Особенности развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Францева  Ольга Сергеевна

В  данной  статье  описаны  механизмы  развития  словообразования  у  детей  и  особенности  развития  механизмов  словообразования  у  детей  с  ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_3_glava.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности словообразования существительных у дошкольников с ЗПР

Развития словообразования - это сложный  процесс, основанный  на  аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга. В физиологии определена условно-рефлекторная база усвоения словообразования. У ребенка  с  интеллектуальной  недостаточностью  формируется определенный динамический стереотип при изменении  различных  частей  речи: существительных, прилагательных и др.; при  этом   ребенок  понимает, что для построения высказывания нужно изменять грамматические формы слов. Обретая  опыт реальных отношений, перенося их  в  речь, ребёнок приходит  к определенным  выводам и обобщениям, а затем интуитивно подстраивает свою речь под  эти правила.

Прослеживается  тесная  взаимосвязь  механизмов  словообразования  с развитием  морфологической  системы  языка. и  кроме  того  с формированием  механизмов, которые  обеспечивают  усвоение  синтаксиса. Данный процесс основан на способностях ребёнка  к обобщению и дифференцированию языковых единиц. Но  учитывая  недоразвитие познавательной деятельности, в том числе таки  мыслительных  операций, как обобщение, сравнение, дифференциация у детей с задержкой  психического  развития обнаруживаются  некоторые особенности процессов словообразования

Изучение  процессов словообразования  показывает, что у детей с ЗПР развитие  словообразовательного   процесса происходит  с  задержкой и в  более  медленном  темпе, чем  у  их  сверстников. Один из характерных показателей уровня сформированности словообразования - это детское "словотворчество" Его  возникновение связано  с  периодом, когда  ребёнок начинает выделять словообразовательные морфемы,  и  обобщать их соответственно значениям, но еще не точно дифференцирует  их  учитывая  нормы языка. А.М. Шахнарович  высказывает  мнение  о  том, что детское словотворчество появляется  только на определенном этапе формирования познавательной деятельности ребенка. Исходя  из  этого, становится  ясным  тот  факт, что  у  детей  с  задержкой  психического  развития начало  периода словотворчества  запаздывает  во  времени, и  имеет  большую продолжительность. Употребление  неологизмов, можно  наблюдать даже в речи учащихся 4 класса с ЗПР.  У Е.С. Слепович [47] можно  прочесть о некоторых особенностях употребления «неологизмов» детьми с ЗПР. Характерной особенностью  речи таких  детей  наблюдается  использование сразу  нескольких  словообразовательных вариантов (сад - садашный, садиный, садовый). Часто дети с задержкой  психического  развития не различают в речи  правильный и неправильный словообразовательный вариант, в  результате  чего  неправильные формы принимают как правильные. Этот факт свидетельствует о  недостаточной сформированности «чувства языка» данной  категории  детей. Проявление  нарушений  словообразования  особенно  ярко  выражено  при употреблении  суффиксов  и  приставок  у  прилагательных, а  так  же  на  материале  глаголов.

По мнению С.В. Зориной [21.С126], «процесс овладения морфологической системой языка детьми с ЗПР характеризуется не только замедленностью, но и качественным своеобразием». В связи с эти положением С.В.Зорина определяет общие и специфические тенденции овладения формообразованием и словообразованием. Так, наряду с общими  тенденциями, выделены  ещё  и специфические,   которые  характерны  только  детям  с ЗПР:

а) употребление  в  большом  количестве немотивированного (случайного) формообразования и словообразования с использованием морфем, имеющихся   в  наличии    языка;

б) употребление  морфем, отсутствующих  в   составе  языка;

в) использование большого количества морфемных парафазии, семантически далеких, не входящих в парадигму морфем данного значения;

г) недостаточность в словообразовании механизмов переосмысления связей слов (по типу «народной этимологии»);

д) в процессах словоизменения и словообразования детей с ЗПР слабо представлена генерализация (или сверхгенерализация), то есть не  используются правила и закономерности функционирования языковых единиц и их обобщение в процессе продуцирования высказывания;

е) процессы словоизменения и словообразования дошкольников с ЗПР характеризуются языковой асимметрией, иначе  говоря, в  них  ярко выражены  отступления от регулярности, единообразия в строении и функционировании языковых знаков.

В  своих  работах С.В. Зорина  подтверждает более позднее возникновение периода детского словотворчества и более продолжительное его течение у данной категории детей. Выполнение заданий на словообразование  обнаруживает в речи дошкольников с ЗПР одномоментное использование нескольких форм одного и того же слова, присутствие   в  речи  форм, образованных при помощь  и ненормативных аффиксов, подмена процессов словообразования процессами словоизменения, не точный выбор основы мотивирующего слова и нарушения звукослоговой структуры производного слова (ошибки чередования звуков, наращивание основы).

Мальцева Е.В. выделяет  «три  группы  речевых  нарушений у  детей  с  ЗПР  по степени выраженности:»

  • «изолированный фонетический дефект (неправильное произношение лишь одной группы звуков). Причина, как правило, в недостаточности артикуляционного аппарата и недостаточности речевой моторики. Составляет 24,7 %;»
  • «комбинированный дефект: дефекты произношения сочетаются с нарушениями фонематического слуха. Имеются дефекты в овладении двумя-тремя фонематическими группами. Наблюдается в 52,6 % случаев;»
  • «системное недоразвитие речи - нарушения лексико-грамматической стороны речи на фоне крайне бедного словарного запаса, примитивной структуры высказываний. Наблюдается в 22,7 % случаев».

Степень  тяжести речевого недоразвития определяется по  характеру основного нарушения, например при не осложненном инфантилизме уровень речевого развития характеризуется небольшой задержкой  или  может  соответствовать  уровню развития  речи  в  норме.  При  более  сложной  форме ЗПР церебрально-органического генеза отмечаются нарушения  всей  системы  речевой деятельности.

Таким образом, ведущим  нарушением в структуре расстройства словоизменения и словообразования дошкольников с задержкой  психического  развития можно  считать нарушение семантического уровня морфологической системы языка, т.е.проблемы  в  распознавании грамматических значений, и  организации  самой языковой системы.  У детей с ЗПР выявлены затруднения  в  операциях анализа  и  синтеза, сравнения, дифференцирования грамматических форм, вычленения морфем и сравнения их со значением, выделения общих закономерностей словообразования и формообразования при восприятии речи, понимания  правил  словообразования  и использование  их в процессе порождения высказывания, что  вызвано  недоразвитием  процессов аналитико-синтетической деятельности таких детей. Трудности  в  процессах словоизменения и словообразования у дошкольников  с задержкой  в  развитии можно  наблюдать как в качественных, так и в количественных особенностях.

Из  вышесказанного  можно  сделать  следующий  вывод:

  1.  Механизмы, которые лежат  в основе изучения процессов  словообразования, нашли  своё  отражение  и  в психолингвистических исследованиях, где  прослеживается тесная взаимосвязь словообразования с психическими  процессами и  уровнем коммуникативного развития  ребёнка, что даёт  возможность  понимать  их в онтогенетическом единстве.
  2. Развитие механизмов словообразования  также тесно связано с формированием морфологической системы языка, и с деятельностью механизмов, которые обеспечивают  усвоение синтаксиса. Эти процессы основываются на способности  к обобщению и дифференциации  языковых единиц.
  3. Анализируя данные по развитию словообразования в онтогенезе у детей с  нормой  речевого  развития показал, что с 3 до 4 лет в  детской речи доминирует лексический уровень. К 4 до 5,6 лет в  детской  речи отмечается большое количество слов-неологизмов, что позволяет  сделать  вывод  о преобладании словообразовательного уровня. Усвоение  всех  основных  способов  словообразования в  условиях  нормального  речевого  развития  завершается  к  7-8 годам.
  4. Анализируя  лингвистическую, психолингвистическую  и психолого-педагогическую литературу было выявлено, что у дошкольников с задержкой  психического  развития наблюдаются существенные отличия в формировании грамматической системы словообразования в сравнении   с  детьми  с нормой  речевого  развития.
  5. В связи с низким  уровнем  познавательного  развития, кроме  того процессов анализа и синтеза, сравнения, обобщения, дифференциации, у дошкольников с ЗПР имеются и специфические особенности процесса словообразования. У этой  категории детей отмечают ограниченность словарного  запаса, несформированность понятий, не  достаточный уровень практических обобщений, низкий  уровень словесной регуляции действий.
  6. Развитие словообразования у детей с ЗПР осуществляется в такой же последовательности, что и при норме речевого развития, отмечается более замедленный темп усвоения морфологической структуры языка. Изучение словообразования позволяет  сделать  вывод о  том, что у детей с ЗПР развитие процесса словообразования запаздывает  во  времени  и  протекает  медленнее, чем  у  детей  с  нормальным  речевым  развитием.