Методы и приемы работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи на тему
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_raboty_po_formirovaniyu_slovarnogo_zapasa_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста
Подготовила: Захарова Ю.А.
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. В использовании составленного комплекса коррекционных упражнений, направленных на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста применяю различные методы.
- Наглядные.
В качестве наглядных методов мною использовались наблюдение (например, в подборе антонимов применялось сравнительное наблюдение) и демонстрация наглядных пособий.
- Практические.
Ведущим практическим методам являлось упражнение. В применении упражнений учитывались некоторые правила (поставить перед детьми задачу, рассказать, что им предстоит сделать; показать образец выполнения упражнения; помнить, что выполнение упражнений нуждается в поощрении и контроле со стороны взрослого, иначе могут закрепиться ошибочные приёмы, искажения в знаниях) .
-Игровые.
Достоинство игровых методов и приёмов заключалось в том, что они вызывали у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогали концентрировать внимание на учебной задаче, которая становилась не навязанной извне, а желанной личной целью.
-Словесные.
В качестве словесных методов, которые сочетались с наглядными, игровыми и практическими, использую беседу и чтение произведений разного жанра.
Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей дошкольного возраста, система работы основывалась на решении следующих задач:
Для развития и обогащения словарного запаса детей мною использовался комплекс развивающих игр и упражнений, включающий иллюстративно - графический и игровой материал:
-предметные картинки с изображением различных признаков предметов (цвет, форма, величина);
-сюжетные картинки с изображением действий;
-коллекция предметов для ознакомления и обследования по цвету, форме, размеру, по - составным частям, по фактуре (на ощупь);
-муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико – тематическим циклам;
-картотека игр и игровые упражнения на активизацию словаря и словообразования;
различные фигурные классификаторы: ваза (цветы, корзина (фрукты, овощи, грибы, ягоды) и т. д.
-технические средства обучения (детский компьютер, аудиозаписи и т. д.).
Для успешной работы по формированию словарного запаса необходимо ввести разработанный комплекс упражнений в занятия, в индивидуальную работу с детьми, в режимные моменты детей (например, на прогулке можно проводить множество игр на развитие словаря). А также привлечь к сотрудничеству родителей, так как доказано, что успех работы во многом определяется в согласованной целенаправленной работе воспитателей и родителей. Для развития словарного запаса дошкольников включаю различные задания, способствующие развитию внимания к слову, к его различным оттенкам и значениям, формирующие у них умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации. Подбор игр и упражнений осуществлялся с нарастающей сложностью, так как игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, через неё он познаёт окружающий мир, овладевает родным языком, а правильно и интересно организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом.
Комплекс развивающих упражнений по развитию словаря у детей дошкольного возраста состоит из нескольких разделов
Развитие пассивного и активного словаря
• Настольные игры.
«Лото», «Домино», «Парные картинки», «Кубики».
Цель: расширение предметного словаря, развитие логического мышления.
•Игра «Чудесный мешочек»
Цель: расширение предметного словаря, в процессе расширения словаря обратить внимание на правильность грамматического оформления слов.
«Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Им можно играть с другом или бросать об пол».
•Игра «Что не так? »
Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия, развивать слуховое внимание.
Детям давалась инструкция: «Внимательно слушайте, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц? » Дошкольники исправляли ошибки. Эта игра адаптировалась под все изучаемые темы.
•Игра «Бюро находок» или «Найди по описанию».
Цель: пополнять пассивный словарь детей словами-признаками, научить подмечать ведущие признаки предметов.
Детям сообщалось, например: «Вы потеряли предмет красного цвета круглой формы, сделанного из резины». Дошкольники узнавали предмет по описанию, запоминая не только название предмета, но и его признаки.
•
•Игра «Путаница».
Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия; закреплять названия частей целого предмета.
Детям раздавались конверты с деталями от разных видов одежды. Они менялись друг с другом и складывали свою одежду. Игра была адаптирована под другие лексические темы.
•Упражнение «Покажи, где нарисовано?»
Цель: развивать пассивный словарь.
Детям предлагаются предметные картинки и сюжетные картинки.
Мяч, дерево, кружка, пирамида, ручка, блюдце, стакан, карандаш, книга, стул
Предусматривался вариант усложнения игры, когда ребёнок должен был показать предметы, которые не находились в поле зрения, например, лоб, нос, окно. Он должен был найти их в окружающей обстановке и назвать.
• Упражнение «Подбери нужное слово»
Цель: развивать активный словарь детей, учить подбирать к названным определениям подходящие слова.
Мокрый; тяжёлый; радостный.
Светит; пишет; висит.
•Упражнение «Кто как кричит»
Цель: уточнить названия действий животных.
кошка – мяукает, кузнечик - стрекочет
•Упражнение «Запомни и назови»
Цель: развивать активный словарь детей.
Детям в определённом порядке показывались картинки с изображением фруктов (не более 5). Затем картинки убирались. Дети воссоздавали увиденное в нужной последовательности: лимон, виноград, апельсин, груша, яблоко.
•Упражнение «Часть - целое»
Цель: расширять предметный словарь, закреплять названия частей целого предмета или объекта.
Детям назывались части предмета или объекта, а они догадывались, о каком предмете идёт речь и назвали его. Например: Ствол, ветки, сучья - дерево.
Спинка, ножки, сиденье - стул. Крылья, клюв, хвост - птица.
•Упражнение «Что это? »
Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия.
Детям предлагалось закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью.
Берёза, осина, дуб — это. Ромашка, василёк, незабудка - это.
•Упражнение «Какой? »
Цель: развитие словаря признаков.
Детям предлагалось подобрать прилагательные к слову лес (большой, зелёный, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый, тёмный, зимний, дремучий). Кто последний из детей правильно подбирал слово (прилагательное, тот выигрывал.
•Упражнение «Скажи правильно»
Цель: развитие глагольного словаря.
машина (ехать) заяц (прыгать)
•Упражнение «Исправь ошибку»
Цель: развитие глагольного словаря, логического мышления. Повар лечит, а врач готовит. Маляр рисует, а художник красит. Лётчик ездит, а шофёр летает и т. д.
•Упражнение «Снежный ком»
Цель: развитие активного словаря, закрепление «новых» слов применении их в связной речи.
Детям предлагалось с «новыми» словами составить словосочетания, предложения, рассказ.
Усвоение значений слов путём включения в контекст сопоставления близких по значению слов (синонимов, противопоставления (антонимов)
•Игра «Скажи по-другому»
(с волшебной палочкой) .
Цель: ввести в речь детей синонимы разных частей речи.
Дети вставали по кругу и, отвечая, передавали друг другу волшебную палочку.
Бой - битва, сражение. Буря - ураган, шторм. Доктор - врач. И т. д.
•Игра «Кто скажет иначе? »
(с мячом) .
Цель: учить детей понимать и запоминать слова синонимы.
Детям предлагалось слово, ребёнку, который находил к нему синоним, давался мяч. Этот ребёнок отдавал мяч следующему, кто правильно подбирал слово. Всем детям хотелось быть с мячом в руках, поэтому дети старались быстрей подобрать нужное слово (синоним). Бежать - мчаться, нестись. Беспокоиться- волноваться, переживать.
•Игра «Упрямые дети»
Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.
Детям сообщалось, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».
отъехал – приехал, вылетел – залетел, и т. д.
•Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.
Взрослый произносил фразу с эпитетом, ребёнок повторял её, называя антоним эпитета. Например, взрослый говорил: «Я вижу высокий дом». Ребёнок отвечал: «Я вижу низкий дом». (У меня острый нож. - У меня тупой нож) .
•Упражнение «Угадай слово»
Образование антонимов.
Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.
Детям предлагалось закончить предложение, а затем повторить его полностью. Дуб большой, а рябина.
Сосна высокая, а куст.
•Упражнение «Подбери правильно»
Цель: развивать пассивный словарь детей, уточнить значения слов с помощью синонимов; развивать умение подбирать подходящее по смыслу слово к словосочетанию.
Образец: Густой туман. Дремучий лес.
Густой, дремучий (лес, туман) ; Старый, пожилой (человек, пар) ;
Развитие словообразования
•Игра «Назови ласково
Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.
блюдце -, овца -, собака -, белка - … .
•Игра «Большой - маленький»
Цель: научить детей образовывать существительные с уменьшительным и ласкательным значением.
замок -, мяч -, стул -, заяц -
•Игра «Кузовок»
Цель: развивать интерес к игре, учить детей образовывать существительные с ласкательным значением.
Детям сообщалось: «Вот кузовок (показывает на корзинку, кладите в него всё, что на - ок». Дошкольники подбирали слова на – ок.
•Упражнение «Что приготовим? »
Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
Из яблока - яблочное повидло.
•Упражнение «Какой? »
Цель: научить детей образовывать качественные прилагательные. Огурец зелёный, а помидор (какой).
•Упражнение «Что из чего? »
Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
из соломы -, из шерсти – … .
•Упражнение «Чей хвост? »
(Чья лапа. Чьё ухо.)
Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
у кита —, у волка —, у барсука -, у белки -
Усвоение лексической сочетаемости слов
Упражнение «Запомни и измени слово по образцу»
Цель: учить изменять существительные по числам. 1 2 6
тетрадь тетради тетрадей
•Упражнение «Один - много»
Цель: научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении.
Это лимон, а это …. лимоны.
•Упражнение «Какого цвета»
Цель: учить правильно согласовывать название предмета с названием признака. Образец: яблоко красное.
Таким образом, развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации
словаря детей, используя разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности.
Очень важно, чтобы работа над словарем, начатая в одном виде деятельности, продолжалась в другом виде, усложняясь и видоизменяясь, с учетом закономерностей овладения словом.
К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно «заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы работы по формированию словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста
Значение речи у ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему в буд...
Методы и приёмы работы по формированию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста
Для активизации словаря старших дошкольников широко используются разные приемы работы ....
Особенности формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста.
В статье представлены возрастные особенности детей от 3 до 7 лет, общие закономерности развития познавательных и речевых процессов в детском возрасте....
ВЫСТУПЛЕНИЕ «Методы и приемы словарной работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста» НА СЕМИНАРЕ «Формирование словаря дошкольника в разных видах деятельности»
Выступление на семинаре...
Методы и приемы работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста
Методы и приемы работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста...
Презентация по теме "«ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР»
Словарный запас у детей дошкольного возраста с ЗПР, характеризуется:•малым объемом активного и пассивного словаря;•бедностью ассоциативных связей;•затруднением в подборе сходных и...
Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Открытое занятие на РУМО на тему "Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста"...