Конспект комплексного занятия-игры в старшей логопедической группе "Мы гуляем по городу"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Цветкова Алла Николаевна

Материал включает вариант совместной образовательной деятельности детей и взрослых с целью использования различных методик развития навыков коммуникации, развития социального познания и социализации детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР, как важного фактора подготовки ребёнка к жизни в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnoe_zanyatie_v_st._log._gr._tsvetkova_a.n.doc956 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                             

                                                      Составлен в ГБДОУ № 116

                                               учителем-логопедом  Цветковой А.Н.

                                               

             

                                                                                   

 

                                              Санкт - Петербург

                                                        2012 год

В

 и д ы  детской деятельности:

игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Ц

 е л и:

-активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;

-развитие общей моторики: мышечно-двигательных и зрительно-моторных координаций;

-развитие тонких движений пальцев рук;

-стимулирующее воздействие на функциональное состояние коры головного мозга, усиление ее регулирующих и координирующих функций с помощью самомассажа ладоней и лица;

 -укрепление мышц органов артикуляционного аппарата;

-развитие мимики, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

-формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.

П

 л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы:

-проявляет положительные эмоции  при прослушивании и заучивании небольшого стихотворения, сопровождая заучивание выполнением рисунка; -составляет графический план на листе в клетку;

-активно занимается словотворчеством, использует синонимы;

-активно двигается и выражает радость при выполнении логоритмических упражнений.

М

атериалы и оборудование:

-CD-диск, DVD-диск;

-иллюстрации, изображающие мальчика, девочку, женщину, мужчину, бабушку, дедушку;

-изображение «смайлик» с эмоцией радости и грусти;

-заготовки для мнемотехнической таблички,

-листы в клетку для графического плана, простые карандаши.

-зеркала для артикуляционного упражнения.

С о д е р ж а н и е   о р г а н и з о в а н н о й   д е я т е л ь н о с т и   д е т е й

1. Организационный момент.

-Ребята, к нам сегодня в садик пришло сообщение, что дети из Англии очень хотят приехать к нам в город на экскурсию.  Давайте сегодня вспомним, как же вежливо надо встречать гостей , вспомним  правила общения и поведения. Согласны?

2. Самомассаж лица и шеи « Сам себе я массажист»

(Улучшение ощущений от мышц лица и шеи, умение управлять ими, стимуляция микроциркуляции крови в области лица и  шеи, мимическая выразительность, позитивные самоощущения)

-А чтобы наши личики были улыбчивыми и приветливыми давайте подготовим их и сделаем самомассаж:

Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

И лицо теплом своим мы умываем ( разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз),

Грабельки сгребают все плохие мысли ( движение пальцами от середины лба к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).

Их вперед сгибаем (нагибание ушных раковин кпереди).

Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки).

А потом уходим пальцами на щечки (пальцы перебегают на щеки).

Щечки разминаем, чтобы надувались (пальцами разминаем щеки круговыми движениями)

Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный палец разминает губы)

Как утята к утке, клювики потянем (вытягивание пальцами губ вперед).

Разомнем их мягко, не задев ногтями (большие и указательные пальцы разминают губы).

Уголками губ мы щечки поднимаем (средними пальцами по очереди поднимать уголки губ),

А потом от носа мы к губам стекаем (спиралевидные движения по носогубной складке)

Губки пожуем мы (покусывание зубами губ)

Шарики надуем (надувание щек)

И губами вправо-влево потанцуем (указательные пальцы укладываются параллельно на губы и двигаются туда-сюда в горизонтальной плоскости)

Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит (поколачивание по верхней губе)

Под другой губой лежит, кулачок другой стучит (язык под нижней губой, поколачивание по нижней губе)

Тянем подбородок и его щипаем, (оттягивание вниз подбородка, пощипывание нижней челюсти)

А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам).

3. Гимнастика для шеи и плеч «Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее»

(Снятие мышечного напряжения шеи и плеч, координация ритма движений с речью)

-Теперь вспомним упражнение для нашей шейки и осанки:

Вверх – вниз, вверх – вниз                 (движения головой вверх и вниз)

Мама, это не каприз!            

Вправо – влево, вправо – влево          (повороты головы направо и налево)

Посмотри, как королева!

Покивать по сторонам                         (наклоны головы к плечам)

Нужно нам, так нужно нам.

Головою покрутить                              (вращение головой)

Не забыть, не забыть.

И Незнайками побыть                          (пожимание плечами)

Плечи вверх и опустить.

И плечами повращать,                          (вращение плечами вперед и назад)

Нужно плечики размять.

Вперед-назад, вперед-назад                  (плечи вперед и назад)

И все дела пойдут на лад!

4. Упражнение под музыку «Часы с маятником»

(артикуляционное упражнение «Часики», развитие тонкой моторики,

чувства ритма)

Качнулся маятник часов старинных на стене,  (рот открыт, губы в улыбке, напряженный язычок ритмично  выполняет касания уголков губ)

Бим – бом – бум! ( пропевание слогов с одновременным показом руками

гласных : И – прямые ладони около рта;

О – большой и указательный пальчики соединены, остальные выпрямлены вверх;

У – сжатые кулачки похожи на сжатые трубочкой губки)

И перезвон поплыл в округе нашей по весне, («тик-так»)

Бим – бом – бум! (движения руками)

Исправил сложный механизм наш мастер часовой! («тик-так»)

Бим – бом – бум! (движения руками)

Теперь работают часы на башне городской! («тик –так»)

Бим – бом – бум! (движения руками)

Теперь работают часы на башне городской! (пропевание слов)

Бим – бом – бум! (движения руками)

5. Графический диктант «План-карта для прогулки»

(Ориентировка на листе в клетку с помощью слов «налево», «направо», «вверх», развитие фонематического анализа и синтеза)

- Ребята, вы знаете, что наш город очень большой и в нем много достопримечательностей. Чтобы не заблудиться и увидеть всю красоту нашего города гости пользуются планами, картами. Давайте и мы с вами составим план-карту на бумаге в клеточку для гостей из Англии.

Мы с вами пройдемся по центру нашего города и вспомним, какие достопримечательности можно там увидеть.

- Сначала мы пойдем по главному проспекту нашего города. (фото демонстрируется на экране телевизора)

Как он называется? (Невский проспект)

- Поставьте карандаш на букву Н.

 Мы пойдем прямо вверх на 5 клеточек. Поставьте точку. Дойдем до реки Фонтанки. Вспомните, как называется мост через Фонтанку? (фото на экране- Аничков мост) Какой первый звук в слове Аничков? (А) Напишите рядом с точкой букву А.

-От точки А мы пойдем прямо вверх на 6 клеточек, поставьте точку. От этой точки 4 клеточки влево. Мы подойдем к собору (фото). Как называется этот собор?  (Казанский собор) Какой первый звук мы слышим в слове Казанский? (К).Напишите рядом с точкой - К.

- От буквы К мы пойдем вправо на 8 клеточек. Мы увидим храм (фото). Как называется этот храм?  (Спас на крови или Храм Воскресения Христова) Какой первый звук в слове Спас? (С) Поставьте рядом с точкой букву С.

- От этой буквы мы пойдем прямо вверх на 7 клеточек, повернем направо, пойдем 4 клеточки и окажемся на главной площади нашего города (фото). Как называется эта площадь? (Дворцовая площадь) Какой первый звук в слове Дворцовая? (Д).

 А какие достопримечательности есть на этой площади?  (фото- Александровская колонна и Эрмитаж)Какие первые звуки в этих словах: Александровская (А), Эрмитаж (Э)?

- Закончим мы нашу прогулку у реки, на берегу которой начиналось когда-то строительство нашего города  (фото на экране TV) Как она называется? (Нева)

- Молодцы, ребята! Когда гости приедут, вы дадите им свой план, они не заблудятся и увидят много красивых мест в центре нашего Санкт - Петербурга.

6. Двигательное упражнение под музыку «Высоко – глубоко»

(Снятие мышечного напряжения, релаксация, развитие общей моторики)

Облака над землей высоко,                   ( дети встают на носочки и тянутся

                                                                   руками вверх)            

Распростерлись моря широко,              ( растягивают руки в стороны)

Глубоко дно морское лежит,                 (плавный наклон вниз)

Ветер странствий далеко спешит,         (покачивание руками с постепенным

                                                                   подъемом туловища вертикально)

Льдины медленно гордо плывут,

                                                                    (ногу на носочек, тянуться в

                                                                     противоположную сторону)

По весне расцветают цветы,                   (тыльные стороны ладоней прижаты

                                                                     к друг другу пальцами вниз

                                                                  с постепенным раскрытием «цветка»)

Солнце светит на всех с высоты!          (напряженные растопыренные пальцы  

                                                                   с усилием опускать сверху вниз до

                                                                   пола)

  1. Упражнение « Скажи правильно»

(Отработка слоговой структуры многосложных слов мужского и женского рода единственного и множественного числа методом «прохлопывания»)

Педагог, выставляя картинки «девочка, женщина, бабушка» и «мальчик, мужчина, дедушка», предлагает детям назвать их одним общим словом – петербурженка, петербуржец, петербурженки, петербуржцы.

8. Игра «Смайлики»

(Расширение словаря прилагательных, подбор синонимов к веселому и грустному «смайлику»)

С опорой на изображение эмоций, спросить детей, какие люди им больше нравятся, с каким выражением лица. Дети подбирают синонимы к слову «улыбчивый» и «неприветливый»

Педагог подытоживает ответы детей:

-Чтобы нас окружали такие приятные люди, надо и самим стараться быть такими.

9. Рисование мнемотехнической таблички по стихотворению

(развитие ассоциативного мышления,  схематичное рисование простым карандашом «таблички - помогалочки»)

Педагог рисует  на доске свой вариант таблицы к стихотворению:

Я привык улыбаться людям, как знакомым своим.

Счастье - это как торт на блюде –

одному не справиться с ним.

Я привык улыбаться людям, и быть может вполне…

В час, когда я несчастлив буду, кто-то улыбнется мне!

10.Рефлексия

(Развитие координации речи с движением под музыку, эмоциональности, выразительности, позитивного самоощущения и веселого настроения)

Пропевание детьми под музыку выученного по табличке стихотворения, с одновременным выполнением предлагаемых педагогом простых и выразительных движений. 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного тематического занятия в старшей логопедической группе "Пасха. Великий день. Светлый день"

 В статье представлено тематическое занятие для детей старшей группы с общим недоразвитием речи. Основная цель занятия сос...

Конспект комплексного занятия «Игра-соревнование» (с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, развивающих игр)

Конспект комплексного занятия «Игра-соревнование» (с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, развивающих игр)Программное содержание:1. Развитие комбинаторных способностей, вычислитель...

Конспект комплексного занятия «Игра-соревнование» (с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, развивающих игр)

Конспект комплексного занятия «Игра-соревнование» (с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, развивающих игр)Программное содержание:1. Развитие комбинаторных способностей, вычислитель...

Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшего возраста «Здесь будет город заложен»

Конспект комплексного занятия об истории основания Санкт-Петербурга для детей старшей группы...

Конспект интегрированного занятия для детей старшей логопедической группы «Путешествие по родному городу»

Цель данного занятия: ознакомление детей старшей группы с достопримечательностями родного города. Погружение в атмосферу знакомых, а также мало известных  детям мест и зданий города осуществляетс...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей логопедической группы "Мой любимый город"

Формировать у детей представление о России, о Санкт - Петербурге. Закреплять представления детей о символах России и Санкт - Петербурга....