Использование игровых приёмов при автоматизации звуков у детей с ОВЗ
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Вонарх Людмила Викторовна

Представлен конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОВЗ по автоматизации звука [с] в предложениях с использованием игровых приёмов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых приёмов при автоматизации звуков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Вонарх Л.В., учитель-логопед I категории

КГКОУ Детский дом 2.

      Детство—это тот период жизни человека, когда определяется его будущее, то самое время, когда каждый впервые пробует, что-то открывает для себя, экспериментирует и ничего не боится. Поэтому, очень важно именно в дошкольном возрасте включать каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья или особыми потребностями в образовательную среду вместе со сверстниками. Чем раньше начинается работа с такими детьми, тем выше их шансы на адаптацию и социализацию в обществе.

Умение свободно и правильно использовать поставленный звук в самостоятельной речи формируется медленно.

       Каждый  логопед знает, как неинтересны детям бесконечные повторения речевого материала во время автоматизации и дифференциации  звуков на индивидуальных занятиях. Действительно, дошкольнику с ограниченными возможностями здоровья сложно даже несколько минут просто повторять слова с автоматизируемым звуком. К тому же, повторяя за логопедом определенные слова и фразы, ребёнок психологически зажат. Неудивительно, что правильно и достаточно хорошо повторив речевой материал,  выйдя из кабинета, дети забывают все приобретённые произносительные навыки.

      Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для «особого» ребёнка?

      Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо  проговаривать материал.

Логопедический опыт показывает, что игра способствует более успешному овладению детьми знаниями, умениями и навыками. Она становится важным направлением коррекционной работы над речевыми нарушениями. Игра включает внимание, развивает произвольную память, даёт возможность без труда переключаться с одного вида деятельности на другой. С ней всегда легче запоминается. Ведь применение игровых приёмов в коррекции звукопроизношения повышает эмоциональную и активизирует мыслительную деятельность.

       В  период работы над звуками речи с «особыми» детьми в арсенале педагогов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических средств для того, чтобы занятие превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Это и различные предметы, и наглядные пособия, и компьютерные игры.

В качестве примера предоставляю конспект непосредственно-образовательной деятельности.

Конспект индивидуальной непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной  группе для детей с ОВЗ.

Тема: «Звук [С]. Поможем бабушке Федоре»

Этап: автоматизация звука [С] в предложениях.

Цели:

Речевые: уточнить и расширить словарный запас по теме «Посуда», упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры, в согласовании слов в предложении.

Обучающие: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, выработать навык правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях.

Коррекционные: развивать фонематический слух, артикуляционную моторику, внимание, зрительную и речеслуховую память, совершенствовать умение определять местоположение звука [С] в слове.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к НОД, исполнительность, контроль за собственной речью.

Ресурсы: кукла Федора; зеркала; картинки для артикуляционной гимнастики; игрушки: собачка с будкой, скворец на дереве; игрушечная посуда: кастрюля, поднос, мясорубка, сахарница, стакан, самовар; ящик с песком; шкаф посудный; кружочки-звуки на подносах.

Ход НОД:

  1. Организационный момент

Логопед: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришёл? (Федора)

Федора: Здравствуйте, дети! Я Федора.

«Горе, горе у меня

Вся посуда убежала от меня

Вот осталась только сковорода».

«Ребята, помогите мне найти мою посуду. Я буду её чистить, мыть и беречь»

Логопед: Поможем Федоре отыскать посуду?

  1. Целеполагание и мотивация.

Логопед: Какой 1-й звук слышится в слове «сковорода»? (Сссс)

Сегодня будем учиться правильно произносить звук [С] и поможем Федоре найти её посуду. Перед дальней дорогой необходимо потренировать язычок, чтобы он был сильным, послушным, а то ему придётся много трудиться: правильно и красиво говорить.

  1. Актуализация знаний. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом)                                                      .

Логопед:     *Свои губы прямо к ушкам                      

                      Растяну я, как лягушка,

                      А теперь слонёнок я,

                      Хоботок есть у меня.

                   *Язык лопаткой положи

И под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!                  

                    Язык надо расслаблять.

                   *Сдули песок с лопатки.

                   * Чисти зубы, чисти зубы.

                      Чисти их внутри,

                      Не болели чтоб они.

                    *Язычок зацепился за

                      нижние зубы и сделал мостик.

  1. Актуализация знаний. Произнесение звука [С] изолированно. Характеристика звука [С].

Логопед: Произнесли С-С-С. Когда мы произносим звук [С], у нас зубы делают заборчик, губы улыбаются, язычок прячется за нижние зубы. Произнесём звук вместе с Федорой.

«Мы со звуками играем:

С-С-С—мы повторяем.

Мы стараемся, свистим:

Стоп!—и снова—посвистим».

(Дети произносят звук [С]).

Логопед: Звук [C]—какой? (согласный, твёрдый, глухой).

Взяли кружочек для звука [С].

  1. Развитие фонематического слуха.

Дидактическая игра: «Покажи кружочек»

Логопед: Покажем бабушке Федоре, как мы можем играть в игру «Покажи кружочек»? Я сейчас буду произносить слова, а вы внимательно слушайте. Если в слове услышите звук [С], то покажите кружочек.

Слова: сахарница, поднос, ложка, кастрюля, тарелка,вилка, сухарница, стакан, кружка.

  1. Автоматизация звука [С] в слогах

В прямых:

Логопед: Пойдёмте искать Федорину посуду.

«Мы шагаем по дорожке

Не устанут наши ножки.

Вдруг собачка впереди.

Ты, собачка, помоги,

Ты, собачка, подскажи,

Куда убежала посуда?»

Собачка: Помогу, если вы найдёте моих щенят и приведёте их ко мне.

(Объяснение: надо щенка провести по дорожке к маме и произносить СА, СО, СУ, СЫ).

(Дети по лабиринту проводят пальцем и произносят прямые слоги).

Собачка: Спасибо, вон там на берёзе  сидит Скворушка, он во все стороны глядит, всё видит и знает. Он вам подскажет, где искать Федорину посуду.

В обратных:

Дети: Скворушка, помоги, скворушка, подскажи! Где нам искать Федорину посуду?

Скворушка: Подскажу. А вы мне помогите посадить моих скворчат в скворечники.

(Объяснение: надо скворчат сажать в скворечники  и произносить слоги: АС, ОС, УС, ИС).

Логопед: Пока скворчата  отдыхают, мы с вами поиграем.

  1. Координация речи и движений, развитие моторики.

«Скворушка»

На берёзе скворушка                          приседание, руки на поясе

Пёстренькие пёрышки

Он на дереве сидит                           повороты головой

Во все стороны глядит

А потом как полетит                          разбегаются по комнате,

И к скворечнику прилетит.               взмахивая руками, как крыльями.

  1. Автоматизация звука [С] в словах

Логопед: Скворушка прилетел и говорит: «Спасибо ребята за помощь, идите по дорожке и увидите, где искать Федорину посуду». Вот перед нами пустыня, кругом один песок. Сейчас мы с вами превратимся в археологов, будем делать раскопки: искать посуду.

(Дети делают « раскопки», находят посуду в песке: кастрюля, поднос, мясорубка, сахарница, стакан, самовар).

  1. Автоматизация звука [С] в предложениях. Определение местоположения звука [С].

Логопед: Давайте поможем Федоре разложить посуду в шкафу по полочкам.

На верхнюю полочку—положите посуду, в названии которой звук [С] слышится в начале слова.

На среднюю полочку—посуду, в названии которой слышится [С]в середине слова.

На нижнюю—звук [С] слышится в конце слова.

И надо сказать для чего нужна эта посуда.

(Дети говорят о назначении посуды, выделяя голосом звук [с] в словах).

Федора: Спасибо, ребята, я теперь буду ухаживать за посудой.

«Я водою её помою ключевой

                                           Я почищу её песочком,

                                           Окачу её кипяточком

                                             И она будет опять

Словно солнышко сиять».

  1. Рефлексия НОД.

Логопед: Федоре пора возвращаться домой. Она очень благодарна вам за помощь. Вспомните вместе с Федорой, какой звук мы учились правильно произносить? (Звук [С]).

(Федора прощается с детьми).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики в игровых приёмах по автоматизации звуков

Данный материал из опыта моей работы содержит способы развития мелкой моторики в игровых приёмах. Материал может быть интересен как начинающим логопедам, практикующим и воспитателям логопедических гру...

Использование игровых приёмов при автоматизации звуков у детей с нарушениями речи

Предлагаемая методическая разработка поможет практикующим логопедам в повседневной работе - как в игровой форме проводить автоматизацию поставленных звуков у ребёнка дошкольного возраста....

Игровые приёмы при автоматизации звуков

Процесс автоматизации звуков – это монотонные упражнения, которые очень быстро утомляют малыша. Задача логопеда помочь ребёнку избежать скуки, увлечь ребёнка нестандартными игровыми приёмам...

Использование игровых приемов для автоматизации звуков у детей с ОНР

Мы постоянно сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для детей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую сл...

Проект «Использование игровых приемов при автоматизации звуков в слогах»

Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности применять предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для при...

Использование игровых приёмов для автоматизации шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста

Я решила объединить процесс автоматизации звуков,  зачастую длинный и однообразный связанный с игрой. Цель: добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в ...

Игровые приёмы для автоматизации звуков

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедиче- ского воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его...