«Формирование словарного запаса в старшем дошкольном возрасте средствами малых форм фольклора»
материал по развитию речи по теме
Дошкольное образовательноеучреждение – первое и самое ответственноезвено в общей системе народного образования. Овладение родным языкомявляется одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтомупроцесс речевого развития рассматривается в современном дошкольномобразовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplom_2.docx | 76.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
«Формирование словарного запаса в старшем дошкольном возрасте средствами малых форм фольклора»
Сахбутдинова ФиданияА льфатовна
2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Формирования словарного запаса в старшем дошкольном возрасте средствами малых форм фольклора
- Влияние малых форм фольклора на обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста………………….……………………..…6
- Виды малых форм фольклора……………………………................…….11
- Особенности понимания малых фольклорных форм старшим дошкольником………………………………………………………….......16
- Роль воспитателя в использовании малых форм фольклора……….......18
Глава 2 . Практический материал по использованию малых форм фольклора в работе с детьми……….…………………….……………………...………...…..20
Заключение……………………………………………………………….…........30
Список использованных источников………………………………….………..31
Введение
Дошкольное образовательноеучреждение – первое и самое ответственноезвено в общей системе народного образования. Овладение родным языкомявляется одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтомупроцесс речевого развития рассматривается в современном дошкольномобразовании, как общая основа воспитания и обучения детей. В настоящее время ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину:при ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными формами нередковыдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые иязыковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиваниюпословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях, для обогащения словаря,по развитию речи с детьми.У педагогов возникает потребность в разработке методикиразвития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых формфольклора. Этот процесс должен происходить не только на специальноорганизованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольногообразовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобыпедагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активнымисубъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).
Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективномхудожественном творчественарод отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.
Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малыхформ фольклора занимались Ю.Г. Илларионова, Е.И. Тихеева,
Ф.А. Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.П. Усова, А.Я.
Мацкевич, И.В. Черная, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова,
М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова, О.И. Давыдова, Н.В.
Казюк и др.
И так, возникает противоречие между потенциальными возможностямималых форм фольклора в речевом развитии старших дошкольников инедостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методикамиразвития речи детей средствами малых форм фольклора.Выделенное противоречие указывает на проблему разработки комплекснойметодики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малыхформ фольклора. Решение данной проблемы составляет цель исследования:выявить оптимальные условия развитияречи детей старшего дошкольноговозраста средствами малых форм фольклора.
Цель исследования определил необходимостьпостановки и решения следующих задач:
1. Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе обогащение словарного запаса детей.
2. Проследить динамику изменения уровня словарного запаса в
процессе экспериментальной работы.
Хочется отметить, что уровень словарного запаса детей старшего дошкольного возраста повышается,если:
- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными
руководителями процесса обогащение словарного запаса;
- будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только на специальныхзанятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;
- малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и обогащение словарного запаса.
Формирования словарного запаса в старшем дошкольном возрасте средствами малых форм фольклора
1.1.Влияние малых форм фольклора на развитие
словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, векамишлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений.Через особую организацию, интонационную окраску, использованиеспецифических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) онипередают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицыи поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, вхудожественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем егомногообразии и противоречивости. В.П. Адрианова-Перетц отмечает, что они вобобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивойчасти лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств,мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобраннымисловами [29, с.28]. К тому же, как отмечает Н.А. Дмитриева, что выраженословом, то уже в большей или меньшей мере понятно и объяснимо,"определенность, ясность, пластичность" художественной речи – это естьопределенность выражаемого духовного состояния: думы, чувства, впечатления,настроения, переживания [29, с.27].
Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно,лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационноокрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово,умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние наразностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадкеметафорического образа различных средств выразительности (приемаолицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов,сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированиюобразности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают
увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном
значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй
русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализироватьее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина [36, с.187].
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которойв
предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерныепризнаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способностьк анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делатьвыводы,умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные,выразительныепризнаки предмета или явления, умение ярко и лаконичнопередавать образыпредметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность" [3,с.79].
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развиватьречьдетей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарьдетей засчет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, преждевсего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своимвнешним видом, например, "заинька".Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова,можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детямобразы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька","коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с темили иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным ипрочным[28, с.18].Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит всебе большие возможности в формировании фонематического восприятия,
чемуспособствует особая интонационная организация (напевное выделение голосомгласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем,звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминатьслова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемыйисточник воспитательных и образовательных возможностей.
Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по
развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формированииграмматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов,
возможно использовать. Например, потешку про "заиньку" (Приложение 3), гдеоднокоренными словами будут: зайка – заинька, серенький – серый.
С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они
используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз вразном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народныхмелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознатькрасоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой формеизложения собственных мыслей, способствует формированию образности речидошкольников, словесному творчеству детей.
В речевом развитии в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата.
Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговариваниеслов,"проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражненияпомогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.
С.С. Бухвостова считает незаменимым материалом для дикционных
упражнений пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки [7, с.45].
Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С ихпомощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школухудожественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы ипоговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".[28, с.26]
А.П. Усова, О. Ушакова считают,чтопотешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшимматериалом для развития словарного запаса и звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма ирифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи иформируем интонационную выразительность его речи (Н.С. Карпинская, М.К.Боголюбская, В.В. Шевченко).
Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами,выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено додетей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материалспособствует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки -хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождаясвои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав, считает Т.Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовитруку ребенка к письму [44, с.59].
Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми
способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи –
описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически
мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словеснуюформу. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создаватьусловия для их понимания и освоения [19, с.110].
Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю.Г.
Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком
конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадкаправильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее
знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагатьсязагадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращатьих внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту исвоеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами онсоздан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материалзагадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенностизагадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.
Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, ониучатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности" [46, с.54]. Его влияние на словарный запас детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методамии приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужноиспользовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Всевышеперечисленные формы работы указывают на это, остается разработатькомплексную методику их применения. А для этого необходимо более подробнее изучить малый форы фольклора.
1.2.Виды малых форм фольклора.
Существует много видов малого фольклора. Мы остановимся на нескольких из них. Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже неповторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют вигроваой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.
Примеры
«Сорока» Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке) | (Домой) полетели!!![2] |
Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
Поучают чему-то.
Дорога ложка к обеду.
Волка бояться-в лес не ходить.
Рыбак рыбака видит издалека.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
У страха глаза велики.
Глаза боятся, а руки делают.
Под лежачий камень вода не течёт.
Мягко стелешь, да жёстко спать.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Семеро одного не ждут.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Хлеб всему голова.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Для игр были специальные песни. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу); сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения,а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».
Пример целовальной игры:
Селезень.
Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойди, Утица, домой,
Пойди, Серая, домой,
Утя семеро детей,
А восьмой Селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня!
В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговоркаи», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.
Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку грека — цап!
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.
От топота копыт пыль по полю летит..
Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.
Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:
Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор. Он на сивой на телеге, На скрипучем на коне, Топорищем подпоясан, Ремень за пояс заткнут, Сапоги нараспашку, На босу ногу зипун.
- Особенности понимания малых фольклорных формстаршими дошкольниками.
Известно, что дошкольники испытывают затруднения в понимании
иинтерпретировании значения пословиц и поговорок. Это подчеркивается и в
исследованиях Н. Гавриш [17, с.18]. Некоторые дети могут лишь рассказывать
о ком идет речь, например: "Это про Ваню" ("Бедному Ванюшке везде
камушки"), "Про Емелю, он медленно едет" ("Едет Емеля, да ждать его
неделю"), "Про зайца и волка" ("Трусливому зайке и пенек - волк"), то есть
воссоздать наглядный единичный образ, соответствующий конкретной ситуации.
Отвлеченная же сущность пословицы остается для ребенка закрытой.
У детей возникают ассоциации, при чем часто не на содержание всей
пословицы, а на какое-то отдельное слово из нее, и это мешает оторваться от
конкретной ситуации, перейти к обобщенному образу. Например, о пословице"Едет Емеля…" – "Это про Емелю, он щуку поймал"; "Емеля на печке лежит, а кцарю ехать не хочет". О пословице "Трусливому зайке…" – "Волк – значитпенек, а зайчик на него сел"; "Волк на пеньке сидит". О пословице "БедномуВанюшке…" – "Когда Ванюшка идет по дороге, а ему под ногами одни камни";"Когда еще не было игрушек, тогда дети играли с камушками".
Тем не менее, Г. Клименко утверждает, что при систематической работе
с детьми по пословицам и поговоркам, старшие дошкольники уже способны нетолько понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делатьлогические выводы[21, с.34].
Н. Гавриш также было установлено, что дошкольникам значительно
труднее отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Некоторыедети не понимают образного строя языка загадок и не адекватноинтерпретируют метафоры. В большинстве случаев у детей возникают ассоциациина какое-то одно слово. Например, в загадке про облако на слово "белый" –"Это белые медведи", "Лебедь, потому что белый"; в загадке о лисе –ассоциация на слова "нет ни дыма, ни пожара" – "Пожарная машина","Пожарники, потому что они пожар тушат, и нет ни дыма, ни пожара" [17,с.19].
Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Н. Гавриш объясняет это тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка – иносказание. Таким образом, усвоение образного строя языка, осознания переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенномуровне развития абстрактного и образного мышления.Психологи, педагоги, лингвисты исследовали особенности понимания детьми переносного значения слов и словосочетаний (А.А. Потебня, Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, В.К. Харченко, К.Е. Хоменко, Н.М. Юрьева, В.И. Малинина, Э.А. Федеравичене, О.Н. Сомкова и др.) и возникающие при этом трудности объясняют тем, что в отличие от взрослых, в речевом опытедетей подавляющее большинство словнаходится в единственном прямом номинативном значений, отражающем его основное значимое предметно-логическое содержание.
Е. Кудрявцева выявила некоторые причины ошибок при отгадывании загадок детьми, хотя старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями:
- невнимательно слушают текст загадки;
- не запоминают полностью содержание загадки;
- полностью или частично не понимают текст загадки;
- при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
- не имеют достаточных знаний о загаданном;
- не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке[24].
Даже если дан правильный ответ, следует различать случайное или
целенаправленное отгадывание. Е. Кудрявцева выделяет следующие признаки
целенаправленного отгадывания:
- дошкольника интересует не только результат, но и сам процессрешения логической задачи отгадки;
- в поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются в признаки предметов и явлений, указанных в загадке;
- ребенок сам охотно проверяет правильность возможных отгадок сравнивает их признаки и связи с указанными в загадке;
- дошкольник стремится объяснить свой ответ, аргументированно доказать его правильность;
- в случае ошибки ребенок продолжает поиск верного ответа;
- дошкольник не испытывает трудностей при сравнении загадок.
Таким образом, при целенаправленной работе с детьми старшие
дошкольники способны отгадывать загадки как с точно названными признаками,так и с зашифрованными.
Что касается других малых форм фольклора, то Н. Новикова в своихисследованиях подчеркивает, что некоторые дети знают и с удовольствием повторяют потешки, прибаутки, песенки, байки. Но большинство детей не владеют навыками речевой деятельности. Узнавая потешку, сказку, они тольконазывают ее персонажей. Причину автор видит в несистематической работепедагогов по использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей.
Итак, если малые формы фольклора отобраны с учетом возрастныхвозможностей детей и организована систематическая работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом,использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.
1.4.Роль воспитателя в использовании малых форм фольклора
В детском саду широко включены в жизнь детей произведения русского народного творчества – детский фольклор, в различных видах деятельности ребенка (в воспитательно-образовательной и повседневной жизни).Взрослые на протяжении многих поколений создавали для детей свой особый фольклор, который, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики. Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса, обогащает чувства, формирует его отношение к окружающему миру и себе, наполняет положительными эмоциями, и таким образом играет неоценимую роль во всестороннем развитии дошкольника. Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (потешки, дразнилки, докучные сказки) обеспечивает эффективность формирования и активации речи дошкольников. Основной вид деятельности дошкольника – это игра. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, учится общаться со сверстниками, поэтому так важно обратить внимание на развитие игровой деятельности, а в ней и на развитие речи и обогащение словаря. Для этого можно использовать хороводные игры, так же перед началом игры можно обращаться к считалкам, чтобы выбрать либо ведущего, либо игрока, с которого начнется игра. Поэтому вся познавательная деятельность (особенно для младшего дошкольного возраста) вмещает в себя игровые элементы, в которых я использую потешки, загадки, пальчиковую гимнастику, скороговорки, в зависимости от образовательной деятельности.
Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира порожденного возрастными психологическими особенностями. Эти возрастные психологические особенности взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества.Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, расширяется кругозор, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх.
Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с колыбельных, потешек, пестушек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают сказки, отгадывают загадки, играют в народные хороводные игры. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений-миниатюр.
Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Они наполнены внутренней эстетической и эмоциональной силой. Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких - то движений не вызывает интереса радости, желание повторить еще и еще.Колыбельные - сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Они являются самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок. Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие. Позже дети могут их использовать в играх.
В своей работе с детьми дошкольного возраста большое внимание уделяю ознакомлению детей с малыми формами фольклора - потешкам, пестушкам, которые помогали наладить эмоциональный контакт с детьми.
Пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки – очень хороший материал для работы над ознакомлением с окружающим миром ребенка, а так же для автоматизации поставленных звуков. Они являются образцом краткости и глубины мысли; их структура всегда ясная, отчетливая, а лексика разнообразна и образна.
В самом начале учебного года, в младшей группе, я увидела, что большинство детей плохо произносят слова, медленно запоминают произведение. Для того чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной использую народные песенки – потешки, пальчиковые игры. Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение.
Для развития внимания к звучащей речи стала учить детей совместно произносить слова, заучивать потешки. Ребята с большим интересом их учили, так как они веселые и легко запоминаются. К концу учебного года дети уже легче запоминали и обсуждали героев произведений, которые мы читали, могли своими словами пересказать, о чем там рассказывалось, и быстрее и легче запоминали.
Употребление скороговорок детьми развивает у них чувство языка, содействуют совершенствованию артикуляционного аппарата. Они являются веселой словесной игрой. Скороговорки короткие и легко запоминаются, богаты сложным звуковым оформлением (частые повторы, внутренняя рифма, сочетание противоположных звуков, но в тоже время несут в себе очень полезное для детей умение запоминать текст, развивать и обогащать словарь и формировать правильную и четкую речь.
Заучивание скороговорок-чистоговорок и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что у ребенка развивается память, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность.
На занятиях по ознакомлению с художественными произведениями я иногда использую театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям сказок, потешек. Дети активно включаются в работу, всем хочется придумать новую ситуацию, включиться в игру. На таких занятиях очень весело, так как все включены в работу, а значит и развивается активный словарь, фантазия, дети становятся сплочение, что очень полезно для полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте.
Игры – импровизации воспитывают положительные черты характера детей, разнообразят детский досуг, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь детей более выразительной, учат их пользоваться прямой и косвенной монологической и диалогической речью. Использование всех доступных жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом межличностном общении, театрализованных, хороводных и сюжетных играх. Произведения русского народного искусства разносторонне воздействуют на ребенка, учат его образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в различных ситуациях. Поэтому в своей работе я стала активно использовать элементы фольклора. Я считаю, что для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах. Для младших дошкольников – это, прежде всего, сказки, заклички, скороговорки, потешки, докучные сказки. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию, вызывает положительные эмоции, побуждает интерес. Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые условия для овладения родной речью и активизации словаря.
В своей работе я использую определенную систему игр и упражнений с постепенным усложнением. Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление – т. е. всесторонне развивает ребенка.
Занятия по развитию речи у детей я начинаю с веселых физкультминуток, пальчиковых игр, чтоб подготовить детей к занятию. Мы здороваемся с пальчиками, топаем ножками, хлопаем в ладошки, имитируем стук дождя под чтение потешек или авторских коротких стишков. Играем с язычком или делаем артикулярную гимнастику, чтобы детки не устали, потом читаю на выбор потешку, сказку, скороговорку, закличку, и мы с ребятами ее обсуждаем и заучиваем.В конце занятия мы играем в хороводную игру, или в игру-забаву, а если знакомились со сказкой, то дети выбирают себе роли героев сказки и обыгрываем ее. Самое главное – это разнообразить деятельность ребенка во время занятия по развитию речи и ознакомления с художественными произведениями, поэтому постоянно слежу за тем, чтобы дети были активны и им было интересно.
Практический материал по использованию малых форм
фольклора в работе с детьми.
Изучив методические материалы мы переступили к практической части. Мы составили анкеты для родителей и воспитателей исследуемой группы. Нас интересовало, используются ли малыеформы фольклора в работе с детьми в детском саду и дома, с какой целью икакие. Было опрошено двадцать родителей и два педагога. В результатевыяснилось, что родители практически не используют с детьми старшегодошкольного возраста малые формы фольклора, практически не знают ни однойколыбельной песни ("Раньше пели, а сейчас мы уже большие"), кроме "Баю –баюшки-баю, не ложися на краю…" и то не до конца. Это подчеркивается и висследованиях О.И. Давыдовой [12, с.164]. В семьях все меньше и меньшезнают данные произведения устного народного творчества, сейчас они помнятлишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну "Сорока –белобока…". Что касается ответов педагогов, то они стараются использовать эти жанры немного шире. Организуя подвижные и другие игры, применяют различныесчиталки; на занятиях различного цикла – загадки с целью мотивации напредстоящую деятельность и поддержание интереса; для организации детей –пальчиковые игры, игры – забавы. Но также считают, что колыбельные песни,потешки, прибаутки используются только в младшем дошкольном возрасте, а вработе со старшими это уже ни к чему. Говоря о значении малых формфольклора для развития речи, называют только скороговорки.
В практическую часть материала мы внесли консультации, анкеты для родителей, занятия на татарском и русском языках.
Рисунки детей к пословицам, поговоркам, потешкам.
На занятиях предлагалось проиллюстрировать с детьми ту или иную
пословицу (поговорку). Умение передать художественный образ в рисунке,
помогало расширять возможность его выражения в слове. Рассказы детей по
пословице в этом случае были более выразительными и разнообразными.
1.Отгадай загадку:
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает. (Петух)
Почему ты считаешь, что это петух?
Какие еще ты знаешь загадки?
2.О чем говорится в пословице "Волков бояться, в лес не ходить"?
Что означает слово "лес"? как ты его понимаешь? Какие ты знаешь
пословицы и поговорки о труде? О дружбе?
3.Подбери пословицу близкую по смыслу "Любопытному на днях прищемили
нос в дверях". Как сказать по другому?
Составь свое предложение со словом "нос".
4.О чем говорится в пословице "Май – холодный, год - хлеборобный".
Составь свое предложение со словом " холодный".
5.О чем говорится в пословице "Волка бояться и от белки бежать".
Составь свое предложение со словом "бежать".
6.Повтори за мной "Проворонила ворона вороненка". Какие звуки здесь
встречаются чаще всего?
Какие ты еще знаешь скороговорки?
7.Закончи пословицу:
"Человек от лени болеет, а от труда …(здоровеет)".
"Февраль мосты строит, а март их …(портит)".
"Труд человека кормит, а что портит? (лень)".
8.Послушай потешку:
Ай, дуду, дуду, дуду!
Потерял мужик дугу.
Шарил, шарил – не нашел,
Сам заплакал и пошел.
И домой он не шел, а … . Как сказать по другому? Настроение у него
было … . А если бы он нашел дугу, то домой бы не шел, а … .
И настроение у него было бы … .
Какие ты знаешь еще потешки?
9.Послушай стихотворение:
Чики – чики – чикалочки,
Едет мужик на палочке,
Жена на тележке –
Щелкает орешки.
Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
Какие ты знаешь небылицы.
10.Какие ты знаешь колыбельные песни?
11.Какие ты знаешь считалки?
12.Придумай небольшой рассказ по пословице "Окончил дело, гуляй
смело".
Анкета для родителей и педагогов.
1. Какие малые формы фольклора Вы знаете?
2. Какие используете с детьми? С какой целью?
3. Загадываете ли детям загадки? Как часто?
4. Какие потешки Вы знаете?
5. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни?
Какие?
6. Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в
жизни ребенка?
Консультация для родителей "Баю - баюшки - баю…"
(Как укладывать ребенка спать.)
Пробуждение и засыпание – очень важные моменты в жизни детей. Проснуться – это всегда как бы немножко родиться заново. С чего начинается ваше утро? С улыбки, поцелуя, прикосновения. Вы спокойны, ваши глаза говорят друг другу: мы оба так рады, что мы есть в этом мире!Теперь можно встать, умыться, обтереться влажным полотенцем, сделать вместе зарядку. Обязательно надо перекусить, что-нибудь с горячим чаем, даже если ребенок идет в детский сад. И –день начался.Укладывание ребенка спать вечером тоже не терпит суеты и спешки. Хорошо, если вся процедура будет иметь какой-то постоянный порядок, четкую последовательность, станет своего рода церемонией.
Прежде всего, дайте ребенку возможность спокойно закончить игру: "Уже поздно, пора спать, поиграй еще пять минут – будем укладываться". Упрощает жизнь введение четкого правила: после передачи "Спокойной ночи, малыши!" сразу умываться - и в постель.
Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше,
погладить, что-то тихо пошептать, в роде "ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отдыхает". Чтобы ребенок успокоился, лучше гладить его в направлении сверху вниз по ручкам (от плеча к кисти), ножкам (от бедра к стопе), животику, спинке, лобику. Если выполнять это в течение хотя бы месяцаи каждый день сидеть с ребенком столько, сколько он требует, он начнет засыпать быстрее и спокойнее. В какой-то момент даже может сам предложить оставить его одного.Очень важно, в каком состоянии, взрослый сидит рядом с малышом. Если вы торопитесь и хотите поскорее покончить со всей процедурой укладывания – ничего не выйдет. Как нарочно, ребенок будет засыпать очень долго, капризничать и просить то пить, то есть, то в туалет, то почитать. Вы нервничаете, и он видит это, понимает, что от него хотят поскорее отделаться. Он чувствует, что, хотя бы физически рядом, ваши мысли далеко, и пытается своими капризами вернуть вас к себе. Если вы хотите, чтобы ребенок успокоился и быстро заснул, успокойтесь сами.На многих детей очень хорошо действуют колыбельные песни. Удивительномягкая, нежная, музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых поглаживанием, похлопыванием, покачиванием, доставляют большое удовольствие ребенку.Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами! Пойте для души!
Балаларнытәрбияләүдә татар халыкиҗатыныңәһәмияте
Татар халыкиҗатыәсәрләрнеңтәрбиявиәһәмиятеаеручазур. Җанлыһәмтапкырсүзлемәкаль–әйтемнәр, әкиятләр, табышмакларһәмбашкаларбалаларда тел матурлыгынтоемлаутәрбиялиләр, таныпбелүэшчәнлегенүстерәләр.
Татар фольклоры, халкыбызныңгасырларбуенчатупланыпкилгәнакылхәзинәсебуларак, зур педагогик әһәмияткәия.
“Бишекҗырлары”
Музыка – сәнгатьнеңбертармагы. Улүзтелендәдәрт-омтылышлар, тойгы–кичерешләрхакындасөйли, кешенеңкәеф – халәтен, моң-сагышларынәйтепбирә.
Музыка – улкешекүңеленәныктәэсиритүче, тойгыларуятучыматураһәңлеавазларҗыелмасы.
“Бала тормышындабишекҗырлары”
Халыкныңиңберенче педагогик әсәрләре, һичшиксез, бишекҗырлары. Улҗырлардааналарныңөметләре, ышанычлары, баласынигелекле, итагатьле, мәрхәмәтлеитепкүрүтеләгечагыла. Чыннан да, аналарныңйөрәктүреннәнчыккананателендәяңгыраганбишекҗырлары – тәрбиядә башка бернинди чара беләндәчагыштырмаслыкһәмалмаштырмаслыкхәзинә ул.
Бишекҗырларымәшһүр татар классикларыДәрдемәнд, Н.Думави, Г.Тукайһәмбашкалармөрәҗәгатьиткән. Әйе, нарасыйныңкүңеленәүз теле беләнбергә, халыккаһәмтуганиленә, туганҗиренәмәхәббәтнебишекҗырларыиңдерә. Бишекҗырларыбаланытынычландыру, тирбәтепйоклатуөченхезмәтитә.
“Йокыалдыннан”
Гафуәйләкичер мине, Аллаһым!
Бикешбулакәҗәләнепелауларым;
Кайсычактаартыкшаянбулыпкитеп,
Берчакюктангынаямансылауларым.
Кичерелсәче, Раббым, бәгърем – әти, әни,
Дәүәнием, апайларым, бабай, әби…
Хозурындагәһәряшемтүгептелим,
Кабул әйлә, Раббым, әле мин бик “нәни”.
***
Йокымда да күрсәтмәгелямантөшләр
(Аннан куркыпуянгалыймһаманкичләр);
Иртәбелән мин торганда, матурбулып,
Гөрләпторсыншытыр-шытырянганмичләр.
Һәмберэшнеәнкәемнеңисенәтөшер,
Дисенаңаберфәрештәң: ”Коймакпешер!”
Иртәбеләнкоймакашапчәйэчкәчтен,
Раббым, Сиңакыйлырмын мин меңләпшөкер.
“Әлли-бәллибәү” (Дәрдмәндсүзләре, Р. Ахиярова муз.)
Кыйгачкашым,
Асылташым.
Йоклаекикәү.
Йоклаиркә, йокла, бәбкә,
Әлли – бәллибәү!
Җилбер-җилбер, синбиктилбер,
Күбрәкуйныйсың!
Ал гөлләрне, сөмбелләрнне
Өзмикуймысың!
Кил, гөлкәемсөмбелкәем,
Йоклаекикәү!
Йокла, иркә, йокла, бәбкә,
Бәүкәй, бәлли – бәү!
Колынкаем, кил, җанкаем,
Йоклаекикәү!
Йокла, иркә, йоклабәбкә
Бәүкәй, бәлли – бәү!
Бишекҗырлары – ананыңүзенчәлекледогасы ул. Бишекҗырлары, эндәшләрһәмәйтемнәр, юаткычларһәммавыктыргычлархалыкныңшигърииҗатҗимешләребулубеләнбергә, нәниләрнең эстетик, физик һәминтелектуаль тәрбиябирүнеңотышлычаралары да булып хезмәтитәләр
Заключение
Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.Малый фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.Таким образом, малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.Итак, посредством малых форм фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Таким образом, мы выяснили, что работа по использованию малых форм фольклора со старшими дошкольниками организована недостаточно. Родители ипедагоги не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе идля развития речи. Итак, мы еще раз убедились в том, что комплекснаяметодика развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малыхформ фольклора просто необходима.
Список использованных источников
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников. –М.: Академия, 2000. –400с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М.:
Академия, 1999. –159с.
3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки,
детский фольклор. –М.: Учпедгиз, 1957. –240с.
4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.
–255с.
5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. –М.: Просвещение, 1988.
–328с.
6. Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М.
Лямина. –М.: Просвещение, 1984. –370с.
7. Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический
защитный механизм этноса //Психолого-педагогические проблемы
современного образования //Сборник научных статей. –Барнаул: БГПУ,
2001. –С.128-133.
8. Давыдова О.И. Этнопедагогическая подготовка студентов – будущих
специалистов дошкольного образования :Дис… канд. пед. наук.
–Барнаул: БГПУ, 2000. –183с.
9. Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное
поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г.
Круглов. –М.: Высшая школа, 1986. –С.185-193.
10. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под
ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.:
Акцидент, 1996. –205с.
11. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред.
О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001. –144с.
12. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм
// Дошк. воспитание.-1991.-№9.-С.16-22.
13. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под
ред. О.С. Ушаковой. –М.: Совершенство, 2001. –368с.
14. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение,
1976. –127с.
15. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и
дошкольный возраст). –М.: Педагогика, 1972. –143с.
16. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми
(подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание.-1983.-№5.-
С.34-35.
17. Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание.-1991.-№11.-
С.16-17.
18. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший
дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
19. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам //Работа с
книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. –М.:
Просвещение, 1967. –С.46-60.
20. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. –М.: Просвещение, 1987.
–239с.
21. Народная педагогика и воспитание /Авт. -сост.: Широкова Е.Ф.,
Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ, 1996.
–49с.
22. Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С. Комаровой.
–М.: Педагогическое общество России, 2000. –256с.
23. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми //
Дошк. воспитание.-1984.-№4.-С.8-11.
24. Подготовительная к школе группа в детском саду /Под ред. М.В.
Залужской. –М.: Просвещение, 1975. –368с.
25. Программа "Развитие" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А.
Венгер. –М.: Новая школа, 1994. –158с.
26. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул:
БГПУ, 2000. -67с.
27. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина
–М.: Просвещение, 1984. –223с.
28. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой
активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.
29. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа //Русское народное
поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.:
Ю.Г. Круглов. –М.: Высшая школа, 1986. –С.176-185.
30. Сергеева Д. А как речь –то говорит, словно реченька журчит…
(малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников) //
Дошк. воспитание.-1994.-№9.-С.17-23.
31. Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык // Дошк. воспитание.-
1999.-№9.-С.94-97.; №11.-С.77-80.; №12.-С.101-104.
32. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.:
Просвещение, 1972. –78с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая карта обследования речевых умений детей старшего возраста средствами малых форм фольклора
Данная диагностическая карта разрабртана на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е.Струниной. Она позволяет выявить уровень владения детьми-логопатами малыми формами фольклора, умение испо...
Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения дет...
развитие речи детей средствами малых форм фольклора
перспективное планирование работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...
Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
Презентация по развитию речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА По теме «Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»
«Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста средствами малых форм фольклора»...
Конспекты занятий по теме"Развитие эмоциональной сферы раннего возраста средствами малых форм фольклора" ,"В гости к сороке-белобоке"
"В гости к сороке-белобоке"...
Конспекты занятий по теме"Развитие эмоциональной сферы раннего возраста средствами малых форм фольклора","Быстро скачет зайка,ты его поймай-ка"
"Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка"...