Грибы. Формирование словарного запаса. Родственные слова
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Уточнять и расширять словарный запас путем практического усвоения родственных слов.
• Учить выделять родственные слова из текста.
• Учить самостоятельно подбирать родственные слова и употреблять их в составе предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_-_rodst.slova_.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Грибы. Формирование словарного запаса. Родственные слова»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
- Уточнять и расширять словарный запас путем практического усвоения родственных слов.
- Учить выделять родственные слова из текста.
- Учить самостоятельно подбирать родственные слова и употреблять их в составе предложений.
ОБОРУДОВАНИЕ
Сюжетная и предметные картинки к стихотворению «Солнечное», к рассказу «Дружная семейка»; конверт с загадками со словами «родственниками».
Ход занятия.
1.Оргмомент. Логопед предлагает детям повторить за ним пары слов:
Лес - лесок
Лесок – лесник
Лесник – лесной
Гриб – грибок
Грибок – грибник
Грибник – грибной
Рыба – рыбка
Рыбка – рыбак
Рыбак – рыбный
Снег – снежок
Снежок – подснежник
Подснежник – снежный
Нос- носик
Носик – носище
Носище - носовой
2.Логопед предлагает детям послушать рассказ.
«ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА».
В роще под берёзой вырос гриб – великан. Потянулся он, оглянулся и увидел, что рядом растёт ещё один грибок, на него похожий. Вдруг зашевелился берёзовый лист и из – под него показался грибочек – малыш. Улыбнулся гриб – великан: «Все на меня похожи…». И тут послышались весёлые голоса, это были грибники. Собрали они дружную семейку в свою корзинку. Вкусный получился грибной суп!
Логопед выставляет на доске предметные картинки к родственным словам.
Гриб — грибок — грибочек — грибники — грибной суп.
Все слова звучат похоже, какая в них общая часть?
Дети. Гриб.
Логопед. Правильно. Теперь выясним значение слов.
Гриб — это низшее споровое растение.
Грибок — маленький гриб.
Грибочек — так ласково называем маленький грибок.
Грибники — люди, которые собирают грибы. Грибной суп — суп, сваренный с грибами. Такие слова называются словами-«родственниками», живут они дружными семьями и, как родные люди, похожи друг на друга. В этих словах есть общая часть.
Внимательно послушайте рассказ «Дружная семейка» еще раз и назовите другие слова-«родственники», которые в нем есть.
Дети выделяют слова «береза» и «березовый».
А какие еще есть слова, похожие на слово «береза»?
Как мы скажем, если береза маленькая? (Березка.)
Как ласково березку назовем? (Березонька.)
Что за гриб-великан рос под березой? (Подберезовик.)
Как будет называться грибок-малыш? (Подберезовичек.)
3.Физминутка.
4.Слова-«родственники» прислали нам стихи-загадки. (Показывает детям конверт, достает письмо и читает.)
Мы слова похожие,
Как родственники схожи.
Мы живем одной семьей,
Поиграть хотим с тобой!
Белый мороз к палочке прирос.
Молочное, шоколадное
И всегда прохладное.
(Мороженое.)
Найдите в тексте загадки слово-« родственник ».
Дети выполняют задание.
Подберите слова-«родственники» к слову «мороз».
Дети: Морозец, морозище, морозный, заморозить, отморозить, Морозко.
Если задание вызывает затруднение, логопед помогает детям вопросами.
Логопед: Как назовем сильный мороз? (Морозище.)
Как ласково назовем мороз? ( Морозец.)
Что можно сделать с продуктами в холодильнике? (Заморозитъ.)
Если мороз сильный, то нос можно ... (отморозить).
Как зовут сказочного героя?... (Морозко.)
5.Игра с мячом
«Раз, два, три, четыре, пять!
Идем родственников звать»
Логопед: Назовите фруктовые, ягодные и овощные соки.
Дети:
яблоко — яблочный
апельсин — апельсиновый
слива — сливовый
вишня — вишневый
малина — малиновый
морковь — морковный
лук — луковый
Логопед: Назовите крупу, из которой сварили кашу.
Дети:
гречневая — гречка
рисовая — рис
геркулесовая — геркулес
пшенная — пшено
манная — манка
6.Упражнение детей в употреблении родственных слов в составе предложений
Логопед. Составьте предложения со словами-«родственниками» с помощью предметных картинок.
На доске картинки: солнце, солнышко, солнечный день, подсолнух, подсолнечное масло.
Примерные варианты предложений
Яркое солнце показалось из-за тучи.
Весной солнышко греет теплее,
В солнечный день ребята загорали у реки.
На нашем огороде вырос высокий подсолнух.
Маша пошла в магазин за подсолнечным маслом.
7.Упражнение детей в умении выделять из ряда родственных слов лишнее слово.
Логопед. Закройте глаза и прослушайте несколько слов. Затем назовите одно слово, которое не подходит ко всем остальным:
пастух, пастушок, послушный, пастуший, пасет;
булка, булочка, булочник, хлеб, булочная;
кот, котик, каток, котище, котеночек.
Совместно с логопедом дети объясняют выбор лишнего слова.
8.Итог занятия
Логопед. Мы познакомились со словами-«родственниками». Какие вы запомнили «дружные семейки»?
Дети называют цепочки из двух-четырех родственных слов.
9.Оценка работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
Рабочая программа Формирование словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи средствами русской народной комнаты «Бабушкины посиделки»
Рабочая программа поосвящена развитию словарного запаса. В программе представлен календарно-тематический план, основные методы и приемы работы....
«Формирование словарного запаса в старшем дошкольном возрасте средствами малых форм фольклора»
Дошкольное образовательноеучреждение – первое и самое ответственноезвено в общей системе народного образования. Овладение родным языкомявляется одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном ...
Особенности формирования словарного запаса у детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) старшего дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей....
Формирования словарного запаса у детей 3-4 лет посредствам игр и упражнений в условиях ДОО
методическая разроботка...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
Использование стихотворных текстов является эффективным приемом формирования, развития и совершенствования лексико-грамматического строя речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Повторение л...