ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
статья по логопедии по теме
Использование стихотворных текстов является эффективным приемом формирования, развития и совершенствования лексико-грамматического строя речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Повторение лексико-грамматических конструкций в стихотворении, ритмичный рисунок, мелодика стиха стимулирует мотивацию детей с особыми образовательными потребностями и способствует результативному усвоению лексико-грамматических категорий благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминаемого материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stihi_dlya_formirovaniya_leks.-_gram._stroya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гришина И.Ю.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТОВ
ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
На современном этапе развития дошкольного образования очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиск новых, более эффективных путей формирования словарного запаса и грамматического строя речи дошкольников с речевым недоразвитием.
Словарная работа в ДОУ направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме.
Усвоение словарного запаса решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. Богатство словаря дошкольника является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Своевременное формирование словарного запаса – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным словарем, испытывают большие трудности в обучении, с подбором подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым лексическим запасом лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, более активны на уроках.
Усвоение детьми грамматического строя речи происходит постепенно, путем подражания. Своевременное его формирование у ребенка является важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, формировании социальных связей.
У детей, овладевающих грамматикой практически, одновременно формируется и мышление. В этом заключается огромное значение грамматики в развитии речи и психики ребенка. Для формирования грамматически правильной речи дошкольника необходимо обогащение ее грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими), расширение сферы их использования в различных формах речи (диалог, монолог), совершенствование синтаксической стороны речи и т. д.
В исследованиях Е.И.Тихеевой, А.П. Усовой, А.М. Леушиной, С.Н. Коновалова, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной отмечается, что для дошкольников с речевым недоразвитием овладение лексико-грамматическими категориями представляет особую сложность. Анализ развития речи таких детей свидетельствует о существенных отклонениях от возрастных нормативов, ограниченности словарного запаса, своеобразии его использования и стойком аграмматизме, что связано с несформированностью импрессивной и экспрессивной сторон речи.
Пути практического решения подготовки дошкольников с речевой патологией к обучению в условиях ДОУ рассматриваются как создание и реализация эффективных методик, направленных на формирование базы языковой системы. Основу коррекции должны составлять приемы, способствующие формированию познавательной сферы и семантической стороны речи. Доказана целесообразность тематического принципа подбора лексического материала, предлагаемого детям, что способствует его прочному усвоению и запоминанию, в то время как многократное повторение слова позволяет быстрее вводить его в активную речь.
Один из эффективных приемов обучения – использование стихотворных материалов (поэтических текстов, а также специально сочиненных поэтических текстов).
Стихи – это рифмованный материал, который интересен детям. Следовательно, работа с ним эмоционально окрашена для ребёнка, что в значительной степени содействует результативному его усвоению. Повторение лексико-грамматических конструкций в стихотворении, ритмичный рисунок, мелодика стиха помогают осуществить поставленные цели формирования словарного запаса и грамматического строя речи. Стихотворные тексты являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации речи, совершенствования лексико-грамматических категорий, слоговой структуры слова, звукопроизношения и др.
ОВОЩИ
Собирайся, народ! Мы идем на огород:
Поскорей убирай овощной урожай:
Тыква, редька и чеснок, баклажан и кабачок,
Помидоры, огурцы зреют дружно – молодцы!
Картофель, свекла и капуста растут на грядках густо-густо.
Репа, лук, морковь, редис – наклонись за ними вниз.
Фасоль, перец, патиссон – притаился в листьях он.
Здесь цукини и горох, урожай у нас не плох!
В процессе работы со стихами решается проблема многократного повторения высказываний по одной модели. Многократное воспроизведение стихотворения не воспринимается дошкольниками как искусственное. Они выражают готовность повторять его бесконечно долго с постоянным интересом и желанием, обеспечивая запоминание предложенных лексических единиц.
Упражнения с рифмованными структурами, подобранными по грамматическому принципу, создают возможность многократного повторения детьми одного и того же речевого образца.
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
Наступает листопад – лес теряет свой наряд.
Под деревьями пройдем, букет осенний соберем:
Вот коричневый – дубовый, вот оранжевый – кленовый,
Вот рябиновый – бордовый.
А березовый, как золотой, закружился надо мной.
Листья соберем в букет – нам от осени привет!
Систематическое использование рифмованного материала стимулирует мотивацию и способствует результативному усвоению лексико-грамматических категорий благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминаемого материала.
Стихотворные рифмованные тексты, используемые в непосредственно образовательной деятельности, способствуют созданию психологического комфорта. Они помогают снять негативные эмоции, создать благоприятную дружескую атмосферу общения, необходимую для оптимального взаимодействия педагога с дошкольниками.
Литература:
1.Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС, 2004.
2.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1985.
3.Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Книголюб, 2008.
4.Интернет-ресурс: ru.wikipedia.org.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей 5-6 лет
Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка. При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную сис...
Игры с мячом для детей 4-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи" Игры с элементами ТРИЗа
Игры с мячом для детей 4-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи" Игры с элементами ТРИЗа...
Картотека речевых игр на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи
Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже д...
Консультация для родителей "Игры по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей 5-6 лет"
Консультация для родителей о важности развития лексической и грамматической стороны речи и примеры речевых игр, в которые можно играть дома....
Игры с мячом для детей 5-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Игры с элементами ТРИЗа
Игры с мячом для детей 5-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.Игры с элементами ТРИЗа...
"Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе "
Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов ДОУ по теме самообразования....
Формирование словарного запаса и грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с применением игровой технологии.
Развитие речи - ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важных задач работы с детьми, имеющими речевые нарушения.Игровая технология в детском саду — э...