ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
статья по логопедии по теме

Использование стихотворных текстов является эффективным приемом формирования, развития и совершенствования лексико-грамматического строя речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Повторение лексико-грамматических конструкций в стихотворении, ритмичный рисунок, мелодика стиха стимулирует мотивацию детей с особыми образовательными потребностями и способствует результативному усвоению лексико-грамматических категорий благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминаемого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stihi_dlya_formirovaniya_leks.-_gram._stroya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гришина  И.Ю.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТОВ

ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

На современном этапе развития дошкольного образования очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиск новых, более эффективных путей формирования словарного запаса и грамматического строя речи дошкольников с речевым недоразвитием.

Словарная работа в ДОУ направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме.

Усвоение словарного запаса решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. Богатство словаря дошкольника является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Своевременное формирование словарного запаса – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным словарем, испытывают большие трудности в обучении, с подбором подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым лексическим запасом лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, более активны на уроках.

Усвоение детьми грамматического строя речи происходит постепенно, путем подражания. Своевременное его формирование у ребенка является важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, формировании социальных связей.

У детей, овладевающих грамматикой практически, одновременно формируется и мышление. В этом заключается огромное значение грамматики в развитии речи и психики ребенка. Для формирования грамматически правильной речи дошкольника необходимо обогащение ее грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими), расширение  сферы  их использования  в различных формах речи (диалог, монолог), совершенствование синтаксической стороны речи и т. д. 

В исследованиях Е.И.Тихеевой, А.П. Усовой, А.М. Леушиной, С.Н. Коновалова, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной отмечается, что для дошкольников с речевым недоразвитием овладение лексико-грамматическими категориями представляет особую сложность. Анализ развития речи таких детей свидетельствует о существенных отклонениях от возрастных нормативов, ограниченности словарного запаса, своеобразии его использования и стойком аграмматизме, что связано с несформированностью импрессивной и экспрессивной сторон речи.

Пути практического решения подготовки дошкольников с речевой патологией к обучению в условиях ДОУ рассматриваются как создание и реализация эффективных методик, направленных на формирование базы языковой системы. Основу коррекции должны составлять приемы, способствующие формированию познавательной сферы и семантической стороны речи.  Доказана целесообразность тематического принципа подбора лексического материала, предлагаемого детям, что способствует его прочному усвоению и запоминанию, в то время как многократное повторение слова позволяет быстрее вводить его в активную речь.

Один из эффективных приемов обучения – использование стихотворных материалов (поэтических текстов, а также специально сочиненных поэтических текстов).

Стихи – это рифмованный материал, который интересен детям. Следовательно, работа с ним эмоционально окрашена для ребёнка, что в значительной степени содействует результативному его усвоению. Повторение лексико-грамматических конструкций в стихотворении, ритмичный рисунок, мелодика стиха помогают осуществить поставленные цели формирования словарного запаса и грамматического строя речи. Стихотворные тексты являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации речи, совершенствования лексико-грамматических категорий, слоговой структуры слова, звукопроизношения и др.

                       ОВОЩИ

Собирайся, народ! Мы идем на огород:

Поскорей убирай овощной урожай:

Тыква, редька и чеснок, баклажан и кабачок,

Помидоры, огурцы зреют дружно – молодцы!

Картофель, свекла и капуста растут на грядках густо-густо.

Репа,  лук, морковь, редис – наклонись за ними вниз.

Фасоль, перец, патиссон – притаился в листьях он.

Здесь  цукини  и горох, урожай у нас не плох!

В процессе работы со стихами решается проблема многократного повторения высказываний по одной модели. Многократное воспроизведение стихотворения не воспринимается дошкольниками как искусственное. Они выражают готовность повторять его бесконечно долго с постоянным интересом и желанием, обеспечивая запоминание предложенных лексических единиц.

Упражнения с рифмованными структурами, подобранными по грамматическому принципу, создают возможность многократного повторения детьми одного и того же речевого образца.

                             ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

         Наступает листопад – лес теряет свой наряд.

         Под деревьями пройдем, букет осенний соберем:

         Вот коричневый – дубовый, вот оранжевый  кленовый,

         Вот рябиновый – бордовый.

         А березовый, как золотой, закружился надо мной.

         Листья соберем в букет – нам от осени привет!

Систематическое использование рифмованного материала стимулирует мотивацию и  способствует результативному усвоению лексико-грамматических категорий благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминаемого материала.

Стихотворные рифмованные тексты, используемые в непосредственно образовательной деятельности, способствуют созданию психологического комфорта. Они помогают снять негативные эмоции, создать благоприятную дружескую атмосферу общения, необходимую для оптимального взаимодействия педагога с дошкольниками.

Литература:

1.Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС, 2004.

2.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1985.

3.Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Книголюб, 2008.

4.Интернет-ресурс: ru.wikipedia.org.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей 5-6 лет

Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка. При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную сис...

Игры с мячом для детей 4-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи" Игры с элементами ТРИЗа

Игры с мячом для детей 4-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи" Игры с элементами ТРИЗа...

Картотека речевых игр на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи

Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже д...

Консультация для родителей "Игры по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей 5-6 лет"

Консультация для родителей о важности развития лексической и грамматической стороны речи и примеры речевых игр, в которые можно играть дома....

Игры с мячом для детей 5-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Игры с элементами ТРИЗа

Игры с мячом для детей 5-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.Игры с элементами ТРИЗа...

"Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе "

Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов ДОУ по теме самообразования....

Формирование словарного запаса и грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с применением игровой технологии.

Развитие речи - ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важных задач работы с детьми, имеющими речевые нарушения.Игровая технология в детском саду — э...