Особенности развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Речь — это самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею — серьезная наука и немалое искусство
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_slovoobrazovaniya_u_detey_starshego.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития словообразования у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР.
Речь — это самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею — серьезная наука и немалое искусство
Одной из важнейших составляющих работы по развитию речи детей является словарная работа. Особенность развития лексической стороны речи состоит в том, что она связана со всей образовательной работой, обогащение словаря происходит в процессе ознакомления с окружающим и во всех видах детской деятельности.
Однако, развивая речь детей, взрослые не всегда используют в полной мере все имеющиеся здесь возможности для обогащения словаря детей словами, обозначающими материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, и выражающими эмоционально-ценностное отношение к действительности, идет простое обговаривание увиденного. Взрослые не осознают, что речевой материал усваивается не путем простого воспроизведения, а в условиях решения мыслительных задач. В силу этого нарушается принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей
Проблема формирования словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи является объектом пристального изучения многих исследователей (Р.Е.Левина, Б.М.Гриншпун, С.Н.Шаховская, , Л.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина, В.К.Воробьева, Е.Ф.Соботович, Л.Н.Ефименкова, Т.В.Туманова, Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова, С.В.Зорина и д.р.) на протяжении последних десятилетий. Но, тем не менее, вопрос остается актуальным и интересным до сегодняшнего дня.
Овладение словообразовательной системой русского языка и ее элементами - это эффективный путь обогащения словарного запаса ребенка. Богатый словарный запас- необходимое условие последующего развития речи, в процессе которого ребенок учится вычленять в слове и наполнять смыслом структурные элементы, овладевает правилами оперирования ими.
Анализ литературных данных по проблеме нарушения словообразования у дошкольников с ОНР позволил нам предположить что, т.к. ОНР является системным нарушением речи, то у детей с данной речевой патологией нарушен и процесс словообразования, который характеризуется как общими, так и специфическими особенностями.
При разработке методики изучения словообразования у детей с общим недоразвитием речи были использованы методы, описанные в работах Т.В. Тумановой, Р.И.Лалаевой, Н.В.Серебряковой
Детям был предложен ряд заданий на исследование процесса словообразования существительных, глаголов, прилагательных
Проведенное исследование установило:
-Нарушение словообразования наблюдается на всех исследуемых частях речи
-У детей с общим недоразвитием речи процесс словообразования задерживается, затягивается по времени;
- Имеются нарушения в восприятии семантики производных наименований.
- Наибольшую трудность для детей представляло в словообразовании существительных
Существительные
Наблюдались типичные ошибки
* -использование в словообразовании уменьшительно-ласкательные суффиксы –к- (лисичка), -очк- ( белочка),
* -употребление словосочетания с прилагательным маленький (маленькая) с уменьшительно-ласкательным существительным;
* -воспроизведение основы без изменения корня (лосик, гусик),
* -использование при словообразовании наименований животных женского рода неадекватные суффикса (лисиха, гусиха).
* -образование производных путем присоединения несуществующего в качестве морфемы элемента (почтат – почтальон),
Результаты исследования глаголов
наибольшую трудность для детей представляло словообразование префиксальным способом.
Наиболее типичными ошибками при словообразовании глаголов были
* -образовывание глаголов при помощи префиксов (употреблении префиксов близких по значению) (съехала – поехала, въехал – заехал);
* -неправильный выбор словообразующего аффикса (переехал – объехал, переехал – приехал)
Результаты исследования прилагательных
наибольшую трудность для детей представляло в словообразовании относительных и притяжательных прилагательных
При исследовании словообразования прилагательных нами были выявлены следующие группы ошибок
* -при словообразовании относительных прилагательных: неправильное употребление суффикса одновременно с сохранением основы мотивирующего слова (снегный); использование произвольного ударения (- стекольный, меховый), неправильный выбор словообразующей морфемы (свечной – свекольный), (шерстинный); наложение суффиксов (-меховический, клюковический)
* -при образовании качественных прилагательных: замена суффиксов (хитровая лиса), воспроизведение усеченной формы прилагательного (ветряны день), использование прилагательного другого лексического значения (светит солнце – день добрости), отсутствие суффикса ( трусовый заяц).
* -при образовании притяжательных прилагательных животных: замена суффиксов (лосячья, тигровая), замена словообразования воспроизведением слова во множественном числе (стая волков – волки), наложение суффиксов (ворониковое крыло) (39% от всех ошибок)
Полученные результаты исследования позволили нам разделить дошкольников на следующие группы, в зависимости от овладения словообразованием:
1 группа – 6 дошкольников с высоким уровнем словообразования Дошкольники этой группы характеризуются тем, что умеют адекватно вычленять морфемы, осознают автономное семантическое значение, владеют морфонологическим чередованием, могут войти в область семантических противопоставлений и преобразований
2 группа – 4 дошкольника со средним уровнем словообразования У дошкольников этого уровня наблюдаются операции первоначального вычисления морфемы, характеризующие возможность выделения морфемы как отдельного знака в структуре слова. Но они испытывают трудности адекватного соотнесения производного с денотатами. Такие трудности вызваны тем, что аффиксы звучат для ребенка подчас одинаково, и именно эта нераспознаваемость аффиксов приводит к тому, что часть проб выполняется неправильно.
3 группа - 10 дошкольников с низким уровнем словообразования;
У этой группы детей не сформирован навык ориентировочной установки на вычисление морфемы из состава слова. Интегративные действия у детей не сформированы, отсутствует навык адекватного отбора необходимого аффикса из решетки морфем и включения его в состав мотивированного слова.
Исходя из этого, были разработаны и введены в процесс коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи следующие направления логопедической работы
* Накопление базового словаря мотивированной лексики
* Формирование навыков продуцирования производных наименований.
* Формирование навыков интерпретации производных слов;
* Обобщение и закрепление использования словообразовательных умений в устной речи.
В процессе коррекционно-логопедической работы ставились и решались задачи не только закрепления у детей правильных речевых навыков, но и формирование у них языковых обобщений, что является важным условием активизации всего развития дошкольников с общим недоразвитием речи осознания ими закономерностями языка. Работа строилась с учетом уровня словообразования и с учетом распределения допущенных во время экспериментального исследования ошибок.
Эффективность предложенной системы обучения проверялась контрольным экспериментом. Значительная динамика при выполнении аналогичных заданий в конце обучения проявилась в следующих положительных сдвигах:
* существенно изменился характер ориентировочной деятельности по вычислению добавочных морфемных элементов;
* повысилась степень сформированности интегративных словообразовательных операций;
* значительно сократился латентный период выполнения заданий.
Педагогическая оправданность предложенной методики подтверждается и фактами использования детьми усвоенных умений и навыков в самостоятельной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Особенности развития познавательной деятельности детей раннего возраста».
Проблема развития познавательной деятельности – одна из самых актуальных в современной педагогике.По мнению Павловой Л.Н., «уровень современных знаний о ребёнке раннего возраста позволяет судить...
Особенности развития коммуникации у детей раннего возраста
Коммуникативная деятельность выступает в качестве особойформы взаимодействия между взрослым и ребенком, а такжемежду ребёнком и другими людьми.Именно коммуникация, основным средством, которого являетс...
Особенности развития словообразования у детей пяти - шести лет с общим недоразвитием речи III уровня
Воспитание правильной речи у детей является одной из важнейших проблем общей и специальной педагогики. Своевременное выявление и компенсация речевых дефектов в дошкольном возрасте позволяют доби...
Особенности нарушения словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Особенности нарушения словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речиОдной из актуальных проблем современной логопедии является проблема нарушений морфологической системы язык...
Особенности развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
В данной статье описаны механизмы развития словообразования у детей и особенности развития механизмов словообразования...
«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей
laquo;Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей детей ствршей группы...
"Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития "
quot;Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"Специалисты коррекционного профиля отмечают огромное значение мелкой моторики в психи...