Использование игровых приёмов при автоматизации звуков у детей с ОВЗ
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Представлен конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОВЗ по автоматизации звука [с] в предложениях с использованием игровых приёмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovykh_priyomov_pri_avtomatizatsii_zvukov_u_detey_s_ovz.docx | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых приёмов при автоматизации звуков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вонарх Л.В., учитель-логопед I категории
КГКОУ Детский дом 2.
Детство—это тот период жизни человека, когда определяется его будущее, то самое время, когда каждый впервые пробует, что-то открывает для себя, экспериментирует и ничего не боится. Поэтому, очень важно именно в дошкольном возрасте включать каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья или особыми потребностями в образовательную среду вместе со сверстниками. Чем раньше начинается работа с такими детьми, тем выше их шансы на адаптацию и социализацию в обществе.
Умение свободно и правильно использовать поставленный звук в самостоятельной речи формируется медленно.
Каждый логопед знает, как неинтересны детям бесконечные повторения речевого материала во время автоматизации и дифференциации звуков на индивидуальных занятиях. Действительно, дошкольнику с ограниченными возможностями здоровья сложно даже несколько минут просто повторять слова с автоматизируемым звуком. К тому же, повторяя за логопедом определенные слова и фразы, ребёнок психологически зажат. Неудивительно, что правильно и достаточно хорошо повторив речевой материал, выйдя из кабинета, дети забывают все приобретённые произносительные навыки.
Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для «особого» ребёнка?
Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал.
Логопедический опыт показывает, что игра способствует более успешному овладению детьми знаниями, умениями и навыками. Она становится важным направлением коррекционной работы над речевыми нарушениями. Игра включает внимание, развивает произвольную память, даёт возможность без труда переключаться с одного вида деятельности на другой. С ней всегда легче запоминается. Ведь применение игровых приёмов в коррекции звукопроизношения повышает эмоциональную и активизирует мыслительную деятельность.
В период работы над звуками речи с «особыми» детьми в арсенале педагогов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических средств для того, чтобы занятие превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Это и различные предметы, и наглядные пособия, и компьютерные игры.
В качестве примера предоставляю конспект непосредственно-образовательной деятельности.
Конспект индивидуальной непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОВЗ.
Тема: «Звук [С]. Поможем бабушке Федоре»
Этап: автоматизация звука [С] в предложениях.
Цели:
Речевые: уточнить и расширить словарный запас по теме «Посуда», упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры, в согласовании слов в предложении.
Обучающие: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, выработать навык правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях.
Коррекционные: развивать фонематический слух, артикуляционную моторику, внимание, зрительную и речеслуховую память, совершенствовать умение определять местоположение звука [С] в слове.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к НОД, исполнительность, контроль за собственной речью.
Ресурсы: кукла Федора; зеркала; картинки для артикуляционной гимнастики; игрушки: собачка с будкой, скворец на дереве; игрушечная посуда: кастрюля, поднос, мясорубка, сахарница, стакан, самовар; ящик с песком; шкаф посудный; кружочки-звуки на подносах.
Ход НОД:
- Организационный момент
Логопед: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришёл? (Федора)
Федора: Здравствуйте, дети! Я Федора.
«Горе, горе у меня
Вся посуда убежала от меня
Вот осталась только сковорода».
«Ребята, помогите мне найти мою посуду. Я буду её чистить, мыть и беречь»
Логопед: Поможем Федоре отыскать посуду?
- Целеполагание и мотивация.
Логопед: Какой 1-й звук слышится в слове «сковорода»? (Сссс)
Сегодня будем учиться правильно произносить звук [С] и поможем Федоре найти её посуду. Перед дальней дорогой необходимо потренировать язычок, чтобы он был сильным, послушным, а то ему придётся много трудиться: правильно и красиво говорить.
- Актуализация знаний. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом) .
Логопед: *Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка,
А теперь слонёнок я,
Хоботок есть у меня.
*Язык лопаткой положи
И под счёт его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять.
*Сдули песок с лопатки.
* Чисти зубы, чисти зубы.
Чисти их внутри,
Не болели чтоб они.
*Язычок зацепился за
нижние зубы и сделал мостик.
- Актуализация знаний. Произнесение звука [С] изолированно. Характеристика звука [С].
Логопед: Произнесли С-С-С. Когда мы произносим звук [С], у нас зубы делают заборчик, губы улыбаются, язычок прячется за нижние зубы. Произнесём звук вместе с Федорой.
«Мы со звуками играем:
С-С-С—мы повторяем.
Мы стараемся, свистим:
Стоп!—и снова—посвистим».
(Дети произносят звук [С]).
Логопед: Звук [C]—какой? (согласный, твёрдый, глухой).
Взяли кружочек для звука [С].
- Развитие фонематического слуха.
Дидактическая игра: «Покажи кружочек»
Логопед: Покажем бабушке Федоре, как мы можем играть в игру «Покажи кружочек»? Я сейчас буду произносить слова, а вы внимательно слушайте. Если в слове услышите звук [С], то покажите кружочек.
Слова: сахарница, поднос, ложка, кастрюля, тарелка,вилка, сухарница, стакан, кружка.
- Автоматизация звука [С] в слогах
В прямых:
Логопед: Пойдёмте искать Федорину посуду.
«Мы шагаем по дорожке
Не устанут наши ножки.
Вдруг собачка впереди.
Ты, собачка, помоги,
Ты, собачка, подскажи,
Куда убежала посуда?»
Собачка: Помогу, если вы найдёте моих щенят и приведёте их ко мне.
(Объяснение: надо щенка провести по дорожке к маме и произносить СА, СО, СУ, СЫ).
(Дети по лабиринту проводят пальцем и произносят прямые слоги).
Собачка: Спасибо, вон там на берёзе сидит Скворушка, он во все стороны глядит, всё видит и знает. Он вам подскажет, где искать Федорину посуду.
В обратных:
Дети: Скворушка, помоги, скворушка, подскажи! Где нам искать Федорину посуду?
Скворушка: Подскажу. А вы мне помогите посадить моих скворчат в скворечники.
(Объяснение: надо скворчат сажать в скворечники и произносить слоги: АС, ОС, УС, ИС).
Логопед: Пока скворчата отдыхают, мы с вами поиграем.
- Координация речи и движений, развитие моторики.
«Скворушка»
На берёзе скворушка приседание, руки на поясе
Пёстренькие пёрышки
Он на дереве сидит повороты головой
Во все стороны глядит
А потом как полетит разбегаются по комнате,
И к скворечнику прилетит. взмахивая руками, как крыльями.
- Автоматизация звука [С] в словах
Логопед: Скворушка прилетел и говорит: «Спасибо ребята за помощь, идите по дорожке и увидите, где искать Федорину посуду». Вот перед нами пустыня, кругом один песок. Сейчас мы с вами превратимся в археологов, будем делать раскопки: искать посуду.
(Дети делают « раскопки», находят посуду в песке: кастрюля, поднос, мясорубка, сахарница, стакан, самовар).
- Автоматизация звука [С] в предложениях. Определение местоположения звука [С].
Логопед: Давайте поможем Федоре разложить посуду в шкафу по полочкам.
На верхнюю полочку—положите посуду, в названии которой звук [С] слышится в начале слова.
На среднюю полочку—посуду, в названии которой слышится [С]в середине слова.
На нижнюю—звук [С] слышится в конце слова.
И надо сказать для чего нужна эта посуда.
(Дети говорят о назначении посуды, выделяя голосом звук [с] в словах).
Федора: Спасибо, ребята, я теперь буду ухаживать за посудой.
«Я водою её помою ключевой
Я почищу её песочком,
Окачу её кипяточком
И она будет опять
Словно солнышко сиять».
- Рефлексия НОД.
Логопед: Федоре пора возвращаться домой. Она очень благодарна вам за помощь. Вспомните вместе с Федорой, какой звук мы учились правильно произносить? (Звук [С]).
(Федора прощается с детьми).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики в игровых приёмах по автоматизации звуков
Данный материал из опыта моей работы содержит способы развития мелкой моторики в игровых приёмах. Материал может быть интересен как начинающим логопедам, практикующим и воспитателям логопедических гру...
Использование игровых приёмов при автоматизации звуков у детей с нарушениями речи
Предлагаемая методическая разработка поможет практикующим логопедам в повседневной работе - как в игровой форме проводить автоматизацию поставленных звуков у ребёнка дошкольного возраста....
Игровые приёмы при автоматизации звуков
Процесс автоматизации звуков – это монотонные упражнения, которые очень быстро утомляют малыша. Задача логопеда помочь ребёнку избежать скуки, увлечь ребёнка нестандартными игровыми приёмам...
Использование игровых приемов для автоматизации звуков у детей с ОНР
Мы постоянно сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для детей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую сл...
Проект «Использование игровых приемов при автоматизации звуков в слогах»
Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности применять предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для при...
Использование игровых приёмов для автоматизации шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста
Я решила объединить процесс автоматизации звуков, зачастую длинный и однообразный связанный с игрой. Цель: добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в ...
Игровые приёмы для автоматизации звуков
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедиче- ского воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его...