Тема: Пересказ басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек"
план-конспект занятия по логопедии по теме

Морозова Анастасия Владимировна

Тема:   Пересказ басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».

Цели.

1. Коллективное составление плана пересказа.

2. Самостоятельный пересказ по плану.

3. Выявление с помощью логопеда скрытого смысла басни.

4. Упражнение в звуко-слоговом анализе.

Предварительная работа.

 Упражнение с «возрастными» сериями картинок «Разложи по возрасту (с младшего или со старшего)».

 Игра «Наоборот» — подбор антонимов-прилагательных по возрастному принципу.

Оборудование.

2 серии «возрастных» предметных картинок (см. занятие 2).

Карточки-схемы слов: дедушка, внучек, сын, невестка, дед, внук, отец, мать, батюшка, матушка.

 

План занятия. 

I. Второе чтение басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».

 (Первое чтение см. занятие 2. Предварительная работа.)

II. Беседа по содержанию прочитанной басни.

Что произошло с дедом?

Как проявляется старость у деда?

Почему у деда ноги не ходили, глаза не видели, уши не слышали?

Как обидели деда в семье?

Где стали давать деду обедать?

Что случилось во время обеда за печкой?

Почему дед уронил и разбил чашку?

Как во второй раз обидела невестка старого деда?

Как можно назвать поступок невестки? (Недобрый, злой, жестокий, глупый).

Как ответил на жестокость родителей сын?

Как можно назвать поступок Миши? (Добрый, умный, поучительный, но не грубый).

Почему заплакали отец с матерью? Чему научил родителей Миша?

Как надо относиться к старым и слабым? (Уважать, помогать, ухаживать, не обижать).

III.  Третье чтение и составление плана пересказа.

Логопед во время чтения акцентирует внимание на смысловых отрывках.

План.

 1.Дед стал стар.

 2.Сын и невестка дважды обидели деда.

 3.Поучительный поступок внука.

 4.Раскаяние сына и невестки.

 

IV. Самостоятельный пересказ по цепочке.

V. ФКМ «Если хочешь сильным стать, должен ты запоминать и быстро выполнять» (миникомплексы из трех упражнений по согласованию с физруком).

VI. Упражнение в звуко-слоговом анализе «Подбери схемы слов к героям басни Л.Н. Толстого».

VII.    Итог.

  Чему научил нас великий русский писатель Лев Николаевич Толстой в своей басне «Старый дед и внучек».

Закрепление вне занятия

Пересказ басни Л.Н. Толстого в кругу семьи.

Игра «Назови ласково» (дед — дедушка, баба —…,    старик —… ,старуха —…. ,  внук —…, сын — …,   невестка —…, батя —….,    мать — ..., дочь- ...).

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   Пересказ басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».

Цели.

1. Коллективное составление плана пересказа.

2. Самостоятельный пересказ по плану.

3. Выявление с помощью логопеда скрытого смысла басни.

4. Упражнение в звуко-слоговом анализе.

Предварительная работа.

 Упражнение с «возрастными» сериями картинок «Разложи по возрасту (с младшего или со старшего)».

 Игра «Наоборот» — подбор антонимов-прилагательных по возрастному принципу.

Оборудование.

2 серии «возрастных» предметных картинок (см. занятие 2).

Карточки-схемы слов: дедушка, внучек, сын, невестка, дед, внук, отец, мать, батюшка, матушка.

План занятия.        

I. Второе чтение басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».

 (Первое чтение см. занятие 2. Предварительная работа.)

II. Беседа по содержанию прочитанной басни.

Что произошло с дедом?

Как проявляется старость у деда?

Почему у деда ноги не ходили, глаза не видели, уши не слышали?

Как обидели деда в семье?

Где стали давать деду обедать?

Что случилось во время обеда за печкой?

Почему дед уронил и разбил чашку?

Как во второй раз обидела невестка старого деда?

Как можно назвать поступок невестки? (Недобрый, злой, жестокий, глупый).

Как ответил на жестокость родителей сын?

Как можно назвать поступок Миши? (Добрый, умный, поучительный, но не грубый).

Почему заплакали отец с матерью? Чему научил родителей Миша?

Как надо относиться к старым и слабым? (Уважать, помогать, ухаживать, не обижать).

III.  Третье чтение и составление плана пересказа.

Логопед во время чтения акцентирует внимание на смысловых отрывках.

План.

 1.Дед стал стар.

 2.Сын и невестка дважды обидели деда.

 3.Поучительный поступок внука.

 4.Раскаяние сына и невестки.

IV. Самостоятельный пересказ по цепочке.

V. ФКМ «Если хочешь сильным стать, должен ты запоминать и быстро выполнять» (миникомплексы из трех упражнений по согласованию с физруком).

VI. Упражнение в звуко-слоговом анализе «Подбери схемы слов к героям басни Л.Н. Толстого».

VII.        Итог.

  Чему научил нас великий русский писатель Лев Николаевич Толстой в своей басне «Старый дед и внучек».

Закрепление вне занятия

Пересказ басни Л.Н. Толстого в кругу семьи.

Игра «Назови ласково» (дед — дедушка, баба —…,    старик —… ,старуха —…. ,  внук —…, сын — …,   невестка —…, батя —….,    мать — ..., дочь- ...).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область Коммуникация Тема: Пересказ рассказа Л.Н.Толстого "Косточка"

Программное содержание:1. Учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту.2. Учить понимать мотивы поведения героев и характеризовать их.3. Развивать умение, пересказывать, опираяс...

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе. Пересказ басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»

Учить составлять коллективно план пересказа рассказа. Продолжать учить самостоятельно пересказывать рассказ. Понимать с помощью педагога скрытый смысл басни. Упражнять в звуко-слоговом анализе. ...

Пересказ басни Л.Н. Толстого «Два товарища»

Знакомит дошкольников с новым жанром – басней, с её особенностями, воспитывает чуткость к образному строю языка....

Открытое занятие по развитию речи пересказ басни Л.Толстого "Старый дед и внучек"

Пересказ басни Л.Толстого «Старый дед и внучек» Цели: Составление пересказа по тексту. Учить детей последовательно пересказывать литературный образец. Активизировать и расширять слова...

НОД по художественной литературе " Пересказ басни Л.Н.Толстого "Мальчик стерёг овец"

В данном конспекте содержится материал анализа басни....

Технологическая карта. Тема «Чтение басни Л.Н.Толстого «Белка и волк»

Разработка и организация НОДВайшля Светлана Анатольевна – воспитатель Возрастная группаСтаршая группа (дети 5-6 лет)Тема мероприятияТема «Чтение басни Л.Н.Толстого «Белка и волк...