Речевой КВН "Наш родной язык"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Представлен итоговый  логопедический утренник для детей с ФФНР группы компенсирующей направленности для детей 6-7 лет. Закрепление полученных знаний на занятиях по обучению грамоте и развитию речи в занимательной форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевой праздник КВН  «  Наш родной язык»»

Цель:  закрепление полученных знаний на занятиях  обучении грамоте и развитии речи в занимательной игровой форме.
Задачи: 
Образовательные задачи:
• проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях; 
•учить применять их в практической деятельности – игре.
Коррекционно-развивающие задачи: 
• закреплять умение определять количество слогов;
• закреплять умение находить слова с  заданным звуком;
• закреплять умение различать твёрдые и мягкие согласные;
• развивать умение правильно отвечать на поставленный вопрос;
• развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные задачи: 
• воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде

Подготовительная работа: каждая команда получает задание подготовить название команды, эмблему, девиз, приветствие, песню о КВН

Оформление зала. На центральной стене изображение пирамиды, в кольцах которой написаны слова:  «звук», «буква»,  «слог»,  «слово»,   «предложение»,  «речь».

Оборудование. рассыпанные слоги (таблицы), дидактический материал, муляжи фруктов, корзина, тарелка,  призы, разрезная азбука, фломастеры..

 Участники. Две команды детей из подготовительной к школе группы; болельщики- педагоги.

Ход праздника

Звучит мелодия телепередачи КВН. Участники игры — команды «Звуки» и «Буквы» — входят в зал и встают друг напротив друга.

Логопед: Добрый день, дорогие ребята и взрослые. Я рада сегодня приветствовать вас на логопедической викторине «Наш родной язык» (звучит музыкальная композиция и демонстрируется на экране  заставка из передачи ).

Сегодня ребята покажут всё, чему  научились в течение года. Цель нашего мероприятия – не соревнование, не желание показать кто лучше, кто хуже, а продемонстрировать, чему научились ребята, как умеют работать в команде, совещаться, обсуждать, находить правильное решение. Русский язык — язык строгих правил. Слова требуют, чтобы их правильно произносили и грамотно писали. Но некоторые слова любят пошутить и поиграть. Сегодня мы поучаствуем в их забавах!

Мы  начинаем, но сначала я представлю участников нашей викторины ( слайд №2)

Логопед. Слева — команда «Звуки», капитан команды Рязанова Варя.

Ваш девиз?

Команда «Звуки»»:     

                                       Мы — веселые ребята,

                                       Не даем себе скучать.

                                       С удовольствием сегодня

                                       Будем в КВН играть.

Логопед: Справа — команда «Буквы», капитан команды Костюкова Даша.

Ваш девиз?

Команда «Буквы»:   

                                         Мы ребята боевые,

              Любим мы сражаться.

              Мы готовы в КВН

              Посоревноваться.

Логопед представляет жюри.

                                        Вам и слава и почет.

                Все мы любим точный счет.

Логопед: А теперь команды приветствуют друг друга.

    Команда «Звуки»:

        Команде «Буквы»

                                      Хотим пожелать

        Уверенно, твердо

        К победе шагать.

Команда «Буквы»

       Пожелаем мы ребятам

       Не скучать и не зевать,

                                      На вопросы логопеда

        Побыстрее отвечать

Жюри дает оценку приветствию команд.

 Участники КВН поют песню на мелодию В. Шаинского «Улыбка».

Мы на конкурс речи собрались.

Говорить красиво, четко научились.

Звуки, буквы знаем мы теперь,

И с красивой речью, правильной, сдружились.

Припев.

Нам доверено с тобой

Провести удачный бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Ты богата, наша речь.

Ты красива, наша речь.

Ты — наш друг,

И все мы в это будем верить.

Логопед: 

Дорогие ребята! Вас ожидают непростые задания, настоящие                                                      головоломки. Не бойтесь ошибиться. Будьте настойчивыми. Не сдавайтесь. Думайте    — и вы обязательно найдете правильный ответ.

Внимание, внимание! Друзья!

Вот первый конкурс объявляю я.

Вы на вопросы смело отвечайте

И баллы для команды получайте!

Конкурс 1. «Разминка»

Для разминки отводится немного времени. За это время нужно как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ — одно очко.

 

  1. С помощью чего  мы общаемся друг с другом?
  2. Из чего состоит наша речь?

               3.Назовите три  правила предложений?

  1. Из чего состоят предложения?

5. Почему слова звучат по- разному?

7. Мы слышим звуки или буквы?

8 . Из чего состоит написанное слово?

9. Какие звуки в русском языке есть?

10. Назовите звонкие согласные.

11.        Назовите глухие согласные.
12. Какие согласные всегда твёрдые?

13. Какие согласные всегда мягкие?

14. Какие буквы не обозначают звуки?

(Судьи подсчитывают очки, выставляют счет)

Логопед. Сегодня нам предстоит подняться на вершину этой пирамиды.

 (Показывает плакат и кратко объясняет состав пирамиды.)

Речь-это общение, общаемся, разговариваем мы друг с другом при помощи предложений. Как это получается: из звуков и букв образуются слоги; слоги собираются в слова, а из слов получаются предложения.

Конкурс 2. «Знатоки звуков»

Логопед показывает на половину нижнего кольца пирамиды. «Звук»

  • 1. « Третий лишний»

Логопед: Я называю вам три звука, вы должны сказать, какой звук лишний и почему.

Задание для команды «Звуки»:

АМО; ВГУ; ВПС МКР СьМьП; ЙШЧ

Задание для команды «Буквы»

САИ; МОН; КТБ; ЛьНьР; ТЛКь; ЙЦЧ

  • 2. Задание для команды «Звуки»

Как называются звуки, которые произносятся при помощи губ, зубов и языка? (согласные)  (слайд №3)

  • Задание для команды «Буквы»

Учитель-логопед: Как называются звуки, которые можно пропеть? (гласные)  (слайд №4)

  • 3. Задание для команды «Звуки»

Учитель-логопед: Каким цветом обозначается твердый согласный? (синим)  (слайд №5)

  • Задание для команды «Буквы»

Учитель-логопед:  Каким цветом обозначается мягкий согласный? (зеленым).

  • 4. Игра «Сломанный телевизор» (слайд №6)

Учитель-логопед:

Вы знаете, что в русском языке 6 гласных звуков: а, о, у, ы, и, э.  Командам необходимо узнать звук по беззвучной артикуляции, команде «Звуки» - назвать звук, который произносит девочка, а команде «Буквы» произнести звук, который произносит мальчик, расположенный справа.

  • 5. Игра по картинкам
  • Задание для команды «Звуки»

Учитель-логопед: Выберите и назовите  цветок, который заканчивается на гласный звук? (слайд № 7)

  • Задание для команды «Буквы»

Учитель-логопед: Выберите и назовите предмет, в названии которой первый звук мягкий согласный. (слайд № 8)

Специальное задание для обеих команд: (слайд № 9)

«Выберите картинку, в названии которой все согласные звуки звонкие».

(Жюри подводит итоги)

3 раунд – «Перемена»

Учитель-логопед:
Команда строится в колонну за капитаном. По сигналу каждый игрок команды добегает до мольберта, обводит предмет, в названии которого встречается звук [а]. Выигрывает та команда, которая первая справится с заданием и верно обведёт все картинки со звуком (а).  (слайд № 10)

(Звучит музыкальная композиция)

  • Учитель-логопед:  Напечатать на доске слова и дать характеристику звукам в слове «весна» команде «Звуки», слово «птица» команде «Буквы» (слайд № 11).

В-

П-

Е-

Т-

С-

И-

Н-

Ц-

А-

А-

Конкурс 3. «Знатоки букв»

Логопед  указывает на половину  нижнего кольца пирамиды. «Буква»

Учитель-логопед:  А теперь посмотрим, как вы знаете буквы.  Сейчас я помогу вам раскрыть эти секреты! В этом мне помогут    волшебные таблицы.

(Выдает каждой команде таблицу с буквами.  Дети решают, кто из игроков команды будет выполнять это задание)

                           Учитель - логопед:

                       Разгадай-ка, друг, загадку,

Буквы вычеркни скорей

                       Те, которые два раза

            Встретишь в азбуке моей.

Вот тогда прочесть ты сможешь

И ответ мне сообщишь:

(Ответы напечатать на доске)

Команда «Звуки»        

             

Г

Я

Р

С

Б

А

Е

А

 Р

Л

Е

О

Г

К

С

И

(яблоки)

Команда « Буквы”

 

Л

0

3

К

Ё

Ы

М

Р

 К

Ы

0

Н

Л

М

А

    (зёрна)

  •  «Глазастики».  

Учитель-логопед:  Распутать буквы и напечатать их на доске (слайд № 12).

(Жюри дает оценку конкурсу.)

Конкурс 4. «Знатоки слогов»

Логопед указывает на следующую ступеньку пирамиды — «Слог». ( слайд № 13).

  • 1. Игра «Слова называй - слоги считай!».

Учитель – логопед: Команда «Звуки»  называют предметы и определяют количество слогов, которые расположены справа, команда «Буквы» слева.

  • 2. Игра        «Рассыпанные слова».

Учитель – логопед:

                         Посмотрите, эти слоги

 Разбежались кто куда

 И горюют: снова слово

 Не сложить им никогда!

 Кто помочь словам готов?

 Все они из трех слогов.

Чтобы задание было легче выполнять, я дам вам подсказку: эти слова обозначают названия фруктов, которые лежат у меня в корзине. Прочитайте слоги и назовите фрукты!

Для каждой команды выставлены по два «рассыпанных» на слоги слова:

мо-ны-ли        си-ки-пер

бло-я-ки        на-ны-ба

 Игра 3.  «Замок»

 Учитель – логопед:  В   каждой цифре замка закодирован слог. Какие слова получатся, если набрать  разные коды? (слайд № 14).

   ( Жюри дает оценку конкурсу.)

  Конкурс 5. «Знатоки слов»

Логопед указывает следующую ступеньку пирамиды — «Слово».

  • 1. Игра «Он — она» (проходит в быстром темпе).


Учитель – логопед:

        У меня для вас игра

Под названием «Он — она».

Попрошу вас, не зевайте, Слово в стих мой добавляйте.

  Он слон — она... (Слониха.)

  Он лось — она... (Лосиха.)

                            Он кот — она... (Котиха).

   Нет, конечно! Это кошка!

   Ну, ошиблись вы немножко.

   Что ж, сыграем еще раз,

   Обыграть хочу я вас.

   Он морж — она...

   Он заяц — она...

   Он еж — она….

   Он бык — она...

   Всем знакомо это слово?

   Да, да, да! Она — корова.

Физминутка «Паучок» (слайд № 15).

Игра 2 . «Слово составляй, а затем читай» (слайды  № 16 – 17).

 Учитель – логопед: Соедините части слова стрелочками так,чтобы получилось целое слово, команде «Звуки» по теме «Животные», «Буквы» по теме «Мебель».

       Игра 3 . «Прочитать зашифрованные слова» (слайд № 18).

       Учитель – логопед: Каждая команда должна угадать какое получилось слово.

Игра 4. «Собери буквы в правильном порядке, составь слово»» (слайды  № 19 – 20).

Учитель – логопед: Соберите буквы в правильном порядке и напечатайте буквы в пустые окошки, прочитайте слово, которое получилось.

Конкурс 6. «Знатоки предложений»

Логопед показывает следующую ступеньку пирамиды — «Предложение».

Учитель – логопед: Пришла пора начинать конкурс капитанов! Посмотрим, как они умеют защищать честь своей команды.

  • «Чьё предложение лучше?

Логопед. Придумайте предложения о весне, (птицах),  и нарисуйте схему.

Логопед. А теперь составить рассказ о птицах, используя таблицу ( слайд № 21), команде «Звуки» о ласточке, а команде «Буквы» о скворце.

Логопед: Вот мы и поднялись  на вершину пирамиды. На ней написано слово     речь.

Речь — это драгоценность, владеет ею только человек. Очень важно научиться говорить правильно и красиво, чтобы  людям было приятнее слушать вас и легче понимать.

(Жюри отмечает уровень готовности детей к школе, подводит итоги игры, награждает победителей и участников.)

Учитель – логопед:  Закончилась наша встреча. Спасибо вам большое за хорошую игру! Надеюсь, всем вам понравилось выполнять задания. Награждение участников небольшими подарками, которые помогут ребятам в дальнейшем обучении.

Старайтесь говорить красиво, четко, ясно и беречь наш великий русский язык! До свиданья, друзья! До новых встреч!

(Звучит музыка.)

Логопед

Учились вы старательно

От осени до лета.

Ведь это замечательно

И очень увлекательно

У всех давно известных слов

Вдруг открывать секреты.

Конечно,  тайны языка

Не все открыли мы пока,

Но, если лето тут как тут,

Пускай нас тайны подождут!


Слова детям

С логопедом мы учились

Все красиво говорить

Место разным звукам

На схеме находить.

Узнали: в предложении

Слова должны дружить,

И что предлог со словом

Нельзя соединить,

Буквы, изучая

Учились мы читать.

Учились по картинкам

 Рассказы составлять.

Вот подрастём за лето

И в школу мы пойдём,

Много интересного

В книгах мы прочтём.

Сумеем мы кроссворды

И ребус отгадать.

А логопед нам хочет

Удачи пожелать!

Команда «Звуки»

                                       Мы — веселые ребята,

                                       Не даем себе скучать.

                                       С удовольствием сегодня

                                       Будем в КВН играть.

Команда «Звуки»:

            Команде «Буквы»

                                        Хотим пожелать

            Уверенно, твердо

            К победе шагать.

Команда «Буквы»:   1

                                        Мы ребята боевые,

              Любим мы сражаться.

              Мы готовы в КВН

              Посоревноваться.

Команда «Буквы» 2

       Пожелаем мы ребятам

       Не скучать и не зевать,

                                     На вопросы логопеда

        Побыстрее отвечать

Команда «Буквы»:  1

                                        Мы ребята боевые,

              Любим мы сражаться.

              Мы готовы в КВН

              Посоревноваться.

Команда «Буквы» 2

       Пожелаем мы ребятам

       Не скучать и не зевать,

                                         На вопросы логопеда

        Побыстрее отвечать

Команда «Буквы»: 1  

                                        Мы ребята боевые,

              Любим мы сражаться.

              Мы готовы в КВН

              Посоревноваться.

Команда «Буквы» 2

           Пожелаем мы ребятам

           Не скучать и не зевать,

                                         На вопросы логопеда

           Побыстрее отвечать

Команда «Буквы»:   1

                                        Мы ребята боевые,

              Любим мы сражаться.

              Мы готовы в КВН

              Посоревноваться.

Команда «Буквы» 2

       Пожелаем мы ребятам

       Не скучать и не зевать,

                                         На вопросы логопеда

        Побыстрее отвечать

Команда «Буквы»:   1

                                        Мы ребята боевые,

              Любим мы сражаться.

              Мы готовы в КВН

              Посоревноваться.

Команда «Буквы» 2

       Пожелаем мы ребятам

       Не скучать и не зевать,

                                         На вопросы логопеда

        Побыстрее отвечать

Команда «Буквы»:   1

                                        Мы ребята боевые,

              Любим мы сражаться.

              Мы готовы в КВН

              Посоревноваться.

Команда «Буквы» 2

       Пожелаем мы ребятам

       Не скучать и не зевать,

                                         На вопросы логопеда

        Побыстрее отвечать

Команда «Буквы»:   1

                                        Мы ребята боевые,

              Любим мы сражаться.

              Мы готовы в КВН

              Посоревноваться.

Команда «Буквы» 2

       Пожелаем мы ребятам

       Не скучать и не зевать,

                                         На вопросы логопеда

        Побыстрее отвечать

Команда «Звуки»

     1

                                       Мы — веселые ребята,

                                       Не даем себе скучать.

                                       С удовольствием сегодня

                                       Будем в КВН играть.

                                           2

            Команде «Буквы»

                                        Хотим пожелать

            Уверенно, твердо

            К победе шагать.

Команда «Звуки»

     1

                                       Мы — веселые ребята,

                                       Не даем себе скучать.

                                       С удовольствием сегодня

                                       Будем в КВН играть.

                                           2

            Команде «Буквы»

                                        Хотим пожелать

            Уверенно, твердо

            К победе шагать.

Команда «Звуки»

     1

                                       Мы — веселые ребята,

                                       Не даем себе скучать.

                                       С удовольствием сегодня

                                       Будем в КВН играть.

                                           2

            Команде «Буквы»

                                        Хотим пожелать

            Уверенно, твердо

            К победе шагать.

Команда «Звуки»

     1

                                       Мы — веселые ребята,

                                       Не даем себе скучать.

                                       С удовольствием сегодня

                                       Будем в КВН играть.

                                           2

            Команде «Буквы»

                                        Хотим пожелать

            Уверенно, твердо

            К победе шагать.

Команда «Звуки»

     1

                                       Мы — веселые ребята,

                                       Не даем себе скучать.

                                       С удовольствием сегодня

                                       Будем в КВН играть.

                                           2

            Команде «Буквы»

                                        Хотим пожелать

            Уверенно, твердо

            К победе шагать.

Команда «Звуки»

     1

                                       Мы — веселые ребята,

                                       Не даем себе скучать.

                                       С удовольствием сегодня

                                       Будем в КВН играть.

                                           2

            Команде «Буквы»

                                        Хотим пожелать

            Уверенно, твердо

            К победе шагать.

Команда «Звуки»

     1

                                       Мы — веселые ребята,

                                       Не даем себе скучать.

                                       С удовольствием сегодня

                                       Будем в КВН играть.

                                           2

            Команде «Буквы»

                                        Хотим пожелать

            Уверенно, твердо

            К победе шагать.

Команда «Звуки»

     1

                                       Мы — веселые ребята,

                                       Не даем себе скучать.

                                       С удовольствием сегодня

                                       Будем в КВН играть.

                                           2

            Команде «Буквы»

                                        Хотим пожелать

            Уверенно, твердо

            К победе шагать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ № 651 "Особенности речевого развития родного языка в условиях ФГОС в ОО, ДОУ"

quot;Мастер - класс"  "Степная красавица из бросового материала"Описание: Материал может быть полезен педагогам, родителям, и всем кто увлекается творчеством.Назначение...

Конкурс чтецов "Есть у каждого язык, что родной навеки" (К Международному дню родного языка)

Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы для проведения подобного мероприятия....

Сценарий праздника родного языка для старших дошкольников «О русский мой, родной язык»

Цель:  Создать условия для познавательно-речевого развития...

Праздник родного языка- 21 февраля-Международный день родного языка

Международный день родного языка, провозглашенный в 2000 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ежегодно отмечается 21 февраля. Эта дата стала отличным поводом для организации в дошкольном учреждении пра...

Сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово»

Отличный новый наполненный играми, песнями, танцами,частушками, загадками, прибаутками,сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово» с веселыми ведущими ско...

Конспект НОД по ФЦКМ по теме «Родной язык у всех один?» посвященный «Дню родного языка» в подготовительной к школе группе

Задачи: Познакомить детей с понятием «родной язык». Познакомить с особенностями и отличиями русского и башкирского языка. Воспитывать любовь к малой Родине, уважительное отношение к предст...

Сценарий литературно- музыкального интеллектуального вечера посвященного Международному дню родного языка на тему: «Родной язык - моё богатство» (для детей старшей, подготовительной группы)

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать у детей любознательность, стремление к новым знани...