Конспект занятия в подготовительной группе "Школа. Школьные принадлежности"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "Школа. Школьные принадлежности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Школа. Школьные принадлежности." | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группе для детей с ОНР с использованием проблемной ситуации.
Составитель: Контемирова С.О.
Лексическая тема «Школа. Школьные принадлежности».
Цели:
Коррекционно – образовательные цели:
1. Расширять и систематизировать знания детей о предметном мире. Обобщить представления о школе и школьных принадлежностях. Расширить, уточнить и актуализировать словарь по теме «Школа. Школьные принадлежности».
2. Совершенствовать грамматический строй речи, умение согласовывать существительные с местоимениями «мой, моя, мои», с числительными.
3. Закреплять умение детей определять наличие – отсутствие звука в слове, его позицию в слове (начало – середина – конец слова).
4. Упражнять в умении проводить звуковой анализ слов.
5. Автоматизация правильного произношения всех поставленных ранее звуков в свободной речи.
Коррекционно – развивающие цели:
- Развитие зрительного гнозиса, пространственных представлений, логического мышления.
- Развитие связной речи (составление сложноподчиненных предложений, описательных рассказов).
Коррекционно – воспитательные цели:
- Формирование у детей психологической готовности к школе.
- Воспитание навыков сотрудничества, активности, самостоятельности.
Оборудование:
Письмо от царицы Знаний, микрофон; конверты с картинками: тетрадка, краски, книга, циркуль, рюкзак, ластик, ручка, карандаш, клей, карта и схемы- гусеницы, обозначающие место звука в слове; картинки: ранец, пенал, неваляшка, краски, карандаши и перфокарты на каждого ребенка. Прикрепленные на доске в 4 ряда по 4 картинки, на которых нарисованы: краска, краски, линейка, линейки, учебник, учебника, карандаш, карандаши, ручка, ручки, ранец, циркуль, пенал, тетрадь. Рядом прикреплены графические схемы на ориентировку на плоскости. Карточки с недописанными буквами, составляющих слово «РУЧКА», схемы слов. Ранец, карточки с написанными буквами «Р», «А», «Н», «Е», «Ц».
Ход занятия
- Вводная часть
Логопед: Ребята, посмотрите – сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся.
(В это время кто- то взрослый стучит в дверь и вносит в группу письмо)
Логопед: Посмотрите, нам пришло какое- то письмо. Давайте его прочитаем!
«Здравствуйте, ребята!
Я давно наблюдала за вами, переживала за ваши неудачи, радовалась победам и успехам.
Вы очень прилежные дети. Я знаю, что вы идете в школу и хочу проверить – готовы ли вы. Я приготовила для вас разные задания, выполнив которые вы найдете сюрприз. Удачи!
Царица Знаний!
Первое задание вас ждет там, где очень много разных книг.»
( в книжном уголке дети находят конверт с заданием: «Расскажите, что вы знаете о школе»)
- Основная часть
1) Актуализация знаний о школе.
Логопед: Ребята, Царица Знаний хочет узнать – что вы знаете о школе. Я возьму у вас интервью (берет микрофон)
- Представьтесь, пожалуйста.
- Сколько вам лет?
- Какое событие скоро произойдет в вашей жизни?
- А как называются дети, которые учатся в школе?
- А как вас сейчас называют?
- Когда вы придете в школу – с кем вы сразу познакомитесь?
Что такое урок?
- Как вы узнаете, что начался урок?
- Что такое перемена?
- Как называется комната, где учатся дети?
- Как называется стол, за которым сидят дети?
- Как называется участок при школе?
- Есть такое выражение – вышколенный человек – как вы его понимаете?
- Какие правила поведения вы знаете?
Молодцы! Наше интервью прошло просто отлично!
2). Развитие зрительного восприятия. Развитие образного мышления. Следующее задание от царицы Знаний достаточно сложное. Мы с вами попробуем узнать предметы, которые нарисованы на картинках через маленькое отверстие (перфокарты).
Кто догадался, какой предмет нарисован? А как ты догадался? (дети перечисляют части предметов, которые они увидели)
Картинки: ранец, пенал, неваляшка, краски, карандаши.
Ребята, а нет ли среди этих предметов какого – то лишнего? Почему вы решили, что это неваляшка? А как можно назвать остальные предметы?
На какой звук начинается слово «Неваляшка»? Какой буквой обозначается этот звук? Посмотрите, под картинкой неваляшки прикреплена эта буква. Интересно – зачем? Давайте ее пока повесим на доску.
3) Д./У. «Веселые гусеницы».
Совершенствование навыка звукового анализа слов (умение определять место звука в слове).
Логопед Ребята, посмотрите внимательно – у нас в группе есть неваляшка? А рядом с ней какой –то конверт. Посмотрим, что там?
(В конверте картинки: тетрадка, книга, циркуль, рюкзак, ластик, ручка, карандаш, клей, карта и схемы- гусеницы, обозначающие место звука в слове. Записка: «Следующую букву вы узнаете, когда выполните это задание.»)
Интересно, а что же здесь надо сделать? Вы не знаете, ребята?
(выясняем, что нужно распределить все картинки по группам, в зависимости от места звука в слове (начало – середина – конец слова); выясняем какой звук есть во всех этих словах – названиях картинок (звук «К»; дети дают характеристику звука; выполняем задание)
Посмотрите, какая гусеница победила? К какой букве она нас привела? Верно, буква – Е. Посмотрите, у нас в группе нигде больше не написана эта буква? Да, вот она, на доске.
4). Физ. Минутка. П./Г. «Мне теперь не до игрушек»
Много мы уже заданий выполнили. Давайте немного отдохнем.
(выполняет вместе с детьми пальчиковую гимнастику)
5) Д.У. «Детективы.»
Переворачиваем доску, на ней прикреплены картинки (по 4 картинки в ряд): краска, краски, линейка, линейки, учебник, учебника, карандаш, карандаши, ручка, ручки, ранец, циркуль, пенал, тетрадь. Рядом прикреплены графические схемы на ориентировку на плоскости. Висит записка «следующую букву вы найдете под одной из картинок»
- Согласование существительных с местоимениями «Мой», «Моя», «Мои».
Как здесь много картинок! Ребята, а про какие из них можно сказать «Мой»? «Моя?», «мои»? верно, молодцы. Посмотрите, здесь еще схемы. Как вы думаете, что нужно сделать? Да, попробуем отыскать спрятанные картинки.
- Развитие пространственной ориентации. Путешествие по карте.
Давайте разобьемся на пары. Один из вас будет диктовать другому путь, а второй – искать глазами картинку. Только никому не говорите – что вы найдете.
(Пример выполнения задания: На графической схеме – подсказке нарисован стрелками путь к определенной картинке, один ребенок проговаривает этот путь «Один шаг вправо, два шага вверх….», а другой глазами «проходит» его, отыскивая нужную картинку. Начинаем идти от картинки «ручка».
- Развитие связной речи. Составление описательной загадки по мнемотаблице.
У всех получилось? Давайте попробуем загадать другим детям загадки о том предмете, который вы отыскали. А помогут нам в этом схемы (мнемотаблица) Дети составляют рассказ – описание по мнемотаблице. Отгаданные картинки убираются.
- Д.У. «Один – много». Составление сложноподчиненных предложений.
Молодцы! Ребята, а остальные картинки можно разделить на какие - то пары? (выясняем, что есть пары: один – много предметов). Давайте каждый из вас уберет пару, только расскажем об этом красиво.
Дети выполняют задания, проговаривая сложноподчиненное предложение «Я уберу ручку и ручки, поэтому здесь не будет ручек.»
Под оставшейся картинкой дети находят букву «Р», и записка «следующее задание вы найдете в конверте, на котором нарисован школьный предмет, название которого начинается на звук «Р»». Дети находят конверт с ручкой.
6). Упражнение «стертые буквы».
Закрепление оптико – пространственного образа букв. Звуко – буквенный и слоговой анализ слов.
Давайте посмотрим, что же здесь нас ждет.
(Карточки с недописанными буквами, составляющих слово «РУЧКА»)
Давайте попробуем разгадать это слово (дети дописывают слово)
-Производится звуко – слоговой анализ слова с составлением схемы:
-определяем первый звук (его характеристика), второй,….
- Определяем количество слогов
- подсчитываем количество гласных, согласных звуков, количество всех звуков в слове
- выделяем ударение
Молодцы. Посмотрите, здесь лежат конверты, а на них схемы слов. Есть на одном из них такая же, как получилась у нас? Да, верно, это он. Давайте его откроем. (дети находят там буквы «А» и «Ц»)
7). Развитие навыков чтения, синтеза слов.
Все, больше никаких заданий нет. А где же сюрприз? Может, наши буквы нам помогут? Попробуйте составить из них слово.
(Дети составляют слово «РАНЕЦ», находят ранец в группе, а в нем – угощение и письмо от царицы Знаний)
«Молодцы, ребята. Я даже не сомневалась, что у вас все получится! Вы достойны называться школьниками! Желаю вам успехов в учебе!
Царица Знаний
- Подведение итогов.
Да, ребята, непростые задания у нас были. Что вам понравилось больше всего? А что показалось трудным? А теперь мы отдохнем и поиграем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия в подготовительной группе на тему «Школа, школьные принадлежности»
Цели:Расширить знания по теме «Школа, школьные принадлежности».Развивать воображение и творческие способности детей;Развитие связной речи; умение рассказывать по плану;Развивать внимание, усидчивость....
Конспект занятия по познавательному развитию "Школьные принадлежности"
Конспект занятия по познавательному развитию "Школьные принадлежности" в подготовительной группе...
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Школа, школьные принадлежности»
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Школа, школьные принадлежности»...
Конспект занятия по окружающему миру "Школьные принадлежности" для дошкольников
Конспект занятия по окружающему миру "Школьные принадлежности" для кружка по подготовке к школе. Цель занятия- познакомить детей со школьными принадлежностями и их предназначением....
Конспект занятия по познавательному развитию "Школьные принадлежности" (подготовительная логопедическая группа)
Конспект ОД в подготовительной логопедической группе на тему «Школьные принадлежности»Цель: систематизировать и уточнять представления детей о школьных принадлежностях.Задачи: Образов...
Конспект занятия по математике «Магазин школьных принадлежностей» для подготовительной к школе группы.
Цель: Развитие математических представлений с элементами финансовой грамотности.Задачи:- Образовательные.Закрепить знания детей последовательности чисел от 1 до 10, порядковый счет от 1 до 1...
Конспект занятия в подготовительной группе "Школьные пренодлежности"
Цель: систематизировать и уточнять представления детей о школьных принадлежностях.Задачи:Образовательные:• активизация и актуализация словаря по теме «Школьные принадлежности»...