соревнование» (с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, развивающих игр)Программное содержание:1. Развитие комбинаторных способностей, вычислитель...
Конспект комплексного занятия «Игра-соревнование» (с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, развивающих игр)
Конспект комплексного занятия «Игра-соревнование» (с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, развивающих игр)Программное содержание:1. Развитие комбинаторных способностей, вычислитель...
Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшего возраста «Здесь будет город заложен»
Конспект комплексного занятия об истории основания Санкт-Петербурга для детей старшей группы...
Конспект комплексно-тематического занятия в старшей логопедической группе "Весеннее пробуждение"
Знакомство с признаками весны....
Конспект интегрированного занятия для детей старшей логопедической группы «Путешествие по родному городу»
Цель данного занятия: ознакомление детей старшей группы с достопримечательностями родного города. Погружение в атмосферу знакомых, а также мало известных детям мест и зданий города осуществляетс...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей логопедической группы "Мой любимый город"
Формировать у детей представление о России, о Санкт - Петербурге. Закреплять представления детей о символах России и Санкт - Петербурга....