Технологическая карта. Тема «Чтение басни Л.Н.Толстого «Белка и волк»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Вайшля Светлана Анатольевна

Разработка и организация НОД

Вайшля Светлана Анатольевна – воспитатель

 

Возрастная группа

Старшая группа (дети 5-6 лет)

Тема мероприятия

Тема «Чтение басни Л.Н.Толстого «Белка и волк»

Цель мероприятия

Формирование интереса и любви к восприятию художественной литературы.

Задачи

Продолжать знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.

Развивать умение передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно, с опорой на сюжетные карточки или схему.

Формировать навыки развёрнутого высказывания.

Развивать монологическую речь.

Развивать навыки анализа содержания и языкового оформления текста.

Развивать слуховое внимание, мышление.

Провести лексический разбор словосочетания «…Злость сердце жжёт».

Воспитывать любознательность, доброту и отзывчивость.

Воспитывать добрые и заботливые отношения к маленьким жителям нашей планеты.

Планируемый результат по образовательным областям:

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Физическое развитие

Дети способны определять главную мысль текста (мораль);

Дети при обыгрывании басни, выразительно показывают образы белки и волка, понимают эмоции героев.

Использование образовательных технологий

Личностно - ориентированные технологии.

Здоровье сберегающие технологии.

Игровые технологии.

Информационно – коммуникативные технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vayshlyanodbasnya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта мероприятия

Разработка и организация НОД

Вайшля Светлана Анатольевна – воспитатель

Возрастная группа

Старшая группа (дети 5-6 лет)

Тема мероприятия

Тема «Чтение басни Л.Н.Толстого «Белка и волк»

Цель мероприятия

Формирование интереса и любви к восприятию художественной литературы.

Задачи

Продолжать знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.

Развивать умение передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно, с опорой на сюжетные карточки или схему.

Формировать навыки развёрнутого высказывания.

Развивать монологическую речь.

Развивать навыки анализа содержания и языкового оформления текста.

Развивать слуховое внимание, мышление.

Провести лексический разбор словосочетания «…Злость сердце жжёт».

Воспитывать любознательность, доброту и отзывчивость.

Воспитывать добрые и заботливые отношения к маленьким жителям нашей планеты.

Планируемый результат по образовательным областям:

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Физическое развитие

Дети способны определять главную мысль текста (мораль);

Дети при обыгрывании басни, выразительно показывают образы белки и волка, понимают эмоции героев.

Использование образовательных технологий

Личностно - ориентированные технологии.

Здоровье сберегающие технологии.

Игровые технологии.

Информационно – коммуникативные технологии.

Содержательные этапы мероприятия

Введение

Основная часть

Заключительная

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Мы гостям всегда рады, какими словами  встречаем гостей? (ответы детей: здравствуйте, доброе утро, мы рады вас видеть, добро пожаловать)

Много добрых и хороших слов вы сказали, а в ответ посмотрите , вам улыбнулись и у гостей засияли  глаза. Доброе слово открывает путь к сердцу.

(Детям предлагается присесть на поляну знаний)

- Ребята , вы любите подарки? Ваши друзья из группы «Ромашки» попросили меня передать вам подарок. Он спрятан в загадочном сундуке.

Отгадаете загадку , узнаете что подарили ваши друзья (книга).

(Воспитатель из сундука достает книгу.)

 - В этой книге сказки и рассказы Л.Н.Толстого (выставляется портрет Л.Н.Толстого)

Вы любите когда вам читают книги?

 Я вам прочту произведение Л.Н.Толстого «Белка и волк». Слушайте внимательно (Воспитатель читает басню)

К какому литературному жанру относится прочитанное мной произведение. Объясните свой выбор. (Дети высказываются и  объясняют почему  они так решили.)

 -Ребята, я прочитала вам басню Л.Н.Толстого «Белка и волк». Басня —  это короткое произведение , поучительного характера. Главные герои басен чаще всего животные. Под видом животных изображаются люди: трудолюбивые и ленивые, умные и глупые, добрые и злые. В баснях есть мораль. Мораль -

поучительный  вывод.

 Беседа по  содержанию басни

  1. Кто герои басни ? (Герои басни белка и волк)
  2. Как волк поймал белку?(Белка прыгала с ветки на ветку и упала на волка)
  3. Что волк хотел сделать с белкой? (Волк хотел съесть её)
  4. О чем белка попросила волка? (Она просила отпустить её.)
  5. Что ей ответил волк ? (Сказал, что отпустит, если она ответит на его вопросы.)
  6. Что спросил волк у белки? (Почему белки такие весёлые?)
  7. Почему волк решил что белки всегда веселы?(Белки прыгают и играют)
  8. Как ответила белка: почему волку всегда скучно? (Потому что он злой, злость ему сердце жжет)
  9. Отчего белки веселы? Как об этом сказано в басне?(Ответы детей)

 (после ответов детей зачитывается фрагмент сказки)

  • Ребята, белка сказала волку: «Тебе злость сердце жжёт». Ребята, как вы считаете, что означает выражение «злость сердце жжет».(Ответы детей)
  • А чем можно обжечься? (Огнём, кипятком, горячим чаем, паром…)

Кто из вас обжигался?(Ответы детей) Это больно? (Да)А когда больно хочется веселиться ?

Волку всегда скучно, грустно, потому что его сердце болит, злость его жжёт.

Из-за злобы он не видит радости в жизни , делает плохие поступки, не чувствует жалости к окружающим.

Что-бы быть счастливым, надо помогать другим. 

Динамическая пауза.( Соответственно музыке дети изображают белку и волка.)
- Ребята, а вы сможете изобразить  злого волка? (Звучит музыка, дети изображают волка)

 - А теперь давайте покажем , какая белочка весёлая.

(Звучит музыка, дети танцевальными движениями изображают белку)

 I – вариант моделирование басни «Белка и волк» по схеме.

 II – вариант моделирование басни по сюжетным картинкам (Индивидуальная совместная деятельность для 3-4 детей.)

Давайте разложим схему их по порядку.( На  доске  вывешивается схема  и  разбирает вместе с детьми содержание) 

 С чего всё началось?

Как вы думаете, какая из карточек должна стоять второй? Почему?

Что было дальше? И т.д.

Слушайте внимательно басню. Потом будете рассказывать  вы.

Слушание басни (аудиосказка) с установкой на запоминание.

Пересказ басни детьми с опорой на сюжетные картинки или схему по выбору детей.

Вызываю 2 – 3 человек.

(Воспитатель хвалит детей.)

Рефлексия.

- Как называется басня? Кто автор?

- Чему учит нас басня? Какими нельзя быть? Почему? Какими надо быть? Почему? (Ответы детей)

- Главная мысль (мораль) басни Л.Н.Толстого «Белка и волк» заключается в том, что для обретения счастья следует побороть в себе злость. Сказка учит быть, добросердечными, доброжелательными к окружающим.

Я вижу по вашим глазам, что вы очень добрые дети. Положите руки на сердце, почувствуйте его тепло и подарите это тепло и доброту всем людям!

Я дарю  вам эти схемы. По ним вы сможете вспомнить и рассказать басню своим друзьям и родителям.

Методы и приемы

  • Психологический метод самоопределения.
  • Словесные: чтение произведения; беседа по содержанию;
  • Наглядные: метод демонстрации по схеме;
  • Практические: игровые задания, упражнения

Оборудование для проведения мероприятия

Мультимедийные устройства, книга Л.Н.Толстого «Рассказы и сказки», магнитная доска, сундучок , сюжетные картинки по содержанию сказки, музыкальное сопровождение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ сказки Л.Н. Толстого "Белка и волк"

Учить связно, последовательно, выразительно и граммотически правильно передавать содержание сказки, используя наглядную основу в виде графических схем....

Конспект занятия по развитию речи в пстаршей группе. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ  сказки  Л. Толстого  «Белка и  волк».Образовательные  задачи: продолжать учить пересказывать  ли...

Технологическая карта. Тема: «Чтение стихотворения Г.Сапгира «Кошка»».

Конспект непосредственно образовательной деятельности По развитию речи Тема: «Чтение стихотворения Г.Сапгира «Кошка»».                ...

Технологическая карта. Тема: чтение стихотворения А.Введенского «Мышка».

Тема: чтение стихотворения А.Введенского «Мышка».Формы образовательной деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной лите...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк»

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема:  «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк» Цель: Учить детей пересказывать литер...

Технологическая карта образовательного события по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы Тема Пересказ сказки Л. Толстого "Белка и волк" (по О.С. Ушаковой)

Учить пересказывать литературный текст точно, последовательно, в ситуации письменной речи (ребёнок диктует – взрослый записывает). Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, умени...