Особенности развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
В данной статье описаны механизмы развития словообразования у детей и особенности развития механизмов словообразования у детей с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_3_glava.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности словообразования существительных у дошкольников с ЗПР
Развития словообразования - это сложный процесс, основанный на аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга. В физиологии определена условно-рефлекторная база усвоения словообразования. У ребенка с интеллектуальной недостаточностью формируется определенный динамический стереотип при изменении различных частей речи: существительных, прилагательных и др.; при этом ребенок понимает, что для построения высказывания нужно изменять грамматические формы слов. Обретая опыт реальных отношений, перенося их в речь, ребёнок приходит к определенным выводам и обобщениям, а затем интуитивно подстраивает свою речь под эти правила.
Прослеживается тесная взаимосвязь механизмов словообразования с развитием морфологической системы языка. и кроме того с формированием механизмов, которые обеспечивают усвоение синтаксиса. Данный процесс основан на способностях ребёнка к обобщению и дифференцированию языковых единиц. Но учитывая недоразвитие познавательной деятельности, в том числе таки мыслительных операций, как обобщение, сравнение, дифференциация у детей с задержкой психического развития обнаруживаются некоторые особенности процессов словообразования
Изучение процессов словообразования показывает, что у детей с ЗПР развитие словообразовательного процесса происходит с задержкой и в более медленном темпе, чем у их сверстников. Один из характерных показателей уровня сформированности словообразования - это детское "словотворчество" Его возникновение связано с периодом, когда ребёнок начинает выделять словообразовательные морфемы, и обобщать их соответственно значениям, но еще не точно дифференцирует их учитывая нормы языка. А.М. Шахнарович высказывает мнение о том, что детское словотворчество появляется только на определенном этапе формирования познавательной деятельности ребенка. Исходя из этого, становится ясным тот факт, что у детей с задержкой психического развития начало периода словотворчества запаздывает во времени, и имеет большую продолжительность. Употребление неологизмов, можно наблюдать даже в речи учащихся 4 класса с ЗПР. У Е.С. Слепович [47] можно прочесть о некоторых особенностях употребления «неологизмов» детьми с ЗПР. Характерной особенностью речи таких детей наблюдается использование сразу нескольких словообразовательных вариантов (сад - садашный, садиный, садовый). Часто дети с задержкой психического развития не различают в речи правильный и неправильный словообразовательный вариант, в результате чего неправильные формы принимают как правильные. Этот факт свидетельствует о недостаточной сформированности «чувства языка» данной категории детей. Проявление нарушений словообразования особенно ярко выражено при употреблении суффиксов и приставок у прилагательных, а так же на материале глаголов.
По мнению С.В. Зориной [21.С126], «процесс овладения морфологической системой языка детьми с ЗПР характеризуется не только замедленностью, но и качественным своеобразием». В связи с эти положением С.В.Зорина определяет общие и специфические тенденции овладения формообразованием и словообразованием. Так, наряду с общими тенденциями, выделены ещё и специфические, которые характерны только детям с ЗПР:
а) употребление в большом количестве немотивированного (случайного) формообразования и словообразования с использованием морфем, имеющихся в наличии языка;
б) употребление морфем, отсутствующих в составе языка;
в) использование большого количества морфемных парафазии, семантически далеких, не входящих в парадигму морфем данного значения;
г) недостаточность в словообразовании механизмов переосмысления связей слов (по типу «народной этимологии»);
д) в процессах словоизменения и словообразования детей с ЗПР слабо представлена генерализация (или сверхгенерализация), то есть не используются правила и закономерности функционирования языковых единиц и их обобщение в процессе продуцирования высказывания;
е) процессы словоизменения и словообразования дошкольников с ЗПР характеризуются языковой асимметрией, иначе говоря, в них ярко выражены отступления от регулярности, единообразия в строении и функционировании языковых знаков.
В своих работах С.В. Зорина подтверждает более позднее возникновение периода детского словотворчества и более продолжительное его течение у данной категории детей. Выполнение заданий на словообразование обнаруживает в речи дошкольников с ЗПР одномоментное использование нескольких форм одного и того же слова, присутствие в речи форм, образованных при помощь и ненормативных аффиксов, подмена процессов словообразования процессами словоизменения, не точный выбор основы мотивирующего слова и нарушения звукослоговой структуры производного слова (ошибки чередования звуков, наращивание основы).
Мальцева Е.В. выделяет «три группы речевых нарушений у детей с ЗПР по степени выраженности:»
- «изолированный фонетический дефект (неправильное произношение лишь одной группы звуков). Причина, как правило, в недостаточности артикуляционного аппарата и недостаточности речевой моторики. Составляет 24,7 %;»
- «комбинированный дефект: дефекты произношения сочетаются с нарушениями фонематического слуха. Имеются дефекты в овладении двумя-тремя фонематическими группами. Наблюдается в 52,6 % случаев;»
- «системное недоразвитие речи - нарушения лексико-грамматической стороны речи на фоне крайне бедного словарного запаса, примитивной структуры высказываний. Наблюдается в 22,7 % случаев».
Степень тяжести речевого недоразвития определяется по характеру основного нарушения, например при не осложненном инфантилизме уровень речевого развития характеризуется небольшой задержкой или может соответствовать уровню развития речи в норме. При более сложной форме ЗПР церебрально-органического генеза отмечаются нарушения всей системы речевой деятельности.
Таким образом, ведущим нарушением в структуре расстройства словоизменения и словообразования дошкольников с задержкой психического развития можно считать нарушение семантического уровня морфологической системы языка, т.е.проблемы в распознавании грамматических значений, и организации самой языковой системы. У детей с ЗПР выявлены затруднения в операциях анализа и синтеза, сравнения, дифференцирования грамматических форм, вычленения морфем и сравнения их со значением, выделения общих закономерностей словообразования и формообразования при восприятии речи, понимания правил словообразования и использование их в процессе порождения высказывания, что вызвано недоразвитием процессов аналитико-синтетической деятельности таких детей. Трудности в процессах словоизменения и словообразования у дошкольников с задержкой в развитии можно наблюдать как в качественных, так и в количественных особенностях.
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод:
- Механизмы, которые лежат в основе изучения процессов словообразования, нашли своё отражение и в психолингвистических исследованиях, где прослеживается тесная взаимосвязь словообразования с психическими процессами и уровнем коммуникативного развития ребёнка, что даёт возможность понимать их в онтогенетическом единстве.
- Развитие механизмов словообразования также тесно связано с формированием морфологической системы языка, и с деятельностью механизмов, которые обеспечивают усвоение синтаксиса. Эти процессы основываются на способности к обобщению и дифференциации языковых единиц.
- Анализируя данные по развитию словообразования в онтогенезе у детей с нормой речевого развития показал, что с 3 до 4 лет в детской речи доминирует лексический уровень. К 4 до 5,6 лет в детской речи отмечается большое количество слов-неологизмов, что позволяет сделать вывод о преобладании словообразовательного уровня. Усвоение всех основных способов словообразования в условиях нормального речевого развития завершается к 7-8 годам.
- Анализируя лингвистическую, психолингвистическую и психолого-педагогическую литературу было выявлено, что у дошкольников с задержкой психического развития наблюдаются существенные отличия в формировании грамматической системы словообразования в сравнении с детьми с нормой речевого развития.
- В связи с низким уровнем познавательного развития, кроме того процессов анализа и синтеза, сравнения, обобщения, дифференциации, у дошкольников с ЗПР имеются и специфические особенности процесса словообразования. У этой категории детей отмечают ограниченность словарного запаса, несформированность понятий, не достаточный уровень практических обобщений, низкий уровень словесной регуляции действий.
- Развитие словообразования у детей с ЗПР осуществляется в такой же последовательности, что и при норме речевого развития, отмечается более замедленный темп усвоения морфологической структуры языка. Изучение словообразования позволяет сделать вывод о том, что у детей с ЗПР развитие процесса словообразования запаздывает во времени и протекает медленнее, чем у детей с нормальным речевым развитием.